Философия. Философия как наука. Структура философского знания
Скачать 171.67 Kb.
|
8. Философия эпохи эллинизмаЭллинистический период (338 г. до н. э. — 30 г. н. э.). Выделяют три главных философских течения раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Стоицизм(Зенон Китийский, Клеанф и Христип — ранние, Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий — поздние). Стоики считали, что законы бытия не подвластны человеку, человек подвержен судьбе, от которой не уйдешь, поэтому действительность надо принять такой, какая она есть со всей ее текучестью, изменчивостью и многообразием. Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Основной этический принцип эпикурейцев — удовольствие. Для них главным является чувственный мир, это и есть, по их мнению, настоящая реальность. Он необычайно изменчив, множественен, однако есть и предельные формы чувств — чувственные атомы, которые наделяются «свободой волей». Их много, они могут отклоняться в любую сторону. Это подрывает утверждение стоиков о роке,судьбе. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик). Скептики отвергали позна-ваемость мира. Их теория сводилась к следующему: мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности; всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание; всякое «да» есть вместе с тем и «нет». Подлинная философия скептицизма — молчание; следуй «миру явлений», сохраняя внутренний покой. Воздер-живаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Неоплатонизм (235—284) относится к позднему эллинизму. Его основные положения были разработаны Плотином, жившим в зрелом возрасте в Риме. На него оказали влияние учения Платона и Аристотеля. Плотин довел до крайности платоновское презрение к телесному чувственному миру, к обыденной жизни, сближаясь в этом с христианской религией. Для христианства и платонизма единым является теория о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет над низшим. Неоплатонизм — это учение о потусторонности, сверхразумности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Взгляды Плотина хорошо отражают социальную иерархию Римской империи и предвосхищают феодальную. Особенность системы Плотина состоит в том, что он строит свою вселенную не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. Высшее место в иерархии принадлежит Благу. Единое благо—это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Единое благо достигается не рациональным путем, а путем сверхразумного экстаза, в результате такого экстаза субъект уходит от различного рода земных трудностей. Единое существует посредством Мирового Ума, который является первообразом всех вещей. Эманация Ума приводит к Мировой Душе. Она — выражение всего одушевленного, производящая все живые существа. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она косна, но обладает способностью принимать различные формы и смысл. Задача человека—глубоко продумать и осознать свое место в структурной иерархии бытия. Добро идет сверху от Единого, зло—снизу от материи. Человек сможетизбежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице Душа —Ум—Единое, которой соответствует чувство—мысль—экстаз. 9. Патристика в средневековой философии Особенности вероучения в период патристики Период Патристики характеризуется преемственностью аполстольной традиции с защитой веры и переходом к схоластике с ее догматичностью. В период Патристики была создана традиция трактовки святой веры, которая нашла свое продолжение в период Схоластики. Основы вероучения: Теоцентризм: Бог как источник всего сущего; Креационизм: Бог создал всё из ничего; Персонализм: человек сотворен Богом по образу и подобию; Провиденциализм: Бог правит всем; Ревеляционизм: верный путь познание человеком важных истин состоит в постижении Святого писания; В период Патристики решалась проблема соотношения человека и мира, которая требовала детального философского анализа. Помимо представленной проблемы, имело место рассмотрение соотношения веры и знания, которую каждый из представителей решал по-своему.: Ориген (Александрийская школа): сторонник идеи конечного спасения – апокатакстасис – праведными. Ориген был первым представителем систематизированного христианского учения, изложения идей христианства в философском контексте. Учение Оригена о Троице было подтверждено на Шестом Вселенском Соборе. Августин Блаженный: философские размышления еще одного известного представителя патристической традиции нашли выражение в сопоставлении разума и веры. Августин Блаженный первым из средневековых философов пытался найти гармоничное объединение двум источникам познания человека: «Я помню о том, что имею память, ум и волю; понимаю, что понимаю, желаю и помню; желаю же, чтобы я имел волю, понимал и помнил» [О Троице. X 11,18 cp. IX 4,4; X 3,5; О свободе воли. III 3,6 сл]. Произведения Отцов Церкви в православной традиции христианской церкви пользовались большим авторитетом. На Руси повсеместно цитировались учения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина и других. 10.Схоластика: По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии. Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349) Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий. |