Главная страница
Навигация по странице:

  • 18в – Эпоха Просвещения и модернизаци: общее и особенное.

  • Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм.

  • Конфликты французских просветителей с католической церковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса.

  • В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанским королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично

  • Особенности российской модернизаци в начале 18в Петр 1.

  • ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование


    Скачать 178.79 Kb.
    НазваниеРассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
    Дата17.01.2020
    Размер178.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ.docx
    ТипРассказ
    #104608
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Политическое развитие России. XVII в. ( Не обязательно ведь вопро о остальной и экономической сфере )- количество приказов доходило до 80. Попытка правительства упорядочить систему приказов - подчинение нескольких приказов одному лицу. XVII в. - период усиления самодержавной власти и зарождение абсолютизма (вторая половина столетия): прекращается созыв земских соборов, падает значение Боярской Думы. Алексей Михайлович подавляет попытку патриарха Никона сделать церковь независимой от светской власти. Служилые люди оформились в XVII веке в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному,гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. В течение всего столетия правительства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные массивы земель; с другой – часть владений, более или менее значительную, перевели из поместья в вотчину. Большие земельные владения с крестьянами принадлежали духовным феодалам. Внешняя политика России в XVII веке После Смутного времени России пришлось надолго отказаться от активной внешней политики. Однако по мере восстановления хозяйства и стабилизации положения внутри страны царское правительство начинает решать насущные внешнеполитические задачи. Первоочередной из них было возвращение Смоленска важнейшей крепости на западной границе, захваченной во время Смуты Речью Посполитой. В 1632 1634 гг. Россия ведет с ней т.н. Смоленскую войну. Русское войско, однако, оказалось слабым и плохо организованным. Осада Смоленска не дала результатов. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск и все захваченные во время Смуты западные территории России. В конце 1640-х гг. в противостояние России и Речи Посполитой вмешалась третья сила: на Украине и в Белоруссии вспыхнуло мощное восстание. Оно было вызвано тяжелым положением, в котором находилось местное население. Если украинские и белорусские феодалы в XVI XVII вв. в большинстве своем приняли католическую веру и ополячились, то крестьяне и горожане продолжали сохранять верность православию, родному языку, национальным обычаям. Помимо социального неравенства, им приходилось страдать еще и от религиозного и национального гнета, чрезвычайно сильного в Речи Посполитой. Многие пытались бежать на восточную окраину государства, к днепровским казакам. Эти казаки, сохранявшие самоуправление, несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Однако польское правительство строго контролировало численность казаков, занося их в специальные списки реестры. Всех не включенных в реестр оно рассматривало как беглых, пытаясь вернуть их хозяевам. Между правительством и казачеством постоянно вспыхивали конфликты. В 1648 г. они переросли в восстание, возглавленное Богданом Хмельницким. Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой в 1648 г. у Желтых вод и у Корсуни. После этого казачье восстание, поддержанное народными массами,...

    1. 18в – Эпоха Просвещения и модернизаци: общее и особенное.

    XVIII век в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

    Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

    Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

    Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

    Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

    Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм.

    Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

    В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

    Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Е.И.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

    Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами».

    Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер — в Бастилии, Гельвеции был вынужден отречься от своей книги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772гг.

    Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность — принцип монархизма.

    Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689-1755). Изучая причины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.

    Конфликты французских просветителей с католической церковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса.

    Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба («вольтерьянству»).

    Значительное развитие просветительское движение получило в Англии. Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. «Великие остроумцы» начала XVIII в. отличались друг от друга отношением к современному обществу и государственному строю. Одни из них — Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор — пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии.

    Другие, к числу которых относились Джонатан Свифт и Джон Арбетнот, стремились вскрыть недостатки современного им общества представлявшееся им далеко не совершенным. При этом они в значительной степени учитывали и интересы угнетенного народа.

    На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католической, и в какой-то мере пропагандировали веротерпимость.

    В политической программе английских просветителей нет радикальных лозунгов и боевых призывов. Причина понятна: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в..

    В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована еще в XVII веке философом-материалистом Джоном Локком (1632-1704) — создателем идейно-политической доктрины либерализма. Взгляды Локка в значительной степени воплотились в политическом строе англии: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Все это в основном соответствовало целям просветителей.

    Просветительное движение в Шотландии опиралось на интеллектуальный потенциал университетов Эдинбурга, Глазго« Абердина. Один из просветителей — Дэвид Юм (1711-1776) —философ, историк, экономист. Современное ему общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда и различиях в положении людей. По его мнению, не может быть стабильным общество, не уважающее социальных и религиозных различий между людьми. В свою очередь гражданин, не признающий, что его благополучие связано с благополучием всего общества, не может быть добродетельным.

    Большое влияние на европейское Просвещение оказал экономист Адам Смит (1723-1790). Общество мыслилось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда — всеобщей формой сотрудничества людей в интересах «богатства народов». Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Увидев преимущества рынка, Смит тем не менее выражал опасение, что его экономические законы могут привести к социальной и нравственной деградации наемных рабочих. В такое состояние, — считал он, — должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, если только правительство не приложит усилий для предотвращения этого.

    Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление прежде всего в силу политической раздробленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер.

    Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794); Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.

    Специфика социально-исторического развития Германии определила своеобразие немецкого Просвещения. Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме. Только в произведениях Лессинга и в драмах молодого Шиллера они получили конкретное воплощение. Борьба за национальную самобытность немецкой литературы ведется Лессингом, развивающим идеи Дидро, Клопштоком, тяготеющим к сентиментализму, и поколением 1770-х годов — Гердером, Гете, писателями «Бури и натиска».

    Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX-XX веках.

    XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами: Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

    Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

    Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей Просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

    В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанским королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм—форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается— значит перестает им быть.

    Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

    ХУП1 век стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

    Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX век позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII веке.

    1. Особенности российской модернизаци в начале 18в Петр 1.

    Темпы преобразований в России при Петре I поражают. Всю реформаторскую деятельность Петра I принято условно делить на два периода. Реформы первого периода - 1700-1721 гг. - осуществлялись, в основном, исходя из текущих потребностей, вызванных ведением Северной войны. Во второй период преобразования проводились уже с большей планомерностью и осмотрительностью. Одной из центральных в деятельности Петра была военная реформа. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов; с 1699 г. полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, системой комплектования и обучения заменили стрелецкое войско. К 1708 г. вместо 40 тыс. человек армия составили уже 113 тысяч. На ее нужды работали не менее 30 мануфактур. Были открыты специальные офицерские школы для подготовки командного состава. Развивалось кораблестроение - к концу царствования Петра I Россия имела самый большой на Балтике флот. Были построены металлургические и оружейные заводы, дававшие железо, чугун, ядра и пушки; создавались казенные мануфактуры по производству пороха, сукна, парусины и другого воинского снаряжения. Всего за четверть века Россия превратилась в развитую экономическую державу: промышленность выросла в 7-10 раз. В области торговли в этот период особенно ярко проявились принципы меркантилизма и протекционизма. В результате, к концу царствования Петра I Россия имела активный торговый баланс. Она вышла на первое место в Европе по производству и экспорту железа, в импорте появилось сырье для промышленности. Основным результатом этой деятельности стало достижение Россией экономической независимости от западных стран. Важнейшее место в деятельности Петра I занимали реформы в области государственного управления. Претерпела изменения и система исполнительной власти. Вместо громоздкой и запутанной системы приказной управления в 1717-1719 гг. были созданы 12 коллегий. Политика Петра I в отношении церкви отличалась жесткостью, в первые годы его царствования был учрежден Монастырский приказ, который осуществлял финансовый контроль за деятельностью церкви. В 1722 году была учреждена «Табель о рангах», в которой принцип прохождения службы (гражданской и военной) тесно увязывался с присвоением дворянского звания. Служилая иерархия состояла из 14 рангов, с 14 по 9 ранг - личное дворянство, с 8 - наследственное. В целом, реформаторская деятельность Петра I стало отражение противоречивости исторической эпохи, представителем которой был он сам. Вооруженный идеей «общего блага», Петр I внес огромный личный вклад в управление государством.

    Так же были проведены реформы

    - судебная ( следственный процесс ,0права верхнего суда перешли к сенату )

    - экономическая ( чеканка новых монет )

    - налоговая ( подушная подать , перепесь дворов платящих налоги )

    - промышленность и торговля ( указа о работе иностранных специалистов , разрешение на покупку крепостным )0

    - социальная ( ограничение вмешательства помощников в личную жизнь крепостных , указ о единоследии дворян )

    -культура (0разрешение на курение и продажу тобака)

    - наука и образованием( образование для дворян , открытие первой гимназии , создана академия наук )

    - медицина ( открытие новых аптек , выделено место для выращ.трав , открыт мос.госпиталь )

    России к концу правления Петра I значительно укрепилось, она завоевала право проводить независимую политику в Европе. С повышением роли России в международных делах обострилась борьба ведущих держав за сферы влияния.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта