Музыка. Рабочая программа учебной дисциплины Дирижирование
Скачать 0.75 Mb.
|
Упражнения по технике дирижирования Упражнение №1 Упражнение на релаксацию мышц рук. И.п. Стоя, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, напрячь мышцы, сжать в кулак. Расслабить кисть. Потрясти пальцами. Расслабить предплечье. Опустить вниз. Расслабить плечо. Встряхнуть руками. Повторять 3-4 раза. Упражнение №2 Упражнение на релаксацию мышц рук. И.п. Стоя. Правой рукой взять за предплечье левую руку. Левая рука расслаблена. Отпустить левую руку. Она должна свободно повиснуть вдоль туловища. Затем повторить упражнение, поменяв руки. Упражнение №3 Упражнение на релаксацию мышц рук. И.п. Стоя, руки разведены в стороны на уровне плеч. Опустить предплечье вниз. Предплечье максимально расслаблено. Покачать предплечьем вправо-влево. Расслабить руки, опустить вниз. Упражнение №4 Упражнение на разработку мышц кисти. И.п. Стоя, руки вытянуты перед собой. Сжать кисти в кулак. Делать вращательные движения в противоположные стороны. Повторить то же упражнение, разводя руки в стороны. Выполнять в течение 1-2 минут. Упражнение №5 Упражнение на разработку запястья. И.п. Стоя, руки вытянуты перед собой, кисть зажата в кулак. Выполнять вытянутыми руками вертикальные движения вверх-вниз. Следить за запястьем и кистью. Кисть двигается параллельно полу. Запястье совершает плавные движения. Упражнение №6 Упражнение на разработку запястья. И.п. Стоя, руки вытянуты перед собой, кисть зажата в кулак. Выполнять вытянутыми руками на уровне плеч горизонтальные движения к себе – в стороны. Запястья развернуты друг к другу. Запястье совершает плавные движения. Упражнение №7 Упражнение на разработку запястья. И.п. Стоя правым боком у стены, рука полусогнута, кисть раскрыта, предплечье касается стены. Выполнять вертикальные движения рукой вверх и вниз, плавно скользя кистью вдоль стены. Следить за тем, чтобы пальцы не поднимались и не опускались, работает только запястье. Выполнить 3-4 раза правой и левой руками попеременно. Упражнение №8 Упражнение на разработку запястья. И.п. Стоя к стене лицом, руки полусогнуты, кисть раскрыта и слегка развернута от себя, кончики пальцев касаются стены. Совершать встречные движения по диагонали вверг и вниз, навстречу и в стороны. Следить за тем, чтобы пальцы не поднимались и не опускались. Запястье совершает плавные движения. Упражнение №9 Упражнение на разработку запястья. И.п. Стоя, руки разведены в стороны, кисть раскрыта и развернута от себя. Совершать встречные горизонтальные движения руками навстречу друг к другу. При движении к себе запястье выгибается, при движении от себя запястье прогибается. При разведении рук в стороны лопатки сближаются. Выполнять 3-4 раза. Упражнение №10 Упражнение на ощущение плоскости. И.п. Стоя перед столом. Погладить поверхность стола ладонями. Поднять руки на уровень воображаемой нижней плоскости и воспроизвести те же движения, сохраняя ощущение реальной плоскости. Упражнение №11 Упражнение на ощущение плоскости. И.п. Стоя в позиции «внимание» плавно поднимать и опускать руки на воображаемую плоскость. В точке соприкосновения с воображаемой плоскостью делать остановку с ощущением опоры на эту плоскость. Упражнение №12 Упражнение на ощущение плоскости. И.п. Стоя в позиции «внимание» плавно поднимать руки вверх и резко бросать вниз с ощущением опоры на воображаемую плоскость. В момент падения мышцы руки должны быть расслаблены. Упражнение №13 Упражнение на ощущение плоскости и выработку начальной точки ауфтакта к первой доле. И.п. Сидя перед столом, руки ладонями опираются на поверхность стола. Отталкиваясь от поверхности стола, плавно поднимать руки вверх. При достаточно активном толчке движения рук вверх должно быть мягким, спокойным. Повторить упражнение, стоя в позиции «внимание» и отталкиваясь от воображаемой плоскости. Чередовать движения от реальной и от воображаемой плоскостей. Упражнение №14 Упражнение на выработку мелкой кистевой техники. И.п. Сидя перед столом, кисть лежит на столе, пальцы полусогнуты, опора не кончики пальцев. Оттолкнуться кончиками пальцев от поверхности стола, резко выбросить руку вверх. Повторить упражнение, стоя в позиции «внимание» и отталкиваясь от воображаемой плоскости. Упражнение №15 Упражнение на выработку мелкой кистевой техники. И.п. Сидя перед столом, кисть сформирована. Кончиками пальцев постукивать по столу, легко отскакивая от поверхности стола. Движения должны быть упругими, четкими. Повторить упражнение, стоя в позиции «внимание», постукивая о воображаемую плоскость. Упражнение №16 Упражнение на формирование кисти. И.п. Стоя в позиции «внимание». Выполнять дирижерские сетки, удерживая в руках воздушный шарик. Шарик должен быть небольших размеров. Шарик можно заменить комком бумаги. Упражнение №17 Упражнение на технику выполнения дублированных долей. И.п. Стоя в позиции «внимание». Плавно поднимать руки вверх и с силой бросать вниз, совершая отскоки от воображаемой плоскости. Первый отскок самый сильный, остальные «затухающие». При выполнении упражнения должно быть ощущение пружинистой, упругой поверхности. Литература: К.Ольхов. Теоретические основы дирижерской техники. Л., Музыка, 1984. И.Мусин. Техника дирижирования. Л., 1967. Б.Хайкин. Беседы о дирижерском ремесле. М., 1984 Сивизьянов А. Проблемы мышечной свободы дирижера хора. М., 1983 9.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Дирижирование» Самостоятельная работа студентов проводится с целью: - систематизации и закрепления теоретических знаний, - формирования умений использовать справочную и специальную литературу, - развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности, - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самореализации, - развития исследовательских умений, - практического освоения технических мануальных средств дирижирования, - выработки навыков игры на фортепиано хоровых партитур и хоровых партий, - выработки навыков чтения нотного текста; - выработки навыков исполнения хоровых партий с дирижированием, - художественного осмысления хоровых произведений, - выработки умения анализировать элементы музыкального языка хорового произведения. Основные виды самостоятельной работы: - игра хоровых партитур, - пение хоровых партий с дирижированием, - игра хоровых партий с дирижированием, - выполнение специальных упражнений для освоения технических мануальных средств дирижирования, - дирижирование хоровыми произведениями, - работа со справочниками и словарями, - анализ хоровых произведений, - конспектирование текста. Самостоятельная работа проводится регулярно и включает в себя обязательные компоненты: игра на фортепиано, пение хоровых партий, выполнение упражнений, анализ партитур. Эти задания обязательны. По этой схеме студенты готовятся к каждому занятию по дисциплине. Отличаются они степенью сложности, требованиями к уровню усвоения тех или иных умений и навыков. Так как аудиторные занятия проходят индивидуально, то и степень сложности музыкального материала определяется индивидуально. Однако все задания должны соответствовать тематическому плану, то есть требованиями к минимуму содержания основной профессиональной программы по дисциплине «Дирижирование». Всего на выполнение самостоятельной работы отводится 53,5 часа. Письменные задания выполняются в специальных тетрадях для аннотаций. В качестве учебных пособий используется нотная литература: хрестоматии по дирижированию, школы хорового пения, сборники хоровых произведений. III семестр Задания: игра однострочных и двухстрочных хоровых партитур для детского или женского хора, двух- и трехголосных; пение хоровых партий сольфеджио и со словами с дирижированием; выполнение упражнений для правильной работы запястья, на ощущение точки, сильных и слабых долей, для отработки отдельных элементов дирижерских сеток; закрепление навыков дирижирования трехдольной и четырехдольной сеток, системы ауфтактов и снятий в них; анализ хоровых партитур. На первом году обучения по дисциплине «Дирижирование» анализ хоровых партитур осуществляется под руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении статей о жанрах исполняемых произведений и конспектировании материалов о жизненном и творческом пути композиторов, авторов изучаемых произведений. Студенты также анализируют литературный текст, выделяя главную идею, общее содержание поэтического текста. Цель заданий: выработка навыков чтения нотного текста, освоение приемов дирижирования и мануальной техники в трехдольных и четырехдольных сетках в умеренной динамике и умеренном темпе, выработка навыков пения хоровых партий с дирижированием, формирование умения работать со справочной литературой и словарями. Объем времени на выполнение заданий – 8 часов, сроки – 16 недель. Литература: Музыкальная энциклопедия – М., Советская энциклопедия, 1973-1982 Романовский Н. Хоровой словарь – Л., 1980 Попова Т. Основы русского народного музыкального творчества.- М., Музыка, 1987 Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.1 – М., 1982 Учебно-педагогический репертуар. IV семестр Задания: игра двухстрочных, 3-4-хголосных хоровых партитур для однородного женского или детского хора; пение хоровых партий с дирижированием и показом снятий и ауфтактов; настройка от тоники; закрепление навыков дирижирования по двухдольной сетке, системы снятий и ауфтактов в ней; выполнение упражнений на разделение функций рук, на освоение дирижерских жестов в медленном и быстром темпах при звуковедении legato, non legato; закрепление приемов показа снимаемых и неснимаемых фермат, приемов дирижирования пунктирного ритма; приемов дирижирования разнообразной динамики – f, mf, mp, p; анализ хоровых партитур. Анализ выполняется в письменном виде и включает в себя следующие разделы: - анализ общего содержания, - музыкально-теоретический анализ, - вокально-хоровой анализ, - исполнительский анализ. Цель заданий: выработка навыков чтения партитур для однородного хора, навыков пения хоровых партий с дирижированием, освоение приемов дирижирования в двухдольной, трехдольной, четырехдольной сетках в медленных и быстрых темпах с разнообразной динамикой; выработка умения анализировать хоровую партитуру в исполнительском, вокально-хоровом и музыкально-теоретическом плане. Объем времени на выполнение заданий – 10 часов, сроки – 20 недель. Литература: Музыкальная энциклопедия – М., Советская энциклопедия, 1973-1982 Попова Т. Основы русского народного музыкального творчества.- М., Музыка, 1987 Романовский Н. Хоровой словарь – Л., 1980 Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.2 – М., 1982 Учебно-педагогический репертуар. V семестр Задания: игра двухстрочных 3-4-хголосных хоровых партитур для однородного женского или мужского хора гомофонно-гармонического склада; пение хоровых партий с дирижированием; настройка от камертона; закрепление навыков дирижирования по шестидольной сетке, система снятий и ауфтактов в ней; выполнение упражнений на освоение дублированных долей методом отдачи, ауфтактов и снятий на неполную долю такта; игра хоровых партий с дирижированием; закрепление приемов дирижирования с разделением функций рук в партитурах с элементами полифонии; пение гармонической вертикали в каденциях; анализ хоровых партитур. В анализ хоровых партитур включается анализ склада письма. Цель заданий: выработка навыков чтения двухстрочных партитур для однородного женского или мужского хора; выработка навыков пения хоровых партий с дирижированием; освоение приемов дирижирования шестидольной сетки, выработка умения анализировать партитуры с точки зрения склада письма. Объем времени на выполнение заданий– 8 часов, сроки – 16 недель. Литература:_Красотина_Е.,_Рюмина_К.,_Левит_Ю._Хрестоматия_по_дирижированию_хором._Вып.3_–_М.,_1982Учебно-педагогический_репертуар.VII_семестр'>Литература: Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.2 – М., 1982 Учебно-педагогический репертуар. VI семестр Задания: игра партитур для однородного мужского или смешанного четырехголосного хора; пение хоровых партий с дирижированием; игра хоровых партий с дирижированием, настройка по камертону; закрепление навыков дирижирования в 3-х, 4-х, 2-х, 6-тидольных размерах; разучивание упражнений на переменный размер, на внутридолевую пульсацию в двухдольных метрах; закрепление приемов дирижирования при смене темпа и динамики, приемов показа sub p sub f, приемов показа филировки звука; пение гармонической вертикали в каденции; анализ хоровых партитур. В анализ хоровых партитур включается гармонический анализ. Цель заданий: выработка навыков чтения партитур для четырехголосного однородного мужского и смешанного хора; навыков пения и игры хоровых партий с дирижированием; освоение приемов дирижирования переменных размеров; выработка умения анализировать хоровые партитуры с точки зрения гармонии. Объем времени на выполнение заданий – 10 часов, сроки – 20 недель. Литература: Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.3 – М., 1982 Учебно-педагогический репертуар. VII семестр Задания: игра партитур полифонического и гомофонно-гармонического склада; пение и игра хоровых партий с дирижированием; пение гармонической вертикали; закрепление навыков дирижирования по девятидольной и двенадцатидольным схемам; выучить систему снятий и ауфтактов в девятидольной и двенадцатидольной схемам; разучивание упражнений на схему пульсации дуоли – триоли, на различные виды синкопированного ритма; закрепление навыков показа различных темпов, динамики, штрихов; составление плана работы с хором; анализ хоровой партитуры. Цель заданий: выработка навыков чтения партитур полифонического и гомофонно-гармонического склада для однородного и смешанного хора; навыков пения хоровых партий с дирижированием; освоение приемов дирижирования по девятидольной и двенадцатидольной схемам; выработка умения составлять план работы с хором; умения анализировать хоровую партитуру. Объем времени на выполнение заданий – 8 часов, сроки – 16 недель. Литература: Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.3 – М., 1982 Учебно-педагогический репертуар. VIII семестр Задания: игра хоровых партитур трех- и четырехстрочных смешанной фактуры; пение голосов по горизонтали и вертикали; закрепление навыков дирижирования по пятидольной схеме при группировке 2+3 и 3+2; по семидольной схеме при группировке 4+3 и 3+4; выучить систему снятий и ауфтактов в пятидольных и семидольных схемах; разучивание упражнений на показ синкопированных ритмов; упражнений на чередование сложных и смешанных размеров; разбор и заучивание хоровых произведений, изучаемых по дисциплине «Хоровой класс»; составление плана работы над этими произведениями; развернутый анализ хоровых партитур; конспектирование материалов об оперных либретто при работе над хоровыми сценами из опер. Цель заданий: закрепление навыков чтения трех- и четырехстрочных хоровых партитур; навыков пения хоровых партий по вертикали и горизонтали; освоение приемов дирижирования по пятидильным и семидольным схемам; формирование самостоятельности мышления и творческой активности при работе над произведениями для хоровой практики; развитие исследовательских и аналитических способностей, Объем времени на выполнение заданий – 9,5 часа, сроки – 19 недель. Литература: Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.3, 4 – М., 1982 Учебно-педагогический репертуар. Оперные либретто – М., Музыка, 1990. Музыкальная энциклопедия – М., Советская энциклопедия, 1973-1982 Романовский Н. Хоровой словарь, Л., 1980 10.Перечень основной литературы и дополнительной литературы Основная литература: 1. Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер. Учебное пособие. 3-е изд., стереотипное 2018 Дополнительной литературы: Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования. – М.: 1969 Безбородова Л. Дирижирование. – М.: 1985 Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. – М.: 1987 Иванов- Радкевич А. О воспитании – М.: 1973 Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. – М.:1967 Колесса Н. основы дирижерской техники. – Киев: 1981 Массарский З. Упражнения по технике дирижирования хором (работа над звуковедением и риторической пульсацией). – Л.: 1984 Медынь Я. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. – М.: 1978 Мусин И. О воспитании дирижера. – Л.: 1978 Мусин И. Техника дирижирования. – Л.: 1967 Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. – Л.: 1984 Сивизьянов а. Проблемы мышечной свободы дирижера хора. – М.: 1983 Соколов В. Работа с хором. – М.1967 Хайкин Б. Беседы о дирижерском ремесле. – М.: 1984 Романовский Н. Хоровой словарь, Л., 1980 Музыкальная энциклопедия – М., Советская энциклопедия, 1973-1982 Оперные либретто – М., Музыка, 1990 Попова Т. Основы русского народного музыкального творчества.- М., Музыка, 1987 Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.1 – М., 1994 Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.2 – М., 1969 Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.3 – М., 1972 Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-4 классов.- М.: Музыка, 1974, 120с. Хрестоматия по чтению хоровых партитур, сост. Д.Семеновский, М.Королева, в.1 – М.: Музыка, 2007, 80с. Хрестоматия по чтению хоровых партитур, сост. Д.Семеновский, О.Романова, в.2 – М.: Музыка, 2007, 80с. Шелков Н.Хрестоматия по чтению хоровых партитур. – Ленинград: учпедгиз, 1963 Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения, вып. 1,2. – М.:1987, 159с. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур, ч.1 – М.: Музыка, 1964, 298с. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур, ч.2 – М.: Музыка, 1965, 226с. Вишнякова Т., Соколова Т. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для женского и смешанного хоров. 1 изд. Планета музыки, 2012, 96с. Вишнякова Т., Соколова Т. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора в сопровождении фортепиано. 1 изд. Планета музыки, 2014, 72с. Вишнякова Т., Соколова Т. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора a cappella с солистом. 1 изд. Планета музыки, 2015, 96с. |