Главная страница

Музыка. Рабочая программа учебной дисциплины Дирижирование


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины Дирижирование
АнкорМузыка
Дата14.10.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаa85679a61d7ffdf590da5958c88a4e2d.docx
ТипРабочая программа
#733390
страница3 из 5
1   2   3   4   5
Тема 21. Приемы дирижирования при разнообразной динамике. Изучение упражнений на изменение масштаба движений при разнообразной динамике. Знакомство с приемами дирижирования при subito piano и subito forte. Изучение приемов дирижирования при постепенном изменении силы звука. Филировка звука – приемы показа в конце музыкальной фразы.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования при разнообразной динамике.

Требования к умениям: уметь исполнять хоровые произведения с разнообразными динамическими оттенками.

Тема 22. Дробление доли в каденции. Упражнения на изучение приема дробления доли. Дробление доли в каденции при замедлении темпа. Упражнения для выработки ощущения пульсации долей при изменении темпа с использованием приема дробления долей.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования с использованием дробления долей; знать в каких случаях можно использовать прием дробления долей.

Требования к умениям: уметь исполнять произведения, в которых используется прием дробления долей.

Тема 23. Дирижирование шестидольных размеров по двухдольной схеме. Упражнения на внутридолевую пульсацию. Особенности ауфтактов и снятий в шестидольных размерах, дирижируемых по двухдольной схеме.

Требования к знаниям: знать в каких случаях шестидольный размер дирижируется по двухдольной схеме.

Требования к умениям: уметь дирижировать произведениями в шестидольных размерах по двухдольной схеме.

Тема 24. Синкопированный ритм. Виды синкоп. Внутридолевая синкопа. Упражнения на изучение приемов показа синкопированного ритма.

Требования к знаниям: знать виды синкоп; приемы показа синкопированного ритма.

Требования к умениям: уметь исполнять произведения с использованием синкопированного ритма.

Тема 25. Анализ хоровых партитур. Обзор справочной литературы. Особенности гармонического анализа в музыкально-теоретическом разделе аннотации хорового произведения.

Требования к знаниям: знать особенности гармонического анализа в произведениях гомофонно-гармонического склада.

Требования к умениям: уметь анализировать хоровые партитуры с точки зрения гармонии.

Тема 26. Экзамен.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования произведений в переменных размерах; приемы дирижирования синкопированного ритма; знать основы дирижерской техники при смене темпа, при разнообразной динамике.

Требования к умениям: уметь исполнять произведения для однородного хора в переменных размерах, в шестидольном размере с разнообразной динамикой и сменой темпа. Уметь исполнять любую хоровую партию в произведении без сопровождения. Уметь петь гармоническую вертикаль в каденциях в произведении гомофонно-гармонического склада. Предоставить аннотации на изучаемые произведения.
Рекомендуемые к изучению произведения:


  1. «На море утушка» из оперы «Опричник» П.Чайковского

  2. «Слава народу», муз. С.Рахманинова

  3. «Баркаролла», муз. Ф.Шуберта

  4. «Крестьянская пирушка», муз. П.Чеснокова

  5. «Тиха украинская ночь», муз. Р.Щедрина

  6. «Цвели, цвели цветики», русская народная песня

  7. «Колокольчики», муз. М.Анцева

  8. «Солнце, солнце встает», муз. П.Чеснокова

  9. «Stabat mater», муз. Д.Перголези (номер 1)

  10. «Утро», муз. Р.Глиэра

  11. «Кто-то стучится в дверь твою», аранж. Л. Спевачек

  12. «Ты создаешь тепло», муз. Д.Шварца

  13. «Благодарение Господу», муз. М.Карминского

  14. «На лодке», итальянская народная песня в обработке А.Свешникова



VII семестр
Тема 27. Девяти- и двенадцатидольные размеры. Система ауфтактов и снятий в девятидольных и двенадцатидольных метрах. Упражнения на внутридолевую пульсацию. Дирижирование девятидольных и двенадцатидольных размеров по трехдольной и четырехдольной схемам.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования девятидольных и двенадцатидольных размеров.

Требования к умениям: уметь исполнять произведения в девятидольных и двенадцатидольных размерах как по девятидольной и двенадцатидольной схемам, так и по четырехдольной и трехдольной схемам.

Тема 28. Изучение хоровых партитур полифонического склада. Особенности исполнения на фортепиано произведений полифонического склада. Пение хоровых партий по горизонтали с одновременной игрой одного из голосов партитуры. Разделение функций рук в показе различным партиям в партитурах полифонического склада. Упражнения на разделение функций рук.

Требования к знаниям: знать приемы игры партитур и пения хоровых партий хоровых произведений полифонического склада, приемы показа разновременного вступления и снятия хоровым партиям.

Требования к умениям: уметь дирижировать произведениями полифонического склада.

Тема 29. Триоли. Особенности показа долей с ритмическим рисунком, содержащим триоли. Упражнения на схему пульсации «дуоли-триоли». Изучение хоровых произведений с ритмическими рисунками, содержащими нестандартное деление длительностей.

Требования к знаниям: знать приемы показа триолей, особенности исполнения на фортепиано ритмических рисунков, содержащих триоли.

Требования к умениям: уметь исполнять хоровые партитуры и петь хоровые партии с ритмическим рисунком, содержащим триоли. Уметь дирижировать хоровыми произведениями с ритмическими рисунками, содержащими нестандартное деление длительностей.

Тема 30. Знакомство с оперными хорами, хорами из кантат, ораторий. Краткая характеристика изучаемого произведения в целом. Местоположение изучаемого фрагмента, его характеристика в контексте. Углубленный анализ хоровых партитур.

Требования к знаниям: знать особенности формы крупных музыкальных произведений.

Требования к умениям: уметь анализировать хоры из опер, кантат, ораторий, исполнять произведения сложной хоровой фактуры для смешанного хора с разнообразной динамикой, штрихами, ритмом, темповыми изменениями.

Тема 31. Особенности дирижирования хоровых произведений с солистами. Особенности ансамбля между хором и солистами. Разграничение функций рук в показе хору и солистам. Особенности игры на фортепиано произведения с солирующими голосами. Особенности исполнения хоровых партий и партий солистов.

Требования к знаниям: знать особенности исполнения хоровых произведений с солистами.

Требования к умениям: уметь дирижировать хоровыми произведениями с солистами, играть хоровую партитуру с пением отдельных голосов и партий солистов, петь хоровые партии и партии солистов с дирижированием одной рукой.

Тема 32. Изучение произведений для работы с хором (ансамблем). Анализ изучаемых произведений. Краткая характеристика жанра, бытование и стилистические особенности. Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ. Исполнительский план. Составление плана работы с хором (ансамблем). Подбор распевок и дирижирование распевками. Игра партитуры, пение хоровых партий, дирижирование изучаемых произведений.

Требования к знаниям: знать особенности анализа партитур для работы с хором (ансамблем), планирование работы с хором.

Требования к умениям: уметь исполнять произведения для работы с хором: играть партитуры на фортепиано, петь хоровые партии с дирижированием, дирижировать хоровыми партитурами. Составить план работы с хором (ансамблем).

Тема 33. Контрольный урок.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования произведений в девятидольных и двенадцатидольных размерах, приемы дирижирования разнообразных ритмических рисунков: пунктирного ритма, синкопированного ритма, ритма с использованием нестандартного деления длительностей. Знать приемы дирижирования произведений с разнообразной динамикой, штрихами, темпами.

Требования к умениям: уметь исполнять хоровые партитуры двухстрочные и трехстрочные для смешанного и однородного хора с солистами и без солистов, петь хоровые партии и партии солистов; настраивать хор по камертону; Петь гармоническую вертикаль; составлять план работы с хором; выполнять развернутый анализ хоровых партитур. Дирижировать хорами из опер, кантат, ораторий с солистами и без солистов со сложной хоровой фактурой. Дирижировать произведениями полифонического склада.
Рекомендуемые к изучению произведения:


  1. «Сирень», муз. С.Рахманинова

  2. «Сосна», муз. С.Рахманинова

  3. «Рассадить ли беду во темном лесу», из оперы «Чародейка» П.Чайковского

  4. «С мала ключика» из кантаты «Москва» П.Чайковского

  5. «О скорбный день» из оперы «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно

  6. «Спит безмятежно море» из оперы «Идоменей» В.Моцарта

  7. «Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки

  8. «Ночь», муз. П.Чеснокова

  9. «Вечерняя песня», муз. С.Танеева

  10. «Острою секирой», муз. М. Речкунова

  11. «Коляда», муз. Н. Стецюн


VIII семестр
Тема 34. Совершенствование навыков дирижирование в простых и сложных размерах. Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования и работы над партитурой. Изучение произведений в переменных размерах (простых и сложных). Изучение произведений крупной формы.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования произведений в переменных размерах (простых и сложных).

Требования к умениям: уметь дирижировать произведениями в различных размерах, с разнообразной динамикой, штрихами, ритмическими рисунками, изменениями темпа. Исполнять произведения в гомофонно-гармоническом и полифоническом складе со сложной хоровой фактурой.

Тема 35. Смешанные размеры. Изучение приемов дирижирования пятидольных и семидольных метров. Изучение пятидольных дирижерских схем с группировкой 3+2 и 2+3. Система снятий и ауфтактов в пятидольных метрах. Изучение семидольных дирижерских схем с группировкой 4+3 и 3+4. Система снятий и ауфтактов в семидольных метрах.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования в пятидольных и семидольных метрах.

Требования к умениям: уметь исполнять хоровые произведения в смешанных размерах с различной группировкой длительностей.

Тема 36. Дирижирование «на раз». Изучение упражнений для развития навыка дирижирования «на раз». Группировка тактов в определенную схему в зависимости от строения музыкальной фразы, произведения.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования «на раз», принципы группировки тактов в определенную схему.

Требования к умениям: уметь исполнять произведения, требующие владения навыками дирижирования «на раз».

Тема 37. Анализ хоровых партитур. Углубленный и разносторонний анализ хоровых партитур. Самостоятельная работа над хоровой партитурой. Составление плана работы над партитурой.

Требования к знаниям: знать основные принципы анализа хоровых партитур.

Требования к умениям: уметь составлять план работы над хоровой партитурой, самостоятельно анализировать хоровые партитуры.

Тема 38. Экзамен.

Требования к знаниям: знать приемы дирижирования в несимметричных размерах с различными видами группировки длительностей; приемы дирижирования «на раз».

Требования к умениям: уметь исполнять хоровые произведения для смешанного хора, трех- и четырехстрочные партитуры, петь хоровые партии с настройкой по камертону, петь гармоническую вертикаль в произведениях гомофонно-гармонического склада; составлять план работы над партитурой; дирижировать хоровыми произведениями в несимметричных размерах и владеть навыками дирижирования «на раз»; анализировать хоровые партитуры.
Рекомендуемые к изучению произведения:


  1. «Дома ль воробей», русская народная песня

  2. «Соловушко», муз. П.Чайковского

  3. «С крепкий дуб тебе повырасти» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова

  4. «Ой, ты мой дубочек», латышская народная песня

  5. «Что не ветер шумит», муз. А.Шафранникова

  6. «Утес», муз. В.Шебалина

  7. «Падает снег», муз. Т.Попатенко

  8. «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки

  9. «Не тужи дитя родимое» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки

  10. «Светит солнышко», муз. И.Ковалевского

  11. «Хороводы заводите», эстонская народная песня в обр. С.Полонского

  12. «Лен-леночек», русская народная песня в обр. Н.Шереметьевой

  13. «Ворон к ворону летит», муз. П.Рукина

  14. «Песня сборщиц винограда», из оперы «Мастер из Кламси» Д.Кабалевского

5.2.1.Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля:
Контроль успеваемости студентов и степени усвоения материала по дисциплине «Дирижирование» осуществляется регулярно в виде проверки письменных заданий по аннотированию партитур; проверки игры на фортепиано хоровых партитур, пения хоровых партий, качества выполнения упражнений на развитие мануальной техники; дирижирования хоровыми партитурами.

Дисциплина «Дирижирование» изучается на 3, 4, 5, 6, 7, 8 семестрах.

По итогам каждого семестра осуществляется показ работы студентов над хоровыми произведениями. Показ состоит из четырех частей. Первая - игра хоровой партитуры a'cappella наизусть. Вторая – пение хоровых партий наизусть с дирижированием и пение гармонической вертикали по нотам. Третья – дирижирование двумя партитурами. Четвертая – собеседование по аннотациям изученных хоровых произведений.

Итоговый контроль в 6,8 семестрах осуществляется в виде экзамена, в 3 и 5 семестрах – в виде зачета. На 4 и 7 семестрах форма контроля – контрольная работа.
Требования к показу итоговой работы студентов:
III семестр
На зачете студент показывает два хоровых произведения. Одно с сопровождением, второе - a'cappella. Произведение без сопровождения студент играет наизусть, поет хоровые партии, дирижирует наизусть. Произведение с сопровождением – дирижирует наизусть. Хоровые партитуры должны быть для женского или детского хора, одно- или двухстрочные, должны содержать не более трех голосов. Студент показывает навыки дирижирования в размерах 3\4, 4\4; умение показывать ауфтакты и снятия на любую долю такта при средней динамике, в умеренном темпе, при равномерном ритмическом рисунке. Также студент должен предоставить аннотации на эти произведения. По аннотациям проводится собеседование.
IV семестр
На контрольном уроке студент показывает два хоровых произведения. Одно с сопровождением, второе - a'cappella. Произведение без сопровождения студент играет наизусть, поет хоровые партии, дирижирует наизусть. Произведение с сопровождением – дирижирует наизусть. Хоровые партитуры должны быть для детского, женского хора гомофонно-гармонического склада, 3-4-хголосные в размерах 2\4, 3\4, 4\4 с разнообразным ритмическим рисунком, с использованием пунктирного ритма, в умеренном и умеренно-быстром темпах. Студент должен показать умение разграничивать функции рук при показе ритмического рисунка, умение показывать ферматы (снимаемые и неснимаемые). Также студент должен предоставить аннотации на эти произведения. По аннотациям проводится собеседование.
V семестр
На зачете студент показывает два хоровых произведения. Одно с сопровождением, второе - a'cappella. Произведение без сопровождения студент играет наизусть, поет хоровые партии с дирижированием с настройкой по камертону, дирижирует наизусть. Произведение с сопровождением дирижирует наизусть. Хоровые партитуры должны быть двухстрочные для однородного мужского и однородного женского хора, гомофонно-гармонического склада в размерах 2\4, 3\4, 4\4, 6\4(6\8). Студент должен продемонстрировать умение дирижировать в быстрых темпах, показывать вступления и снятия на неполную долю такта. Также студент должен предоставить аннотации на эти произведения. По аннотациям проводится собеседование. При аннотировании выполняется анализ склада письма хоровых партитур.

VI семестр
На экзамене студент показывает два хоровых произведения. Одно с сопровождением, второе - a'cappella. Произведение без сопровождения студент играет наизусть, поет хоровые партии с дирижированием с настройкой по камертону, поет гармоническую вертикаль в каденциях, дирижирует наизусть. Произведение с сопровождением – дирижирует наизусть. Хоровые партитуры должны быть для однородного мужского или смешанного хора, четырехголосные в размерах 2\2, 3\2, 3\8, 6\4, 6\8 гомофонно-гармонического склада. В партитурах могут быть использованы переменные простые размеры. Студент должен продемонстрировать умение дирижировать в различных темпах при различных штрихах, использовать различные приемы дирижирования при смене темпа и контрастной динамике, должен владеть приемами разграничения функций рук, приемами дробления долей, показа филирования звука. Также студент должен предоставить аннотации на эти произведения. По аннотациям проводится собеседование. При аннотировании выполняется гармонический анализ.

VII семестр
На итоговом контрольном уроке студент показывает два хоровых произведения. Одно с сопровождением, второе - a'cappella. Произведение без сопровождения студент играет наизусть, поет хоровые партии с дирижированием с настройкой по камертону, поет гармоническую вертикаль по требованию преподавателя, дирижирует наизусть. Произведение с сопровождением – дирижирует наизусть. Хоровые партитуры, показываемые на экзамене, могут быть как для однородного, так и для смешанного хора; как гомофонно-гармонического, так и полифонического склада, с числом голосов не менее четырех. В партитурах могут быть использованы переменные простые размеры, а также сложные девятидольные, двенадцатидольные метры. Хоровые произведения должны быть разнообразны по темпам, динамике, с использованием разнообразных ритмических рисунков, в том числе – синкопированных и ритмов с использованием нестандартного деления длительностей. На экзамене студент должен предоставить две аннотации по исполняемым произведениям. По аннотациям проводится собеседование.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта