Главная страница
Навигация по странице:

  • Движение есть атрибут и способ существования материи.

  • Наиболее сложный вопрос – вопрос об источнике движения

  • Все, что сегодня философия может сказать об источнике движения – это самодвижение.

  • В этом смысле абсолютного движения, как и абсолютного покоя, нет . Движение в самом общем смысле обладает двумя общими свойствами: абсолютность движения и относительность движения.

  • 34. Просто-во и время в сов-й фил-и.

  • 35.Происхождение и сущность сознания. Сущность

  • 36. Язык и мышление. Функции языка.

  • 37. Структура и виды познания.

  • 38. Формы и методы научного познания мира

  • 39. Истина. Концепции и критерии истины.

  • Философия. Философия как наука. Структура философского знания


    Скачать 171.67 Kb.
    НазваниеФилософия как наука. Структура философского знания
    АнкорФилософия
    Дата02.01.2021
    Размер171.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    ТипДокументы
    #165519
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    33. Движ-е как Фил-я категория.

    Следующая категория, конкретизирующая субстанцию и материю, это движение (как философская категория). Движение есть атрибут и способ существования материи.Материя может существовать только в движении. В самом общем философском смысле движение – это любое изменение(а не только механическое движение, то есть перемещение одних тел в пространстве относительно других, которое изучала классическая механика до появления теории относительности, и с которого началось познание движения в античности).

    Наиболее сложный вопрос – вопрос об источнике движения. На этот вопрос ни одна наука, никакая философия ответить не может. Почему все движется? От элементарных частиц до галактик, которые почему-то еще и разбегаются со скоростью, близкой к световой. Все изменяется. Все, что сегодня философия может сказать об источнике движения – это самодвижение. То есть реальности объективной, бытию и материальному, и нематериальному присуще самодвижение. Внутренний источник, который в каждом случае – свой.

    Во всяком случае, понятно, что любое движение внутренне противоречиво. Потому что любое движение есть единство изменчивости и устойчивости(как говорили в прошлом – движение и покой). Потому что любое движение происходит по отношению к определенным устойчивым сохраняющимся моментам. И в этом смысле то, что называли раньше покоем – сохранение самого состояния движения, а не отсутствие движения. Если говорить о веществе, речь идет об инерциальных системах, которые изучает классическая механика. То есть при любом изменении пока данное явление (данный предмет) существует, оно сохраняет свою определенность.

    В этом смысле абсолютного движения, как и абсолютного покоя, нетДвижение в самом общем смысле обладает двумя общими свойствами: абсолютность движения и относительность движения.Абсолютность движения заключается в том, что это способ существования бытия, и бытия вне движения нет. А относительность в том, что движение – философская категория, и само движение всегда происходит в каких-то конкретных формах. Нет движения вообще, есть движение чего-то. У каждой из форм движения есть свой материальный носитель, свой субстрат, по которому они и различаются.

    В понятии покоя много смыслов. Мы обычно, говоря о движении, представляем себе физическое, механическое движение. Но «покой нам только снится», Пушкин: «на свете счастья нет, а есть покой и воля». Воланд в «Мастере и Маргарите»: «он заслужил покой» (самая высшая награда

    34. Просто-во и время в сов-й фил-и.

    Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временны́ми свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

    В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они служат вместилищами, в которых находятся объекты и разворачиваются процессы. При этом пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов.

    Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.

    Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного подхода к пониманию пространства и времени. Например, теория относительности, в которой раскрывается неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи (пространство – время), единство пространственно-временно́й и причинно-следственной структуры мира, относительность пространственно-временны́х характеристик объектов.

    Свойства пространства: протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешняя форма и размер, местоположение, распределение вещества и поля, граница, отделяющая их от других систем.

    Свойства времени: длительность, неразрывная связь с движением систем, а также с пространством.

    К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность (времени) и безграничность (пространства).

    35.Происхождение и сущность сознания.

    Сущность: В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.

    Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.

    Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от трех основных уровней организации материи: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

    В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции каку животных). Активность сознания проявляется в том, что оно:

    1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

    2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

    3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

    4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

    Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

    1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;

    2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;

    3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;

    4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.

    Происхождение:

    Единства в понимании происхождения сознания нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.

    Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин

    - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

    Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

    Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

    Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:

    1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;

    2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

    3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.

    Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.

    Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

    1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;

    2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

    36. Язык и мышление. Функции языка.

    Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности. Будучи связанным, с понятийными аспектами именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию языкового знака в то, что он означает — в понятие. Язык — материальный носитель мышления. Как система знаков, он служит специфическим средством общения, хранения и передачи информации, управления человеческим поведением.

    Функции языка:

    Язык может быть устным и письменным, он возникает в человеческом сообществе, выполняя важнейшие функции:

    — выражения мысли или сознания;

    — хранения и передачи информации;

    — средства общения или коммуникативную.

    Мышление самым непосредственным образом связано с языком. Основой возникновения языка, равным образом как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Для передачи трудовых навыков и опыта последующим поколениям механизма условных рефлексов было недостаточно. Опыт был настолько разнообразен, что мог передаваться не иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и существенных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка. Мышление формировалось на основе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое протекает посредством их общения.

    Различие между мышление и языком состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям.

    37. Структура и виды познания.

    Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

    субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;

    объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;

    мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.

    Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).

    Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);

    цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;

    результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано. Например, если ребенок будет играть со стеклянным предметом и разобьет его, в ту же минуту он узнает, что стекло очень хрупкое и обращаться с ним нужно бережно, хотя изначально такой цели не было.

    Виды познания

    Принято различать 7 видов познания:

    Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.

    Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают

    Мифологическое – это когда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы.

    Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.

    Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.

    Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.

    Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов

    38. Формы и методы научного познания мира.

    Высшей и основной формой познания является наука. Наука – это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Её главной целью является объяснение мира и производство нового знания: фундаментального и прикладного. Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно происходит по схеме: проблема – гипотеза – теория.

    Проблема – это то, что ещё не известно, но требует познания.

    Гипотеза – это форма знания, содержащая обоснованное предположение относительно сущности объекта. Она проходит проверку практикой, которая и служит критерием её истинности. Научное познание венчает теория. Теория – это форма научного знания, которая даёт всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта.

    Научное познание не может обойтись без методов. Метод представляет собой систему принципов, приёмов и требований, которыми руководствуются в процессе познания. В арсенал методов и приёмов научного познания входят:

    - абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных сторон и свойств предмета, процесса или явления и сосредоточение внимания на главном, существенном. Например, чтобы сформулировать понятие «товар», необходимо во-первых – отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.), во-вторых – выделить то общее и существенное, а именно, что эти продукты труда изготовлены для продажи;

    - анализ – разложение изучаемого объекта на составные части. Например, действие рыночного механизма рассматривают через спрос, предложение, цену и конкуренцию, т.е. через основные атрибуты рынка;

    - синтез – операция, объединяющая в целое части и тенденции объекта;

    - индукция – движение мысли от частного к общему. Например, - вода, нефть, спирт – упруги. Все они являются жидкостями. Значит жидкости – упруги;

    - дедукция – от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит медь – проводник;

    - аналогия – установление сходства между объектами на основании некоторых признаков свойств;

    - моделирование – метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия с первым;

    - наблюдение – это систематическое восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные формы познания;

    - эксперимент – прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств.

    В научном познании существуют два основных уровня: эмпирический – преобладает живое созерцание, и теоретический, при котором преобладают рациональные, абстрактно-логические формы.

    39. Истина. Концепции и критерии истины.

    Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческого познания.

    Проблема истины одна из основных в теории познания. Истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека.

    Различные трактовки истины:

    1) Прагматическая концепция: истина это то, что практически полезно.

    2) Концепция конвенциализма: истинно то, что сответствует мнению большинства. (однако, в истории науки первооткрыватели, отстаивая истину, часто были в одиночестве).

    3) Декарт, Спиноза, Лейбниц: критерий истины ясность и отчетливость мыслимого, т.е. истина то, что не вызывает сомнений. (Однако, очевидность мыслимого хотя и играет важную роль при установлении истины, но это не единственный ее критерий, иногда уверенность в истинности мысли вводит нас в заблуждение). 1), 2), 3) субъективистские трактовки (истину находят в самом субъекте.)

    4) Платон, Аристотель: Истина есть соответствие мыслей действительности (классическая концепция истины). Платон: "Мир идей истина" это субстанциональная трактовка.

    5) Когерентная концепция: Данное утверждение истина, если оно получено по определенным логическим правилам из других предположений, ранее признанных истинными. (Но это справедливо для математики, но при применении математики в науке и технике не все обнозначно).

    6) Корреспондентская теория: Истинным являются утверждения, которые соответствуют внешней действительности. (Но некоторые явления и процессы не поддаются прямому наблюдению, следовательно об их истинности нельзя ничего сказать).

    7) Кант: Критерий истины чувственное восприятие. (Но этот критерий признает существующим лишь то, что воспринимается чувствами).

    8) Диалектический материализм (Маркс, Лении): Выделяются четыре момента в познавательном действии, которые влияют на истину: 1) объективная реальность; 2) предмет познания; 3) познающий субъект; 4) совокупность логических утверждений. Истина соответствие 4)-го 2)-му.

    Выделяют понятие объективная истина такое содержание наших знаний, "которое не зависит ни от человека, ни от человечества" (Ленин). Отличительная черта диалектического подхода рассмотрение объективной истины в связи с практикой. Практика связующее звено между объектом и субъектом познания. Практика является критерием истины

    Диалектический процесс изменения и развития объективной истины характеризуется понятиями относительной и абсолютной истины. Относительная истина это знание, которое приближено и неполно воспроизводит объективный мир (человек познает не все стороны объекта). Абсолютная истина несомненное неизменное, раз и навсегда установленное знание (предельно точное и полное знание), она постоянно подтверждается жизнью.

    Существуют два противоположных подхода:

    1) Отказ от признания в относительной истине доли абсолютной истины ведет к агностицизму (отрицание объективного познания).

    2) Признание устоявшегося знания абсолютной истиной, игнорирование процесса развития истины (догматизм).

    Атрибуты истины: 1) истина идеальна (истинен не предмет, а мысль. Истина сфера сознания); 2) истина объективна (не зависит от субъекта); 3) истина парадоксальна (она раскрывает суть вещи, а не кажущиеся характеристики, она содержит относительные и абсолютные моменты); 4) истина конкретна; 5) социальность (накопление истин в жизни людей); 6) истина совокупность единства и многообразия; 7) экзистенциальность (научная истина объективна, обоснована, а истина жизни имеет субъективный оттенок (Экзистенциальное видение
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта