Главная страница
Навигация по странице:

  • Россия в 16в.: особенности российского феодолизма и самодержавия.

  • Смутное время в Российской истории

  • Правительственную власть государь делит с двумя учреждениями – Земским Собором (законы) и Боярской Думой (текущие вопросы законодательства, суд).

  • Каждый стремился выйти из тяжелого положения, в какое ставил его тогдашний государственный порядок.

  • Европа и мир в 17в: капитализм и модернизация.

  • Социально-экономическое развитие России в 17вв. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

  • ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование


    Скачать 178.79 Kb.
    НазваниеРассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
    Дата17.01.2020
    Размер178.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ.docx
    ТипРассказ
    #104608
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Основные этапы складования единого российского государства. 14-15вв



    В XIV - XV вв. на Руси после периода раздробленности, как и в Западной Европе, наступает время формирования единого государства.Объективной основой объединительного процесса быловосстановление экономики и ее дальнейший подъем уже с середины 14 века.

    Это выразилось в следующем:

    •ширится освоение новых земель в Волжско-Окском междуречье и в Заволжье;

    •восстанавливаются и растут города, заметен подъем ремесленного производства;

    •оживляются торговля, экономические связи между княжествами.

    Однако в целом социально-экономическое развитие русских земель значительно отставало от Европы. Только в 17 веке возникает всероссийский рынок, и появляются первые ростки буржуазных отношений. Поэтому политические процессы на Руси опережали экономические, и создание единого государства происходило на чисто феодальной основе.

    Хотя ремесленники и купцы активно способствовали объединительной политике, главной опорой великокняжеской власти было не городское население, как в Европе, а дворянство, новая категория класса феодалов, полностью зависимая от князя. В отличие от боярства, владевшего землею на наследственном праве, дворяне получали землю от великого князя на время службы ему, прежде всего, службы военной.

    Решающим стимулом к объединению был внешнеполитический фактор. В XIV - XV вв. Русь продолжала испытывать сильнейшее давление с Востока (зависимость от Золотой Орды) и с Запада, особенно со стороны сильной тогда Литвы. В противостоянии этому давлению и закладывались основы единого Русского государства. Объединительные процессы активно поддерживала православная церковь. Она оставалась в период раздробленности важным связующим звеном всех русских земель. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы ига. На поддержку церкви, ее авторитет, опирались князья московские, проводя свою объединительную политику.

    Наряду с несомненными патриотическими мотивами, церковь усматривала в объединении и собственный интерес. Крупное государство могло лучше обеспечить привилегии церкви, ее земельные владения, тем более, что они были разбросаны по разным княжествам.

    Факторами, облегчавшими объединение русских земель, были:

    •одинаковый уровень социально-экономического развития княжеств;

    •существование общих правовых норм, восходящих к "Русской Правде";

    •общекультурное единство;

    •сохранение в народе исторической памяти об общерусском политическом единстве;

    •сохранение Ордой статуса великого князя владимирского, как главы всей Русской земли.

    1. Россия в 16в.: особенности российского феодолизма и самодержавия.

    В XVI в. территория России еще больше расширилась. В нее вошли Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Башкирия. Шло освоение земель на южной окраине страны. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому морю.

    Перед страной стояли сложные проблемы. Процесс централизации был далеко не завершен. Существовали уделы. Удельные князья не могли вести самостоятельную внешнюю политику, но имели право на престол в случае отсутствия прямого наследника. Мощной и относительно самостоятельной структурой оставалась церковь.

    Яркой особенностью Московской Руси было самодержавие, которое прошло длительный период формирования, но уже в XVI в. Русь поражала иностранцев всевластием монарха и холопством его подданных. Русское самодержавие и европейский абсолютизм имели сходные черты –наличие элементов сословного представительства, хотя достаточно слабых в России; влияние христианской религии; более сильное, чем на Востоке, влияние буржуазных отношений; европейская ориентированность русского государства. При идентичности самих понятий “абсолютизм” и “самодержавие”, они все же существенно отличались по формированию, времени существования, социальным функциям. В Западной Европе абсолютизм утверждается на последнем, наиболее централизованном этапе развития феодального государства, в условиях зарождения буржуазных отношений. В России самодержавие формируется еще до появления буржуазных отношений, в условиях утверждения феодально-крепостнического строя, что привело к большей самостоятельности и силе государства.

    В 15–17 вв. определяющей тенденцией социально-экономических отношений России была дальнейшая эволюция феодального строя. Характерными чертами этого периода стали усиленное развитие государственной поместной системы, складывание сложной иерархии внутри господствующего класса, регулируемой местничеством, возникновение своеобразных сословно-представительских учреждений – Земских соборов. Светские и духовные феодалы владели привилегиями, объём которых, сокращался по мере укрепления государственной централизации. Несмотря на заметный рост товарно-денежных отношений в 16 в., экономическая обособленность отдельных земель и феодальных вотчин не была ещё преодолена.

    Иваном Грозным была предпринята попытка установления режима деспотичной, неограниченной власти монарха. Введение опричнины (1565 г.) вылилось в массовый террор против всех слоев населения. Попытка установления нового политического режима в конечном счете не удалась. Но опричная политика и изнурительная, неудачная Ливонская война (1558-1583 гг.) предопределили глубочайший общественный кризис («Смуту» или «Смутное время»), который привел не только к разорению и экономическому упадку страны, но и поставил под вопрос сам суверенитет государства

    1. Смутное время в Российской истории

    Смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году, не оставившего после себя детей, пресеклась Рюрикова династия московских государей. Земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова. Вскоре после этого избрания начались смуты, которые постепенно развились в страшное потрясение государства, окончившееся только со вступлением на московский престол первого царя новой династии, Михаила, в 1613 году. Самозванцы выдавали себя за младшего сына Иоанна Грозного царевича Димитрия, погибшего насильственной смертью, обстоятельства которой остались неразъясненными (1 причина).

    Царь Борис законным путем вступил на престол и мог сделаться родоначальником новой династии. Но боярство хотело ограничить власть нового царя. Бояре молчали, ожидая, что Борис сам заговорит с ними об условиях этого ограничения, а Борис молчал и отказывался от власти, надеясь, что земский собор выберет его без всяких условий, и надежда его оправдалась. Обманувшись в своем ожидании, бояре решились действовать против нового царя. Борис, чтобы защитить себя от их козней, устроил тайный полицейский надзор за боярами. Это вооружило бояр против царя, и они сделали первого самозванца. Первый самозванец правил деятельно и твердо, но и он не оправдал боярских ожиданий. Он действовал слишком самостоятельно, проводил свои особые планы независимо от бояр, часто смеялся над ними в Боярской Думе и – что было для них всего досаднее – приближал к себе незнатных людей и иностранцев. Первый самозванец был низложен17 мая 1606 года боярским заговором, во главе которого стал кн. Вас. Ив. Шуйский. На совещании перед восстанием заговорщики условились, что, кто из них будет царем, тот долженправить по общему совету с боярами. Возведен был на престол кн. Василий Шуйский, вступая на престол, ограничил свою власть. Царь обязывался никого не казнить, опалы преступника не распространять на его родню и семейство и имущества их не конфисковывать, если они не участвовали в преступлении, доносов не слушать, ложных доносчиков наказывать, все дела решать по суду и следствию. Вот и все политические обеспечения, какие выговорили бояре у царя Василия. В то время боярам больше ничего и не было нужно. Царем Василием многие были недовольны. Начались восстания, и пошли слухи о спасении Лжедимитрия. Скоро явился и второй самозванец, поддержанный казацкими и польскими отрядами, он устремился к Москве и в 1608 г. стал в подмосковном селе Тушине, от которого получил прозвище «вора Тушинского». Царь Василий обратился за помощью к королю шведскому Карлу IX, и тот под условием вечного союза Москвы и Швеции послал Василию вспомогательный отряд. В сентябре 1609 г. Польша объявила войну Московскому государству, и король польский Сигизмунд осадил Смоленск. У вора Тушинского в лагере было много польских отрядов, которые король и вызвал под Смоленск. Оставшись без поддержки, Тушинский вор бежал в Калугу. Русские его приверженцы остались одинокими и решились послать уполномоченных признать царем Сигизмундова сына Владислава. Признавали его согласно договору с королем, заключенном 4 февраля 1610 г. В договоре выражены были общие права подданных:

    неприкосновенность православной веры;

    · все судятся по закону и наказываются только по суду;

    · все возвышаются по заслугам, а не по одному только происхождению,

    · все имеют право выезда в другие государства христианские для образования.

    Правительственную власть государь делит с двумя учреждениями – Земским Собором (законы) и Боярской Думой (текущие вопросы законодательства, суд).

    Провинциальное дворянство вместе с духовенством решило выбор царя Бориса. Оно восстало против Василия. В 1606 г., вскоре по воцарении Василия, когда еще не было и слуха о втором самозванце, против царя и бояр поднялся бунт. Это было восстание низшего дворянства против знати. Брат Ляпунова Захар с другими дворянами в 1610 году свел царя Василия с престола.

    В смуту вмешиваются и низшие классы населения. Это вмешательство простого народа - одна из причин временного успеха Владислава. В последние годы смуты больше вреда наделали государству казаки, которые врывались в его пределы с польскими отрядами. Это были в большинстве гости южнорусских степей, недавно укрывшиеся в степях и теперь возвращавшиеся в отечество, чтобы пограбить. Эти классы добивались личных льгот. Каждый стремился выйти из тяжелого положения, в какое ставил его тогдашний государственный порядок.

    Смута началась при избрании Годунова попыткой боярства соединить готовое распасться общество во имя нового государственного порядка, построенного на ограничении верховной власти. Когда эта попытка не удалась, тогда возникла мысль соединить распадавшееся общество во имя лица, искусственно воскресить погибшую династию, которая сдерживала непримиримые интересы. Вот в чем заключалась истинная причина успеха самозванцев: самозванство служило удобнейшим выходом из борьбы непримиримых интересов враждебных друг к другу классов. Значит, смута, начавшаяся пресечением старой династии и продолжавшаяся взаимной борьбой разных классов земского общества, завершилась борьбой всего земского общества с элементами противоземским и антинациональным, казацким и польским. Таковы были причины и ход смуты.

    1. Европа и мир в 17в: капитализм и модернизация.

    Этот период обычно называют Новым временем. Понятия эти появились в эпоху Ренессанса, когда историю стали делить на древнюю (античность), среднюю (средневековье) и новую.

    Европа и мир в XVII в. Капитализм и модернизация.

    1. Во-первых, Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

    2. Во-вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

    3. В-третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

    На раннеиндустриальной стадии развития буржуазии происходит длительное постепенное становление новых общественных институтов и элементов буржуазной формации, идет накопление первоначального капитала, появляются мануфактуры (ручное производство) – первые признаки капитализма.

    Центром развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами, самый короткий путь к приобретению которых открывался через торгово-ростовщические операции. Эти капиталы не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем, в производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков – национальных и общеевропейского.

    В эту эпоху появился новый “герой времени”, предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.

    Процесс модернизации, т.е. переход от феодализма к капитализму проходит различные фазы развития: раннеиндустриальную (ХIV-ХV в.в.), среднеиндустриальную (ХVI-ХVIII в.в.), позднеиндустриальную (ХIХ в.) и постиндустриальную (ХХ в.).

    Модернизация — это сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

    1. индустриализацию —использование машин в производстве

    2. урбанизацию — небывалый рост городов;

    3. демократизацию политических структур - становления гражданского общества и правового государства. Власти воспринимают рационально, о ней судят по результатам более или менее удачных действий тех, кому общество вручило бразды правления.

    4. просвещение — рост знаний о природе и обществе, а также освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви, развитие атеизма.

    Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей и, прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. В системе ценностей европейской цивилизации нового времени на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Модернизированный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей жизни.

    Каким же образом утверждение капитализма соотносится с модернизацией? Капитализм еще ни разу не был построен в традиционном обществе. И это естественно: капитализм ориентирован на постоянные новации,противоречит самому духу традиционализма. Будущее той или иной страны зависело от того, насколько активно она вливалась в процесс модернизации, насколько быстрым темпом шло в ней становление капитализма. Капитализм и модернизация провели еще более четкую, чем прежде, разграничительную линию между Западом и Востоком. В эту эпоху окончательно определилось превосходство Запада над некогда могучим соперником.

    1. Социально-экономическое развитие России в 17вв.

    Социально-экономическое развитие России в XVII в.

    XVIIв. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако главным образом за счёт введения в оборот новых земель (экстенсивный способ увеличения сельскохозяйственной продукции), а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли (интенсивный способ). Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. И тем не менее, всероссийский рынок формировался. Во второй половине XVIIв. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства. Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры (это крупное производство, где имеет место разделение труда). Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.); к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы (вотчинная мануфактура) и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности. Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный признак которых - увеличение в экономике доли свободного наёмного труда, оснований нет. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.Русские города как торгово-промышленные центры и в XVIIв. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы. Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями (освобождение от посадского тягла, беспрепятственный выезд для торговли за границу и др.) купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т.д.). Что касается "тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой. Основным торговым центром по всей России по-прежнему являлась Москва,в которой сходились торговые пути со всех концов страны и из-за границы. 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта