Философия. Философия как наука. Структура философского знания
Скачать 171.67 Kb.
|
Французское Просвещение и его представителиПервый этап французского Просвещения выдвинул в качестве главных фигур Франсуа Мари де Аруэ, который был более известен под псевдонимом «Вольтер» (1689 – 1755 годы), и Шарля-Луи де Секонда, барона Ля Брэда и де Монтескье (1689 – 1755 годы). Ими была заложена база во французском Просвещении, они же оставались его предводителями вплоть до 1740-х годов, после которых появились новые представители просветителей. Второй этап французского Просвещения связан с именем редактора книги «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Дени Дидро (1713 – 1784 годы), идеологом «третьих сословий» Жаном Жаком Руссо (1712 – 1778 годы), философами и учеными, выступавших с материалистических позиций, среди которых можно выделить Этьена Боноде Кондильяка (1715 – 17180 годы), Жюльена Оффе де Ламетри (1709 – 1751 годы) Жаном Д”Аламбером (1717 – 1783 годы), Паулем Генрихом Дитрихом Гольбахом (1723 – 1789 годы) и Клодом Адрианом Гельвецием (1715 – 1771 годы). Главным отличием этих людей от приверженцев предшествующего этапа было то, что последние придерживались позиций деизма, в то время как у представителей позднего этапа Просвещения наблюдались атеистические и материалистические идеи. Идеи ВольтераВ качестве первого мыслителя, который употребил термин «просвещение» принято считать Вольтера, крупнейшего представителя раннего поколения в просветительской касте, который являлся признанным лидером Просвещения Франции. В его творчестве принято выделять необычайную многосторонность, он работал в таких жанрах, как: роман, драма, поэзия, памфлет и статья. В качестве основного творческого жанра творца выступали философские романы. Работы Вольтера также можно причислить к публицистической философии. Следует выделить ряд мыслей Вольтера касательно духовенства и церкви, которые впоследствии определили в качестве афоризмов. Итогом религиозности является тоже самое, что и в азартных играх: если начинать в качестве дурака, то закончишь в качестве плута. Если человек сотворен по образу и подобию Бога, то люди отплатили Богу тем же. Самой утешительной и вместе с тем устрашающей идеей является духовный догмат бессмертия. Христианство является сетью, которая дольше семнадцати веков благодаря мошенникам опутывала дураков, а также кинжалом, которым в течении четырнадцати веков люди с фанатизмом уничтожали своих сородичей. Истоками официальной религии, согласно Вольтеру, являются паттерны невежества, фанатизма и обмана, которые распространяются церковниками с корыстным умыслом. Борясь с церковью, духовенством и религией «откровений», он при не являлся при этом атеистом. Критикуя властвующую религию, которая апеллирует к откровениям и волшебству, им при этом неоднократно признавалось, что вера в Бога необходима: «Бог необходим также, как и законы. Эти вещи являются уздой». В некотором роде, в качестве религиозной «узды» можно считать единственное средство, сдерживающее преступления и беззаконие власти по отношению к населению. При этом, для социальных низов, бедных и неимущих, религиозная «узда» необходима для внушения им мыслей о непозволительности для состоятельных граждан стремления влезть в частные владения. Вольтер был приверженцем «деизма».Деизм (от латинского – Бог) – направление, в котором Бог является создателем мира, наделяет его законами, но далее остается безучастным в его развитии. Бог, согласно Вольтеру, не создает мир из пустоты. Бог – это только перводвигатель и законодатель всего сущего. Вольтер является одним из создателей философии истории. Согласно его взглядам, история человечества движется в рамках прогрессирования культурных и научных сфер, однако развитие может останавливаться и чередоваться с периодами регресса. Вольтером отвергалось деление человечества на «историческое» и «неисторическое». Согласно его воззрениям, любым народом, в условиях мудрого правления и при сопутствующих условиях может быть создана высокоразвитая цивилизация. Вольтер трактовал социальное неравенство в качестве вечного закона жизни, поскольку достаточно низко оценивал умственные способности основной массы общества: «Когда рассуждать пытаются глупцы – это конец». Идеи МонтескьеСовместно с Вольтером, начало эпохи Просвещения во Франции было положено Монтескье. Его первой серьезной литературной работой стал философский труд «Персидские письма», являющиеся злой сатирой на установленную политическую власть, а также жизненные уклады и характер французской знати. Согласно просветительским установкам, он определяет законы в качестве порождения ума. Законы бывают следующих видов: естественный – неизменный, созданный Небесным умом и общественных – несовершенный и изменчивый, созданный умами законодателей. Законодатели, как считал мыслитель, не могут действовать по своему усмотрению. Им необходимо брать в расчет любые возможные условия и ситуации, которые влияют на историческую жизнедеятельность общества, и разрабатывать лишь с учетом этой информации формулировать законы. Монтескье решил, что ему необходимо рассчитать на основе определенных примерах истории, насколько на законы влияют условия, при которых они созданы и приняты общественностью, а затем рассказать составителям законов об этих закономерностях, для создания последними более совершенных законов, чьи «духи» соответствовали бы самым актуальным примерам государственных строев. Все многообразие в формах управления Монтескье разделил на три категории: «республика», «монархия» и «деспотия». Свой труд о значимости географических особенностей страны, Монтескье начал с исследования природы человека. Согласно его воззрениям, именно климат во многом оказывает формирующее воздействие на его телесность, особенности характера и задатки. Так, суровым холодным климатом определяются следующие характеристики северных народов, т. е. европейцев: воинственность, энергичность, выносливость, храбрость и свободолюбие. У представителей южных краев нет данных характеристик, причиной этому выступает климат, который способствует расслаблению умственных способностей, совместно с формированием желания к нахождению в нирване. Вместе с тем, значительный вклад в политический вклад жизнедеятельности общества, помимо климата вносит земля и территориальные площади. |