Дипломная работа. Психология конфликта и выхода из него
Скачать 214.29 Kb.
|
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министірлігі Ш. Уәлиханов атындағы Көкшетау мемлекеттік университеті Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова ДИПЛОМДЫҚ ЖҰМЫС ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тақырыбы: На тему: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА И ВЫХОДА ИЗ НЕГО Мамандығы Специальность 5В050300 «Психология» Орындады: Выполнил: ________________ (қолы/подпись) Жетекші Руководитель ________________ (қолы/подпись) «Қорғауға жіберілді» «Допускается к защите» Кафедра меңгерушісі Зав. Кафедрой ________________ (қолы/подпись) Көкшетау 2014 СОДЕРЖАНИЕ Нормативные ссылки_____________________________________________ Определения ____________________________________________________ Обозначения и сокращения______________________________________ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………Глава 1Теоретические основы исследования конфликта в современной психологии. Основные психологические подходы к проблеме конфликта. 1.2. Типы конфликтов и способов выхода из него. 2 Эмпирическое исследование стратегий конфликтного поведения и формирование умений эффективного поведения в конфликтной ситуации. 2.1 Методы и методики исследования конфликтности детей подросткового возраста 2.2 Исследование свойств конфликтности современного подростка 2.3 Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: В истории человеческой цивилизации бесконфликтных отношений не существует. Одни конфликты охватывают целые континенты, десятки стран и народов, другие вовлекают большие и малые социальные общности, третьи происходят между отдельными людьми. Чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нём свободы, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и соответственно, больше источников для конфликтного поведения. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. Конфликты. Они встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Конфликты — как показали еще Дарвин, Маркс и Фрейд — необходимый и важный элемент жизни. Но ужасными бывают порой их последствия: тысячи погибших, горе и страдания оставшихся в живых. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Важное место в процессе познания и управления конфликтом занимают психологические исследования, позволяющие вскрывать глубинные основы конфликтного поведения. Поэтому неслучайно возникновение новой области психологии — конфликтологии. Во многих психологических журналах периодически появляются статьи на данную тему, выходят многочисленные книги. Накоплены многочисленные данные о причинах возникновения, этапах и механизмах протекания, способах разрешения разных типов конфликтов: межличностных, межгрупповых, межнациональных. Поиском механизмов, способов и путей реализации более продуктивных и эффективных стратегий преодоления жизненных трудностей, одной из частей которых является конфликтность занимаются психологи, философы, социологи, политологи. Результатом исследований стали инновационные технологии, основанные на динамике изменений в социально-психологическом окружении и дающие человечеству возможность обратиться к собственному потенциалу для преобразования мира. В данное время расширяется свобода личности, делается упор на то, что самореализация личности может способствовать дальнейшему повышению жизненного уровня населения, укреплению гражданской и социальной роли каждого в современном обществе. Одной из программных целей Республики Казахстан является «формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств»[1]. Существуют проблемы психологической независимости, незащищенности личности от различных травмирующих психику воздействий, сохранения гармонии и целостности индивида. Противоположностью гармонии является конфликтность. Противоречия, возникающие между человеком и обществом, порождают большое разнообразие конфликтов. Конфликт загнанный вглубь, подавленный, не исчезает, он может стать личностно-разрушающим фактором. В наиболее уязвимом положении оказалось подрастающее поколение в момент, когда только происходит становление личности подростка, определение его взглядов, убеждений. Однако на конфликтное поведение учащихся оказывает влияние не только динамика общественного развития, но и возрастные особенности, а также индивидуальная направленность личности, её локус контроля. От того, каким типом поведения в конфликтной ситуации пользуется интернально или экстернально ориентированный подросток, зависит направленность социальной активности подрастающей молодёжи. Проблему подростковой конфликтности изучали такие учёные как: З.и А.. Фрейд, Э. Эриксон, Жан Пиаже, А. Бандура, К. Левин, Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, Р. Бейлз, Дж. Дигман, Р. Кеттелл и Дж. Роттер. Цель исследования: изучить особенности конфликтаи способов выхода из него. Объект исследования: конфликт и его особенности Предмет исследования: детерминанты и особенности конфликтного поведения Гипотеза исследования: если изучитьстиль поведения в конфликте,то можно сформировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях Задачи: 1. Провести теоретический анализ конфликта и способов выхода из него. 2. Изучить содержательные характеристики конфликтного поведения на подростковом этапе развития. 3. Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов Практическая значимость работы: проведённое исследование может служить методикой изучения конфликтного поведения подростков. Полученные экспериментальные данные позволяют предложить практические рекомендации подросткам по самопознанию и саморазвитию, а также ознакомить учителей с советами по оптимизации работы с учениками, обладающими различными стилями поведения в конфликтной ситуации. Методология и методы исследования: теоретической основой разработки данной темы являются: положение К. Томаса о различных типах поведения в конфликтной ситуации, При разработке дипломной работы, были использованы следующие методы: изучение, анализ, обобщение и конкретизирование материала, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томаса), диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе (В. Стефансона), диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) Экспериментальная база: исследование проводилось в МГ «Тандау» г.Кокшетау. Всего в эксперименте приняло участие 30 человек в возрасте 14-16 лет. Исследование продолжалось два месяца, и было разбито на четыре этапа: первый – определение предрасположенности личности к конфликтному поведению; второй– определение основных тенденций поведения в группе; третий - проводилась самооценка психических состояний подростков. Глава 1 Теоретические основы исследования конфликта в современной психологии. Основные психологические подходы к проблеме конфликта. Исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся в последние годы области психологии. И хотя в этом, бесспорно, сказывается влияние социальных факторов, роста конфликтности во всех сферах общественной жизни и взаимодействия людей, усиление интереса к конфликтной проблематике не может быть объяснено только внешними по отношению к науке влияниями. Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психологического благополучия - фундаментальной проблемой всей психологической науки. Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нес свой предмет изучения - социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Конфликт является подлинно междисциплинарным предметом исследования. Его отдельные виды описываются и изучаются философами, политологами, социологами, правоведами, педагогами, военными, математиками, экономистами и др. Но возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее - социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных воззрении на конфликт, выделяя следующие периоды (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Этапы становления конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека. Свидетельства тому - мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных мыслителей. Взять, к примеру, сюжет с "яблоком раздора" и "судом Париса" в греческой мифологии. Это поэтический рассказ о том, как богиня раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое яблоко с лаконичной надписью "прекраснейшей" и как заспорили, кому предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три влиятельные богини: Гера - супруга Зевса, верховная олимпийская богиня; Афина - богиня мудрости и справедливой войны; Афродита - богиня любви и красоты. За разрешением спора они обратились к Парису - юному царевичу из Трои. Тот отдал предпочтение Афродите, признав ее прекраснейшей из богинь... В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965-928 до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты. Издавна была выявлена связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Потому-то корни конфликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии. В этом периоде заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию (VI в. до н.э.), одному из первых китайских философов. Взгляды на проблему конфликта мы находим в многочисленных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них: "Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды". Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на "благородных мужей" (образованных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов ("малых людей"). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведут к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей - выгода. Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной философии, в рамках которой впервые была предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противоположностей, например, согласно Гераклиту, является всеобщим и универсальным способом развития. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть "отец всего и царь всего". Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей разделяли и другие философы древности. При этом некоторые из них (например, Эпикур) высказывали мысль о том, что враждебные столкновения своими тяжкими последствиями в конце концов убедят людей жить в мире и согласии. Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы Античности, как Платон и Аристотель, жившие в V-IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное: отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого - общества; заложенное в человеке общественное начало придаст ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. В своем трактате "Политика" Аристотель указывал на источники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей. А также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других. В средние века конфликтологические идеи в основном носили религиозный характер. Например, Аврелий Августин (354-430 гг.) говорил о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная история представляет собой вечную битву двух царств (градов) - Божьего и земного. Во многом схожи взгляды и идеи Фомы Аквинского (1225-1274). В эпоху Возраждения взгляды мыслителей формировались в результате развития идеи древнегреческой философии о величин человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. (Я. Казанский (1401 - 1464), Я. Коперник (1473-1572), Дж. (1548-1600), Я. Макиавелли (1469) На развитие конфликтологических взглядов мыслителей периода Просвящения оказали влияние социально-культурные условия и общественный уклад того времени (мощный экономический, культурный подъем европейских стран). Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира, и в том числе в изучении конфликтов (Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Адам Смит (1723-1790)). В первой половине XX в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) в работе "Структура социального действия" обосновал структурно-функциональную модель организации. Он считал, что нормативный компонент социального действия разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях. Конфликт представлялся ему социальной аномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать. Концепция Т. Парсонса обоснованно подвергалась критике за ее "нежизнеспособность, и в 1950-е годы в западной социологии произошел возврат к конфликтной модели общества. Определенное влияние на развитие конфликтологии оказали ученые известной Чикагской школы. Они отводили конфликтам место в ряду четырех взаимосвязанных типов социального взаимодействия - соревнования, конфликта, приспособления, и ассимиляции, указывая на то, что конфликтам принадлежит переходная роль от соревнования к другим типам взаимодействия, а значит, и место существенного источника социальных перемен. Отсюда шло формулирование практических целей, важных и для управления: способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество, содействовать гармоничным отношениям между социальными группами, осуществлять разработку конкретных методик по разрешению конфликтных ситуаций. Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функционируют и управляются безупречно. Это обстоятельство вновь и вновь заставляло усомниться в том, что какая-либо модель социальной системы способна обеспечить стабильный консенсус (единодушие, единогласие). Вместе с тем крепло понимание необходимости учитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальных противоречий, перерастающих в конфликты. С начала 50-х годов в США, Германии, Франции, ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта. Первой по времени появления следует назвать концепцию позитивно-функционального конфликта американского социолога Льюиса Козера, основы которой он изложил в работе "Функции социального конфликта", опубликованной в 1956 г. Суть этой концепции в том, что конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества; они - продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами. Козер, предлагая понимать под конфликтом "борьбу за ценности и претензии", усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции; они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал. Это связано с тем, что конфликт способствует социализации индивидов и образованию социальных групп, установлению и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса сил, сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недостатках. Таким образом, Козер, оставаясь на позициях функционализма, сделал акцент на сотрудничестве. Своей точки зрения - четко выраженного критического отношения к структурно-функциональному анализу - придерживаются некоторые западноевропейские ученые. Среди них выделяется немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929), предложивший концепцию конфликтной модели общества ("Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе", 1957). Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе неустранимы из общественной жизни, они вездесущи как неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения "социальных потрясений". Для этого важны по крайне мере три условия: во-первых, наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих; во-вторых, уровень организации сторон - чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей; в-третьих, взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять, или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте. Кстати, и Льюис Козер, и Ральф Дарендорф сегодня считаются последователями Маркса и Зиммеля и современными "гешесиками" конфликтологии. Их идеи положены в основу конфликтологии, осуществившей переход от теоретических описании конфликтов к практической работе с ними. Особую позицию в отношении конфликтов занимает известный французский социолог Ален Турен. Одна из его книг "Возвращение человека действующего" (у нас вышла в 1998 г.) интересна тем, что автор призывает ориентироваться на социологию действия, активизацию субъекта как действующего лица, способность общества к самоконструированию через конфликты и общественные движения. По Турену, механизмами изменения являются конфликты между субъектами общества - действующими лицами - из-за общих культурных ориентации и управления ими. Общественная организация должна быть понята как результат конфликтных отношений между общественными силами по поводу контроля за культурными моделями, в соответствии с которыми общность, коллектив организует нормативным образом отношения со своим окружением. Следовательно, конфликт существует на уровне социально-культурной организации, то сеть определенным образом установленного порядка. Повсюду, где есть такой порядок, должно наличествовать и его оспаривание. Не общественная ситуация управляет действием и сознанием людей, а она сама является следствием культурных инноваций и общественных конфликтов. Конфликт, как считает Турен, имеет значение и подтверждает себя в качестве реального общественного конфликта только в той мере, в какой действующие лица, каждый со своей стороны, стремятся управлять областью своего взаимодействия. Конфликт не означает ни противоречия, ни бунта, а является социальной формой самопроизводства общества; конфликт не связан с какой-либо одной сферой социальной действительности, он - повсюду и должен признаваться во всех областях общественной жизни. Еще одну достаточно известную концепцию, названную обшей теорией конфликта, выдвинул американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг (1963), который исходит из противоположных функциональному подходу установок, а именно: конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбе непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека. Вместе с тем утверждается, что конфликты возникают и развиваются по общим образцам, проявляются через единые элементы, неотделимы от социальных условий, их можно предупредить и преодолеть. По Боулдингу, основу "социальной терапии" по "снятию", предотвращению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств, разумный выбор согласованных способов их устранения, нравственное совершенствование людей. |