Главная страница
Навигация по странице:

  • Тематика программы 2 класса (1 ч в неделю)

  • Таблица тематического распределения количества часов

  • Всего 35ч

  • Итого

  • 4. Список используемой литературы Основная литература

  • Дополнительная литература

  • Рабочая программа по ритмике 2 класс 8 вида. Публикация Рабочая программа ритмика 2 класс. Рабочая программа по ритмике для 2 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений viii вида. Подготовительный класс. 14 классы


    Скачать 56.18 Kb.
    НазваниеРабочая программа по ритмике для 2 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений viii вида. Подготовительный класс. 14 классы
    АнкорРабочая программа по ритмике 2 класс 8 вида
    Дата02.04.2022
    Размер56.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПубликация Рабочая программа ритмика 2 класс.docx
    ТипРабочая программа
    #436596
    страница1 из 2
      1   2




    Пояснительная записка

    Рабочая программа по ритмике для 2 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы под редакцией В.В. Воронковой, автор А. А. Айдарбекова. 8-е изд. — М.: Просвеще­ние, 2013», допущенной Министерством образования РФ.Программа рассчитана на один год обучения (на 35 часов).Данная программа предназначена для работы с учащимися 2 класса (возраст 8-11 лет).

    Цель программы: коррекция недостатков психического и физического развития умственно отста­лых детей средствами музыкально-ритмической деятель­ности.

    Задачи:

    - общее развитие младших умственно отсталых школьников;

    -исправление недостатков физического развития, общей и речевой мото­рики, эмоционально-волевой сферы;

    - воспитание положи­тельных качеств личности (дружелюбия, дисциплиниро­ванности, коллективизма);

    - эстетическое воспитание.

    Работа на уроках ритмики строится с учётом следующих принципов:

    -индивидуализация и дифференциация процесса обуче­ния;

    -коррекционная направленность обучения;

    -оптимистическая перспектива;

    -комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических тео­рий.

    -принцип метапредметного подхода.

    В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по ритмике включенызнания в области ритмической организации музыки и движений, и практика музыкально-ритмического и танцевального творчества.

    Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

    Содержанием работы на уроках ритмики является му­зыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

    В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образовани­ем кругов, квадратов, «звёздочек», «каруселей», движения к определённой цели и между предметами) осуществля­ется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нём.

    Упражнения с предметами: обручами, мячами, шара­ми, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реак­ции, точность движений.

    Движения под музыку дают возможность восприни­мать и оценивать её характер (весёлая, грустная), разви­вают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приёмы движений и харак­тер упражнений.

    Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких пси­хических функций, как мышление, память, внимание, вос­приятие. Организующее начало музыки, её ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые измене­ния вызывают постоянную концентрацию внимания, запо­минание условий выполнения упражнений, быструю реак­цию на смену музыкальных фраз.

    Задания на самостоятельный выбор движений, соответ­ствующих характеру мелодии, развивают у ребёнка ак­тивность и воображение, координацию и выразительность движений. Исполне­ние под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен способствуют развитию дыхательно­го аппарата и речевой моторики.

    Занятия ритмикой эффективны для воспитания поло­жительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

    Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с дет­скими музыкальными инструментами»; «Игры под музы­ку»; «Танцевальные упражнения».В каждом разделе в систематизированном виде изло­жены упражнения и определён их объём, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

    На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако тема урока определяется тем, какой материал на уроке является новым и на какой материал отводится большее количество времени.

    Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

    Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выра­ботке необходимых музыкально-двигательных навыков.В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.Основная цель данных упражнений — научить умствен­но отсталых детей согласовывать движения рук с движе­ниями ног, туловища, головы.

    Упражнения с детскими музыкальными инструмента­ми рекомендуется начинать с подготовительных упражне­ний: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление паль­цев.

    В программу включена игра на детском пианино, ак­кордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой сво­боды, точности и беглости пальцев по сравнению с ксило­фоном, металлофоном и цитрой.

    Задания на координацию движений рук лучше прово­дить после выполнения ритмико-гимнастических упраж­нений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность уча­щимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

    Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-дви­гательный образ. Причём учитель должен сказать назва­ние, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой га­лоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен под­сказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

    После того как ученики научатся самостоятельно изо­бражать повадки различных животных и птиц, деятель­ность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание.

    Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков чёткого и вы­разительного исполнения отдельных движений и элемен­тов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной рус­ской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. По­чувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и сво­бодно, плавно и легко.

    Задания этого раздела должны носить не только раз­вивающий, но и познавательный характер. Разучивая тан­цы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (поль­ка, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.)

    Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях ха­рактерные особенности танцев разных национальностей.

    Тематика программы 2 класса(1 ч в неделю)

    УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

    Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала. Построе­ния в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построениев колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из дви­жения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

    РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в сто­роны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы впе­рёд, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны ту­ловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в сторо­ны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание пред­метов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в ко­лене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выра­ботку осанки.

    Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Раз­нообразные перекрёстные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одно­временным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с од­новременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изме­нением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

    Упражнения на расслабление мышц. Свободное паде­ние рук с исходного положения в стороны или перёд со­бой. Раскачивание рук поочерёдно и вместе вперёд, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперёд. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, ими­тация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперёд (как при игре в футбол).

    УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

    Круговые движения кистью (напряжённое и свобод­ное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки, и разгибание другой в медленном темпе с постепеннымускорением. Противопоставление первого пальца осталь­ным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

    Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике.

    Исполнение несложных ритмических рисунков на буб­не и барабане двумя палочками одновременно и поочерёд­но в разных вариациях.

    ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

    Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной му­зыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания пе­сен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучав­шей мелодии.

    ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Повторение элементов танца по программе для 1 клас­са. Тихая, насторожённая ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стре­мительный бег. Поскоки с ноги на ногу, лёгкие поско­ки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд. Элементы русской пляски: шаг с притопом на ме­сте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком подня­та в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

    Движения парами: бег, ходьба с приседанием, круже­ние с продвижением. Основные движения местных народных танцев.

    Танцы и пляски

    Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелёк».

    Парная пляска. Чешская народная мелодия.

    Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова. Русская хороводная пляска. Русская народная мело­дия «Выйду ль я на реченьку».
    Таблица тематического распределения количества часов


    п/п


    Содержание, разделы

    Количество часов

    Автор.

    Рабочая

    1

    Упражнения на ориентировку в пространстве




    5 ч

    2

    Ритмико-гимнастические упражнения




    12ч

    3

    Игры под музыку






    4

    Танцевальные упражнения






    5

    Упражнения с дет­скими музыкальными инстру-ментами (включены в темы других разделов)




    7ч.




    Всего




    35ч




    1. Учебно-тематический план




    № п/п

    Тема раздела

    Кол-во часов




    1 четверть – 9 часов




    1

    Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала.

    1

    2

    Построе­ния в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.

    1

    3

    Движения рук и головы.Круговые движения кистью (напряжённое и свобод­ное).

    1

    4

    Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук.

    1

    5

    Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо).

    1

    6

    Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении.

    1

    7

    Передача в движении разницы в двухчастной му­зыке.Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки, и разгибание другой в медленном темпе с постепеннымускорением.

    1

    8

    Тихая, насторожённая ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг.

    1

    9

    Закрепление ритмико-гимнастических упражнений.

    1




    2 четверть -7 часов




    10

    Построениев колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

    1

    11

    Выставление правой и левой ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение.

    1

    12

    Резкое поднимание согнутых в ко­лене ног, как при маршировке.Упражнения на расслабление мышц.

    1

    13

    Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.

    1

    14

    Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания пе­сен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа.

    1

    15

    Музыкальные игры с предметами.

    1

    16

    Закрепление ритмико-гимнастических упражнений.

    1




    3 четверть – 10 часов




    17

    Построение круга из шеренги и из дви­жения врассыпную.Противопоставление первого пальца осталь­ным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

    1

    18

    Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами.

    1

    19

    Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя.Исполнение несложных ритмических рисунков на буб­не

    1

    20

    Упражнения на выра­ботку осанки. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно.

    1

    21

    Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).

    1

    22

    Игры с пением и речевым сопровождением.Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане двумя палочками поочерёд­но в разных вариациях.

    1

    23

    Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучав­шей мелодии.

    1

    24

    Неторопливый танцевальный бег, стре­мительный бег. Поскоки с ноги на ногу, лёгкие поско­ки.

    1

    25

    Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд.

    1

    26

    Закрепление танцевальных упражнений.

    1




    4 четверть – 9 часов




    27

    Раз­нообразные перекрёстные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки.

    1

    28

    Ускорение и замедление движений в соответствии с изме­нением темпа музыкального сопровождения.

    1

    29

    Выполнение движений в заданном темпе после остановки музыки. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот на детском пианино.

    1

    30

    Элементы русской пляски: шаг с притопом на ме­сте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг.

    1

    31

    Элементы русской пляски: руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком подня­та в сторону, вверх (для девочек).

    1

    32

    Движения парами: бег, ходьба с приседанием, круже­ние с продвижением.

    2

    33

    Исполнение русской хороводной пляски.

    1




    Итого

    35





    1. Ожидаемые результаты

    Основные требования к умениям учащихся

    Учащиеся должны уметь:

    • принимать правильное исходное положение в соответ­ствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

    • организованно строиться (быстро, точно);

    • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

    • самостоятельно определять нужное направление дви­жения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

    • соблюдать темп движений, обращая внимание на му­зыку, выполнять общеразвивающие упражнения в опреде­лённом ритме и темпе;

    • легко, естественно и непринуждённо выполнять все игровые и плясовые движения;

    • ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

    4. Список используемой литературы

    Основная литература

    1. Программы специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - 8-е изд. — М.: Просвеще­ние, 2013.

    2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

    Дополнительная литература:

    1. Алексеева Е. П. Коллекция лучших физминуток для 1-11 классов. Методическое пособие. – М., Аркти, 2010.

    2. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. -М.: ВАКО, 2012.

    3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.

    4. Копылов Ю. А.. Полянская Н. В. Система физического воспитания в образовательных учреждениях. –М.: Издание: Арсенал образования, 2011.

    5. Муравьев В. А.. Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков. – М.: Дрофа, 2009.

    6. Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.

    7. Патрикеев А. Подвижные игры. 1-4 классы – М.: ВАКО, 2010.

    8. Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

    9. Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4.- М.: Илекса, 2009.


    Интернет – ресурсы:

    http://www.zavuch.info.ru/

    http://www.uchportal.ru/
      1   2


    написать администратору сайта