Главная страница
Навигация по странице:

  • Приложение 10

  • Приложение 11.

  • Приложение 12.

  • «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на основе игровой деятельности». ВКР 2. Психологопедагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте


    Скачать 0.6 Mb.
    НазваниеПсихологопедагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
    Анкор«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на основе игровой деятельности»
    Дата24.02.2023
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВКР 2.doc
    ТипДокументы
    #953624
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Приложение 9
    Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

    4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
    1. Методика" Солнце в комнате"

    Основание. Реализация воображения.

    Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия.

    Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.

    Инструкция к проведению.

    Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной".

    Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

    Обработка данных.

    В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

    1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

    2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

    3. Содержательное устранение несоответствия:

    а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

    б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

    1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари­совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.


    2. Методика "Складная картинка"

    О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

    Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

    М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

    Инструкция к проведению.

    Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу­шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

    Обработка данных.

    В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об­щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

    1. Отсутст­вие ответа, не­принятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бы­вает") - 1 балл.

    2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.

    3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых компози­ций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

    Некото­рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото­рую прини­мает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала по­хожа на мос­тик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
    3. Методика "Как спасти зайку"

    Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

    Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

    М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

    Инструкция к проведению.

    Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

    Обработка данных.

    В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

    Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

    Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

    Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
    4. Методика "Дощечка"

    Основание. Детское экспериментирование.

    Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

    Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

    Инструкция к проведению.

    Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

    Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

    Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

    Обработка данных.

    При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

    Приложение 10

    Игры на развитие ассоциативности мышления

    Игра "Что на что похоже "

    3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду­щий на­чинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.
    "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

    Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого набро­ска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
    "Волшебные кляксы "

    Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.
    Игра "Словоассоциации"

    Взять любое слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:

    • с хлебобулочными изделиями.

    • с созвучными словами: барон, бекон.

    • с рифмующимися словами: кулон, салон.

    Создать как можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.

    Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мушки на берегу.

    Приложение 11.

    Игры на развитие диалектичности мышления.

    Игра "Хорошо - Плохо"

    Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

    - Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

    - Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко­лоться.

    - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

    Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

    Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъ­ективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

    Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель­ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

    - Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

    Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

    Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ­ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

    - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

    - Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;

    - Сидеть дома - плохо, скучно;

    - Можно пригласить гостей - и т.д.

    Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

    Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

    Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол­стый , ленивый - (?) трудолюбивый , острый - (?) тупой. Затем можно взять лю­бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

    Приложение 12.

    Системность мышления

    Игра "Теремок"

    Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

    "Собери фигурки"

    Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу­рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

    "Нелепицы"

    Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

    1 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957. С. 436

    2 Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с. С.55

    3 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957. С. 86

    4 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. С.19

    5 Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987. С. 27

    6 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957. С.141

    7 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957. С. 98

    8 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957. С.8

    9 Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984. С. 142

    10 Пчелкина В. Книга – источник детского творчества. //Дошк. восп. – 1991. - №6. С.94

    11 Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982. С.45

    12 Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996. С.31

    13 Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. С. 95

    14 Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996. С. 301

    15 Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагно-стике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9. С.286

    16 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. С 123

    17 Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984 С. 18

    18 Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. С 8

    19 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965. С 25

    20 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. С. 135

    21 Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984. С. 56

    22 Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для сту-дентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971. С.184

    23 Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984. С.239

    24 Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. -М.:Просвещение,1965.

    Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12.

    25 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965. С.150

    26 Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9. С. 72

    27 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. С.101

    28 Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10.- С.17

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта