Главная страница

Полякова н. Л. Хх век в социологических теориях общества. М. Логос, 2004. 384 с


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеПолякова н. Л. Хх век в социологических теориях общества. М. Логос, 2004. 384 с
Дата21.10.2022
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2_Polyakova_KhKh_vek_v_sotsiologicheskiy_teoriakh_obshestva.pdf
ТипРеферат
#745713
страница1 из 37
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

ПОЛЯКОВА Н.Л.
ХХ век в социологических теориях
общества. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
(номер предшествует странице)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: О СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ОБЩЕСТВА 7
Часть I. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА НАЧАЛА XX ВЕКА - 70-х ГОДОВ XX
ВЕКА 19
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВ XX в. 21 1.1. Закат свободного рынка и появление монополии как новой формы социальной организации 22 1.2. <Закат> либеральной версии национального государства, становление социального государства 30 1.3. Становление новых базовых социально-экономических практик: от тейлоризма к фордизму 42
Глава 2. ТЕОРИИ ОРГАНИЗОВАННОГО КАПИТАЛИЗМА И
ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА 58 2.1. Организованный капитализм 59 2.2. Государственно-монополистический капитализм, империализм 67 2.3. Теория организованного капитализма в 70-е - 80-е годы 72
Глава 3.ОТ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖЕРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ТЕОРИЯМ КОРПОРАТИВНОГО
ОБЩЕСТВА 81 3.1. Становление теорий менеджериального общества 81 3.1.1. Торнстейн Веблен: отсутствующая собственность и революция инженеров 81 3.1.2. Технократическое движение 88 3.1.3. Революция менеджеров: Адольф Берль, Гардинер Минз, Джеймс Бернхэм 92 3.2. Критика теорий менеджериального общества и оформление теорий корпоративного капитализма 97 3.2.1. Теория общества Ч. Р. Миллза 97 3.2.2. Теория корпоративного общества У. Уорнера 110 3.2.3. Автономный человек - организационный человек: У. Уайт - У. Уорнер 117
Глава 4. ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА 127 4.1. Общая характеристика массового общества 127 4.2. Теория массового общества х. Ортеги-и-Гассета 132 4.3. Теории массового общества в 40-е - 60-е годы 140 4.3.1. Теория социального характера в массовом обществе Дэвида Рисмена 140

4.3.2. Теория массового общества Эдварда Шилза 147 4.3.3. Теория массового общества Герберта Блумера 152
Глава 5. ТЕОРИИ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА 159 5.1. Общее теоретическое введение 159 5.2. Идеологические проекты тоталитарного общества 164 5.2.1. Общая характеристика 164 5.2.2. Теория тоталитаризма Эрнста Юнгера 167 5.2.3. Теория тоталитарного общества Вернера Зомбарта 178 5.3. Социологические теории тоталитарного общества 204 5.3.1. Теория тоталитарного общества Ханны Арендт 205 5.3.2. Теория тоталитарного общества Карла Мангейма 222
Глава 6. ТЕОРИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА 237 6.1. Введение 237 6.2. Теории развитого индустриального общества Макса Хоркхаймера и Теодора
Адорно 240 6.3. Теория индустриального общества Герберта Маркузе 249 6.4. Дискуссии о характере индустриального труда и о рабочем классе в теориях развитого индустриального общества 257 6.4.1. Теория Роберта Блонера 259 6.4.2. <Тезис Гарри Брейвермана> 263 6.5. Теория развитого индустриального общества Раймона Арона 267
Часть II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX в. 279
ВВЕДЕНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ 70-Х гг. 281
Глава 7.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 294 7.1. Теория постиндустриального общества Дэниела Белла 295 7.2. Концепция постиндустриального общества Алена Турена 303
Глава 8.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 315 8.1. Теория общества <третьей волны> Олвина Тоффлера 315 8.2. Теория современного общества Франко Ферраротти 327
Глава 9.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА <ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА> 340 9.1. Постмодернистская социология 340 9.2. Современность как поздний модерн: Теория радикализированного модерна
Энтони Гидденса 356
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Глобализация и понятие <общество> в новейших социологических дискуссиях 366
Именной указатель 377

ВВЕДЕНИЕ О социологических теориях общества
Эта книга - о книгах. О книгах и содержащихся в них идеях. Но это не просто книги и идеи. Это книги и идеи, которые выражают смысл социальной жизни, создают образ социальной эпохи, определяют направление социальной политики и в конечном счете - движение истории. Цель данной книги - реконструировать, свести вместе и представить в единой и целостной динамике те теории и основные констелляции идей, в которых нашли свое понимание главные социальные процессы и формы обществ XX века, запечатлелся грандиозный и многообразный социальный опыт XX века.
XX век в высшей степени богат не только конкретными историческими событиями и процессами, но и разнообразием социальных форм, быстро сменяющих друг друга. Это век, чрезвычайно насыщенный социальной инновативностью в широком смысле слова.
Социология фиксировала реальный исторический процесс, социальную историю двадцатого столетия, прежде всего в форме последовательного ряда целостных социологических теорий общества.
Экспликация и выстраивание социологических теорий общества в соответствующей исторической перспективе, их анализ, а также анализ методологических оснований, на которых строятся эти теории, позволяет создать картину реального социального движения, выявить его социологический смысл.
Что же такое <социологическая теория общества>? Теория общества является ключевым и центральным компонентом социологической теории в широком смысле слова.
Все скольконибудь крупные и оригинальные социологи были и крупнейшими теоретиками общества, а сама оригинальность и значимость теоретической позиции проявлялась, прежде всего, в концептуализации того, что такое общество.
<Общество> - это то социологическое понятие, которое служит для обозначения социальной тотальности, описания социального состояния в его целостности. Вся история развития социологии свидетельствует о наличии в ней постоянной и на-
8 стоятельной потребности в концептуализации общественного состояния в его целостности и обозначении этого целого через какие-то содержательные характеристики.
Теория общества господствовала в социологии не столько как определение ее исследовательского поля, сколько как принцип объяснения, вскрывающий смысл социальной тотальности. Она выполняет роль социальной картины мира, горизонта понимания, задающего смысл и ориентацию всем конкретным теоретическим построениям и эмпирическим исследованиям.
Анализ показывает, что любая теория общества имеет две стороны, или две составляющие: материальную и формальную.
В зависимости от преобладания
<материального> или <формального> содержания все теории общества можно разделить на формальные и материальные.
Под формальной теорией общества следует понимать теоретическое построение, в рамках которого устанавливаются фундаментальные компоненты и функциональные связи
между ними, присущие всякому обществу, вне зависимости от его конкретного исторического вида и состояния.
Формальная концепция общества может получить содержательную или историческую спецификацию, становясь в таком случае материальной теорией общества, например,
<теорией промышленного общества>,
<теорией массового общества>,
<теорией менеджериального общества> и т.п. Целью таких теорий является содержательная, или материальная спецификация конкретных исторических образований посредством выявления каких-то качественных доминант, определяющих и объясняющих содержание целого и, соответственно, всех его частей и процессов, причем не просто как системного или формального целого, а как содержательного материального целого. Материальные теории общества стремятся найти и разработать такую по возможности общую качественную, смысловую, ценностную
О функциях теории в рамках социологического знания см.: Добреньков В.И.,
Кравченко А.И. Социология. Т. 1. Методология и история. М., 2000. Гл. 5.
9 характеристику, которая передавала бы основное социальное содержание социального действия и интеракции, ухватывала бы базисные ценностные ориентации. Такая характеристика призвана тем самым определить механизмы и принципы включения человека в общество, социальную структуру, систему социальной стратификации, характер социальных институтов, а также выявить базисный социальный конфликт. Когда классическая социология называла общество эпохи модерна <промышленным обществом>,
<капиталистическим> и т. д., она по существу и выделяла такие основополагающие содержательные, материальные характеристики. Точно так же базисную содержательную характеристику современного общества пытаются установить современные теории, ориентированные на постижение общества как целого, когда определяют его как
<постмодерновое>, <информационное> и т. п.
Следует при этом оговориться, что любая материальная концепция общества в имплицитном или эксплицитном виде содержит формальную концепцию общества, а ее авторы придерживаются соответствующей методологической позиции. Этим и объясняется тот факт, что конкретных материальных теорий, описывающих исторически конкретное общество, может быть много, и они будут различаться в зависимости от методологических оснований, на которых они разрабатываются. Примером могут служить теории капиталистического общества, созданные с одной стороны К. Марксом, с другой - М.
Вебером, или теории развитого индустриального общества, созданные Р. Ароном, с одной стороны, а с другой - Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Таких примеров в истории социологии, включая современный ее этап, множество.
Именно материальные концепции общества являются наиболее пригодным инструментом для концептуализации исторически конкретных социальных состояний, а также для понимания исторической трансформации этих состояний, процессов и форм.
Социальная история может быть показана через историю последовательной смены различных теорий общества. Более того, существует известный, легко прослеживаемый параллелизм между реальным историческим процессом трансформации
10
социальных форм и историей социологических теорий общества.
Анализ материальных теорий общества показывает, что в каждой из теорий, относящихся к конкретным этапам развития общества, не только наличествуют общие для них всех содержательные характеристики соответствующего общества, но и методологические подходы, которые не всегда получают эксплицитное выражение. Эти общие методологические позиции, однако, можно с очевидностью выявить и продемонстрировать, что мы, в числе прочего, и попытаемся сделать. Присутствие же таких общих методологических оснований позволяет говорить о существовании некоторой методологической парадигмы социологического мышления, задействованной при описании общества как целостности и разработке соответствующих теоретических построений. Под социологической парадигмой мы понимаем определенную фундаментальную концептуализацию социальной реальности, базисные представления об обществе и индивиде, характере и природе социального взаимодействия и функционирования, которые лежат в основе всех этих теорий и являются общими для них. Выявление и формулирование этой методологической парадигмы является задачей не менее важной и значимой, чем экспликация соответствующих теорий общества.
В истории развития социологии в части социологических теорий общества можно выделить несколько периодов, совпадающих с соответствующими историческими периодами развития общества, его социальной, культурной и экономической сфер.
I период: конец XVIII - начало XX в.;
II период: начало XX в. - 70-е годы XX в.;
III период: 70 - 80-е годы XX в. - по настоящее время.
Каждый из этих периодов имеет свою специфику и каждый концептуализировался рядом теорий, которые не просто сопоставимы и сравнимы, за ними с очевидностью предстает общее историческое и социальное содержание.
Первый период: конец XVIII - начало XX вв. Это период становления обществ модерна, характеризующихся как индустриальные, капиталистические, оформленные как национальные
11 государства. В тот период происходит и становление социологии в качестве способа теоретического самопостижения и самопонимания этих обществ, в качестве средства их саморефлексии. Речь идет о периоде, известном в истории социологии как классическая социология.
Классическая социология XIX в. не была однородным и когерентным теоретическим образованием. Однако в рамках различных социологических построений, усилиями различных теоретиков была выработана социологическая теория промышленного капиталистического общества: теории капиталистического общества К. Маркса, М. Вебера,
Г. Зиммеля, теории промышленного общества Э. Дюркгейма, Г. Спенсера и др.
Теории промышленного капиталистического общества, разработанные крупнейшими социологами в рамках классической социологии, могут быть объединены и реконструированы в качестве целостного теоретического образования. Обусловлено это, как
представляется, двумя моментами. Во-первых, достаточно когерентной природой социальной реальности обществ XIX в. Во-вторых, общими методологическими позициями, которые лежат в основе материальных теорий обществ, создаваемых в рамках социологической классики.
Методологическую основу теории промышленного капиталистического общества составила <трудовая парадигма>. Не вызывает сомнения, что в основе всех, самых различных классических социологических теорий лежала одна определенная парадигма концептуализации социальной реальности. Речь идет о понимании труда как базисного социообразующего фактора. Труд стал объектом и предметом социологического исследования с самого начала возникновения социологии как науки на рубеже XVIII - XIX веков. Более того, в силу основополагающего характера труда для формирования и функционирования обществ модерна он стал одной из базисных категорий большинства социологических теорий. Социология исходила главным образом из факта быстрого количественного роста труда в сфере промышленного производства, из его очевидной способности преобразовывать общество, определять классовую и социальную структуру обществ, образцы и типы социального дейст-
12 вия. Осмысление трудовой деятельности, освободившейся от феодальных пут, регулируемой только рынком, ориентированной на конкретное приложение и понукаемой
<кнутом голода>, стало основой теоретических построений социологии. Сфера хозяйства, или экономика стала сферой, объясняющей все остальные социальные процессы и формы. В классической социологии сформировался экономический объяснительный принцип, а базисной теоретической моделью стала модель трудового общества
Теория промышленного капиталистического общества как некая идеально-типическая модель - это вполне когерентная теория, дающая исчерпывающее представление об обществах XIX столетия, их основных характеристиках, социальной структуре, основных конфликтах, типе политической организации и культуре. Реконструируем основные ее моменты, опираясь на анализ теорий промышленного капиталистического общества, разработанных О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером, М. Вебером, Э. Дюркгеймом.
- Среди главных черт промышленного капиталистического общества следует, прежде всего, назвать индустриализм. Это означает, что экономическая сфера представляет собой производство товаров при помощи машинной технологии и неживых источников энергии, а ее основу составляет развитая система разделения труда, как в рамках самого производства, так и общества в целом. Именно эти черты промышленного общества легли в основу его концептуализации в рамках различных органицистско-функционалистских теорий, например, О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера и др.
- Промышленное общество является капиталистическим обществом. Эта черта промышленного капиталистического общества получила наиболее фундаментальное осмысление в социологических теориях К. Маркса и М. Вебера. Как капиталистическое, промышленное общество основано на частной
См. об этом подробнее: Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному:
Западная социология об изменении социальной роли труда. - М.: Наука, 1990.

13 собственности на материальные средства производства, на свободе рынка, на свободе труда, на рациональной технике, коммерческой постановке хозяйственной деятельности, биржевых операциях. Фундаментальным для капитализма является его внутренне противоречивый, конкурентный, конфликтный характер. Производственный процесс осуществляется как экономическая эксплуатация наемного труда. Особо подчеркивается экспансионистский характер капитализма, стремительная колонизация им территорий, общества и культуры, указывается на стремление к максимизации прибыли в качестве одной из черт, определяющей движение экономики в целом и мотивацию каждого конкретного социального агента.
- Промышленное капиталистическое общество - это гражданское сообщество, оно не является корпоративным. Оно не представляет собою единое социальное образование, интегрированное посредством политико-государственного механизма в единую иерархическую систему статусов, каковым является докапиталистический тип общества. Г.
Спенсер, много внимания уделивший именно этому аспекту в исследовании промышленного общества, подчеркивал, что промышленное общество это общество, в котором государство и вообще все политические институты отделены от экономики и от различных социальных институтов, осуществляющих внутреннюю интеграцию. Промышленное общество представляет собой первое в истории общество, в котором присутствует развитая гражданская сфера сфера гражданского общества - с ее институтами общественного мнения, различными свободными объединениями граждан, разнообразными гражданскими организациями. Не меньше, чем Г. Спенсер, об этом писали О. Конт, Э. Дюркгейм и другие представители социологической классики.
Система внутренней интеграции общества строится на основе обменно- функционалистской, т. е. профессионально-трудовой, а не статусной организации системы взаимодействий.
Она предполагает формальное правовое равенство участников взаимодействий. Кроме того, взаимодействие должно быть добровольным и свободным, а обмен взаимными трудовыми услугами быть справедливым. На таком понимании справедливости
14 должен основываться найм рабочей силы. Только в этом случае общество и его различные сферы не будут демонстрировать аномийные, кризисные явления, забастовки и революции.
- Промышленное капиталистическое общество - это классовое общество. Данное утверждение является общим для всей классической социологии. В общем и целом в рамках классической социологии классы предстают как социальные группы, которые формируются в рамках экономики или системы общественного разделения труда и отличаются своим отношением к собственности на средства производства (т. е. владением или невладением ею), своим местом и ролью в системе производства (или общественного разделения труда), способом получения и размерами своего дохода. Именно классовая структура общества формирует политическую ситуацию, систему властных отношений в обществе, определяет основной социальный конфликт. Рассмотрение и анализ общества с точки зрения распределения классовых сил, классовый анализ как таковой становится одним из ведущих методологических подходов в социологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта