Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Философия Сократа и Платона Философия Сократа

  • Философия Платона

  • 7.Философия Аристотеля

  • Философия. Философия как наука. Структура философского знания


    Скачать 171.67 Kb.
    НазваниеФилософия как наука. Структура философского знания
    АнкорФилософия
    Дата02.01.2021
    Размер171.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    ТипДокументы
    #165519
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    5. Философия досократиков


    Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира.

    Милетская школа (VI-V вв. до н. э.) совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. Фалес (ок. 624-545 до н. э.) полагал началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610-547 до н. э.) утверждал, что началом всего является неопределенное (от греч. apeiron), Анаксимен (ок. 588-524 до н. э.) считал, что началом всего является воздух. Таким образом, вопрошая о причине сущего, милетцы достигли физической абстракции.

    П ифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) - этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос (порядок= красота), они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев сущность вещей в числе, пифагорейцы, добились математической абстракции. В основе мира лежит число.Каждое число священно, что-то символизирует. ( 1) геометрический символ ●(точка) в философии – единый,единство 2)геометрический символ (линия)–различие,противоположность 3)геометрический символ(плоскость) - единство противоположностей (черный+белый=серый) 4) геометрическое тело - развитая противоположность (т.е в мире существует больше противоположностей, чем 2(времена года) )

    10 – самое священное число ,символ космоса (1+2+3+4=10)Совокупность всех точек, линий, плоскостей и тел.

    Школа элеатов (VI-V вв. до н. э.) обсуждала проблему бытия самого по себе. Основной представитель этой школы Парменид, один из величайших философов западной традиции, высказал предположение о том, что бытие есть, небытия же нет. Парменид считал, что чувства обманывают нас, на самом деле не существует становления и разрушения, не существует множества, существует лишь то, что мыслимо, т. е. единое. По утверждению другого греческого философа Мелисса (ок. 444 до н. э.), бытие вечно, бесконечно, едино, неподвижно и не претерпевает страдания. Таким образом, размышления о сути бытия позволило элейской школе достигнуть метафизической абстракции.

    Гераклит (5 в до н.э)Все меняется, развивается, течет : в одну и ту же реку невозможно войти дважды. И бытие есть и небытие тоже есть , те материальный и нематериальный мир.Происхлжит постоянный переход между миром мысленным (нематериальным) и материальным.

    Он полагал, что все находится в постоянном движении. (Позднее для обобщения его учения использовали выражение - все течет» (греч. pdnta rhei).) Вещи возникают благодаря противоположности; над всем же преходящим господствует мировой закон или мировой разум (от греч. logos). 

    Анаксагор (ок. 499-428 до н. э.) настаивал на бесконечном многообразии первоматерии, однородной, но качественно различной. Принципом изменения является разум, доказательством чего служат космическое движение и порядок.

    Атомисты (Демокрит (ок. 460 до н. э. - ?) и др., утверждали, что существует бесконечное множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только величиной, формой, положением и расположением. Атомы неизменны, их движение вечно. Между ними - пустота, и нет никакого иного организующего принципа, кроме тяжести. Человеческое же восприятие возможно благодаря материальным образам, исходящим от вещей.

    Софистическое движение (450-350 до н. э.) завершило эволюцию досократического мышления и заложило основания следующего этапа развития греческой философии. Софисты сочли неудовлетворительными многообразные учения своих предшественников и подвергли их критике. Теоретические основания софистики были разработаны Протагором. Софисты выдвигали тезис об относительности закона и доказывали, что каждый обладает правом использовать любые средства для удовлетворения своих желаний.

    6. Философия Сократа и Платона

    Философия Сократа

    Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, так как Сократ сам ничего не писал. Для понимания учения Сократа важны произведения Платона «Пир», «Федон», «Апология Сократа». Их можно найти в «Диалогах» Платона.

    Главное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:

    1) метода выделения общего из ряда частных случаев;

    2) метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.

    Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией, или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой – «повивальным искусством», т. е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

    Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял и развил его учение Платон.

    Философия Платона

    Платон является основателем идеализма. Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

    • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

    • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

    • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

    • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

    • любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);

    • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

    Также Платон выдвигает философское учение о триаде, со­гласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

    • "единого";• "ума";• "души".

    "Единое ":

    • является основой всякого бытия;

    • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни час­тей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

    • есть ничто;

    • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всяко­го ощущения;

    • первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

    "Ум":

    • происходит от "единого";• разделен с "единым";• противоположен "единому";• является сущностью всех вещей;• есть обобщение всего живого на Земле. "Душа "

    Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

    • поскольку материальный мир является всего лишь отобра­жением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

    • "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");

    • "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

    • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, фило­софы, следовательно, только они способны увидеть и осоз­нать "чистые идеи".

    Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — "до­сократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

    Платон выделяет семь типов государства: идеальное "госу­дарство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

    Среди шести существующих типов Платоном указываются:

    монархия — справедливая власть одного человека;• тирания — несправедливая власть одного человека;• аристократия — справедливая власть меньшинства;• олигархия — несправедливая власть меньшинства;• демократия — справедливая власть большинства;• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

    Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

    • все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

    • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

    • воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

    • философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,

    познают мир, учат, управляют государством;

    • философы и воины не должны иметь частной собственности;

    • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

    • не существует брака, все жены и дети общие;

    • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

    В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

    7.Философия Аристотеля

    Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского.

    2. Философию Аристотель делил на три вида:

    • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различ­ных явлений (получила название "первичная философия");

    • практическую - о деятельности человека, устройстве госу­дарства;

    • поэтическую.

    Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

    3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

    Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

    Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

    • не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

    • существуют только единичные и конкретно определенные веши;

    • данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неде­лимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением кото­рой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные па­раметры, а не "идея дома", и т. д.;

    • индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

    4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их матери­альное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

    Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пы­тается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).

    Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на по­ставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характери­стики. Данными категориями являются:

    • сущность (субстанция);• количество;• качество;• отношение;• место;• время;• положение;• состояние;• действие;• страдание.

    5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

    По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.).

    Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что:

    • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой;

    • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

    • реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

    • потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

    • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

    вне мира.

    6. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

    Философ выделяет три уровня души:

    растительная душа;• животная душа;• разумная душа.

    Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек:

    • по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;

    • отличается от животных наличием мышления и разума;

    • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе).

    7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

    монархия;• тирания;• аристократия;• крайняя олигархия;• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта