ответы на 67 вопросов по истории. 67 вопросов по истории России. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
Скачать 1.17 Mb.
|
42. Николай I. Внутренняя и внешняя политика. Николай I приходился третьим сыном императора Павла I и Марии Федоровны, поэтому не должен был занять престол. Это и обусловило направленность его обручения и воспитания. С юных лет Николай интересовался военным делом и готовился к карьере военнослужащего. В 1819 году императором Александром I было сообщено об отречении их брата Константина от престола. Поэтому в 1825 году после внезапной смерти Александра I власть перешла к Николаю. Годы правления: 1825 – 1855. Внутренняя политика Основными ее направлениями были «закручивание гаек» для вольнодумцев с одной стороны и острожные, но прогрессивные реформы – с другой. Начало правления Николая I ознаменовано восстанием декабристов в 1825 году, которое потерпело поражение. После этого император усилил репрессивные меры. Несколько декабристов были казнены, сотни сосланы на Кавказ и в Сибирь. При Николае I окончился период «просвещенного абсолютизма». Наступает сокращение экономических и общественно-политических полномочий дворянства с целью укрепления самодержавия. Сократилось участие дворян в собраниях. Среди госслужащих укрепилась дисциплина. Было создано Третье отделение канцелярии императора под руководством Бенкендорфа (позже во главе с Орловым), которое противоборствовало инакомыслию, а также занималось надзором за прессой, иностранными гражданами, анализировало претензии крепостных на помещиков и пр. Переписка вскрывалась. После восстания декабристов император панически опасался любого проявления активности в обществе. В этот же период проводились ограниченные реформы. Законодательство было упорядочено, что облегчило административную практику. В 1837 году во главе с Киселевым стало проводиться реформирование, касающееся управления крестьянами. Они получили больше земли, в поселениях строились медпункты и вносились агротехнические новшества. Права помещиков стали ограничиваться: крестьян запрещалось отдавать за долги и отправлять на работы в горы. С 1839-го года по 1843-й год проводилась денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Установилось четкое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем. Однако основной вопрос, касающийся крепостного права, так и не был решен, так как Николай опасался общественных волнений. Внешняя политика. В сфере внешней политики существовало 2 основных вопроса: восточный и европейский. В Европе Николай Первый боролся с революционным течением. В 1830 году император направил войска на подавление польского национально-освободительного восстания. В 1849 году, по просьбе впоследствии предавшего Россию австрийского правителя, русские войска подавили революцию в Венгрии. Восточный же вопрос затрагивал влияние могущественных государств на европейские области Османской империи, так как в результате ожесточенной войны Россия получила определенную территорию на побережье Черного моря. В середине столетия восточный вопрос обострился, что спровоцировало Крымскую войну. Армия России провела успешные действия, направленные на борьбу с Турцией на Кавказе, флот действовал в Черном море. Позже в войну вступили Франция и Англия. Существовала угроза подключения Пруссии, Швеции и Австрии. Россия оказалась один на один с Европой. Решающей ареной боевых действий оказался Севастополь, оборона которого растянулась практически на год. В результате, император был побежден в войне, что привело к утрате права иметь военную базу на Черном море. Таким образом, основным итогом внешней политики Николая I явилась ссора со свой Европой, ссора сильно повредившая России. Впрочем, вины царя в этом не было, поскольку он вынужден был отстаивать интересы своей страны. В целом, внешняя и внутренняя политика Николая I была довольно консервативной. Но никто не подвергает сомнению, что император стремился к благополучию России и работал для этого, не покладая рук. 43. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Международное положение России после Крымской войны (1856-1875) В 1856 г. Россия потерпела тяжелое поражение в Крымской войне, ее междуна-родное положение ухудшилось. После войны Александр II начал проводить коренные реформы в стране. Их успех в немалой степени зависел от внешней политики. Новым министром иностранных дел был назначен князь А. М. Горчаков, талантливый дипломат. Он вел осторожную политику, избегал вступать в военные союзы и конфликты. Главными задачами внешней политики России в 60—70-е годы XIX в. были: выход из международной изоляции; восстановление статуса великой державы; отмена унизительных статей Парижского договора (1856 г.); закрепление границ с государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Эти задачи были решены во многом благодаря дипломатическому таланту Горчакова, его умению использовать противоречия между европейскими державами, интуитивно определять недружественные шаги, направленные против России. Русская дипломатия искала союзников в Европе, стараясь развалить антирусский блок, в который входили Франция, Англия, Австрия. Воспользовавшись обострением отношений между Францией и Австрией по итальянскому вопросу, Россия в 1859 г. подписала с Францией секретный протокол о сотрудничестве. После Польского восстания в 1863 г. началось сближение России с Пруссией и Австрией, опасавшихся, что восстание распространится и на их земли, населенные поляками. В 1871 г. Франция потерпела поражение в войне с Пруссией. Воспользовавшись моментом, Горчаков разослал всем странам, подписавшим Парижский договор, циркуляр, в котором объявлял, что Россия отказывается выполнять некоторые статьи этого договора. Россия вновь получила право строить крепости на Черном море и иметь там военный флот. В 1873 г. возник так называемый «Союз трех императоров» — России, Австрии и Пруссии. Но противоречия между этими странами сохранялись. Россия с тревогой следила за усилением военного могущества воссоединенной Германии, и поэтому «Союз трех императоров» был непрочен и недолговечен. Но он имел большое значение для России: означал выход ее из международной изоляции, восстановление ее влияния на европейскую по¬литику. В 60-х годах была за¬вершена Кавказская война (1864), горские народы во¬шли в состав России. Б. Присоединение Средней Азии и Казахстана к России Территорию Средней Азии населяли многочисленные народы — узбеки, тад-жики, туркмены, киргизы, казахи, которые находились на сравнительно низкой ступени исторического развития, многие из них переходили от первобытнообщинного строя к феода¬лизму. Население занималось кочевым скотоводством, поли¬вным земледелием в оазисах и ремеслом. Во второй половине XIX в. самыми крупными государственными образованиями на территории Средней Азии были Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. Города Ташкент, Хива, Самарканд были крепостями, центрами ремесла и торговли. Через среднеази¬атские ханства издревле пролегали торговые пути из Европы и Ближнего Востока в Иран, Индию, истай. Среднеазиатские ханства были объектом внешнеполитиче¬ского и торгового соперничества Англии и России. Для России этот регион представлял особый интерес. Эти государства были раздроблены, вели между собой частые войны, совершали набеги в пределы России, захватывая людей в рабство. Развитие капитализма заставляло русских предпринимателей искать новые рынки сбыта и источники сырья. Через Среднюю Азию возможно было расширить и укрепить торговые связи с Ираном, Афганистаном, Индией, Китаем. На эти территории можно было переселять русских крестьян, что стало особенно актуально после реформы 1861 г. Надо было ограничить проникновение Англии в Среднюю Азию. Российские военачальники умело использовали противоречия между правителями ханств, и благодаря этому им удалось поочередно присоединить эти земли к России. В 60-х годах возник конфликт с правителем Кокандского ханства, который требо-вал вернуть Южный Казахстан и Северный Кавказ. В 1864 г. русские войска вступили на территорию Коканда, был взят Ташкент. В 1876 г. Кокандское ханство было упразднено, на территории от Аральского моря до озера Иссык-Куль была образована Фер-ганская область, которая вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства. В 70-х годах вассальную зависимость от России признали Хивинское ханство и Бухарский эмират, при этом сохранилась широкая внутренняя автономия. В 80-х годах была при-соединена Туркмения. Присоединение Средней Азии в целом было положительным явлением для ее народов. Прекратились кровавые феодальные междоусобицы, было ликвидировано рабство. Крестьяне осваивали более высокую технику земледелия. Русские ученые от-крыли здесь залежи угля, нефти, меди, свинца; ста¬ли строиться заводы, усилился поток русских переселенцев. В 80-е годы была построена железная дорога от Красноводскадо Самарканда, что в значительной мере способствовало экономической интеграции региона в состав России. В. Сибирь и Дальний Восток. Договоры с Китаем (1858 и 1860 гг.) В XIX в. продолжалось освоение Дальнего Востока. В конце 50-х годов русское правительство получило новейшие карты района рек Амура и Уссури, встал вопрос об уточнении границы между Россией и Китаем. В 1858 г. в городе Айтуне был подписан первый договор с Ки¬таем. По этому договору левый берег Амура отходил к России, правобережье — к Китаю, а Уссурийский край передавался в общее владение двумя сторонами. В 1860 г. был заключен Пекинский трактат, по которому Китай отказывался от своих притязаний на Приамурье и Приморье, Уссурийский край объявлялся русским владением, была установлена окончательная (поныне действующая) граница между Китаем и Россией. В 1855 г. в японском городе Симода был заключен договор, по которому Курильские острова, за исключением южной группы, признавались российскими, а остров Сахалин — совместным владением. По договору 1875 г. Курильские острова перешли к Японии за ее отказ от притязаний на Сахалин. В середине XIX в. был решен вопрос и о продаже США аме¬риканских владений России (Аляска и Алеутские острова). Содержать и защищать эти отдаленные территории становилось все труднее. Позиции России на Тихом океане были слабы, к тому же страна испытывала финансовые трудности. Желая заручиться поддержкой США против своего соперни¬ка Англии, Россия приняла решение уступить эти террито¬рии США. В 1867 г. Аляска была продана за незначительную сумму — 7,2 млн. долларов (14 млн. рублей). Г. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. В середине 70-х годов обострились противоречия на Балканах между Россией и Турцией, усилилось соперничество европейских держав. В 70-х годах на Балканах росло национально-освободительное движение наро-дов против турецкого ига. Произошли восстания в Боснии, Герцеговине. Турецкое правительство не согласилось провести реформы для балканских народов, предлагавшиеся Россией, Германией, Австрией и Венгрией. В 1876 г. в Болгарии вспыхнуло еще более мощное восстание, которое было подавлено с небывалой жестокостью: турки вырезали 30 тысяч человек. Сербия и Черногория объявили Турции войну, но потерпели поражение. В России началось общественное движение в защиту славян, формировались добровольческие отряды, собирались пожертвования. Алек¬сандр II внес 10 тысяч рублей в пользу восставших. Сербский князь Милан обратился к русскому царю за помощью. Александр II дипломатическим путем заставил Турцию пойти на уступки: турки были вынуждены заключить с Сербией перемирие; Австро-Венгрия обязалась соблюдать нейтралитет. По настоянию России была созвана конференция в Константинополе, где европейские державы потребовали от Турции предоставить автономию Болгарии, Боснии и Герцеговине. Султан фактически не выполнил это требование. Весной 1877 г. в Лондоне была предпринята еще одна попытка мирным путем заставить Турцию провести реформы в христианских странах на Балканах. Турция отказалась. После отклонения Лондонского протокола 12 апреля 1877 г. Россия объявила Турции войну, к ней присоединилась Румыния. Русская армия на Балканах насчитыва-ла 185 тысяч человек против 160-тысячной турецкой армии. В июне 1877 г. русские войска форсировали Дунай, вошли в Северную Болгарию; к ним присоединились румынский корпус и 70 тысяч болгарских ополченцев. Наступление русских войск на центральном направлении (го¬род Тырново и Шипкинский перевал) шло успешно. Генерал И. В. Гурко занял Тырново, Шипкинский перевал, откуда че¬рез Балканский хребет открывался путь в Южную Болгарию другие русские части захватили город Стара-Загора и крепость Никополь. Но внезапно турецкие войска Сулеймана-паши были переброшены на Шипку с целью вернуть этот стратеги¬чески важный район. Началось знаменитое сражение на Шипке. Оборону Шипки возглавил генерал Н. Г. Столетов. Натиск турок был очень сильным. Приходилось отбивать по 14 атак в день. На четвертый день шипкинские позиции остались в руках русских, но путь на юг был закрыт. Неудачно развертывались действия русских под Плевной в Северной Болгарии. Из-за грубых ошибок русского ко¬мандования три штурма Плевны, оборону которой возглавлял талантливый турецкий генерал Осман-паша, были неудачны, погибло 32 тысячи русских солдат. Лишь отряд генерала Н. Г. Столетова сумел прорвать турецкие укрепления, но и он в конце концов отступил. Только 28 ноября 1877 г. после длительной осады турецкий гарнизон капитулировал. После этого в ходе войны наступил перелом. Русское командование решило идти через Балканы. Главные силы во главе с генералом Гурко в конце декабря вступили в Софию. Отряд генерала М. Ф. Скобелева у военного лагеря Шейново окружил 20-тысячную турецкую группировку и после кровопролитных боев одержал победу. Против Турции вновь выступили Сербия и Черногория, началась война всех балканских народов против турков. В январе 1878 г. русская армия под командованием генерала Скобелева вышла к Мрамор¬ному морю, Гурко захватил Андрианополь, был занят при¬город Стамбула — Сан-Стефано. Но император запретил брать турецкую столицу, так как боялся международных осложнений. Над Турцией возникла угроза полного разгрома. Это напугало Англию, которая ввела в Мраморное море свой флот, а Австро-Венгрия начала создавать антирусскую коалицию. Русский император предложил турецкому султану перемирие которое было принято. В феврале 1878 г. в Сан-Стефано был подписан предварительный мирный договор между Россией и Турцией. Турция признала независимость Черногории, Сербии, Румынии, после 500-летнего турецкого ига создавалось новое государство — автономное княжество Болгария. России возвратили часть Бессарабии, к ней отходили крепости в Закавказье — Ардаган, Каре, Батум, Баязет. Турция уплачивала 310 млн. рублей контрибуции, обещала улучшить положение христиан в империи. Договор усиливал русское влияние на Балканах. Но Англия и Австро-Венгрия отказались подписать условия Сан-Стефанского договора. По их настоянию летом 1878 г. состоялся Берлинский конгресс с участием шести держав под председательством канцлера Бисмарка с целью пересмотра условий Сан-Стефанского договора. Горчаков был вынужден пойти на уступки. Территория Болгарии была сокращена и разделена на 2 части, ее южная часть, а также Македония от¬ходили под власть Турции. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Австро-Венгрия оккупировала на неопределенный срок Боснию и Герцеговину, а Англия оккупировала Кипр. Безусловно, решения Берлинского конгресса нанесли тяжелый удар русской дипломатии. А зависть и мелкие расчеты западных держав продлили турецкое иго в балканских странах. Но в целом Русско-турецкая война привела к позитивным результатам: некоторые страны получили независимость, было подорвано господство Турции на Балканах. Победа в войне продемонстрировала эффективность проведенной в стране военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире. 44. Общественно-политическое движение и идейные течения в России в во второй четверти XIX в. Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевской реакции, несмотря на правительственный террор, революционный процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво искала выход из создавшегося положения. В 30-40-е годы эти идейные поиски происходили на фоне заметной активизации массового движения в стране. Социальная напряженность, нарастающая в стране, не могла остаться незамеченной царским правительством. Оно пыталось найти выход из кризиса путем консервации существующей политической системы, основой которой по-прежнему являлось самодержавие. Несмотря на разгром декабристских организаций, традиции движения продолжали существовать и нашли отражение в создании ряда кружков конца 20-х - первой половины 30-х годов. В 1826-1827 гг. в Московской студенческой среде возник кружок братьев Критских. Они вместе с другими участниками кружка (всего около десятка лиц) объявляли себя продолжателями борьбы декабристов. Кружок братьев Критских носил политический характер. Михаил Критский называл декабристов великими, считал несчастным тот народ, который состоит под монархической властью. Членами кружка была заведена печать с надписью «Вольность и смерть тирану», оттиск которой был обнаружен на одной из бумаг. Участники кружка стояли за конституционный строй. В области тактики революционной борьбы члены кружка братьев Критских сделали большой шаг вперед по сравнению с декабристами. Они вели речь не о военном перевороте, а о необходимости поднять массовое восстание, сделать революцию. Его члены занимались анализом истории и перспектив развития России. В начале 30-х годов студентами Московского университета во главе с В.Г. Белинским создается демократическое "Литературное общество 11-го нумера" (по номеру занимаемой им комнаты). Виссарион Григорьевич Белинский, представитель нового поколения революционеров-разночинцев, был зачинателем революционного демократического движения в России и одним из самых выдающихся русских революционных демократов. Принадлежа к числу выходцев из народа, к числу тех, кто жил за счет своего трудового заработка, В. Г. Белинский хорошо знал тяжелое положение народных масс и отражал в своей идеологии их борьбу. К 1831 г. относится существование в Московском университете "Сунгуровского общества" (по имени бывшего воспитанника университетского пансиона Н.П. Сунгурова, выдававшего себя за члена сохранившейся декабристской организации). Его руководителями были Сунгуров Н., Костянецкий Я., Антонович А., Кноблох А. Общество планировало подготовить вооруженное восстание, но было разгромлено властями. Еще один кружок студентов университета был организован А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, с участием А. Закревского, И. Оболенского, В. Петрова, Е. Челищева, П. Антоновича и др. Участники кружка демонстративно носили береты a la Карл Занд (немецкий студент, убивший в 1819 г. драматурга А. Коцебу, считавшегося агентом русского правительства в Германии) и шейные платки французских республиканских цветов. Огарев и товарищи пели, распевали на улицах “Марсельезу”. Все это давало повод некоторым современникам называть молодых друзей фрондерами, любящими внешний эффект и картинность. Однако кроме этой показной бравады в кружке шла напряженная работа. Читались и распространялись запрещенные цензурой произведения декабристов, труды западноевропейских философов и политических деятелей, исследования по истории Великой французской революции. С конца 1832 г. все большее внимание членов кружка стало привлекать учение французского социалиста-утописта К.А. Сен-Симона. Часть членов кружка была готова перейти на позиции утопического социализма, однако неожиданно (в связи с “Делом о лицах, распевавших в Москве пасквильные песни”) в 1834 г. кружок был разгромлен. В 1833 г. сложился кружок Н.В. Станкевича. Члены кружка М. Бакунин., А Боткин., К. Аксаков., А. Герцен и др. изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. М.А. Бакунин - один из главных проповедников философского кружка Н.В. Станкевича. Участников кружка объединяли интерес к философии, истории и литературе, отвращение к крепостничеству и личное обаяние Станкевича. Члены С. к. не ставили себе, в отличие от кружка Герцена - Огарева, конкретных политических задач, но идейно они были близки к этому кружку; по словам Герцена, их роднило "... глубокое чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей..." (Собр. соч., т. 9, 1956, с. 36). С отъездом за границу Станкевича кружок постепенно распался и к 1839 перестал существовать. Деятельность кружка способствовала распространению в России идей классической нем. философии, в частности диалектики Гегеля, а также пропаганде просветительских идей, гуманистических идеалов. Именно в этом кружке к концу 1830-х гг. сформировались два цельных течения общественной мысли - славянофильское и западническое - которые предлагали свои концепции исторического развития России. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники - Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право - лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и "образованное меньшинство" страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в "крепости" у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью славянофилы считали православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в "договоре" с гражданской системой: мы - общинники, у нас своя жизнь, вы - власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. "Искажения" в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который, "прорубил окно в Европу" и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути. Славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему "Записку о внутреннем состоянии России", в которой упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Крайние меры, указывал он, могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли. Наиболее непримиримыми противниками славянофилов были революционные демократы - Белинский, Герцен и Огарев. Их иногда в литературе именовали левыми западниками, но сохранение этого названия едва ли целесообразно, оно не отражает полностью их взглядов как революционных демократов. Белинский, Герцен и Огарев боролись со славянофилами как защитники революционного пути развития России. Они приветствовали революции, происходившие на Западе. Они вели борьбу против славянофилов потому, что последние своими теориями самобытности России стремились отклонить ее от революции. Даже и тогда, когда Герцен пережил духовный крах, не смог понять исторической роли пролетариата и стал идеализировать общину в России, он не слился со славянофилами, ибо он боролся за революционный путь развития России и ее социальное переустройство, т. е. за то, что отвергали славянофилы. Помимо революционных демократов, против славянофилов выступали в 30-40-х годах также и представители нарождавшейся либеральной буржуазии, к которым полностью, без всяких оговорок, можно отнести термин «западники». К числу их относились В.П. Боткин, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, К.Д. Кавелин, Редкий, Чичерин, Соловьев и другие. Расходясь со славянофилами в оценке путей развития, отрицая особый путь развития России, они в противовес им считали, что Россия пойдет по пути Запада, т. е. по пути капитализма, но не вследствие революции, а вследствие мирных реформ. «Правые западники», как их нередко именуют, приветствовали на Западе буржуазный прогресс капиталистического общества, буржуазную культуру Западной Европы, которую превозносили сверх меры, недооценивая при этом русскую культуру. Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали "образованное меньшинство". Важную роль в формировании и распространении социалистических и революционных идей сыграл кружок петрашевцев, созданный в 40-х годах XIX в (по имени основателя Буташевича-Петрашевского., переводчика Министерства иностранных дел.) Участники этого кружка объявили себя последователями Фурье - представителя западного утопического социализма. Но это была не отвлеченная проповедь идей фурьеризма, а тесно связанная с революционной борьбой против крепостничества и самодержавия, которая занимала основное место в их деятельности. Петрашевцы состояли главным образом из разночинцев, а не из дворян-революционеров, хотя в числе их были и дворяне (Спешнев и др.). Идеи и борьба петрашевцев находились в преемственной связи с идеями и борьбой декабристов и революционных демократов - Белинского, Герцена, Чернышевского. Членами кружка были М.Е. Салтавов, А.Н. Плещчев, А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский, В.А. Милютин и многие другие (в течение нескольких лет на заседаниях кружка побывали сотни человек). Постепенно стали возникать и кружки-филиалы. Предметом горячих споров и обсуждений становилась здесь политика правительства, возможности и пути социальных преобразований в России. Среди окружения Петрашевского были популярны социалистические взгляды, обсуждалась возможность организации революционного выступления, в котором движущей силой должны были стать народные массы. После свержения самодержавия предполагалось провести широкие демократические реформы. В 1845 г. петрашевцами был выпущен карманный словарь иностранных слов, изданный Н. Кирилловым, под редакцией Майкова. Сам Кириллов никакого отношения к петрашевцам не имел. Второе издание этого словаря, вышедшее в 1846 г., было конфисковано за пропаганду в нем идей фурьеризма. Все конфискованные экземпляры были сожжены. Пропаганда фурьеризма в словаре велась следующим образом. При объяснении слов «нормальное состояние» петрашевцы писали: «Нормально развитым или благоустроенным обществом, обществом, находящимся в нормальном состоянии,- будет то, которое доставляет всякому из членов своих средства для удовлетворения их нужд пропорционально потребностям». При объяснении слов «организация производства» Петрашевский говорит прямо, что из всех учений, существующих на свете, учение Фурье является самым замечательным. Революция 1848г. на Западе способствовала оживлению деятельности петрашевцев, укреплению их взглядов и сосредоточила их внимание на вопросах свержения самодержавия. В этих условиях заметнее стало их размежевание на две группы. Умеренные представители петрашевцев стояли за ограничение деятельности общества мирной пропагандой фурьеризма. Революционное же крыло петрашевцев верило в близость революции в России и готовилось к ее свершению. Правительство увидело в петрашевцах опасный элемент. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. они были арестованы. Кружки петрашевцев продолжили дальнейшее развитие общественного движения в России, они явились промежуточным звеном на пути к новому, разночинскому, революционно-демократическому этапу. |