Главная страница
Навигация по странице:

  • 49. Индивид. Индивидуальность. Личность.

  • 50. Проблема человеческой свободы. Смысл жизни человека.

  • Смысл жизни человека

  • Философия. Философия как наука. Структура философского знания


    Скачать 171.67 Kb.
    НазваниеФилософия как наука. Структура философского знания
    АнкорФилософия
    Дата02.01.2021
    Размер171.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    ТипДокументы
    #165519
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    48. Человек как биопсихосоциальное существо

    Мы подходим к человека с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным. ' Биологическое выявляется в морфофи-зиологических, генетических явлениях, а тоже в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. 'Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и несознательные процессы, свобода, переживания, память, характер, темперамент и т, д. Но ни один аспект в частности ни раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, который говорится мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно только биологическим закономерностям или только социальным? Любой категорический ответ был бы очевидным упрощением: человеческое мышление представляет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, физиологическому), но удержание его, его определенная наполненность - это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в каком социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.

    Социальное и биологическое, сущие в неделимом единстве в человеке, в абстракции фиксируют только крайние полюсы в многообразия человеческих свойств и действий. Да, когда идти в анализе человека к биологического полюса, мы "спустимся" на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамичной системы, которая стремится к сохранения своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи.

    49. Индивид. Индивидуальность. Личность.

    Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

    Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

    Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

    Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

    человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или

    устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

    Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.

    Человек - совокупность всех общественных отношений.

    Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;

    натуралистическое (биологическое) понимание человека;

    сущностное понимание человека;

    целостное понимание человека.

    Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

    50. Проблема человеческой свободы. Смысл жизни человека.

    Самоопределяем или детерминирован человек в своих поступках? Детерминизм исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь определяет (обусловливает, детерминирует) как мотивы поступков, так и мысли людей. Индетерминизм: мотивы поступков, возникая спонтанно, самопроизвольно, зависят только от свободной воли человека.

    Спиноза: свобода – глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным.

    Гегель: история человечества – прогресс в сознании свободы. Случайность – не плод человеческого незнания, она существует объективно в самих вещах и является формой выражения необходимости. В каждой случайности есть элемент необходимости.

    В марксистской философии: свобода – как познанная необходимость (закономерность), и как практическое использование результатов этого познания. Свобода – есть свобода выбора. Диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает эту свободу строго детерминированной системой реальных возможностей.

    Бюхнер: свобода – это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке.

    П. Гольбах: во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свобода – химера.

    Н.А. Бердяев: связь свободы с природной и социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности, свобода – есть творчество.

    Наука: даже самые иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора линии поведения человеком, определяются его интересами.

    Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор альтернативных линий поведения. В природе реальной ситуации выбора не возникает: реализуется та возможность, которая должна реализоваться в существующих объективных условиях. А человек может сознательно влиять на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Один из аспектов проявления человеческой свободы – способность преобразовывать окружающий мир, преобразовывать самого себя и окружающий социум.

    Вышесказанное позволяет утверждать, что в рамках общей концепции детерминизма свобода может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне ее движения.

    Свобода – возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели. Ответственность – диктуемая объективными условиями. Их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

    Смысл жизни человека:

    Смысл жизни - является одной из фундаментальных философских проблем, содержание которой заключается в понимании конечной цели существования человека, определение его места в природе как биологического вида и предназначения как социального существа.

    Анализ философских школ и направлений позволяет выделить основные подходы к пониманию смысла жизни в истории философии:

    1) нет никакого смысла, либо он не доступен человеческому познанию;

    2) смысл жизни заключается в самой жизни;

    3) смысл жизни в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить детей и т.д.;

    4) есть только земное счастье и надо стремиться получить его как можно больше, т.к. абсолютного смысла жизни нет;

    5) смысл жизни заключен в религиозном понимании мира как стремлении к посмертному существованию души.

    Смысл жизни – это ценность, осознавая которую человек строит свою жизнь и определяет ее цели.

    Философия рассматривает вопрос о смысле жизни с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

    В первом случае смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида. Каждый человек определяет его сам в своих собственных размышлениях, опираясь на собственный опыт. Во втором случае смысл жизни понимается как специфический способ существования человеческого рода. В этом случае содержание смысла жизни является результатом эволюции человечества, развития процесса мышления и формирования человеческого сознания.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта