Шпаргалка. История развития древней психологии. Шпаргалка. История-развития древней психологии. Психология в древнем мире (древняя Греция) Гераклит
Скачать 14.19 Kb.
|
Психология в древнем мире (древняя Греция) Гераклит, который рассматривает космос как единство противоположностей в потоке непрерывного изменения, делает как будто первый значительный шаг на пути к дифференциации единства бытия. Алкмеон ещё в VI в. до н. э., впервые связывая душу с мозгом, начинает различать мышление и ощущение и связывает последнее с органами чувств. На этой основе формируется первая система уже не только стихийного материализма, и начинается борьба материалистических и идеалистических воззрений на психику Демокрит (V-IV в. до н. э.), создатель первой в истории античной философии – большой материалистической системы, строит первую последовательно разработанную материалистическую психологию. Различая уже, по-видимому, психическое и физическое, он стремится объяснить психические процессы как продукт движения очень тонких и совершенных атомов. Он разрабатывает теорию восприятия, которую он объясняет, как результат проникновения в наши органы чувств, исходящих из вещей мельчайших атомов, являющихся образами этих вещей. Платон развивает идеалистическое учение о душе в классической для всей последующей идеалистической философии форме. Душа для него – «идея», вечная, бессмертная сущность; бессмертная душа отделяется от тела. Позитивным результатом платоновского учения о душе является отчётливая дифференциация души и тела, психического и физического, и дальнейшая дифференциация внутри души различных её частей – разумной, обращённой к идеям, аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя; душа – неотделимый от органической жизни организующий принцип её. Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу. Тело – это организм, поскольку оно совокупность органов или орудий души; душа – сущность тела. Поэтому учение о душе для Аристотеля – это общее учение о жизни и её функциях, включающее органические её отправления, так же, как и сознательную жизнь Психология в XVII—XVIII вв. и первой половине XIX в Декарт вводит одновременно два понятия: понятие рефлекса – с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания – с другой. Он признаёт существование двух различных субстанций: материи— субстанции протяжённой (и не мыслящей), и души – субстанции мыслящей (и не протяжённой). Они определяются разнородными атрибутами и противостоят друг другу как друг от друга независимые субстанции. Другими словами, Декарт вводит принцип интроспекции, самоотражения сознания в себе самом. Он закладывает, таким образом, основы интроспективного понятия сознания, как замкнутого в себе внутреннего мира, которое отражает не внешнее бытие, а самого себя Идеалистические тенденции Декарта получают дальнейшее своё развитие у Г. Лейбница. Представление о замкнутом в себе внутреннем мире сознания превращается у Лейбница в общий принцип бытия: всё сущее в его монадологии мыслится по образу и подобию такого замкнутого внутреннего мира. Ф. Бэкон, родоначальник английского материализма, вводит идеи, устремлённые к овладению природой в связи с начинающимся развитием техники – мысль обращается к опыту. Идеи Бэкона систематизирует Т. Гоббс (1588-1679), который развивает материалистическое и сенсуалистическое учение о психике. Он выводит всё познание, а также и волю из ощущений, а ощущение признаёт свойством материи Дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципы эмпирической философии получают у Дж. Локка. Предметом психологии является, по Локку, внутренний опыт; внутренний опыт познаётся путём рефлексии, отражения нашего внутреннего мира в себе самом; |