ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
Скачать 178.79 Kb.
|
Великие реформы 60-70х 19века их значение и оценка. Вслед за аграрной реформой в России были осуществлены и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления, необходимость которых была для всех очевидна. Дело в том, что до Александра II все органы самоуправления в России имели сословный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в елях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям. ЗЕМСКАЯ.Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих, которые назывались «третьим элементом» земства. Для содержания земских служащих существовали определённые налоги с населения. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел. Следует отметить, что земская реформа была проведена не по всей стране, а лишь в 34 губерниях, то есть там, где проходила отмена крепостного права. В целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне. ГОРОДСКАЯ.Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа. В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богаты домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. СУДЕБНАЯ.Начиная с 1864 года, в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. В пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей, считалось окончательным и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом, и после этого их нельзя было уволить и даже временно отстранить от должности, то есть вводился принцип несменяемости судей. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и в основном закончилась к 1870 году, когда новые судьи были созданы почти в 70 губерниях. ОБРАЗОВАНИЯ.В 1860-е годы проходила и реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, урезанный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т. п. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения – Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран. ВОЕННАЯ.В 1860–1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращён срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. В соответствии с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академии для подготовки среднего и высшего командного состава. В 1874 году был отменён рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет, и 9 лет – пребывание в запасе; на флоте – 7 и 3 года, соответственно. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. По-прежнему освобождались от военной службы купеческие дети, а также представители духовенства. Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что далеко не всё, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными или остались незавершёнными. И всё же их следует назвать поистине «Великими реформами», которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России. Дальнейшая судьба прогрессивных преобразований была достаточно сложной. После гибели 1 марта 1881 года Александра II от рук экстремистов его наследник Александр III, опасаясь эскалации революционного движения, провёл ряд мероприятий (так называемые «реформы наизнанку»). Так правительство стало активно поддерживать помещиков, чтобы не допустить их разорения. Был организован особый Дворянский банк, чей капитал был в несколько раз больше, чем средства Крестьянского банка. Формирование основынх идеологических направлений в европейской общественной жизни 19вв Консерватизм Основные идеи консерватизма сформулировал в XVIII ст. англиець Эдмунд Берк(1729-1797). Определяющим в его мировоззрении было уважение к традициям. Соотносить свои действия ссуществующими традициями является проявлением разума человека. Действующие в обществе законы, считал этот признанный теоретик консерватизма, должны обеспечивать егоравновесие и стабильность. Тот, кто заинтересован в сохранении спокойствия и порядка, должен следить за тем, чтобы это равновесие не нарушалось. Радикальные меры являются вредными для Общественного развития прежде всего потому, что нарушают его ровравновесия и могут вызвать хаос. Берк соглашался с тем, что реформы нужны, но считал, что они не должны задевать традиционных устоев общества. Политик, который намеревается осуществить реформы, не должен рассматривать страну как чистый лист бумаги, на котором можно писать все, что заблагорассудится. Потребность в улучшение жизни страны, по мнению Берка, должна сочетаться у государственного деятеля попыткой сохранить все лучшее, что существует вобществе. С одобрением относился онк реформам, которые должны предупредить вспышку революции или обновить традиционные принципы. Образцом последних реформ он считал "Славную революцию" 1688 p., которая восстановила монархию в Англии. Еще одним европейским теоретиком консерватизма считают савойского графа Жозефа де Местра(1753-1821). Наблюдение за изменениями, происходившими во время французской революции конца XVIII века, сделали его противником революционных изменений в обществе. Решительно критиковал де Местр французских просветителей. Он считал безосновательными утверждения, что силой свого ума человек способен создать новый общественно-политический строй. Граф придерживался взглядов на то, что государство и право созданы Богом, а человек не в состоянии их улучшить. На этом основании он категорически отвергал возможность введения конэтой, поскольку они не воплощают "Божьего разума". Де Местр усматривал возможностьулучшение общества в усилении роли в нем религии. Он выдвинул идею общеевропейской монархии, которая должна возглавляться папой римским. Природные права человека, которые провозглашали французские просветители, по мнению де Местра, является вымыслом. Лозунги свободы, равенства и братства он считал невыполнимыми, поскольку люди по природе неравны и созданные рабами Божьими. Признаки : -традиции - сильная термическое государство -культ нравственности -здраавц смыла Либерализм Противоположность консерватизмом составляли Идеи либерализма. В Англии они были сформулированы Иеремией Бентамом (1748 - 1832). Он рассматривал общество как совокупность людей сих собственными интересами. Процветание общества, по мнению Бентама, возможнолишь при условии обеспечения прав личности, неприкосновенности частной собственности. Действия, которые посягают на эти права, следует считать преступлениями и запрещать законами. Бентам поддерживал свободное предпринимательство, считал, что для его развику не должно существовать никаких препятствий, кроме тех, которые ограничивают возможный вред для других людей. Категорически отвергая возможность общественного прогресса через революции, Бентам связывал его с реформами. В отличие от консерваторов, он усматривал в тогдашнем политическом устройстве Англиимного остатков древних традиций, которые не соответствовали потребам времени и нуждались устранения способом осуществления соответствующих реформ. Во Франции идеалы либерализма исповедовал Бенжамен-Анри Констан (1767-1830). Действительно свободным он считал то общество, вкотором признается приоритет прав отдельной личности. Интересы власти и масс должны признаваться второстепенными по правам человека. Констан защищал свободное предпринимательство и настаивал на том, что государство не должно иметь возможности его ограничивать. Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия. Констан критико вал республиканские идеалы за то, что, по его взгляд, они не обеспечивают необходимой независимости личности от государственной власти. Только конституционная монархия может гарантировать права среднего класса. Способы ограничения власти он усматривал в ее распределении, а также в общественном думные. Признаки : - равенство -терпимость -индивидуализм -свободная частая собственность -равносво перед законом Национализм Многие историки называли XIX ст. эпохой национализма. Национализм стал, по мнению некоторых ученых, одной из наивпливовиших ижизнеспособных идей человеческой истории. Начало распространяютсяренню в Европевзглядов национализма положила французская революция конца XVIII века, которая провозгласила нацию объединением свободных гражданИ источником государственной власти. Благодаря наполеоновским войнам новые идеи стали распространяться в Европе. Наполеон, которого современные историки назвали"Странствующим торговцем национализмом ",поддержал национальные движения в Италии и Польше, а также вызвал своими действиями взрыв патриотических чувств среди порабощенных народов, не имевших собственной государственности. Дальнейшее развитие идей национализма был связан с Шяльнистю немецких философов. Вследствие поражения Пруссии в Шине против Наполеона (1806 г.) философ Иоганн-ГотлибФихте(1762-1814) призвал немцев в своих "Речи к немецкой тиации "к национальному возрождению, в результате которого они могут достичь культурного лидерства в Европе. Теоретическую основу национализм нашел в идеях романтизма, которые пропагандировали большую художественную ценность народной речии традиций. Немецкий философ-романтик Иоган-Готфриц Гердер(1744- 1803) большое внимание уделял тем славянским народам, которые были на то время лишены собственнойг осударственности. Благодаря самобытным традициям икультуре, которую они сохранили, Гердер предсказывал, что в будущем онисоздадут собственные национальные государства. Отдельно определял немецкий філософ Украинская и утверждал, что "Украину когдастанет новой Элладой ". Георг-Вильгельм-ФридрихГегель(1770-1831) отвергал захвата народной культурой романтиков, но поддерживал идею создания национальных государств в Европе. Он считал ее не только самой оптимальной формой объединение граждан ради реализации идеалов свободы, безопасности и Счастье, но и как воплощение божественной идеи. Национальное государство, По мнению Гегеля, была наивысшей стадией общественного развития. Среди историков нет единого мнения относительно того, кого считать теоретиками национализма. Часть ученых находит истоки этого течения в работах Жана-Жака Руссо и Эдмунда Берка, другие считают основоположником национализма Фридриха Листа. Возможно,эта разница во взглядах связана с тем, что национализм у XIX ст. стал универсальным явлением истории. -любовь к своему народу -культура -истории Особенности общественного движения в России в 19в Важнейшей особенностью послевоенного периода правления Александра I было нарастание общественного движения в стране. "Гроза 1812 года" сплотила российское общество, но лишь на время. Народ, героически защищая своё Отечество от Наполеона, надеялся получить освобождение от крепостного права. Заграничный поход русской армии в 1813- 1814 гг. познакомил значительную часть офицерства с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII века и обогатил их новыми впечатлениями, идеями и практическим опытом. Либеральные западнические идеи обострили чувство протеста представителей знатных родов, породив такое явление как декабризм. Общественное движение во второй четверти XIX в. имело ряд особенностей, проявившихся в том, что: -развивалось оно в условиях жёсткого режима императора Николая I; -оформилась собственная идеология консервативного направления; -появились либеральные и социалистические течения; -образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения; -главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы. В середине 50-х - начале 60-х гг. важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский, связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силы общественного движения выступали за отмену крепостного права. В этот период были сделаны попытки создания программных документов, объединяющих все либеральные силы. Главными положениями этого документа были: свобода человека от крепостной зависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действий правительства; свобода преподавания и др. Для либерального движения характерны разногласия, появившиеся в силу разных причин. В свою очередь консерваторы пытались влиять на правительственные круги, стремясь не допустить основных перемен. Главной целью консерваторов было стремление оградить власть от влияния чиновников-либералов и сохранить интересы дворянства. Консерваторы добились определённых успехов: из правительства были выведены главные разработчики крестьянской реформы. Однако оба направления общественного движения России не имели широкой поддержки в российском обществе. Деятельность революционеров была связана с теорией "общинного социализма", разработанной А.И. Герценым Идейным вдохновителем революционного движения стал Н.Г.Чернышевский, который выступал за крестьянскую революцию и создание революционной организации. Широкое распространение получило народничество как политическое движение русской радикальной интеллигенции. Оно было представлено тремя течениями: анархистским, пропагандистским и заговорщическим. Во второй половине 60-х - 70-х гг. усиливается движение народников, главной целью которых стала подготовка крестьянской революции в стране. Они неоднократно меняли методы борьбы, что было связано с приобретением ими практического опыта. С середины 70-х гг. представители народничества идут в народ, чтобы в его сознание вносить идеи справедливого общественного строя. Однако пропагандистская тактика и террор революционеров не вызвало активных действий со стороны крестьянства в подготовке социальной революции. В конце 70-х гг. начался новый подъём либерального движения, вызванный русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Лидеры движения призывали правительство к углублению реформаторских преобразований в России. Земцы-либералы подавали адреса в правительственные органы с требованием введения "гражданских свобод" и др. Земские деятели сделали попытку договориться с революционерами о совместных действиях, но переговоры не увенчались успехом. В 80-х - начале 90-х гг. произошла новая расстановка общественно-политических сил в стране. После убийства императора Александра II изменилась атмосфера в российском обществе. Народники начали искать новые теории революционной борьбы. Под влиянием марксизма часть из них пересмотрела свои взгляды на вопросы о революционности крестьянства и социалистической сущности общины. Либеральное движение приняло новые формы. Основное внимание либералов теперь было обращено на проблемы личности. Земцы отказались от немедленного введения конституции и перестроили свою деятельность в интересах общества. Либералы ушли из политики, но не выступали против неё. Политическую арену после них заняли консерваторы и революционеры. В правление Александра III консерватизм стал ведущим направлением всей политики правительства, главным идеологом которого был ближайший советник императора К.П. Победоносцев. Основой консервативного направления стали идеи незыблемости самодержавной власти и её божественного происхождения. |