Курсовая работа. Пути совершенствования социальнокультурной деятельности в музейных учреждениях. Разработка проекта Дети в музее
Скачать 167 Kb.
|
Тема: Пути совершенствования социально-культурной деятельности в музейных учреждениях. Разработка проекта «Дети в музее». Введение Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в музейных учреждениях. 1.1. Понятие социально-культурной деятельности. 1.2. Роль музеев в социально-культурной сфере. 1.3. Основные принципы организации социально-культурной деятельности в музеях. Глава 2. Анализ современного состояния социально-культурной деятельности в музеях. 2.1. Оценка эффективности существующих программ и мероприятий. 2.2 Анализ потребностей посетителей музеев. Глава 3. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в музеях. 3.1 Разработка проекта «Дети в музее». Заключение Список литературы Ведение В современном обществе социально-культурная деятельность играет важную роль в формировании культурной среды и повышении качества жизни людей. Музеи являются одними из наиболее значимых культурных учреждений, которые способствуют сохранению и популяризации культурного наследия. Однако, в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации, музеи сталкиваются с рядом проблем, связанных с организацией и проведением социально-культурной деятельности. В современном обществе музеи играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия. Однако, для того чтобы музеи могли успешно выполнять свои функции, необходимо развивать социально-культурную деятельность в этих учреждениях. Одним из путей совершенствования этой деятельности является проект "Дети в музее". Цель данной дипломной работы – исследование путей совершенствования социально-культурной деятельности в музейных учреждениях. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - проанализировать современное состояние социально-культурной деятельности в музеях; - выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются музеи при организации и проведении социально-культурной деятельности; - определить пути совершенствования социально-культурной деятельности в музеях. Объект исследования: Социально – культурная деятельность музея. Предмет исследования: Процесс социально-культурной деятельности музея в целом, пути её совершенствования, особенности функционирования и развития музея в условиях современной культуры, а также применение новых методов и технологий социально-культурной деятельности в музеях. Гипотеза: Совершенствование социально-культурной деятельности музеев необходимо осуществлять таким образом, чтобы общественность была вовлечена в деятельность музеев, включала музей в информационное пространство, совершенствовала материальную базу музея в целях повышения рентабельность деятельности. В работе будут использованы различные методы исследования, включая анализ научной литературы, опросы и интервью с сотрудниками музеев, а также наблюдения за проводимыми мероприятиями. Результаты данной работы могут быть полезны для сотрудников музеев, а также для всех, кто интересуется развитием социально-культурной деятельности в учреждениях культуры. При написании работы была использована специальная научная литература, статьи в научных журналах и различные Интернет-ресурсы. Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в музейных учреждениях. 1.1. Понятие социально-культурной деятельности. В течение многих лет культурно-просветительная работа, так она раньше называлась, являлась составной частью идеологической деятельности государства, и все, что было связано с деятельностью социально-культурных организаций, было полностью подчинено идеологии партии и правительства. В связи с этим и все основные понятия, трактуемые в культурно-просветительной работе, были подчинены государству и его идеологии. Так, например, ведущим принципами являлись – принцип партийности и идейности, связь с жизнью и практикой коммунистического строительства общества. В настоящее время основные понятия значительно изменились, и сегодня мы говорим о принципах приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе усвоения духовных и нравственных ценностей; принципе гуманизации содержания учреждений социально-культурной сферы и т.д. Теория социально-культурной деятельности черпает свой категориальный аппарат из различных гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология культуры, психология культуры, педагогика, этика и другие. Ее методологические основания и категориальный аппарат должны быть определены. Л.А. Беляева и М.А. Беляева отмечают, что одной из важных проблем при создании теории СКД является многообразие методологических подходов и парадигм к ее анализу. Это требует методологического синтеза в понимании сущности СКД, так как она предстает перед исследователями разными гранями. В их статье рассматриваются различные подходы к изучению социально-культурной деятельности (социологический, культурологический, педагогический, технологический, экономический), анализируются определения СКД [7, с. 13-15]. Эволюция социально-культурной деятельности – это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества на современном этапе. Так, в разные исторические периоды феномен СКД трактовался по-разному: «внешкольное образование» – до 1920 – годов; политико-просветительная работа – с 1920 по 1970; культурно-просветительная работа – с 1970 по 1990; культурно досуговая работа – до середины 1990-х; и, наконец, социально-культурная деятельность – с середины 1990-х. Осмысление данного понятия возможно лишь на стыке таких фундаментальных наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. Культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социально-культурная деятельность социально ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, расширению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью, распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека (Я. Д. Григорович) [6]. Социально-культурная деятельность – определенная система идей и представлений, отражающая цели и функции государственной политики в области культуры и досуга, определяющая, методы и средства их реализации в условиях современного общества. Следующие категории тесно связаны с этим понятием: Свободное время – часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел. Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Качественная категория. Культурно-досуговая деятельность – область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени. Отдых – обусловленный социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы. Категория психофизиологическая. Инкультурация – процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.[3] Сегодня социально-культурная деятельность рассматривается как область культурологического знания и социально-культурной практики. Эта область стала самостоятельным объектом исследования благодаря повышенному вниманию общества к культуре и ее значимости для устойчивого развития общества, а также ведущей роли культуры в формировании человеческого капитала. Социально-культурная деятельность связана с формированием культурной среды, которая становится ключевым понятием современного гуманитарного знания. Динамизм и изменения культурной среды, а также потребность в инновациях и модернизации, требуют обобщения практик социально-культурной деятельности. Теория социально-культурной деятельности принадлежит к прикладным областям культурологического знания, которая занимается изучением и формированием принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами. Тема социально-культурной деятельности имеет большое значение в современном обществе, так как культура играет важную роль в развитии и стабильности общества. Социально-культурная деятельность направлена на создание и формирование культурной среды, которая влияет на развитие личности и общества в целом. В рамках социально-культурной деятельности проводятся различные мероприятия, которые способствуют сохранению и развитию культурного наследия, а также формированию новых культурных ценностей. Образовательный аспект социокультурной деятельности предполагает регулирование процессов социализации и индивидуализации личности, то есть в воспитании и социальном развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-просветительских задач: − целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей; − стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; − создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения. 1.2. Роль музеев в социально-культурной сфере. Сегодня многие рассматривают музей как информационный центр, культурный очаг, средоточие научной и художественной жизни, как место встречи разных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл. Музей выходит за рамки своих стен и пытается распространить свое влияние за пределы отведенной ему территории, доказывая свою важность. Процесс изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленных на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом, очевиден. Федеральный закон от 25.06.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет главные функции музеев: хранение музейных предметов и коллекций, выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, изучение музейных предметов и музейных коллекций, публикация музейных предметов и музейных коллекций, осуществление просветительской и образовательной деятельности [26]. В этом значении вполне оправданной является образовательная и просветительная деятельность. Однако работа с тем, кому предназначены музейные ценности испытала существенные трансформации в постсоветский период. Если музейная деятельность ранее определялась той ролью, которую музей вносит в социализацию и воспитание общества, в следование идеологическим и образовательным целям государственной политики, то в современном российском обществе сформировалась значительная прослойка так называемых дистанцированных зрителей. С точки зрения рыночных отношений повышение уровня организации музейного дела, которое призвано внести свою лепту в решении задач гармоничного развития личности и общества, невозможно без совершенствования приемов и методов музейного менеджмента, создания эффективных организационных структур, повышения профессионализма рядовых сотрудников и менеджеров, занятых в данной сфере. Социокультурное пространство современного города - это динамично меняющаяся среда, которая, помимо прочего, запускает тенденции, связанные с переоценкой моральных ценностей и необходимость поиска новых идей, обновления форм передачи культурного капитала между поколениями. Эта ситуация подводит нас к проблеме изменения механизма функционирования культуры в современных условиях[19]. Основная ценность в современном обществе - это знания. Разнообразные виды деятельности, связанные с созданием, обработкой, распространением и внедрением виртуальных продуктов, становятся все более популярными. Музеи, как банки знаний огромной ценности, предназначены для того, чтобы использовать их в социально-культурных и экономических целях, обеспечивать и предлагать обществу новую стратегию культурного развития. Для этого необходимо заложить принципы бизнеса в основу перспективного плана, не нарушая традиционных функций музея. Участие музеев в социально значимых общественных процессах требует использование в музейной практике новых современных информационных технологий, своевременного обновления мультимедийного оборудования и пополнение рынка музейных услуг, что позволило бы расширить аудиторию и увеличить число новых пользователей. При решении этой задачи актуализируется издательская деятельность, создаются и пополняются web-сайты, осуществляется компьютерная каталогизация фондов (книжных и предметных) Инновационный подход к обновлению музейной деятельности одновременно сохраняет приоритет традиционных видов охраны природы, сохранения, архивирования, коллекционирования, экспозиции, природопользования, экономики, экскурсий, требующих постоянных затрат [28]. Ключевая цель деятельности любого музея — сохранение подвижных и неподвижных культурных памятников, уникальных исторических и культурных объектов, поддержание их научного реставрации и обеспечение доступа посетителей к культурным ценностям и музейным коллекциям. Для реализации данных целей многие музеи сегодня не имеют значительной, но все же достаточной базы: обширной отраслевой системы, административно-экономической структуры, технического и специального оборудования, транспортных средств и, самое главное, штатом высокопрофессиональных сотрудников. Представители различных культур с помощью современного туризма, информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только могут получить интересующую их информацию о музеях, выставках, экспозициях, но и посетить их в любой точке мира. В этих условиях развитие музейного дела заключается в повышении эффективности деятельности на основе поиска и реализации современных методов, форм и средств донесения социокультурной информации до аудитории. Достижение современным музеем данной цели возможно следующими методами: создание интерактивной музейной экспозиции, погружение аудитории в культурно-историческую среду музея, использование элементов шоу; укрепление материально-технической базы, использование разнообразных технических средств при демонстрации музейных предметов; развитие культурного туризма, расширение международного сотрудничества в музейном деле, выставочной деятельности, создание и развитие гостиничной инфраструктуры и туристского сервиса. В заключение можно сказать, что музейная и музейная деятельность претерпела глобальную трансформацию, которая способствовала развитию музейной теории и практики. В настоящее время музеи играют значительную роль в развитии региональной культурной политики. Они пропагандируют региональные ценности, укрепляют культурную самобытность, организуют общественную деятельность и межкультурное взаимодействие, расширяют свою роль в сфере образования, участвуют в экономическом развитии регионов. Основная задача в процессе трансформации-сохранение музейных ценностей и функций в условиях сокращения бюджетных средств и идеи возвращения культурных учреждений, предотвращение превращения музея в центр отдыха. Важным в сохранении этого баланса было то, что государство начало рассматривать развитие культуры и музеев как инвестиции в социальный капитал страны. 1.3. Основные принципы организации социально-культурной деятельности в музеях. Представление о приоритетных задачах музейного учреждения складывалось в нашей стране на протяжении многих десятилетий. На заре своего становления музеи в России воспринимались как хранилища раритетных и уникальных вещей, но со временем большее значение стала приобретать их образовательная и просветительная функция. Постепенно концепции монологического воздействия музея на аудиторию уступили место концепции коммуникационного подхода. Музей привлекает исследовательский интерес специалистов из разных областей социального и гуманитарного знания. В различных аспектах и с различными целями его изучали и изучают историки и искусствоведы, философы и культурологи, социологи и психологи, архитекторы и педагоги. Но основная масса исследований выполнена в той области знаний, которая в отечественной традиции называется музееведением, а в зарубежной – музеологией. Это объясняется двойственной ролью музея как субъекта и объекта культуры. В последнее время расширение музейной деятельности приводит к необходимости включения в работу специалистов различных областей, таких как психологи, социологи, дизайнеры и другие. Это связано с ориентацией музеев на посетителей и осознанием роли экспозиции как главной коммуникационной системы музея. Расширение состава специалистов приводит к большей эффективности музея в коммуникации с аудиторией. Музейная наука ощущает необходимость в выходе за рамки узкопрофессионального подхода и в обобщении реальных фактов музейной деятельности с позиции других дисциплин. Это укрепляет связи между музеями и живой культурой, снижает отчуждение музеев от общества и превращает музеи из системы, интегрирующийся в культурно-историческую среду, в систему, которая ее формирует и активно воздействует на нее. Музей – один из объектов культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно – средство формирования культуры. С момента своего появления музей не только отражает важные тенденции развития культуры и общества, но, будучи наделенным особым смыслом таким как «инстанция вечности», со временем начинает оказывать все большее влияние на развитие социокультурной сферы. Одной из важных проблем в музееведении является изменение роли музея в социокультурном пространстве. Несмотря на то, что музей является самым доступным и посещаемым местом культуры в России, в условиях рыночной экономики музеи вынуждены постоянно доказывать свою конкурентоспособность. Это означает, что музеи должны постоянно менять свои выставки и искать актуальные темы, чтобы привлечь посетителей. Как индикатор социокультурной динамики, музеи должны реагировать на изменения в обществе и модернизировать свою деятельность. Музеи являются важной частью культурной жизни России и мира в целом. Они сохраняют историю и культуру народов, а также предоставляют возможность людям узнать больше о мире вокруг них. Однако, современные музеи сталкиваются с проблемой конкуренции с другими формами развлечений и отдыха, такими как кинотеатры, театры, парки и т.д. Поэтому музеи должны постоянно развиваться и меняться, чтобы оставаться интересными для посетителей. Рассматривая различные аспекты социально-культурной деятельности музея, необходимо отметить, что особое значение в современных условиях приобретает работа с молодежью. Знакомство с культовой архитектурой и изобразительным искусством - неотъемлемая часть культурологического образования подрастающего поколения. Организация социально-культурной деятельности в музеях основывается на следующих принципах: 1. Доступность. Музей должен быть доступен для всех категорий посетителей, включая людей с ограниченными возможностями, детей, пожилых людей и т.д. Для этого необходимо предоставлять различные формы экскурсий, аудиогиды, информационные материалы на разных языках и т.д. 2. Интерактивность. Музей должен предоставлять посетителям возможность активного участия в экспозиции, проведении экспериментов, играх и т.д. Это помогает увеличить интерес к музею и улучшить усвоение информации. 3. Инновационность. Музею необходимо постоянно совершенствоваться и внедрять новые технологии и методы работы. Это помогает привлечь новых посетителей и улучшить качество обслуживания. 4. Сотрудничество. Музею нужно сотрудничать с другими культурными учреждениями, образовательными учреждениями, местными сообществами и т.д. Это помогает расширить аудиторию и повысить уровень культурного развития региона. 5. Адаптивность. Музей может адаптироваться к изменяющимся потребностям посетителей и общества в целом. Например, в период пандемии музеи перешли на онлайн-формат работы, чтобы сохранить доступность для посетителей. Актуальной проблемой взаимоотношений музея с посетителями является неподготовленность детей и подростков к восприятию музейного материала, незнание истории своей страны, отсутствие личного, субъективного интереса к познанию историко-культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения музея. Безусловно, одна из функций экскурсии - пробудить интерес. Однако восприятие (и интеллектуальное и эмоциональное) становится успешнее в том случае, если полученная во время посещения памятника информация дополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимость подготовки учащихся к непосредственному знакомству с памятником. В этом заключается одна из проблем, и, в то же время, одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничества учебных заведений и музеев. |