Главная страница
Навигация по странице:

  • 18. Нем-я клас-я Философия Фихте, Шелинг Философия Фихте

  • Философия Шеллинга Натурфилософия

  • 19. Нем-я клас-я фил-я Гегель

  • 20. Фил-я К.Маркса и Ф.Энгельса

  • Гносеология

  • Социальная философия.

  • 21. Марксизм в 20в.

  • 22. Прагматизм. Неопрагматизм.

  • 23. Позитивизм. Эмпириокритицизм. ПОЗИТИВИЗМ

  • АВЕНАРИУС Рихард (1843-1896)

  • Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие — это "ощущение" . Mакс Эрнст (1838-1916)

  • 24. Неопозитивизм. Критический рационализм . Неопозитивизм

  • Семантика

  • Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем

  • 25. Фил-я Шопенгауэра и Ницше Немецкий философ Артур Шопенгауэр

  • 26. Феноменология. Герменевтика.

  • Философия. Философия как наука. Структура философского знания


    Скачать 171.67 Kb.
    НазваниеФилософия как наука. Структура философского знания
    АнкорФилософия
    Дата02.01.2021
    Размер171.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    ТипДокументы
    #165519
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Идеи Руссо


    В демократическом крыле Просвещения Франции находился Жан Жак Руссо. Его внимание привлекали преимущественно проблемы социума, в качестве важнейших из которых являлись проявления социального неравенства, и средства избавления от него.

    В качестве главного источника всех социальных зол им было определено социальное неравенство. Богатство формирует потребность в роскоши, совместно с праздностью, что в свою очередь является причиной нравственного развращения.

    В качестве противопоставления неравенству, существующему в цивилизации, Жан Жак Руссо предъявлял «невинность» и простоту первобытного человека. Однако, где причина неравенства? Ответу на данный вопрос автор посвятил свой труд «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

    Руссо были выделены определенные виды неравенства, которые выражаются в физическом, имущественном и политическом паттернах.

    Первый уровень неравенства, который обусловлен человеческой природой, и, исходя из этого является неустранимым связан с физическими формами неравенства

    Создание различных орудий, переход к оседлым формам жизнедеятельности, обрабатывание окружающих поверхностей совместно с земледелием стало причиной возникновения частных форм владения.

    Так, появившиеся формы гражданского общества стали полем самых ожесточенных войн. Произошло разделение людей на бедняков и богачей, возникли первые формы частной собственности. 

    Второй уровень неравенства появляется совместно с формированием стран путем договоренностей.

    Третья ступень неравенства была выражена в переходе от правомерных форм власти к деспотическим формам правления, которые основаны на произволе. Властители, которые изначально трудились на благо государства начали причислять себя к собственникам. Деспотичность сделала законным разделение людей на повелителей и повинующихся, однако даже повелителей не защищали от проявления деспотических форм власти.

    Основной задачей общественных договоров, согласно взглядам автора, выступает поиск таких форм, объединяющих людей, которые могли бы защитить и охранять общими усилиями и человека и имущество каждого из них, в которых любой, при соединении с окружающими, мог оставаться при этом свободным.

    Общественные договоры необходимы для гарантии провозглашения гражданских свобод, совместно с правом на собственность, в основе которого лежит индивидуальная работа.

    Государственную власть всегда необходимо отдавать народу. В случае, если правительство, призванное реализовывать народные желания лишь нарушает их, нуждается в насильственном свержении. 

    Концепция Руссо стала значимым актом, который способствовал готовности к буржуазной французской революции.

    17.Немецкая классическая философия. И. Кант.


    В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления:

    1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

    2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

    3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

    Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.

    Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

    В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

    Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологиче­ской эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

    В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен.

    Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное позна­ние, рассудок, разум. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность.

    В центре эстетического учения находится исследование категорий «пре­красное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригиналь­ность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожде­ления, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.

    Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующих по­стулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону

    18. Нем-я клас-я Философия Фихте, Шелинг

    Философия Фихте

    Фихте выступал в основном с работами социально-исторического и этического характера.

    В философском творчестве Фихте различают два периода: период философии деятельности и период философии Абсолюта. Под деятельностью Фихте понимает прежде всего нравственное поведение субъекта. Стать свободным и достичь благодаря этому своей активности, устраняющей все препятствия, – нравственный долг человека. Таким образом, культура и моральное действование делает возможным всю практическую деятельность Я.

    Практические противоречия возникают постоянно, и поэтому процесс деятельности есть бесконечное снятие этих внутрипрактических противоречий. Конечно, сама деятельность понимается как деятельность практического разума, т. е. субъективно-идеалистически, но проблема активности субъекта заставляет задуматься современников и последующих философов.

    Важнейшим достижением философии Фихте этого периода является разработка диалектического способа мышления.

    Таким образом, Фихте, сам того не осознавая, поворачивает с позиций субъективного идеализма на позиции объективного идеализма. Такой переход у него наметился в работе «Наставления к блаженной жизни», в которой Я как абсолют слилось с Богом, а философия его превращается в теософию.

    Практическая философия Фихте – это прежде всего его учение о нравственности, праве и государстве. Эти взгляды складывались у него под непосредственным впечатлением событий французской революции 1789—1794 гг., политического и военного разгрома Германии. Понятие свободы, обращенное к праву, государству и этике, под влиянием И. Канта (а также социальных идей Ж. Ж. Руссо) стало для Фихте центральным при рассмотрении этики, права и государства.

    В философии Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние на развитие классической немецкой философии и последующей философской мысли, – это учение о развитии сознания, попытка систематического выведения категорий, диалектический метод их анализа, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости, исследование структуры человеческой деятельности и др.

    Философия Шеллинга

    Натурфилософия. Шеллинг критически пересматривает субъективный идеализм Фихте. Природа не может быть зашифрована лишь формулой не-Я, считает Шеллинг, но она не есть и единственная субстанция, как это полагает Спиноза.

    Природа, по Шеллингу, представляет собой абсолютное, а не индивидуальное Я. Она есть вечный разум, абсолютное тождество субъективного и объективного, их качественная одинаковая духовная сущность.

    Таким образом, от деятельностного субъективного идеализма Фихте Шеллинг переходит к созерцательному объективному идеализму. Центр философских исследований Шеллинг переносит с общества на природу.

    Шеллинг выдвигает идею тождества идеального и материального:

    Материя – это свободное состояние абсолютного духа, разума.

    Натурфилософия Шеллинга возникла как ответ на потребность в философском обобщении новых естественно-научных результатов, которые были получены к концу XVIII в. и вызывали широкий общественный интерес.

    Ценность натурфилософии Шеллинга состоит в ее диалектике. Размышляя над связями, которые открывало естествознание. Шеллинг высказал мысль о сущностном единстве сил, обусловливающих эти связи, и единстве природы как таковой. К тому же он приходит к выводу, что сущность всякой вещи характеризуется единством противоположных деятельных сил, которое назвал «полярностью». В качестве примера единства противоположностей приводил магнит, «Полярность» Шеллинг рассматривал как главный источник активности вещей.

    Вся природа – и живая, и неживая – представляла для философа некий «организм». Он считал, что мертвая природа является всего лишь «несозревшей разумностью». «Природа всегда есть жизнь», и даже мертвые тела не мертвы сами по себе.

    Практическая философия.Главной проблемой практической философии Шеллинг считал проблему свободы, от решения которой в практической деятельности людей зависит создание «второй природы», под которой он понимал правовой строй. Шеллинг полагал, что достичь состояния мира между народами не просто, но к этому надо стремиться.

    Шеллинг ставит проблему отчуждения в истории. В результате самой рациональной человеческой деятельности возникают зачастую не просто неожиданные и случайные, но и нежелательные результаты, ведущие к подавлению свободы. Стремление реализовать свободу превращается в порабощение. Шеллинг близко подходит к открытию природы исторической закономерности, когда говорит об объективной исторической необходимости, пробивающей себе дорогу сквозь множество индивидуальных целей и субъективных устремлений, непосредственно мотивирующих человеческую деятельность. Но Шеллинг представил эту связь как беспрерывное и постепенное осуществление «откровения абсолюта». Так Шеллинг насыщал свою философию тождества бытия и мышления теософским смыслом, обращением к абсолюту, т. е. к Богу. Приблизительно с 1815 г. вся философская система Шеллинга приобретает иррационалистический и мистический характер, становится, говоря его же словами, «философией мифологии и откровениях.

    19. Нем-я клас-я фил-я Гегель

    Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-1831). На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствовавший как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой, по себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознавающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

    20. Фил-я К.Маркса и Ф.Энгельса

    Марксизм – это философское течение, возникшее в Германии в 40-х годах Х1Х века, основоположниками которого явились К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 –1895). Принципиальная новизна их учения состояла в том, что на основе обобщения и творческой переработки идей немецкой классической философии, английской политической экономии, французского утопического социализма, а также достижений современного им естествознания, они разработали и обосновали принципиально новое мировоззрение и новую философию – диалектический и исторический материализм. К. Маркс и Ф. Энгельс нарисовали перспективу движения человечества к коммунистическому обществу, основанному на принципах социальной справедливости и социального равенства. Онтология. Важная роль в разработке марксистской онтологии принадлежит Ф. Энгельсу. Онтологические проблемы рассматриваются Энгельсом в работе «Диалектика природы». На основе ана­лиза достижений естествознания первой половины 19 века, ему удалось показать, что диалектика присуща не только мышлению, прежде всего диалектика царит в природе. Проанализировав великие открытия естествознания Энгельс увидел в них доказательство закономерного процесса развития природы, проявление объективной диалектики самой природы, ее противоречивости, количественных и качественных скачков. Энгельс показал, что объективная диалектика природы предшествует субъективной диалектике нашего мышления. Другим важнейшим выводом Энгельса явилось положение о материальном единстве мира. Он подчеркивал, что единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности. Гносеология. С точки зрения диалектического материализма процесс познания есть отражение сознанием реальности. При этом сознание понимается как функция мозга, выражающаяся в его способности отражать мир в идеальных образах. Большое внимание К. Маркс и Ф. Энгельс уделили развитию диалектики субъекта и объекта в познавательной деятельности. Субъект и объект – это соотносительные категории. Субъект – познающее сознание, а объект – то, что противостоит субъекту, на что направлены сознание и действие. В процессе познания субъективное и объективное находятся в диалектическом единстве, пронизывая все его проявления. Уже исходная форма чувственного познания представляет собой субъективный образ объективного мира, поскольку содержание образа определяется свойствами объекта, воспроизводит их, и, в то же время, этот образ принадлежит сознанию субъекта и несет отпечаток особенностей субъекта, состояния его органов чувств, имеющегося опыта познания. Рассматривая взаимодействие субъекта и объекта, К. Маркс и Ф. Энгельс вводят в теорию познания новую категорию – практика. Социальная философия. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципиально новый взгляд на общество и его историю на основе синтеза двух мировоззренческо-методологических принципов: материализма и диалектики. Разработанная ими новая теория общества получила название исторический материализм, иногда ее также называют экономическим детерминизмом. Исходя из первичности практической деятельности людей, Маркс подчеркивал, что общественное бытие людей первично, а их сознание вторично. Именно в этом подходе, прежде всего, и проявляется отличительная черта марксистской социальной философии, состоящая в распространении материализма как мировоззренческой парадигмы на область социальных явлений.

    21. Марксизм в 20в.

    В XX столетии марксистская философия существовала и развивалась в двух основных формах:
    *Советский марксизм.
    *Западный марксизм ("неомарксизм").

    Эти две формы находились в состоянии конфронтации, обвиняя друг друга в неаутентичности подлинному марксизму. Советский марксизм в области философии получил название "марксистско-ленинской философии" и длительное время рассматривался как краеугольный камень марксистско-ленинской идеологии и как методологическая основа социального и естественнонаучного познания. Западный марксизм, избравший путь неидеологизированного и неангажированного прочтения Маркса, был и остается одним из ведущих направлений в современной западной мысли. Даже после крушения реального социализма в СССР, основополагающий идеи марксизма популярны в среде западных теоретиков.

    Марксистско- ленинская философия в СССР

    Развитие марксистско-ленинской философии в СССР, начиная с середины 20-х годов, шло по следующим направлениям:

    * Разработка диалектико-материалистической методологии естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.
    * Корректировка философии марксизма с учетом новейших достижений в естественных, и социально-гуманитарных науках.
    * Создание историко-философского учения в марксистской перспективе.
    * Создание на единой концептуальной и методологической основе комплекса марксистских философских наук: философии истории, социальной философии, философии права, этики, эстетики.
    * Критика теоретических оппонентов марксистской философии.

    Вопреки жестоким идеологическим ограничениям, советским философам, особенно в последние годы существования СССР, удавалось соответствовать мировым стандартам и внести значительный вклад в развитие философского знания. Это касается, прежде всего, исследования по истории философии, а также работ в области символической логики и методологии науки. Мировую известность приобрели такие философы, как В.Ф.Асмус, О.А.Дробницкий, Э.В.Ильенков, П.В.Копнин, А.Ф.Лосев. 
    В то же время, историки марксистско-ленинской философии отмечают ее негативное воздействие на становление и развитие в СССР таких перспективных научных направлений, как кибернетика и генетика. Положения марксистской философии использовались для подкрепления авторитета многих партийных документов. По аналогии со средневековой философией, которую считали "служанкой религии", в отношении марксистской философии можно сказать, что она была "служанкой партийной идеологии".
    После распада СССР и утраты марксистско-ленинской идеологией своего монопольного положения, марксистско-ленинская философия стала уступать позиции другим философским направлениям, хотя скрытно, имманентно, многие марксистские идеи присутствуют в учебных программах по философии и во многих философских исследованиях.
    Западный марксизм

    Западный марксизм - это условное название, охватывающее философские направления и отдельных философов, для которых характерна ориентация на марксистскую философскую парадигму. Отличие западного марксизма от советского - в критическом его отношении не только к капитализму, но и к практике реального социализма, а также к марксистско-ленинской идеологии.
    В западном марксизме можно выделить три направления:
    *Гуманистическое.
    *Сциентистское.
    *Постмарксистское. 
    * Коммунитаризм

    22. Прагматизм. Неопрагматизм.

    Прагматизм — философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

    Чарлз Сандерс Пирс— стал родоначальником прагматизма.

    Философские воззрения Пирса сочетают в себе две противоположные тенденции:

    — позитивистскую (эмпирическую);

    — объективно-идеалистическую.

    Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость».

    Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Такое положение относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами.

    Уильям Джемс— один из ярчайших представителей прагматизма.

    В теории познания Джемс признает исключительную значимость опыта. В своих работах он, исследует конкретное:

    — факты;

    — действия;

    — поведенческие акты.

    Противопоставляя рационалистический и эмпирический методы, он создал учение, названное радикальным эмпиризмом.

    Согласно Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс превратил успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у мыслителя истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.

    Любые объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления — это выбор средств, которые необходимы для достижения успеха.

    Джон Дьюи  — один из представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни.

    Согласно Дьюи, познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории — ее практическая целесообразность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.

    НЕОПРАГМАТИЗМ - обозначение стадии развития прагматизма после «лингвистического поворота» Аналитической философии второй половины 20 века. На этом этапе заново формулируются и расширяются следующие основные положения прагматизма: (1) семантический холизм Ч.С. Пирса, (2) теоретико-познавательный антифундаментализм, (3) натурализм, (4) антидуализм по отношению к фактам и ценностям и (5) практическая ориентация философского мышления.

    В ходе лингвистического поворота произошла смена основного предмета философского интереса - место онтологических и гносеологических вопросов занял анализ языковых структур. Направление мысли, зародившееся еще на рубеже веков, к середине 20 столетия было радикализировано и развито благодаря работам Л. Витгенштейна (концепция «языкового значения как употребления», понятие «языковой игры»), Дж. Остина (теория речевых актов) и Уилфрида Селларса (критика мифа данного). Фокус исследования сместился со структуры речевых высказываний к практической функции речи. Переформулирование и прагматистское решение проблемы индукции, осуществленное Н. Гудменом, также способствовало утверждению нового понимания прагматизма.

    В статье У.В.О. Куайна «Две догмы эмпиризма» (1951) центральными пунктами обсуждения становятся семантический холизм, теоретико-познавательный антифундаментализм и натурализм. В противовес теоретико-познавательному редукционизму У.В.О. Куайн утверждает, что невозможно расчленить теории на отдельные высказывания, каждое из которых было бы эмпирически доказуемо (тезис Дюэма-Куайна). Подход представителей классического прагматизма - Ч.С. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи, подчеркивавших практическое целеполагание инструменталистских и натуралистических ттеорий познания и концепций истины, - получает развитие в работах ученика У.В.О. Куайна Д. Дэвидсона. Отвергая всякое определение понятия истины, он ставит на его место анализ языковых и социальных условий, позволяющих различать «истинное» и «ложное».

    Х. Патнэм соединяет антискептицизм Д. Дэвидсона с прагматическим принципом, согласно которому сомнения нуждаются в обосновании в той же мере, сколь и убеждения. Он выступает защитником модифицированной формы прагматической теории истины Ч.С. Пирса: в конце истории науки «истину» следует отождествлять с представлением о ней идеализированного исследовательского сообщества. Не принимая такое определение истины полностью, X. Патнэм, тем не менее, рассматривает его в качестве регулятивного идеала. При этом он упорно отмежевывается от релятивизма, поскольку, по его мнению, ценности, определяющие наши интересы, столь же объективны, сколь и научные теории. Здесь X. Патнэм ссылается на антидуализм Дж. Дьюи по отношению к фактам и ценностям. У Ч.С. Пирса X. Патнэм также заимствует научно-теоретический фаллибилизм.

    Р. Рорти, напротив, объявляет себя сторонником релятивизма, из которого, по его убеждению, вытекает необходимость демократической формы жизни. Коль скоро разные люди разделяют различные ценности, интересы и убеждения, демократическая форма жизни предлагает соответствующие рамки, в которых каждый человек может попытаться провести свои взгляды мирными и рациональными способами. Связь прагматизма и демократии, получившей в классическом прагматизме наибольшее отражение в работах Дж. Дьюи, Р. Рорти расширяет, обращаясь к мидовской концепции человеческой природы как сугубо социальной, из чего вытекает возможность антикантианской этики, т. е. этики без обязанностей. Если человек по сущности своей социален, то его личное счастье не противоречит счастью другого.

    Другим влиятельным современным представителем неопрагматизма является Ю. Хабермас, соединивший прагматизм с социальной теорией Франкфуртской школы. На место классической теории познания Ю. Хабермас ставит теорию коммуникативного действия (коммуникация), которая исходит из понимания истины как результата дискурса (этика дискурса) и стремится к демократическому регулированию процесса познания. При этом Ю. Хабермас анализирует условия дискурса, всегда предпосланные аргументации. К ним относятся четыре требования, касающиеся любой аргументации: (1) я имею право утверждать только то, что мой собеседник, предположительно, воспримет как истину; (2) я должен стараться выражаться понятно; (3) я должен говорить то, что я действительно имею в виду; (4) я должен опираться на общепринятые нормы.

    Тем самым этика дискурса и аргументации, защитником которой выступают Ю. Хабермас и К-О. Апель, соединяет общую этику с прагматическим фундаментом познания. К.-О. Апель, опираясь на И. Канта, называет свою позицию трансцендентальной прагматикой и предпринимает попытки модифицировать основные понятия Трансцендентальной философии И. Канта (например, «субъект», «вещь в себе») в свете этой трансцендентальной критики.
    23. Позитивизм. Эмпириокритицизм.

    ПОЗИТИВИЗМ - парадигмальная гносеометодологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; (2) - философское направление, фундированное означенной установкой.

    В эволюции П. могут быть выделены следующие этапы: I - так называемый "первый П." I - "второй П." III - "третий П." или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, Котарбинь-ский, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Кар-нап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др.); IV - постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок).

    Эмпириокритицизм (критика опыта) — вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце 19 – начале 20 в. вработах крупного австрийского физика Э. Маха и швейцарского философа Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от прониновения в него философских категорий.

    АВЕНАРИУС Рихард (1843-1896) — швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения: "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил" и разработал учение о "принципиальной координации", уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По его замыслу учение о "принципиальной координации" должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Исходный принцип учения А. — нерасторжимое единство "системы С" или центрального члена, и "системы R" или противочлена, т.е. субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта"). Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие — это "ощущение".

    Mакс Эрнст (1838-1916) - австрийский физик и философ. Один из создателей эмпириокритицизма.

    Как физик и философ утверждал относительность научного знания и выступал против атомистического учения. В области философии осуществил ряд актуальных исследований, связанных, главным образом, с проблемами познания, опыта, истины, заблуждения, отношения физического и психического, природы и анализа ощущений и др. Как один из основоположников философии эмпириокритицизма ("махизма", "второго позитивизма") оказал большое влияние на развитие позитивистской традиции и формирование неопозитивизма.

    В своей философской концепции настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», совокупность ощущений образует тела. При этом он полагает «элементы» нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам. Понятия Мах рассматривает как символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а науки в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Так, он считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению.

    Таким образом, представители первых двух форм позитивизма доказывали, что классические философские проблемы, связанные с познанием сущности вещей, с неизбежностью ведут к агностицизму, либо к разным философским спекуляциям. Вопросы абстрактных сущностей — это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами. И изучать конкретные предметы можно лишь конкретными методами. Выход за пределы этой конкретной реальности с неизбежностью приводит к тому, что сущее подменяется должным. А там, где рассмотрение предмета осуществляется под углом зрения должного, нетместа науке, там господствует идеология..

    24. Неопозитивизм. Критический рационализм.

    Неопозитивизм – был популярен и распространен в 1-й половине и сер 20в.

    Основные идеи:

    Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка и науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир; логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем.

    Семантика – (смысл) знаков (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).

    Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки, лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами.

    Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание , идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения; Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем
    КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

    — направление в совр. европейской и амер. философии, осн. принципы к-рого сформулированы Поппером Основные представители — У. Бартли, И. Лакатос, Дж. Агасси. Кр-й. рац-м не представляет собой четко очерченной философской доктрины; нередко для его обозначения используются другие названия — критический эмпиризм, критицизм, фальсификационизм; его отдельные сторонники (напр., Фейерабенд) эволюционировали от активной защиты К. р. к его резкой критике, др. его представители (напр., Лакатос), хотя и разделяют принципы К. р., но стремятся не причислять себя к этому философско-методологическому направлению. К. р. претендует на выработку принципов рационального объяснения знания, человеческих действий, социальных идей и институтов и т. п. на основе их критики и совершенствования. В социальной философии К. р. является разновидностью буржуазного реформизма. Свои осн. принципы К. р. стремится противопоставить традиционным философским позициям: в противоположность скептицизму и догматизму выдвигается принцип фаллибилизма — признание принципиальной гипотетичности любого научного знания; в противоположность стремлению оправдать и обосновать формальную истинность научного знания формулируется идея методологического рационализма — возможности определить на основании критического рассмотрения, в какой степени те или иные гипотезы более предпочтительны по сравнению с др., и наконец, в противовес инструментализму выдвигается утверждение о возможности описания научным знанием реальности. В К. р. нашло выражение осознание нек-рыми совр. буржуазными философами недостаточности формально-структурного подхода к науке. Подчеркивая целостность научного знания, взаимозависимость уровней наблюдения и теории, органическую “вплетенность” науки в культуру, ее пронизанность философскими и ценностными установками, представители. Исходные принципы К. р. как одной из форм постпозитивистской философии привели его представителей к отказу от определения объективной истины и ее критериев, к признанию культурологического плюрализма и релятивизма. В рамках К. р. не удалось выработать критериев различения рационального от иррационального, научного от ненаучного.
    25. Фил-я Шопенгауэра и Ницше

    Немецкий философ Артур Шопенгауэр–Опирается на индийскую философию, учения Платона и Канта. Универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой является воля. Реальна лишь одна Мировая воля, управляющая Вселенной. Воля – это неисповедимые силы, это космическая первооснова бытия.

    Позиция Шопенгауэра по отношению к жизни – пессимизм, во многом опирающийся на буддизм. То, что называют счастьем, всегда имеет отрицательный характер, сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать либо новое страдание, либо томительная скука. Самое большое несчастье человека – жить в обществе, где эгоизм становится злобой. Человек должен изжить волю к жизни, ибо нет желания – нет воли, нет представлений – нет мира. «Жизнь на земле – это плесень». Пессимизм философа предполагает в качестве выхода – самоубийство.

    Родоначальник «философии жизни» Фридрих Ницше  Важной в творчестве Нише является его идея о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, свои движущие силы, свое поведение.

    Основные элементы его мировоззрения: идея «воли к власти», «вечного возвращения», «переоценки ценностей», «сверхчеловека». Вслед за Шопенгауэром Ницше стал в оппозицию к классическому рационализму. Для него основа мира – не бытие, а жизнь. Жизнь – это первичная реальность, целостный органический процесс. Сущность жизни – это «воля к власти», т.е. некая сила, стремящаяся к господству – как внутри человека, так и в обществе.

    Он выступает против демократии, т.к. всякое стремление уравнивания прав – упадок власти. Масса составляет оппозицию права сильного. Представления о равенстве и справедливости, гуманистическая мораль только разлагают человеческую природу. Помогая слабым, общество зря растрачивает силы, которые нужны ему для движения вперед: «Падающего – подтолкни». Много в его творчестве занимает исследование христианства: «Быть христианином – значит ненавидеть ум, гордость, мужество, свободу, ненавидеть радость». Христианская мораль против человека, т.к. ее основу составляет самоуничижение. Сильный человек должен осуществлять свою деятельность противоположно этим нормам.

    26. Феноменология. Герменевтика.

    Феноменология - одно из наиболее оригинальных и значительных направлений в философии ХХ века. Ее основоположником является Э.Гуссерль Настаивая на безотносительном, абсолютном характере логических законов, философ подчеркивал, что истина принадлежит области смысла, идеального содержания познавательных актов, составляющих сознание. И, стало быть, она не зависит ни от физических, ни от психологических особенностей субъекта, ни от каких-либо других эмпирических факторов.

    Исследование природы истинного знания заставило Гуссерля обратиться к изучению идеальных структур сознания, что в конечном счете означало построение феноменологии, которая есть наука, изучающая мир сознания, мир феноменов, данных сознанию в разного рода познавательных актах.

    Сосредоточить свое внимание на феноменах сознания и проанализировать их позволяет феноменологическая редукция, которая включает в себя три этапа. Первый - психологическая редукция, осуществляя которую феноменолог исключает всякую естественную, или наивную установку и тем самым весь объективный мир «заключает в скобки». . Далее следует эйдетическая редукция, которая посредством метода идеации (свободной вариации фантазии) дает возможность исследователю рассматривать эти феномены категориально, т.е. в качестве вариантов некой инвариантной «сущности». Теперь феноменолога в потоке восприятия интересуют неизменные структуры. Одним словом, если психологическая редукция обнажает феномены актуального жизненного опыта, то эйдетическая редукция схватывает сущностные формы (эйдосы) последнего. И завершается феноменологический анализ трансцендентальной редукцией, которая приводит нас к трансцендентальному «Я», выражающемуся в формуле «Я есмь» и являющемуся чистой субъективностью,

    Итак, креативная природа сознания сводится, по Гуссерлю, к непрерывному чередованию различного рода его синтетической деятельности, благодаря которой из потока переживаний конституируются определенные смысловые единства, т.е. ноэмы. Тем самым феноменология утверждает творческие потенции сознания, его способность полностью обособляться от реального мира, возможность создавать новые смыслы, которые не имеют аналогов в действительности. Признавая, что феноменологическая редукция направлена не на выявление фактов, а на прояснение смыслов, Гуссерль создает модель сознания, ориентированного на культурные ценности. Все это способствовало тому, что феноменология оказала впоследствии серьезное влияние на ряд других учений и, в первую очередь, на экзистенциализм и герменевтику.

    Происхождение термина «герменевтика» связывают обычно с именем Гермеса, который был посредником между богами Олимпа и людьми. И этимологически слово «герменевтика» означает истолкование, интерпретацию. Стало быть, под герменевтикой в широком смысле подразумевается искусство и теория истолкования текстов.

    Большая заслуга в развитии герменевтической теории принадлежит немецкому романтикуФ.Шлейермахеру, впервые предпринявшему попытку превратить герменевтику из специальной дисциплины в универсальную методологию с претензией на решение философских задач. Основными принципами и методами герменевтического анализа он считал: 1) принцип диалогичности гуманитарного мышления, 2) принцип единства грамматической и психологической интерпретации, 3) принцип диалектического взаимодействия части и целого, 4) принцип зависимости понимания от знания внутренней и внешней жизни автора, 5) принцип сотворчества (конгениальности) автора и интерпретатора, 6) метод перевода бессознательного пласта жизни автора в план знания, 7) метод построения интерпретирующих гипотез, основывающийся на предварительном понимании.

    Наибольший вклад в разработку философской герменевтики внес Х.Г.Гадамер Вкратце ее суть он выразил в следующей формуле: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Поэтому важен диалог, который невозможен без понимания. Носителем понимания является язык. При этом понимание возникает не сразу, ему предшествует «предпонимание», которое можно исправлять, корректировать, но полностью освободиться от него нельзя. 

    27. Экзестенциализм.

    Конец формы

    Экзистенциализм — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

    Датский философ Сёрен Кьеркегор считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта