Музыка. Рабочая программа учебной дисциплины Дирижирование
Скачать 0.75 Mb.
|
Тема 1. Введение. Цели и задачи предмета. Формирование руководителя хорового коллектива. Значение и место дисциплины «Дирижирование» в системе специальных дисциплин профессионального модуля «Организационная деятельность». Воспитание музыканта–исполнителя и становление технического мастерства - основная задача дисциплины. Особенности изучения данной дисциплины. Взаимосвязь с другими дисциплинами профессионального цикла, такими как «Чтение хоровых и ансамблевых партитур», «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «Хоровое и ансамблевое пение», «Фортепиано», «Музыкальная литература», «Народная музыкальная культура». Тема 2. Дирижерский аппарат. Изучение упражнений для выработки внутреннего ощущения двигательной свободы. Дирижерская поза. Основная позиция дирижера. Постановка корпуса, ног, головы. Позиция «внимание». Постановка рук. Оформление кисти. Изучение упражнений для правильной работы запястья. Воспитание чувства опоры, точки, рефлекса. Требования к знаниям: знать особенности строения дирижерского аппарата; анатомические особенности строения руки; понятия «опоры», «точки», «рефлекса»; роль запястья в ведении звука. Требования к умениям: уметь выполнять комплекс упражнений на достижение мышечной свободы, развитие гибкости запястья и пластики движений кисти, на развитие вертикальной, горизонтальной, диагональной, круговой моторики рук, на выработку ощущений «опоры», «точки». Тема 3. Трехдольная дирижерская схема. Структура движения рук в трехдольной схеме дирижирования. Фиксация граней основных долей такта. Ощущение нижней плоскости. Масштаб дирижерских движений при средних динамических и темповых показателях. Экономичность, точность, ритмичность, отчетливость дирижерских движений. Ауфтакт и рефлекс. Система ауфтактов в трехдольной дирижерской схеме. Изучение приемов вступления и окончания. Три фазы вступления: внимание, дыхание, начало звучания. Снятие, его подготовка и заключительная точка. Изучение вокальных произведений в трехдольном размере. Требования к знаниям: знать графику движений трехдольной схемы дирижирования, понятия «ауфтакта» и «рефлекса», систему ауфтактов и снятий в трехдольной схеме. Требования к умениям: уметь выполнять комплекс упражнений, направленных на точность рисунка дирижерской схемы, правильность позиций рук, как в статике, так и в динамике; на мышечную свободу рук при выполнении дирижерской сетки; показывать ауфтакты и снятия в трехдольной дирижерской схеме, дирижировать одноголосным музыкальным произведением с сопровождением фортепиано в размере 3\4. Тема 4. Четырехдольная дирижерская схема. Структура движения рук в четырехдольной схеме дирижирования. Сильная и относительно сильная доли. Целесообразность дирижерских движений в четырехдольной схеме. Система снятий и ауфтактов в четырехдольной схеме. Изучение хоровой партитуры a`cappella для однородного двух- трехголосного детского или женского хора в размере 4\4. Приемы показа дыхания на паузах, цезурах. «Комбинированный» жест. Исполнение хоровой партитуры. Пение хоровых партий сольфеджио и со словами. Требования к знаниям: знать графику движений четырехдольной дирижерской схемы, систему ауфтактов и снятий в четырехдольной сетке, приемы показа дыхания на паузах и в цезурах. Требования к умениям: уметь координировать силу движений в показе разных долей четырехдольной сетки, освоить «комбинированный» жест, играть хоровую партитуру a`cappella , исполнять хоровые партии, дирижировать хоровым произведением в размере 4\4. Тема 5. Анализ хоровых партитур. Значение детального изучения хоровых произведений. План анализа хоровых партитур. Обзор справочной литературы. Анализ общего содержания. Музыкально-теоретический анализ (форма, тональность, метр, размер, особенности ритмического рисунка, характеристика мелодии). Вокально-хоровой анализ (тип и вид хора, состав хора, диапазоны хоровых партий). Исполнительский анализ (темп, динамика, звуковедение, характер певческого дыхания). Требования к знаниям: знать план анализа хоровых партитур. Требования к умениям: уметь пользоваться справочной литературой, анализировать вокальное произведение с сопровождением и хоровую партитуру без сопровождения в устном и письменном виде. Тема 6. Зачет. Требования к знаниям: знать основы дирижерской техники, схемы дирижерских движений в трехдольных и четырехдольных размерах, системы ауфтактов и снятий в трехдольных и четырехдольных схемах, особенности исполнения на фортепиано хоровых партитур без сопровождения, профессиональную терминологию. Предоставить две аннотации в письменном виде. Требования к умениям: уметь дирижировать произведениями в размерах 3\4 и 4\4 в одночастной или куплетной форме, при характере движений legato и non legato, при средних динамических и темповых показателях, с сопровождением фортепиано и без сопровождения, играть однострочную или двухстрочную ( в зависимости от базовой музыкальной подготовки) партитуру для однородного двух- трехголосного детского или женского хора a`cappella. Рекомендуемые к изучению произведения: «Я вечор в лужках гуляла», русская народная песня «Сама садик я садила», русская народная песня «Ой, при лужку, при лужку», украинская народная песня «Ой, у гаю, при Дунаю», украинская народная песня «Висла», польская народная песня «Пой, пой, певунья птичка», польская народная песня в обр. А.Свешникова «Родина», муз.А.Полячека «Пiшов милий», украинская народная песня в обр. Н.Леонтовича «Мы дружим с музыкой», муз. И.Гайдна «Гаснет вечер», муз. А.Свешникова «Как пойду я на быструю речку», муз. А.Попова IV семестр Тема 7. Повтор приемов дирижирования в трехдольных и четырехдольных схемах. Показ вступлений и окончаний на разные доли такта. Вступление на неполную долю такта. Снятие на неполную долю такта. Роль «точки» в различных видах звуковедения. Упражнения на подчеркивание «точки». Масштаб дирижерских движений при разнообразной динамике. Ауфтакты и снятия при различной степени динамической напряженности звучания. Изучение хоровых произведений для трех- четырехголосного однородного женского или детского хора с сопровождением и без сопровождения. Особенности игры трехголосных и четырехголосных хоровых партитур. Исполнение хоровых партий с дирижированием одной рукой. Требования к знаниям: знать приемы дирижирования затактов на неполную долю, снятий на неполную долю, особенности игры хоровых произведений для трех- четырехголосного однородного хора, значение «точки» при различных динамических оттенках. Требования к умениям: уметь дирижировать хоровые произведения в размерах 3\4, 3\8, 4\4 с разнообразной динамикой в умеренных и умеренно-скорых темпах; исполнять хоровые партии с дирижированием одной рукой; играть хоровые партитуры для трех- четырехголосного однородного хора; анализировать изучаемые произведения. Тема 8. Двухдольная дирижерская схема. Два типа двухдольной схемы. Система снятий и ауфтактов в двухдольной схеме. Особенности дирижирования в умеренно-скорых и скорых темпах. Упражнения на выработку мелкой кистевой техники. Изучение партитур в размере 2\4, 2\2. Освоение навыков работы с камертоном. Требования к знаниям: знать графику движений двухдольной дирижерской схемы в умеренных и скорых темпах, систему ауфтактов и снятий в двухдольной схеме, приемы дирижирования в умеренно-скорых и скорых темпах. Требования к умениям: уметь дирижировать хоровыми произведениями в размерах 2\4, 2\2 в умеренных, умеренно-скорых и скорых темпах при разнообразных динамических оттенках; исполнять хоровые партитуры в размерах 2\4, 2\2 для однородных трех- четырехголосных хоров; настраиваться по камертону; исполнять хоровые партии с дирижированием одной рукой. Тема 9. Разделение функций рук. Изучение упражнений на разделение функций рук. Разделение функций рук в показе выдержанных звуков. «Интонирование» ритмического рисунка в левой руке. Приемы показа концертмейстеру в произведениях с сопровождением. Требования к знаниям: знать приемы дирижирования при разделении функций рук, приемы показа концертмейстеру. Требования к умениям: уметь дирижировать хоровыми произведениями с показом выдержанных звуков в левой руке; наладить жестово-звуковой контакт с концертмейстером при исполнении произведений с сопровождением. Тема 10. Дирижирование в медленных темпах. Изучение упражнений на ощущение внутренней пульсации в медленных темпах, на достижение мышечной свободы, равенстве ударов во времени и неравенстве в их силе. Анализ причин «утяжеления» ритма и изменения скорости движения в медленных произведениях. Изучение хоровых произведений в медленных темпах. Требования к знаниям: знать приемы дирижирования в медленных темпах, понимать причины мышечных «зажимов», возникающих при дирижировании произведений в медленных темпах, знать основные термины, обозначающие медленные темпы и скорость движений в них. Требования к умениям: уметь выполнять упражнения для овладения навыками дирижирования в медленных темпах, дирижировать хоровыми произведениями в медленных темпах при разной динамике и жесте legato и non legato. Тема 11. Анализ хоровых партитур. Обзор справочной литературы. Анализ литературного текста изучаемых произведений. Аннотирование хоровых произведений в письменном виде. Анализ вокально-хоровых трудностей. Хоровой строй и ансамбль. Тесситурные трудности. Специфика анализа сопровождения. Жанровые особенности изучаемых произведений. Требования к знаниям: знать приемы анализа литературного текста, форму выполнения письменной аннотации, приемы анализа вокально-хоровых трудностей. Требования к умениям: уметь рассказать об изучаемом произведении с точки зрения поэтического содержания, анализировать в музыкально-теоретическом, вокально-хоровом и исполнительском плане. Тема 12. Экзамен. Требования к знаниям: знать схемы дирижерских движений в двухдольном размере, систему ауфтактов и снятий в двухдольном размере, особенности показа ауфтактов и снятий на неполную долю, особенности дирижирования в медленных темпах при разнообразной динамике. Предоставить две аннотации на хоровые произведения в письменном виде. Требования к умениям: уметь дирижировать произведениями в двухдольных, трехдольных, четырехдольных размерах в умеренно-скорых и медленных темпах при разнообразной динамике; играть партитуры для трех- четырехголосного женского или детского хора a`cappella; петь хоровые партии с дирижированием одной рукой; настраиваться по камертону. Рекомендуемые к изучению произведения: «Уж ты, поле моё», русская народная песня «Наш оркестр», немецкая народная песня в обр. Л.Абеляна «В сыром бору тропина», русская народная песня «Лебеди», финская народная песня «Вечер», муз. А.Алябьева «Осень», муз. Ц.Кюи «Кружевные сказки», муз.Ю.Чичкова «То не ветер ветку клонит», русская народная песня «Коса», муз. М.Глинки V семестр Тема 13. Повтор приемов дирижирования в трехдольных, четырехдольных и двухдольных размерах. Фермата. Изучение хоровых произведений для однородного мужского хора. Особенности расположения хоровых партий в мужском хоре, «вокализация» дирижерских движений в зависимости от тембра голоса. Изучение упражнений в различных размерах при разных штрихах. Изучение упражнений на координацию рук. Показ дыхания и снятия во время игры хоровых партий. Фермата снимаемая и неснимаемая. Приемы показа снимаемых фермат. Фермата на звуке и на паузе. Приемы показа неснимаемых фермат. Требования к знаниям: знать особенности игры и исполнения партий мужского хора, приемы исполнения различных штрихов в дирижировании, приемы показа различным хоровым партиям в зависимости от тембра, виды фермат. Значение ферматы. Требования к умениям: уметь дирижировать хоровыми произведениями в трехдольных, четырехдольных, двухдольных размерах в различных темпах при различной динамике, различных штрихах. Уметь играть хоровые партии с дирижированием одной рукой, уметь петь хоровые партии с дирижированием одной рукой. Уметь показывать различные виды фермат. Тема 14. Изучение приемов дирижирования шестидольных размеров по шестидольной схеме. Упражнения на дублирование долей методом отдачи, на ощущение сильных и слабых метрических долей. Система снятий и ауфтактов в шестидольной схеме. Особенности снятия на слабые вторую и пятую доли. Дирижирование и игра хоровых партитур в шестидольных размерах. Требования к знаниям: знать графику движений в щестидольной дирижерской схеме; систему ауфтактов и снятий в шестидольной схеме; понимать понятия «дублирование», «отдача»; знать особенности показа слабых и сильных долей, снятий на вторую и пятую слабые доли. Требования к умениям: уметь дирижировать хоровыми произведениями в шестидольных размерах по шестидольной схеме. Тема 15. Дирижирование в быстрых темпах при звуковедении non legato и staccato. Использование мелкой кистевой техники. Изучение упражнений на ощущение свободы в мелких кистевых движениях, на ощущение опоры в области предплечья, на гибкость и подвижность кисти. Изучение хоровых произведений в быстрых темпах. Требования к знаниям: знать приемы дирижирования в быстрых темпах при звуковедении non legato и staccato. Требования к умениям: уметь дирижировать произведениями в быстрых темпах, выполнять технические упражнения на выработку правильных штрихов. Тема 16. Изучение хоровых партитур с элементами полифонии для однородного женского и мужского хора. Полифония как вид многоголосия. Имитационная, подголосочная, гетерофония, органный пункт. Канон как форма имитационной полифонии. Прием показа хоровым партиям в произведениях, построенных в форме канона. Приемы показа выдержанного звука в басовой или альтовой партии. Упражнения на разграничение функций рук. Приоритеты в музыке полифонического склада. Требования к знаниям: знать виды полифонии, приемы показа различным партиям в произведениях полифонического склада. Требования к умениям: уметь дирижировать произведениями с элементами полифонии для однородного женского или мужского хора, играть хоровые партитуры с элементами полифонии, петь хоровые голоса с дирижированием одной рукой, играть хоровые голоса с дирижированием одной рукой. Тема 17. Анализ хоровых партитур. Обзор справочной литературы. Особенности анализа партитур для мужского однородного хора. Диапазоны и тесситура мужских голосов. Склад письма в хоровом многоголосном произведении. Требования к знаниям: знать особенности анализа хоровых партитур для мужского хора, различать способы изложения музыкального материала в многоголосии. Требования к умениям: уметь анализировать хоровые произведения для мужского однородного хора, уметь анализировать хоровые произведения гомофонно-гармонического склада с элементами полифонии и произведения, написанные в форме канона. Тема 18. Зачет. Требования к знаниям: знать схему движений в шестидольных размерах, виды фермат, приемы дирижирования в быстрых темпах при различных штрихах, приемы дирижирования произведений с элементами полифонии, виды полифонии, особенности игры и пения голосов в мужском однородном хоре. Требования к умениям: уметь дирижировать произведениями в трехдольных, четырехдольных, двухдольных и шестидольных размерах; дирижировать произведениями в умеренных, умеренно-скорых, скорых темпах при различных штрихах; играть хоровые произведения для мужского и женского однородного хора; петь и играть хоровые голоса с дирижированием одной рукой, анализировать хоровые партитуры, как с сопровождением, так и без сопровождения. Рекомендуемые к изучению произведения: «Ноченька» из оперы «Демон» А.Рубинштейна «Мотылек», муз. М.Парцхаладзе «Лотос», муз. Р.Шумана «Как Даугава стонет», муз. К.Бауманиса «Среди долины ровныя», русская народная песня в обр. А.Луканина «Любо нам» из оперы «Русалка», муз. А.Даргомыжского ««Хор корабельщиков» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова «Во кузнице», русская народная песня в обр.Т. Овчинниковой. «Солнышко вставало», литовская народная песня, обр. С.Шимкуса «Радуга», муз. А.Гречанинова «К солнцу» из кантаты В.Моцарта VI семестр Тема 19. Переменные размеры. Изучение приемов дирижирования с помощью упражнений на смену размера. Изучение хоровых произведений в переменных размерах. Требования к знаниям: знать приемы дирижирования в переменных размерах. Требования к умениям: уметь исполнять хоровые произведения в переменных размерах на фортепиано; петь хоровые партии с дирижированием одной рукой в переменных размерах; дирижировать произведениями в переменных размерах. Тема 20. Изменение темпа. Изучение приемов дирижирования при смене темпа. Особенности показа ауфтактов при переходе к новому темпу. Изучение произведений с контрастными темпами. Изучение произведений с постепенным изменением темпа. Требования к знаниям: знать приемы дирижирования при смене темпа. Требования к умениям: уметь исполнять хоровые произведения с изменением темпа. |