Главная страница
Навигация по странице:

  • Неужто столь незначительный фактор, как перспектива съемки, и впрямь мог повлечь за собой столь важные последствия

  • Райнер Пацлаф Застывший взгляд. Райнер Пацлаф Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеРайнер Пацлаф Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей
    Дата30.09.2021
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРайнер Пацлаф Застывший взгляд.doc
    ТипДокументы
    #239588
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Стоит ли удивляться, если в таких условиях свирепствует ожирение?

    А вот еще одна плохая новость для ожиревших: в ходе эксперимента выяснилось, что у ожиревших девочек происходит несравненно более заметное снижение расхода энергии, чем у их худощавых сверстниц.

    Ну а когда по телевизору показывают бесконечные рекламные клипы, у них слюнки текут при виде жирных и переслащенных лакомств — тут уж эффект только усугубляется.

    Мы еще вернемся к проблеме свирепствующей эпидемии ожирения во второй главе.

    Стало быть, телеэкран переводит в состояние между сном и бодрствованием не только сознание, но и весь процесс обмена веществ в организме.

    С этим вполне согласуется сообщение Бодэниса — во время телепросмотра пульс становится реже на 10%, т. е. примерно на семь ударов в минуту, или на 420 ударов в час23.

    Кроме того, первые же исследования, проведенные с помощью PET (Position Emission Tomography), указывают, что таким изменениям подвержен, вероятно, и обмен веществ в мозге24.

    Скорее всего, ни один телезритель до сих пор и представить себе не мог, что телеэкран столь глубоко вторгается в физиологию его тела, как это выясняется теперь, когда наконец-то начали проводиться исследования таких связей.

    Остановка движений глаз, существенное снижение бета-частот на ЭЭГ, замедление обмена веществ и пульса — все эти признаки говорят об угасании собственной активности, которое вообще-то очень быстро должно приводить сознание в сумеречное состояние, близкое к дремоте.

    Так, наверное, и происходило бы, если бы этому не противодействовало содержание телепередач.

    С тех пор как существует телевидение, авторы передач вынуждены вновь и вновь подхлестывать внимание зрителей, чтобы те не засыпали.

    Постоянный монтаж кадров, развороты и наплывы камерой, панорамирование и масштабирование, смена места, ситуации и сцены — вот их самые испытанные приемы.

    Они обеспечивают зрителю легкое, как во сне, скольжение сквозь пространство и время, возможность глядеть то с высоты птичьего полета, то из "лягушачьей" перспективы, побыть то здесь, то там, ухватить детали, потом снова воспарить к небесам — и так без конца.

    Это и впрямь сущее сновидение.

    Ведь фактически взгляд зрителя не трогается с места — направление внимания вовне выполняет за него камера.

    Оцепеневший взгляд, словно марионетка, привязан к ней за ниточку и идет туда, куда идет она.

    Ибо с теми же легкостью и свободой, с какими глаз обращается в любую сторону, когда не смотрит на телеэкран, он следует по видимому миру и за камерой; для этого не надо даже поворачивать голову.

    Но это означает, что зрительная воля отдана машине*, а уж та дурачит марионетку (зрителя), внушая ей, будто воля, что правит здесь бал, — ее.

    __________________
    * Точнее, разумеется, людям, которые ею распоряжаются.

    До сих пор предпринимались не систематические исследования таких параметров телепоказа, как частота смены кадров, позиции камеры, масштабирования и панорамирования, а лишь пробные, выборочные, — но и они дают кое-какую информацию о том, какими могут быть цифры.

    Выяснено, что частота смены кадров составляет в среднем, в зависимости от жанра, 2 — 5 секунд25.

    С точки зрения объективной смена поразительно быстрая, субъективно же зритель переживает ее как совершенно нормальную; ему даже в голову не приходит оценить, как скоро меняются кадры.

    Такое наблюдение дает повод задаться вопросом, сколь долго глаза могут фиксироваться на объекте в естественном окружении, прежде чем перейти на другой.

    Специальные работы дают значения, колеблющиеся в пределах между 2 и 4 секундами26.

    Это поразительно согласуется с частотой смены кадров в телевидении.

    Отсюда следует, что телережиссура — сознательно ли, нет ли — имитирует естественную частоту смены фокусировки глаз, применяя такую же частоту смены кадров и позиции камеры.

    Потому-то никто и не замечает, что зритель принимает внешнюю режиссуру за свою собственную.

    Он думает, будто навязанная ему избирательность взгляда — его собственная, впадая в иллюзию ясного сознания и самостоятельности: марионетка словно забывает о нитях, за которые ее ведут.

    Такими способами телережиссура какое-то время может поддерживать внимание зрителя в бодрствующем состоянии.

    Но, поскольку от зрителя не требуется собственной активности взгляда, мало того, она для него даже невозможна, он очень скоро привыкает к своему парадоксальному состоянию, когда, ровно ничего не делая, получает в подарок уйму самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется.

    Вот почему телережиссеры вынуждены создавать этому противовес, применяя все более частые смены кадра, резкие переходы, неожиданные смены перспективы и тому подобное.

    Но именно тут и возникает эффект, который исследовательница масс-медиа Герта Штурм назвала "дефицитом в полсекунды"27.

    Имеется в виду вот что: в повседневных ситуациях "у воспринимающего человека почти всегда есть в запасе известное, хотя и очень малое, время между ожиданием события и его наступлением.

    Это относится и к ситуациям речевого общения, и к действиям".

    Если, скажем, кто-то звонит вам по телефону, он, как правило, не ошарашивает вас своим сообщением сразу же, а сперва называется и здоровается, и вы можете внутренне подготовиться, сориентироваться на звонящего.

    Даже в рискованных автомобильных ситуациях у водителя чаще всего остается полсекунды, чтобы распознать опасность и подготовиться к соответствующей реакции.

    Этот акт осознания, мысленного уточнения, выразимого и в словах, акт, имеющий место между двумя этапами развития ситуации, Штурм в 1984 г. назвала "внутренним проговариванием".

    "Восприятие телевидения противоположно этому: тут для подключения своего опыта и ожиданий зритель совсем редко располагает такими полусекундами.

    Как правило, он не может предвидеть, каким будет следующий кадр, к которому надо подойти с соответствующей настройкой восприятия.

    Ведь специальные телевизионные способы подачи материала (монтаж кадров, панорамирование и масштабирование, смена плана, смена звука, развороты и наплывы камерой, переход от образа к слову и от слова к образу) очень часто ведут к смене места, ситуации и сцены.

    Но это означает, что никаких полусекунд для подключения своего опыта и ожиданий тут никогда не бывает.

    Все эти смены места, ситуации и сцены просто происходят слишком быстро.

    (…) Свойственные только телевидению быстрота и внезапность означают серьезный отказ от личной зрительной активности — поначалу я назвала это явление утратой „внутреннего проговаривания", а сейчас говорю скорее об утрате „внутренней активности""28.

    Но это, замечает автор, отбрасывает зрителя на стадию младенчества, когда освоение мира в понятиях еще не сформировалось.

    Поэтому она призывает к "медийной драматургии, приспособленной к зрителю", которая оставляла бы временные промежутки и создавала переходы между отдельными ситуациями, и считает необходимым, чтобы "реципиент не застывал на стадии развития, из которой уже давно должен был выйти, будь он сейчас подростком или взрослым".

    Как и следовало ожидать, не видно, чтобы этот не раз повторенный Гертой Штурм призыв был хоть как-то воспринят.

    Ведь она и сама совершенно правильно констатировала, что речь идет о специфической для телевидения бешеной скорости, не оставляющей времени даже на вздох, и, стало быть, о результате, прямо-таки принудительно следующем из внутренних закономерностей телевидения.

    И утрата собственной, внутренней активности, по поводу которой сетует исследовательница, столь же принудительна, как и утрата внешней активности.

    Совершенно оправданно замечание Герты Штурм, что ошарашивающие телезрителя внезапные смены сцен и резкие изменения планов вовсе не обязательны; сознательная телережиссура запросто могла бы обеспечить плавные переходы, паузы и "полусекунды", если б только захотела.

    Но это не решило бы основной проблемы телережиссеров — проблемы все снова впадающего в прострацию внимания, присущей телевидению как таковому независимо от того, насколько хороша драматургия.

    Не удивительно, что дело логично идет в прямо противоположном направлении — в сторону все более частого и сильного ошарашивания зрителя.

    Эта тенденция только усилилась с развитием исследований по психологии рекламы, уже с 60-х годов владеющей особенно сильнодействующим средством приковывать внимание к нужным объектам.

    Реклама обращается к древнему, коренящемуся в глубинах бессознательного рефлексу, в естественных ситуациях отвечающему за повышение внимания, как только неожиданно раздается шорох или на краю поля зрения вдруг возникает движение.

    Такие неожиданные изменения моментально возбуждают полное внимание, потому что сигнализируют о возможной опасности.

    Поэтому тело мобилизует все свои силы, чтобы при необходимости убежать или отпрянуть: оно сразу выбрасывает в кровь кортизол, гормон, вырабатываемый надпочечниками, как и адреналин.

    Так вот, этот припасенный природой на крайние случаи выброс "допинга" происходит и у телезрителя, едва на экране совершается внезапная смена плана, и происходит тем сильнее, чем более резкой была смена.

    Но зритель-то не пускается в бегство, как бывает в естественных ситуациях, а, напротив, сидит, удобно откинувшись на спинку кресла, и вкушает щекочущий нервы страх — стимулятор, удерживающий его внимание.

    А между тем щекочущий нервы эффект очень скоро прекращается, потому что наступает привыкание, и дозу вновь приходится увеличивать, иными словами, повышать частоту и резкость смены кадров и усиливать ошарашивание зрителя.

    В физиологическом отношении это, по предположению Пирса29, должно вести к постепенному перенасыщению организма кортизолом — и тогда этот предназначенный только для исключительных случаев гормон производит токсическое действие, вводя тело в перманентное подпороговое (неосознаваемое) стрессовое состояние.

    Стресс же сегодня расценивается как главная причина множества "цивилизационных" (т. е. связанных с техническим прогрессом) болезней.

    Значит, телемания не просто метафора, в ее основе на самом деле лежит легкая физиологическая мания*.

    ______________
    * Под манией в психологии понимается злоупотребление вызывающими зависимость веществами и факторами (видами деятельности) в противоположность их нормальному употреблению.

    После выборов в бундестаг ФРГ 1976 г., выигранных коалицией СДПГ/СвДП, кое-какое внимание привлек к себе исследователь масс-медиа Кеплингер, которому удалось показать, что во время избирательной кампании победившего кандидата от СДПГ Гельмута Шмидта не случайно показывали по телевизору в "лягушачьей" или в "птичьей" перспективе реже, чем его проигравшего соперника Гельмута Коля (ХДС).

    Между учеными по этому поводу разгорелась бурная полемика30.


    Неужто столь незначительный фактор, как перспектива съемки, и впрямь мог повлечь за собой столь важные последствия?

    Конечно, возникали и сомнения, но уже невозможно было игнорировать саму тему: насколько способ телепоказа влияет на подпороговые симпатии и антипатии зрителя31?

    У кино и у телевидения есть одно общее свойство: посредством монтажа они соединяют разные кадры, пуская их непосредственно друг за другом, благодаря чему у зрителя напрашивается впечатление связи между ними и устанавливается соответствующее отношение, хотя в действительности такой связи может и не быть.

    Если, скажем, в репортаже о выступлении политика вслед за такой-то его фразой показывают аплодирующих слушателей, любой зритель, естественно, будет уверен в том, что аплодисменты относятся именно к данной фразе.

    Но, возможно, никаких аплодисментов не было, просто в телестудии вмонтировали фрагмент заключительных рукоплесканий, а то и сцену рукоплесканий, взятую из совсем другой съемки.

    Зритель не может проверить это и вынужден верить, питая иллюзию, будто так оно и было, — потому только, что соответствующие кадры шли один за другим.

    Но если во время речи камера разворачивается на публику, показывая нескольких откровенно скучающих слушателей, то зритель непроизвольно заключает, что оратор, скорее всего, был не на высоте.

    А уж если оратора вдобавок еще и показывают из весьма невыгодной "лягушачьей" перспективы, то он, можно считать, уже утратил симпатии телезрителей.

    Если же спросить у присутствовавших в зале слушателей, каким было их впечатление, они, вполне вероятно, скажут что-то совсем другое.

    Эти факты послужили поводом для многочисленных научных исследований, одно из которых мы отреферируем здесь как показательное.

    Рабочая группа Акселя Маттенклота в 1991 г. на телестудии Майнцского университета, где находилось 32 участника, инсценировала двенадцатиминутную дискуссию экспертов на актуальную тогда тему "Введение страхования на случай нужды в специальном уходе".

    На сцене дискуссию разыгрывали два мнимых эксперта, а в действительности два актера, получивших от руководителя эксперимента точные инструкции насчет того, как себя вести и что говорить.

    Группа Маттенклота сообщает: "Дискуссию вела женщина, известный телередактор.

    Контрагенты представляли диаметрально противоположные позиции.

    Один высказывался за, другой против обязательного страхования на случай нужды в уходе.

    Чтобы сохранять примерное равновесие числа и силы аргументов, высказанных обоими контрагентами (в общей сложности их было 16), мы составили тексты для актеров и сценарий с инструкциями для актеров и телеоператоров"32.

    Дискуссию снимали несколько камер, так что было получено и несколько различных версий.

    Затем проверили их действие на других испытуемых и сравнили с исходным впечатлением 32 присутствовавших в студии студентов.

    Версии отличались друг от друга тем, что в одной из них крупным планом был трижды показан оратор А, в другой — оратор В.

    Кроме того, в одной версии камера выхватила нервные (актерски сыгранные) движения пальцев А, в другой — В.

    И наконец, в определенные моменты, опять-таки в контрастном порядке, была показана позитивная или негативная реакция слушателей.

    Результат оказался поразительным: испытуемые, видевшие дискуссию в студии своими глазами, оценили силы обоих выступавших как примерно равные; А показался им немного слабее.

    Зато телезрители, чей взгляд вела камера, отдали пальму первенства А, если в их версии съемки его изображение зумировалось (трижды повторенный крупный план лица).

    И наоборот, А оценивался гораздо ниже, если крупным планом показывали В.

    Примерно таковы же были результаты, когда камера выхватывала крупным планом нервную игру пальцев: оратор В, оцененный студийными зрителями немного выше, чем А, получал почти сплошь негативные оценки во время телепоказа, когда камера компрометировала его, давая крупным планом нервно постукивающие по столу пальцы.

    Но если камера компрометировала А, то В получал позитивные оценки, а А — негативные.

    Особенно пикантно то, что выяснилось при оценке воздействия на зрителей показа слушательской реакции: слушатели в студии наблюдали невербальные реакции отдельных гостей (нарочно инсценированные устроителями), не считая, что они влияют на оценки других присутствовавших.

    А когда отснятый материал с вмонтированной позитивной слушательской реакцией показывали другим испытуемым, они были уверены, что эти реакции влияют на слушательскую позицию.

    Результат весьма примечательный: испытуемые считали, что другие легко поддаются влиянию телевидения, а вот про себя самих думали, будто на них-то оно повлиять не может! Вот как высказался один из авторов научного сообщения: "Способность к критике, не дающую сбить себя с толку, испытуемые приписывали себе, но отказывали в ней другим реципиентам".

    Телевидение — отлитый инструмент политического манипулирования

    Такой вывод тем более примечателен, что в качестве испытуемых были выбраны исключительно студенты (числом 179, из институтов Майнца и Висбадена, а также из Майнцского университета).

    Авторы сообщения даже не сумели вполне скрыть своего изумления (а может, разочарования?): как раз студенты, "располагающие достаточными познаниями в социально-политической области", столь легко поддаются влиянию чисто формальных элементов показа, не имеющих ничего общего с содержанием предъявленных аргументов.

    Все прежние теории, гласившие, что именно такие люди составляют себе мнение в основном под воздействием содержательной стороны аргументов, пошли прахом.

    Нельзя было апеллировать к нехватке интереса или критических способностей у испытуемых, поскольку в протоколах, составленных после показа материала всем испытуемым, значилось, в соответствии с проведенным анализом, что им "всем без исключения в большой мере присущи критические идеи".

    Отсюда становится ясно, как обстоят дела с автономией телезрителя: до просмотра телепередачи и после у него могут быть (если он ими обладает вообще) сколь угодно развитые критические способности.

    Но вот во время просмотра эти способности словно отключаются, и ситуация складывается гротескная — зритель совершенно правильно диагностирует состояние сниженной критической способности у других, но только не у себя самого.

    Ему кажется, что он выше любого возможного влияния, — вот тут-то он и попадает в простейшую ловушку драматургии масс-медиа.

    Если бы сразу вслед за передачей начались выборы, их исход был бы предрешен.

    Такие возможности манипулирования сознанием известны телевизионщикам уже давно, и в связи с этим спрашивается: в какой мере эти возможности используют и политики (причем публика о них и не догадывается)?

    Как известно, в США выборные баталии разыгрываются почти исключительно на телеэкранах, а телевыступления американских президентов не случайно готовятся соответствующими специалистами.

    Тут важны как раз воздействия, не осознаваемые зрителем, — а уж такие воздействия можно инсценировать вполне преднамеренно.

    Эмоции, записанные на жестком диске

    Дополнительное отягчающее обстоятельство — эффект, обнаруженный и подтвержденный Гертой Штурм в 1972 г. в ходе множества крупных лабораторных экспериментов.

    Она исследовала эмоциональное воздействие радио и телевидения на реципиентов, точно измеряя его на уровне бессознательных физиологических реакций (частота пульса, частота и глубина дыхания, электропроводность кожи).

    Эксперимент повторялся по прошествии одной, двух и трех недель с одними и теми же испытуемыми, чтобы проверить, что из воспринятых знаний и пережитых эмоций сохранилось в их памяти.

    Результаты оказались неожиданными для всех участников.

    Штурм сообщает: "По прошествии трех недель обнаружилось, что знания, полученные через телевидение и радио, были забыты в соответствии с уже давно известными кривыми забывания (скорость забывания со временем замедляется), а вот вызванные масс-медиа эмоциональные переживания остались в первозданном виде.

    В эмоциональных переживаниях не обнаружено никаких изменений, никаких коррекций; эмоции реципиентов, возникшие у них в ходе первой передачи, не подверглись забыванию.

    Эта неожиданная даже для нас стабильность эмоциональных воздействий масс-медиа была исследована на других группах реципиентов и на материале других передач (например, телевизионных игр).

    И устойчивость эмоциональных переживаний вновь подтвердилась — как для передач самых различных содержаний и форм, так и в ходе интернациональных исследований"33.

    Все это означает: полученное в ходе телепередачи эмоциональное переживание "оказывается отделившимся и в значительной степени независимым от сохраненных или утраченных знаний"34.

    Значит, можно сказать: "Телевидение как масс-медиа вызывает эмоциональные переживания, в силу своей устойчивости равнозначные эмоциональным привязанностям"35.

    Если сопоставить такой вывод с описанным выше экспериментом Маттенклота (1991), показавшим эмоциональную управляемость телезрителя, то выясняется весьма тревожная ситуация: экран не только ведет взгляд, словно марионетку, но и направляет эмоции в совершенно определенные стороны, где они намертво застывают с прямо-таки принудительной силой.

    Оцепенение тела продолжается в оцепенении и соответственно консервации души — положение дел, при котором идея политического манипулирования прямо-таки напрашивается.

    И вполне возможно, что национал-социалисты уже догадывались об этом, применив телевидение вскоре после его премьеры в Берлине для показа Олимпиады 1936 г., превратившейся в пускающее пыль в глаза пропагандистское шоу Третьего рейха36.

    Если вдуматься, сколь сильно нынешняя демократия при всей объективной и субъективной свободе выбора ориентирована на масс-медиа и сколь значительную роль играет тут телевидение, то поневоле задашься вопросом: а не живем ли мы уже давно при лжедемократии, поддерживающей в гражданах иллюзию полной самостоятельности, причем эта иллюзия только закрепляет их несамостоятельность?

    Дальнейшее существование демократии — вряд ли этот прогноз окажется ошибочным — будет сильно зависеть от того, удастся ли нам в конце концов избавиться от явно неустранимых чар телевидения, подвергнув его разумному контролю.

    Телекультура — миф и реальность

    Домашний электронный алтарь

    Когда по окончании Второй мировой войны радиовещательные станции впервые начали транслировать телепередачи и у каждого появилась возможность купить телевизор, никто и не подозревал, с какой скоростью телевидение распространится по планете за несколько ближайших лет.

    В 1948 г. в США число телевизоров не достигало и 100 000; спустя каких-то двенадцать лет оно достигло уже 150 миллионов, покрыв тем самым потребности всего населения Америки37.

    С такой же скоростью телевидение распространилось и в других странах и за два-три десятилетия охватило практически все население Земли — беспримерный триумф, затмивший собой все прежние достижения человечества.

    Началась эпоха "телекультуры".

    Как ни удивительно, за минувшие десятилетия телевидение не стали ценить меньше — напротив, пиетет к нему только возрос, что доказывает постоянно растущее время просмотров38.

    Сегодня телевидение с большим отрывом лидирует среди способов проведения досуга — как у подростков, так и у взрослых39.

    Одну из важнейших причин этого явления (наряду с растущим голодом по изображениям40) надо, конечно, видеть в том факте, что этот носитель информации, в отличие от газеты или телефона, используется главным образом не для передачи объективной информации, а для развлечения, сулящего оттеснить чувства скуки, внутренней пустоты и одиночества и потому отвоевывающего себе все больше места в повседневной жизни.

    Телевидение с его ток-шоу, новостями и спортивными репортажами, мыльными операми и боевиками превратилось для современного человека в рассказчика-балагура и клоуна.

    Но оно же превратилось и в культовое средоточие жизни, задающее ритм дня41, предоставляющее шаблоны для практической жизни, расширяющее ограниченный кругозор, связывающее индивида с человечеством и внушающее даже беднейшим из бедных ощущение личного участия в ходе общей жизни.

    Поэтому уже в 1976 г. американский исследователь масс-медиа Джордж Гербнер сравнил роль телевидения с ролью церкви в средние века42.

    Понтер Томас в 1998 г. сделал параллель между телевидением и религией предметом специального исследования43.

    В тумане иллюзий

    Изначально к телевидению не подходили с теми мерками объективности и трезвости, какие мы считаем естественными для отношения к другим аппаратам: едва началось его победоносное шествие в отдаленнейшие уголки планеты, как вокруг него возник ореол универсального культуртрегера и благодетеля человечества.

    С его распространением связывались самые далеко идущие ожидания, мало того, имел место чуть ли не религиозный экстаз, когда сбылось то, что прежде лишь смутно маячило где-то вдали.

    Телевидение, как гласило общее эйфорическое мнение:

    • избавит человека от социальной изоляции,

    • даст большую экономию времени в быту,

    • будет показывать реальный мир,

    • позволит массам населения осваивать все больше информации,

    • значительно поднимет образовательный уровень всего населения,

    • сгладит различия между социальными слоями,

    • будет способствовать развитию когнитивных способностей зрителя,

    • поможет детям добиться лучшей успеваемости в школе,

    • будет помогать лучше понимать политику и укрепит демократию.

    Поначалу наука о масс-медиа не особенно старалась разогнать этот туман благих пожеланий.

    Но в ходе десятилетий разрабатывались все более тонкие и подходящие инструменты наблюдения за предполагаемыми эффектами телевидения, и чем дальше продвигалось дело, тем менее предсказуемым становилось его поведение в действительности.

    Результат оказался удручающим, поскольку ни одна из возлагавшихся на телевидение надежд не сбылась.

    Совсем наоборот.

    • Одиночество растет

    Человек отнюдь не избавился от изоляции.

    В 1996 г. опросы 57% населения Германии выявили растущие опасения относительно воздействия новых масс-медиа на межчеловеческую коммуникацию.

    Известный исследователь социальных тенденций Хорст Опашовски замечает по этому поводу: "Чуть больше половины населения убеждено, стало быть, в том, что сращение компьютера, телефона и телевизора ведет только к одиночеству с машиной.

    Многие видят в новых мультимедийных возможностях скорее бич одиночества, нежели прогресс в области коммуникации"44.

    • Ловушка для времени: стресс вместо свободного времени

    Какой телезритель не пришел уже на своем опыте к выводу, что мнимое наслаждение в конце концов оборачивается непреднамеренным способом убить, растратить время?

    Ирена Неверла исследовала феномен "телевремени" в специальной монографии, обнаружив действующие тут тонкие психологические механизмы45.

    Опашовски далее сообщает: "Свежие социальные исследования (Ludtke, 1994) показали, что интенсивное использование мультимедийных средств в формировании личного досуга не дает никакой экономии времени, а, напротив, действует, скорее, как ловушка для времени.

    Взаимодействие с мультимедиа расхищает временные ресурсы их потребителя.

    Последствия этого — стресс и хронический цейтнот"46.

    Немаловажный мотив такого поведения — страх упустить что-нибудь важное: "Подрастает целое поколение вскормленных дешевой пищей масс-медиа детей.

    Уже сегодня каждый второй житель ФРГ по привычке читает во время еды.

    А при включенном телевизоре читают и едят, гладят и чинят, развлекаются, говорят по телефону с друзьями или играют с детьми и кошками.

    Всё хочется увидеть, всё хочется услышать, всё испытать, а главное — не упустить ничего в жизни"47.

    • Нереальность и страх

    Люди думают, что телевидение показывает им реальный мир.

    Мол, телевизионные изображения в конце концов не могут обманывать.

    Вот им и верят, верят безусловно.

    Но авторы передач нацеливают камеры не на обычную жизнь, а на все необычное, сенсационное, на войны, катастрофы, насилие — словом, на все то, что годится для показа по телевидению больше, чем будни.

    Постоянная битва за квоты эфирного времени не оставляет телередакторам никакого другого выбора.

    Благодаря такому упорному выпячиванию всего проблематичного и негативного, преподносимого через множество ужасных картин, задевающих за живое, у заядлого телезрителя неизбежно усиливается впечатление, что он живет в мире, полном зла и опасности, и соответственно растет ощущение угрозы, а в его душе воцаряются страх и недоверие.

    "Специфическая логика этой ориентации на аномальное состоит в том, что с ее помощью все аномальное практически становится нормальным, предстает правилом — тем самым действительность переворачивается с ног на голову", — пишет Клаус Ойрих48.

    Джорджу Гербнеру в 1978 г. удалось эмпирически доказать, что заядлые телезрители больше, чем редко пользующиеся телевизором, подвержены влиянию телевидения, к примеру, в переживаниях по поводу показанных кровавых преступлений в реальной жизни, а потому и сами намного более боязливы.

    Стало быть, мнимая действительность телеэкрана становится устрашающим фантомом.

    • Культура чтения деградирует

    Польза, ожидавшаяся от растущего информационного телевизионного потока, так и осталась ничтожно малой: предложенный Полом Лазарсфелдом в 1944 г. закон "more-and-more"*, по которому люди, пользующиеся одним СМИ, будут все больше использовать и другие СМИ, работает относительно журналов, только отчасти — относительно газет и не работает вообще относительно чтения книг.

    В США, к примеру, газеты уже давно читаются все меньше и меньше.

    ___________
    * Возрастания (англ.).

    В Германии время, затрачиваемое на чтение книг, в целом остается неизменным — обстоятельство, воспринятое как утешительное.

    Но если принять во внимание, что в период с середины 60-х до начала 80-х годов доля молодых людей одного года рождения, поступивших в вузы, выросла с 32% до 52% и за тот же период примерно на 60% выросло свободное время, то вполне можно было ожидать и роста времени, затрачиваемого на чтение книг.

    Но этого не произошло — если пользоваться соотносительными мерками, надо констатировать его сокращение49.

    Что эта зафиксированная в 1981 г. Элизабет Нёлле-Нойман тенденция со временем отнюдь не угасла, показано в подробном исследовании Гельмута ван дер Лара, пришедшего в 1996 г. к выводу, что "ранговое место чтения книг за последние полтора десятилетия заметно понизилось во всех обследованных группах".

    По этому поводу автор исследования замечает: "Требования информационного общества, его медийные реалии, предполагают опытного читателя, заядлого читателя с развитым чувством языка (…).

    Но повсеместно можно наблюдать прогрессирующее ослабление привычки читать, — таково надежно засвидетельствованное положение дел.

    Оно должно вызывать обеспокоенность, поскольку проведенные в последние годы исследования неопровержимо доказали, что привычка читать, умение читать и желание читать есть комплексная ключевая способность, обеспечивающая психическое, социальное и интеллектуальное развитие детей и подростков.

    Так, американские ученые Джером и Дороти Сингер уже в начале 80-х годов в многочисленных публикациях указывали на особую важность раннего чтения для развития воображения у детей, а в 1992 г. теоретически обосновали свои выводы50.

    Дети, слушающие рассказы взрослых и рано начинающие читать, не только лучше владеют языком, но и способны более точно представлять себе действительность.

    А активные читатели оказываются и активными мыслителями"51.

    • Чем больше телевидения, тем меньше знания

    Как уже упоминалось, журнал "Шпигель" обследовал в 1994 г. состояние общего образования в Германии, установив, что во всех сферах (кроме спорта) знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор52.

    Значит, о том, что телевидение способствует образованию, не может быть и речи.

    Разумеется, этой оценке прямо противоположна самооценка завзятого телезрителя: вопреки всем научным результатам он упрямо остается при мнении, будто лично он "понял все", что передавали, да и вообще, "понимает то, что показывают по телевизору, легче всего".

    В этой связи Герта Штурм приводит результаты следующего эксперимента: 100 подростков и взрослых просмотрели передачу на тему "бережливость".

    "Передача была весьма трудная: речь шла о значении бережливости для всей экономики, а также о международной интеграции.

    Авторы очень гордились передачей, особенно, как они думали, по причине ее доходчивости.

    (…) Результат: все испытуемые сказали, что поняли передачу.

    Но при детальной проверке обнаружилось, что подавляющее большинство не поняло ничего; и именно претензии авторов прояснить международные взаимосвязи оказались зрителям явно не по плечу"53.

    Штурм констатировала, что все они двигались по цепочке отдельных конкретных образов, от одного к другому, но совсем не обращали внимания на сопровождающий текст.

    Действовали по принципу наименьших затрат: цепочка образов уже сама по себе внушает ощущение, будто все "понятно", — так зачем еще тратить силы на усвоение слов, по большей части абстрактных!

    Эта форма поведения — воспринимать только образный ряд, а текстовой в той или иной степени игнорировать — засвидетельствована в многочисленных научных исследованиях как типичная для телепросмотров.

    Стало быть, телевидение препятствует подлинному усвоению знаний как раз тем самым, что" в нем ценится больше всего — картинами, как будто бы совершенно реалистическими.

    • Социальные дистанции растут

    Да и различия между социальными слоями отнюдь не сглаживаются телевидением.

    "Население с низким уровнем образования предпочитает телевидение, с более высоким — газету, журнал, книгу", — гласит итог долголетних исследований54.

    А вот и другой итог: заядлые читатели гораздо лучше разбираются в масс-медиа, чем заядлые телезрители, а значит, много лучше умеют использовать телевидение.

    Потому-то "пропасть в знаниях" между богатыми и бедными, как выражаются авторы исследования, грозит неуклонным расширением*.

    При этом важно, по словам Элизабет Нёлле-Нойман, что "речь идет вовсе не только о знаниях — речь идет и о воображении, памяти, интуиции, фантазии, а ведь только они и есть, думается, подлинное богатство"55.

    ______________
    * Смысл этого высказывания, конечно, относителен — даже для Европы.

    В нашей стране соотношение, скорее, обратное.

    Начиная с 1985 г. благодаря увеличению числа телеканалов до более чем тридцати заметно сократилась доля телезрителей, смотревших телевизор главным образом ради получения информации, и в то же время намного увеличилась доля тех, что используют его ради развлечения.

    Этот сдвиг "породил тип телезрителя — заядлого любителя развлекательных передач, которого в 1985 г. еще не было".

    Поэтому потребление телевидения "грозит обернуться для большей части населения ФРГ весьма односторонней диетой.

    А поскольку тенденции к специализации в зависимости от содержания передач и канала связаны с определенными социокультурными признаками, здесь намечается углубление социальных дистанций в отношении к масс-медиа, и прежде всего к политической информации, которую они предлагают.

    О последствиях подобного углубления в условиях такого демократического государства, как ФРГ, где политика, получив необходимые законные полномочия, в значительной степени ориентирует свои решения и действия на масс-медиа, мы рассуждать здесь не станем — они отчасти очевидны"

    • Большинство не знает азов масс-медиа

    Идея, что телевидение развивает когнитивные способности, так до сих пор и не подтверждена.

    Скорее, наблюдается прямо противоположное — ужасающий упадок владения речью и способности читать, прежде всего у детей и подростков.

    Это явление я более подробно рассмотрю в 5-й главе.

    Здесь довольно процитировать некоторые наблюдения Хорста Опашовски: "В течение десятилетий был спрос на приспособленного к среде, неавтономного потребителя, проявлять инициативу не требовалось.

    (…) У зрителей и раньше, и теперь вырабатывается условный рефлекс потребителя.

    Идею, что счастье состоит только в росте потребления, поддерживает в особенности телереклама.

    Таким-то образом имеющийся потенциал усвоения знаний скорее растрачивается, чем реализуется (…).

    Результат — безграмотность во владении масс-медиа, неспособность достаточно компетентно осваивать их новые возможности.

    Намечается грядущий раскол медийного общества на маленькую группу людей, помешанных на компьютерах, учившихся обращению с масс-медиа с самого детства, и на большинство медийно безграмотных, не выучивших в этой области ни аза.

    (…)

    Социальная наука уже заговорила о "синдроме Каспара Хаузера"*: потребитель видит только то, что видел уже много раз, и узнаёт при этом то, что и так знает.

    Масс-медиа угадывают каждое его желание по глазам.

    Но в том-то все и дело.

    Подобно Каспару Хаузеру, потребитель масс-медиа оказывается под угрозой остановиться в своем развитии, ибо потребляет только то, что легко усваивается и ни к чему не обязывает, что интересно и развлекательно.

    От него больше ничего не требуется.

    Его творческие потенции, способность отбирать и критиковать отмирают".

    ______________________
    * В психологии комплексом Каспара Хаузера (по имени реального лица, жившего ок.

    1812 — 1833 гг.) называют нарушение личности, состоящее в эмоциональной скудости и патологической необщительности, вызванных социальной изоляцией или ослаблением социальных связей.

    • Заядлые телезрители все хуже успевают в школе

    Проводившиеся в США на двенадцати — пятнадцатилетних подростках исследования взаимосвязи между потреблением телевидения, школьной успеваемостью и уровнем интеллекта "обнаружили исключительно негативную зависимость выразительности речи, математических способностей и навыков чтения от частоты телепросмотров"58.

    Дороти Сингер в 1981 г. констатировала, "что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже"59.

    В ходе одного исследования, проведенного в Израиле в 1976 г., у заядлых зрителей детской передачи "Дорога к сокровищам" наблюдалось разительное снижение желания заниматься трудными задачами, если их решение удавалось найти не сразу же, а после сколько-нибудь напряженных усилий60.

    Можно привести множество других данных, которые вновь и вновь говорят о том, что телевидение не способствует школьной успеваемости, а, как правило, влияет на нее негативно.

    • Не политическая зрелость, а растущая подверженность манипуляциям

    Не иначе дело обстоит и с расчетом на то, что благодаря телевидению массы будут лучше понимать политику.

    Нёлле-Нойман в 1981 г. на основе длительных демоскопических* исследований удалось доказать, что в 1952 — 1981 гг.

    интерес к политике у населения вырос с 27 до 50% (от общего числа опрошенных), но в то же время умение разбираться в текущей политике, осведомленность об именах политиков и датах политических событий остались на уровне 1952 г. Исследовательница делает вывод: "Широко распространенный интерес к политике (может быть, лучше сказать — ангажированность), но малая политическая информированность: это сочетание несет в себе опасность — ведь преобладание общих эмоций и отсутствие знаний означают, что людьми легче манипулировать"61.

    _____________
    * Демоскопия в социальной психологии — опрос общественного мнения, с помощью небольшой выборки (около 2000 респондентов) отображающий общественное мнение совокупного населения страны.

    С недавних пор, кажется, и сам этот интерес к политике стал уменьшаться.

    Во всяком случае, исследование молодежного контингента дало недавно такой результат: "Смотреть по телевизору политические передачи подростки не любят — поэтому часто щелкают пультом ДУ, переключаясь с новостных программ на другие"62.

    Телемания

    Данные новейших исследований мы резюмировали здесь лишь вкратце.

    И все же, наверное, из изложенного уже ясно, сколь иллюзорны были надежды, связывавшиеся с телевидением.

    Ожидавшийся качественный скачок к неуклонному повышению эмоциональных и когнитивных кондиций народных масс не состоялся, телевидение не смогло обеспечить действительный прогресс в сфере культуры.

    Настоятельное предостережение Нейла Постмена63 об угрозе превращения масс-медиа в современный миф оказалось как нельзя более справедливым, и уже объявлено об "отмене эйфории" (по выражению Опашовски64).

    И в самом деле, в науке распространились более трезвые взгляды.

    Но они не в силах побудить телевизионщиков хоть как-то изменить подход к наезженным привычкам публики.

    Гонка за прибылью заставляет их любыми мыслимыми способами приковывать потребителя к экрану, если не повышая, то хотя бы удерживая на прежнем уровне время просмотра.

    Значит, следует опасаться, что, несмотря на отрезвление науки, в зрительских привычках широких масс ничто существенно не изменится.

    Правда, тут нужно сделать одну важную оговорку.

    Когда статистики говорят о потребителе телевидения, должно быть ясно, что речь идет только о вычисленной математическим путем средней величине, а не о живом человеке из плоти и крови.

    В действительности пропорции сложны и индивидуальны.

    Так, наряду с заядлыми телезрителями есть и неактивные, смотрящие телевизор лишь от случая к случаю, и даже люди, в силу своих убеждений никогда не смотрящие телевизор (в настоящее время их едва 3% от общего числа, но эта тенденция возрастает65), — о них статистика, как правило, умалчивает.

    Да и многочисленные сообщения, бьющие тревогу, надо воспринимать более спокойно, поскольку, конечно же, есть и множество людей, умеющих относиться к телевизору должным образом, а потому не имеющих проблем.

    Звучит это обнадеживающе, но ближайшее рассмотрение показывает, что такие надежды тщетны.

    Ведь из все более многочисленных международных исследований, посвященных поведению телезрителя, ясно одно: тот, кто сознательно ограничивает свое потребление телевидения, целенаправленно выбирая программы и умея самостоятельно обращаться с кнопкой "выкл.", обладает качеством, которого другим как раз недостает: у него выше образовательный уровень! Но он образование получил отнюдь не с телеэкрана, а в местах, где не смотрят телевизор, благодаря занятиям иного рода — посещению школы, чтению книг и газет, музицированию, путешествиям, спорту, хобби и т. п.

    Лишь такое многообразие совсем других занятий дает ему способность успешно противиться засасывающему водовороту экрана, оставаясь хозяином положения.

    Стало быть, его умение разбираться в масс-медиа получено не благодаря, а вопреки телевизору.

    Тем не менее повсюду в Германии и до сей поры возвещают устаревшую догму — мол, умение разбираться в телевидении можно приобрести только через телевизор.

    Люди с низким образовательным уровнем (а у заядлых телезрителей, как правило, и более низкий коэффициент интеллекта66) с большим удовольствием идут вслед за такими манящими дудками крысоловов, предаваясь опьянению телекадрами и полагая, что процесс просмотра уже сам по себе действует на них образовательно.

    А что образование требует высокой степени самостоятельности, интеллекта и критических способностей — способностей, которые не получишь, часами торча у телевизора, — им даже в голову не приходит.

    Таким-то образом они скоро оказываются в рядах уже не раз исследованной категории заядлых телезрителей, которые чувствуют себя приятно и расслабленно, думают, будто хорошо развлекаются и получают добротную информацию, а в действительности попадают в класс людей загнанных, затравленных, постоянно живущих под гнетом стресса — как бы чего не упустить, как бы посмотреть все — и тем не менее никогда не насыщающихся, а жаждущих новых и новых "хитов" и больше всего на свете страшащихся пустоты, что наступает после выключения телевизора.

    И даже когда уставшее тело сигнализирует им, что пора бы и прекратить, они не находят в себе сил на это — их воля парализована.

    Выразимся со всей откровенностью: они обнаруживают все симптомы телемании.

    Такие официальные учреждения, как Всемирная организация здравоохранения, уже давно причислили неумеренное потребление телевидения к маниям*, и надо оглушать себя изрядной порцией самообмана, чтобы не считать эту опасность даже возможной — опасность, в которой всякий в любое время может убедиться путем честного самонаблюдения.

    ______________
    * См. примечание к с. 53.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта