Главная страница
Навигация по странице:

  • Период политическое раздробленности как закономерный этап исторического развития ( НА примере Киевской Руси)

  • Европа на пороге нового времени (15 – первая половина 17вв)

  • Ренессанс и реформация и их роль в становлении западноевропейской циливизации.

  • ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование


    Скачать 178.79 Kb.
    НазваниеРассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
    Дата17.01.2020
    Размер178.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ.docx
    ТипРассказ
    #104608
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Возникновение и развитие Древнерусского государства Киевская Русь.



    Киевская Русь (Древнерусское государство, Киевское государство, Русское государство)- название раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве, которое возникло на изломе VII-IX вв. в результате длительного процесса экономической, политической и культурной консолидации восточнославянских племенных союзов и в различных формах существовало до середины XIII в.

    ^ 1. Киевская Русь. Общая характеристика. Во времена правления Владимира Великого (980-1015 гг.) было завершено формирование территории Киевской Руси. Она занимала территорию от Чудского, Ладожского и Онежского озер на севере до рек Дон, Рось, Сула, Южный Буг на юге, от Днестра, Карпат, Немана, Западной Двины на западе до междуречья Волги и Оки на востоке; ее площадь составляла около 800 тыс км кв.

    В истории Киевской Руси можно выделить три последовательных периода:

    - период возникновения, и становления, и эволюции государственных структур, хронологически охватывает конец IX - конец X в.;

    - период наибольшего подъема и развития Киевской Руси (конец X - середина XI в.)

    - период политической раздробленности Киевской Руси (конец XI - середина XIII в .).

    Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали:

    а) восточнославянские племена- предки украинцев - древляне, поляне, северяне, волыняне (дулибы), тиверцы, белые хорваты;

    б) восточнославянские племена - предки белорусов- дреговичи, полочане;

    в) восточнославянские племена - предки русских -кривичи, радимичи, словене, вятичи.

    Основные предпосылкиобразования восточнославянской государственности:

    - на начало VIII в. в целом завершился процесс расселения славян и создания территориально определенных больших и малых союзов племен;

    - наличие в восточнославянских союзах племен определенных локальных различий в культуре и быту;

    - постепенное перерастание союзов племен в племенные княжества - догосударственные объединения более высокого уровня, предшествовавшие появлению восточнославянского государства;

    - формирование на рубеже VIII-IX в. вокруг Киева первого восточнославянского государства, которое специалисты условно называют Киевским княжеством Аскольда .

    Можно выделить следующие главные этапыпроцесса объединения восточных славян в одно государство:

    а) создание княжества (государства) со столицей в Киеве; в состав этого государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане;

    б) захват власти в Киеве новгородским князем Олегом (882 г.), под властью которого до этого находилась часть славянских племен;

    в) объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь.

    Первые славянские князья:

    -князь Кий (полулегендарный) - вождь союза племен полян, основатель г. Киева (по легенде, вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в V-VI в.);

    - князь Рюрик - летописное упоминание о нем в «Повести временных лет», говорится призвание в 862 г. новгородцами «варягов» Рюрика с войском ;.

    - князья Аскольд и Дир завоевали Киев во второй половине IX века, по летописным данным Аскольд и Дир были боярами князя Рюрика;

    - после смерти новгородского князя Рюрика (879 г.) до совершеннолетия его сына Игоря фактическим правителем новгородской земли стал Олег;

    - в 882 г. Олег захватил Киев, по его приказу были убиты киевские братья Аскольд и Дир; начало правления в Киеве династии Рюриковичей; князя Олега многие исследователи считают непосредственным основателем Киевской Руси.

    1. Период политическое раздробленности как закономерный этап исторического развития ( НА примере Киевской Руси)

    Политическая раздробленность – это закономерный процесс экономического усиления и политического обособления феодальных владений на Руси в середине ХII-ХIII вв. На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, в ХIV в. - 250.

    Дальнейшее развитие русских земель происходило в рамках новых государственных образований, крупнейшими из которых были: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское и Новгородская боярская республика, которые были политически независимы, имели собственные войска, монету, судебные учреждения и т.п. Политическая раздробленность означала не распад Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию княжеств и земель. Киевский князь остался главой толькономинально. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями. Цель феодальных усобиц в период раздробленности была иной, чем в едином государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества, расширение его за счет соседей.

    Политическое дробление Руси - закономерный этап на пути будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету. Об этом говорит рост городов и вотчинного хозяйства, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: Новгород и Смоленск поддерживали контакты с Прибалтикой и немецкими городами, Галич с Польшей, Венгрией, Римом. В каждом из этих княжеств продолжалось развитие культуры архитектуры, летописания.

    Предпосылки политической раздробленности на Руси:

    1.Социальные:

    а) определенными стали его слои в отдельных землях: крупное боярство, духовенство, купцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Огромная Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов.

    б) Переход к пашенному земледелию способствовал оседлому образу жизни сельского населения и усилил стремление дружинников к владению землей, превращение дружинников в землевладельцев, были теперь заинтересованы в постоянном пребывании вблизи своих вотчин и стремились к политической самостоятельности. Дружина стала менее подвижной

    В связи с этим в 12-13 вв. большое распространение получила система иммунитетов – система, освобождающая бояр-землевладельцев от княжеского управления и суда и дававшая им права на независимые действия в их владениях.

    То есть главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения и оседания дружины на землю.

    2. Экономические:Постепенно отдельные вотчины укрепляются и начинают производить все продукты только для собственного потребления, а не для рынка. Товарный обмен между отдельными хозяйственными единицами практически прекращается.

    3. Политические:Местные князья не хотели делиться своими доходами с Великим Киевским князем, и в этом их активно поддерживало местное боярство, которому нужна была сильная княжеская власть на местах.

    4. Внешнеполитические:Ослабление Византии сократило торговлю на «пути из варяг в греки». Походы крестоносцев открыли более прямой путь сообщения между Азией и Европой через восточное побережье Средиземного моря. Торговые пути переместились в центральную Европу. Русь утратила статус мирового торгового посредника и фактор, объединявший славянские племена. Это довершило распад единого государства и способствовало перемещению политического центра во Владимиро-Суздальскую землю.

    Последствия политической раздробленности.

    1. Развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин.

    2. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь, которая оказывала сильное влияние на культуру.

    3. Политический распад Руси никогда не был полным:

    а) Власть великих киевских князей, пусть порой и призрачная, но существовала. Киевское княжество, хоть и формально, но цементировало всю Русь

    б) Сохраняла свое влияние общерусская церковь. Церковь выступала против междоусобиц, а клятва на кресте была одной из форм мирных договоренностей между враждующими князьями.

    в) Противовесом окончательному распаду была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев, соответственно киевский князь выступал как защитник Руси.

    4. Однако раздробленность способствовала упадку военного могущества русских земель. Наиболее болезненно это сказалось в XIII в., в период монголо-татарского нашествия.

    1. Европа на пороге нового времени (15 – первая половина 17вв)

    Еще в XV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип - предприниматель, делец. Начался бурный рост производства, в котором использовались технические изобретения. Эпоху (XV-XVI вв.), когда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации, называют ранним новым временем. Одной из его главных черт было начало создания глобальной, океанической цивилизации, что стало возможным в результате географических открытий. На рубеже XV-XVI вв. расцвет европейской экономики и торговли вызвал потребность в драгоценных металлах. Несметные богатства Востока манили европейских купцов и мореплавателей. Португальские, испанские, а затем и другие корабли устремились к далеким берегам Индии. Попутно мореплаватели открывали новые побережья и острова, был открыт и гигантский континент - Америка (1492). Границы известного европейцам мира стремительно раздвигались.

    Сталкиваясь с другими цивилизациями, европейцы подходили к ним прежде всего с точки зрения их практической полезности для себя. Поэтому в ходе завоевания Америки португальцами и испанцами были уничтожены древние цивилизации инков, ацтеков и майя, А Африканский континент стал источником дешевой рабочей силы - негров-рабов. С начала XVI в. Португалия, а затем Голландия, Англия и Франция возродили давно ушедшую в прошлое работорговлю. Европейцам это было выгодно, а Африка лишилась сотен тысяч своих сынов, нарушились сформировавшиеся на континенте торговые и экономические структуры.

    Иначе сложились отношения Запада с азиатским Востоком. Япония и Китай, страны высокоразвитых цивилизаций, попросту закрыли свои границы, почти полностью запретив въезд иностранцам. Только к середине XIX в. европейцы силой "открыли" эти страны. А вот в политически раздробленную Индию, где пришла в упадок некогда сильная держава Моголов, им удалось проникнуть без особого труда. Европейские компании прочно утвердились в Индии, которая лишилась самостоятельности.

    Великие географические открытия разрушили средневековую картину мира. Пределы его как бы раздвинулись, а кругосветное путешествие .португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что земля имеет форму шара. Но главной причиной перелома в умах, в представлениях о мире был невиданный взлет научной мысли. Огромный рывок в развитии техники и естественных наук говорил о беспредельности возможностей человеческого разума. Развитие естествознания шло рука об руку с расцветом материальной культуры. Ручной труд стал вытесняться машинным (в горном деле), были изобретены печатный станок, ряд сложных приборов (барометр, телескоп, микроскоп и пр.). теория польского ученого Н. Коперника (1473 - 1543) перевернула прежние представления о Вселенной. Оказалось, что Земля, считавшаяся центром мироздания, - лишь ничтожная пылинка в безграничном космосе.

    Мощное развитие науки углубило ее разрыв с религией. Конфликты с церковью нередко оканчивались трагически для ученых. Но остановить развитие естествознания было уже невозможно. Этот бурный процесс оказал огромное влияние и на философию: ведь новая картина мира требовала и нового философского осмысления. Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, в XVI- XVII вв. получил новый мощный импульс.

    Обретали силу буржуазные отношения. Центрами развития капитализма были города, где складывалась новая общественная прослойка: купцы, ростовщики, цеховые мастера и пр. Все они располагали капиталами и стремились не прятать их в сундуках, а вкладывать в производство, чтобы получить высокую прибыль. На смену цеху приходит мануфактура, основанная на внутреннем разделении труда. Предприниматель, нанимавший на мануфактуру рабочих, владел средствами производства и сам организовывал его процесс.

    Известно две формы мануфактуры. Основной считалась рассеянная: предприниматель раздавал сырье ремесленникам-надомникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат. Владелец централизованной мануфактуры сам содержал рабочее помещение (мастерскую, верфь, шахту и т. д.), приобретал сырье, материалы и оборудование. В буржуазные отношения втягивалась и деревня. Возникали фермерские хозяйства с использованием наемного труда крестьян. В роли предпринимателей в деревне выступали богатые крестьяне, купцы и даже сами феодалы. Поскольку именно на селе производилась основная часть продукции, темпы развития капитализма зависели от быстроты и глубины проникновения буржуазных отношений в деревню.

    Однако в XV-XVI вв. новый, буржуазный уклад существовал в рамках старых, феодальных отношений. Феодально-монархические порядки были еще достаточно сильны, и в ряде европейских стран наступление капитализма было на время остановлено. Это сопровождалось усилением королевской власти, которая сменила диалог с обществом на диктат, стала абсолютной.

    Капитализм продолжал стремительно развиваться, внутренний конфликт в обществе обострялся, и довольно быстро это привело к кризису власти и к революции. Наконец, именно в Западной Европе в XV- XVI вв. благодаря двум грандиозным явлениям - Ренессанса и Реформации - произошел подлинный переворот в духовной жизни.

    1. Ренессанс и реформация и их роль в становлении западноевропейской циливизации.

    В XV—XVI вв. два явления в культуре — Ренессанс и Реформация — произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс .— это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

    Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма

    Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения.

    Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.

    Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизмав философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374), писатель Дж. Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

    В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

    Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520),Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

    Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

    Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца — поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

    Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрождения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искусства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренебрегал интригами, а в борьбе с противниками использовал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями.

    Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. — в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира(1564—1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограниченных возможностей перед лицом окружающего мира, полного злобы и страстей. Появился в его произведениях и другой тип индивидуалиста — эгоиста, рвущегося к власти и встающего над моралью (Макбет).

    Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

    Реформация: границы индивидуализма

    Родиной Реформации стала Германия. Ее началом! считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483—1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509—1564), которого прозвали «женевским папой».

    Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Единственным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформировать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, распустить монашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень популярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности.

    Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех — критерий, позволяющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этикаРеформации освящала практицизм, предпринимательство.

    • Слово «реформация»происходит от понятия «реформа», «преобразование».

    Результатом Реформации... было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.

    М. Вебер. Протестантская этика

    И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

    Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви — англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой кровопролитные граж-данско-религиозные войны, такие как война протестантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов во Франции.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта