Главная страница
Навигация по странице:

  • Примеры вопросов психолога

  • Шаг первый: понимание символического значения инструкции

  • Шаг второй: описание рисункаи понимание содержания информативных признаков

  • Шаг третий: определение «гармоничных» и «проблемных»

  • Психологический комментарий (см. рис.

  • Психология травматического стресса


    Скачать 2.39 Mb.
    НазваниеПсихология травматического стресса
    Дата10.03.2022
    Размер2.39 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPyatnickaya_E.V._Psihologiya_travmaticheskogo_stressa.doc
    ТипУчебное пособие
    #390026
    страница26 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    Методика «Рисунок семьи в образах животных»


    Благодаря работам С. Кауфмана, В. Хьюлса, Р. Бернса, А. Захарова,
    Т. Хоментаускаса методика «Рисунок семьи» получила широкое распространение. Традиционно цель теста «Рисунок семьи» — выявление особенностей внутрисемейных отношений. Благодаря рисованию ребенком семьи и беседе с ним оказывается возможным оценить особенности его восприятия и переживания отношений в семье.

    Материалы: лист белой бумаги формата А4, набор цветных карандашей.

    Перед началом тестирования психолог просит клиента удобно устроиться за столом; кладет перед ним лист бумаги и комплект из восьми цветных карандашей. Далее дает инструкцию:«Нарисуйте свою семью
    в образах животных».

    Традиционно после рисования принято задавать клиенту уточняющие вопросы. Необходимо выяснить существенные особенности изображенных фигур, узнать их характер, склонности, специфику взаимоотношений друг с другом.

    Примеры вопросов психолога

    1. Расскажите, пожалуйста, о каждом животном подробно: какой
      у них нрав, повадки, что они любят, чего не любят.

    2. В каких отношениях животные между собой находятся?

    3. Кто за кем охотится?

    4. Кто от кого спасается?

    5. Что является самым главным для каждого животного?

    6. Чем можно помочь этим животным, чтобы они жили дружно?

    Если психолог работает с семьей (а это логично, когда речь идет о рисовании семьи), важно подвергнуть тестированию всех ее членов. Только в этом случае можно обладать наиболее полной информацией об особенностях внутрисемейных взаимоотношений, месте и роли каждого, бессознательных идентификациях и многом другом. «Полный комплект» рисунков семьи собрать, конечно, чрезвычайно сложно, но очень полезно, ибо перед психологом разворачивается сложный сюжет внутрисемейных отношений.

    Технология анализа психологической информативности рисунков содержит три шага.

    Шаг первый: понимание
    символического значения инструкции

    Инструкция к рисованию представляет собой некий посыл бессознательному клиента и актуализирует определенные пласты его внутренней жизни. Она задает направление ассоциативному процессу, в котором участвуют воображение и жизненный опыт клиента.

    «Нарисуйте свою семью в образах животных» — рисунок на эту тему можно условно определить как «конфликтный образ» семьи. Надо сказать, что немало взрослых людей с высоким уровнем личностного развития затрудняются изобразить себя и членов своей семьи в образах животных. Они говорят, что преодолели свое «животное начало». Дети же охотнее изображают семью в образах животных. Может быть, оттого, что им легче идентифицировать себя с животными, чем с людьми.

    Для психолога чрезвычайно важно, в образе какого животного изображает себя автор рисунка. Эта информация может быть использована психологом в качестве проявления ресурса. В этом случае требуется более глубокое знакомство с символическим значением животного.

    Символическое значение животного проявляется на трех основных уровнях:

    1. Личный, субъективный уровень, содержащий характеристику животного автором;

    2. Природный, объективный уровень, содержащий биологическую характеристику животного, знание о его повадках, характере и особенностях;

    3. Глубинный, культуральный уровень, содержащий информацию об архетипическом символизме животного, отражающий межкультурное единообразие приписываемых ему качеств и свойств.

    Символическое значение животного становится особенно важным
    в психологической практике тогда, когда ребенок жестко идентифицирован с некоторым животным. Он постоянно рисует его, собирает коллекцию его изображений, копирует повадки, особенности (обычно данный феномен распространен в возрастном интервале от 4 до 7 лет). Естественно, ребенок рисует себя в образе любимого животного. В этом случае работа психолога направлена на то, чтобы помочь ребенку отделить свое «Я» от образа животного.

    Итак, «семья в образах животных» покажет психологу систему бессознательных, инстинктивных взаимоотношений в семье, отразит «конфликтный образ».
    Шаг второй: описание рисунка
    и понимание содержания информативных признаков


    Группа общих признаков. Это признаки, характерные для всех рисунков семьи.

    Группа дополнительных признаков. Это признаки, появляющиеся
    в связи с метафорической инструкцией. Они связаны с символическим значением изображенных образов, характером взаимоотношений между персонажами, родовидовой принадлежностью и пр. Рассмотрим общие признаки рисунков семьи.

    Эстетика изображения. Если рисунок выполнен с любовью, желанием, аккуратно, опрятно, линии и цвета его гармоничны, — мы получаем эстетическое удовлетворение. Причем оно может даже не зависеть от техники исполнения и мастерства художника. Стремление к красоте является проявлением эстетических потребностей человека и может быть реализовано даже при отсутствии художественных способностей. Если психолог видит, что автор не придает особого значения эстетике, он может отметить недостаточное развитие эстетической мотивации.

    Площадь (размер) рисунка. Обычно рисунок занимает не все пространство листа, обязательно остаются невидимые белые поля. Мы воспринимаем размер рисунка как гармоничный, если автор оставляет
    не менее 4 см от краев листа свободными. Нередко размер композиции слишком мал или слишком велик (выходит за невидимые поля), и в этом случае, рассматривая рисунок, мы ловим себя на ощущении дисгармонии. Слишком большой или слишком маленький размер композиции настораживает психолога и также свидетельствует о несформированном внутреннем чувстве гармонии.

    Смещение композиции относительно центра. Данный признак относится к разряду «проблемных». Если центр композиции смещен вправо, влево, вверх или вниз, — это также свидетельствует о несформированном внутреннем чувстве гармонии и единого центра. Ощущение центра может быть потеряно в силу действия ряда травматических причин или
    не сформировано в связи с неблагоприятными условиями развития и воспитания либо психическими особенностями ребенка. Символическое значение центра — Совершенство, точка интеграции индивидуально-личностных процессов; точка, на которой сходятся силовые линии и от которой они расходятся. Теряя центр, человек теряет внутреннюю точку опоры, равновесия и гармонии. Собственно основная задача психологической работы заключается в том, чтобы сформировать или найти внутренний центр, Самость, стержень личности.

    Соразмерность фигур друг другу и листу. Когда размер фигур адекватен полу и возрасту членов семьи, это гармонично. Однако нередко фигура одного из членов семьи рисуется либо слишком большой, либо слишком маленькой. Такое положение указывает на особое отношение автора
    рисунка к данному члену семьи. Обычно чрезмерно большая фигура трактуется как признак значимости этого члена семьи для автора рисунка. Правда, в этом аспекте важен характер изображения: если фигура изображена небрежно, закрашена или ей не хватает некоторых частей тела, то можно говорить об амбивалентных чувствах автора. Он и привязан,
    и уважает, и любит, но в то же время испытывает давление, тревогу или агрессию. Если автор рисует фигуру неадекватно маленькой, это, как правило, свидетельство отвержения данного члена семьи либо автором, либо значимым для автора лицом, либо семьей в целом.

    Расстояние между членами семьи. Если отношения в семье стабильные, ровные, гармоничные, автор изображает всех членов семьи на примерно равном небольшом расстоянии друг от друга (расстояние может колебаться от 10 до 40 мм). Иногда члены семьи держатся за руки. Однако это обстоятельство не должно слишком радовать психолога. Нередко авторы выдают желаемое за действительное. Особенно некоторые мамы любят изображать семейную идиллию, скрывая неблагополучие. Но бывает, что семья в действительности является дружной и в ней принято оказывать друг другу поддержку.

    Наличие предметов между членами семьи. Предметы между членами семьи, с одной стороны, представляют собой препятствия, преграды, средства защиты. С другой стороны, символическое значение предметов может быть созидательным и конструктивным и отражать определенную грань взаимоотношений между членами семьи. Поэтому психологу важно определить функциональную и символическую нагрузку предмета
    и только после этого строить психологическую интерпретацию данного признака.

    Наличие дополнительных образов. Дополнительными являются образы, не связанные с членами семьи и контекстом ее изображения. Например, домашние животные, солнце, радуга, растения. Конечно, появление домашних животных, если они являются любимцами семьи, совершенно естественно. Насторожить психолога должно появление животных,
    не являющихся «членами семьи». Появление солнца или радуги также амбивалентно. С одной стороны, это указывает на потребность в энергии, свете, тепле, с другой — является признаком ресурса семьи.

    Контекст изображения. В рисунке семьи мы не задаем определенный контекст, автор его выбирает сам. Например, он изображает семью за обеденным столом дома, или в гостях у бабушки, или семья находится на пикнике, работает на даче. При этом контекст является тем, что объединяет членов семьи. Вероятно, изображение семьи в определенном контексте связано у автора с определенной ситуацией, когда все собираются вместе, испытывают определенный эмоциональный подъем, единение.

    Близость членов семьи между собой. Данный признак проявляется через общие цветовые пятна, элементы одежды, образ действий, характер изображения. Одним из наиболее информативных признаков является цвет. Например, автор раскрашивает себя и маму одним цветом, который в ряду цветовых предпочтений стоит на первом месте. Это дает основание предположить, что между автором и его матерью существует позитивная связь, понимание, любовь или автор страстно желает этого. Интересно, что на разных рисунках автор может идентифицировать себя с разными членами семьи.

    Дополнительные признаки адресуют психолога к символическому анализу изображенных персонажей. Для понимания тонкостей внутрисемейных взаимоотношений психологу важно задать себе несколько вопросов:

    1. Не являются ли животные, в образах которых изображаются члены семьи, антагонистами по отношению друг к другу?

    2. Принадлежат ли они к одному роду, виду, категории?

    3. Если они разные по родовидовой принадлежности, каким образом они могут строить друг с другом конструктивные взаимоотношения?

    Чтобы понять содержание дополнительных признаков, психологу
    недостаточно рисунков, необходимо расспросить автора и уточнить символическое значение изображенных образов.
    Шаг третий: определение «гармоничных» и «проблемных»

    потребностей автора рисунка и формулировка
    перспективных задач психологической работы


    Доминирующей потребностью, которую отражает рисунок, является потребность в принадлежности и любви. И это естественно, ибо именно семья либо удовлетворяет эту потребность, либо фрустрирует. Потребности безопасности и защиты, самоуважения и личностного совершенствования также могут требовать психологической работы.

    Если речь идет о психологической работе с потребностью принадлежности и любви, главная задача — оказать содействие гармонизации внутрисемейных взаимоотношений. Психолог должен построить работу таким образом, чтобы, с одной стороны, способствовать принятию автором рисунка отдельных членов семьи, с другой — содействовать принятию автора рисунка членами семьи.

    Психологический комментарий (см. рис. VVI на вклейке):Сильнейшую фрустрацию потребности в любви, принятии и безопасности отражают рисунки воспитанников школы-интерната (рисунки Галины
    и Александра). Не только мир представляется этим детям хаотичным, беспорядочным и опасным, но даже собственная семья. Нарисованные образы весьма конфликтны и могут представлять значительную опасность для животного, с которым идентифицирует себя автор (рисунок Александра). Единственное, что сохраняет мир в семье, нарисованной Галиной — это психологическая дистанция между ее членами. Дети
    в таких семьях чувствуют себя отвергнутыми и беззащитными.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта