Главная страница

Особенности творчества А.С. Грина. Музыка Грин. Рассказе Кирпич и музыка


Скачать 24.27 Kb.
НазваниеРассказе Кирпич и музыка
АнкорОсобенности творчества А.С. Грина
Дата17.06.2022
Размер24.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМузыка Грин.docx
ТипРассказ
#598547

На протяжении всего творчества А. С. Грин разрабатывает тему искусства, его роль в судьбе человека. Впервые музыка зазвучала в рассказе «Кирпич и музыка», в котором описывается, как один из героев слушает музыку. Звуки мелодии потрясли героя, он воспринял музыку, как проявление высшего, духовного начала. Но когда он понял, что мир «прекрасного» для него не доступен, так как принадлежит другому социальному миру, герой кидает кирпич и разбивает стекло окна, из которого слышится музыка. Прекрасная музыка не совпала с правдой действительности, тем самым причинив человеку страдания. Его боль вышла вместе с ругательством: «В этом ругательстве выливалась вся злоба, его, Евстигнея, против светлых, чистых комнат, музыки (…) и вообще всего, чего у него никогда не было, нет и не будет».

Таким образом, в рассказе музыка выполняет две функции, важные в творчестве А. Грина. Во-первых, обозначает социальный конфликт (недоступность для представителей социальных низов); во-вторых, – вводит в философскую проблематику: ставит вопрос о соотношении идеального и реального, о страдании и блаженстве и т. д.

С этой точки зрения важен рассказ «Искатель приключений», герой которого утверждает: «Искусство – большое зло. <…> Тема искусства – красота, но ничего не причиняет столько страданий, как красота. Представьте себе совершеннейшее произведение искусства. В нем таится жестокости более, чем вынес бы человек». Доггер – художник, создавший «особый мир несокрушимой нормальности». Мир без искусства. Доггер признается Аммону Куту: «Я не люблю музыки <…>. Я не люблю искусства». На самом деле Доггер прятал свое искусство от людей.

Он создал три картины, на которых изображена одна и та же женщина. На первой картине она изображена спиной к зрителю. «Сверхъестественная, тягостная живость изображения перешла границы человеческого; живая женщина стояла перед Аммоном и чудесной пустотой дали».

На второй картине женщина обернулась. «Всю материнскую нежность, всю ласку женщины вложил художник в это лицо».

На третьей картине была та же женщина, но с «хихикающими глазами», «ближе, чем ранее, глядели они мрачно и глухо: иначе блеснули зрачки; рот, с выражением зловещим и подлым, готов был просиять омерзительной улыбкой безумия, а красота чудного лица стала отвратительной», с картины смотрело «дьявольское лицо».

Женщины на картинах изображали жизнь: «Одна из них была зло, а другая – ложь». Написав эти картины, Доггер чувствовал, что его тянет «к тьме». И если Доггер «употребил бы свое искусство согласно наклону души в сторону зла», то это принесло бы ему гибель. Поэтому Доггер окружил себя благополучием, что являлось для него «поспешным бегством от самого себя». В конце произведения автор дает выбор зрителю. Аммон Кут говорит: «Пусть каждый человек представляет это лицо по-своему». Доггер уничтожил вторую и третью картины. В. Харчев пишет: «Изображая прекрасное, искусство заставляет человека страдать от несовершенства, которое извечно и неискоренимо; прекрасное не может быть предметом искусства, так как оно ложь. Ложь ведет к злу».

В ранних произведениях А. С. Грин считал, что искусство – зло и ложь. В то же время герои могут сделать свой выбор сами. А. Грин ставит своих героев перед выбором зла и лжи, стремиться им к идеальному или оставаться в реальности.

В более поздних произведениях отношение к искусству А. Грина меняется. На пути гениального музыканта Дюплэ становится гипнотизер Румиер. Так же, как и Доггер, Румиер думал, что искусство – зло.

Он уничтожил «музыку сфер», решив, что такая музыка не нужна человечеству: «Румиер вырвал скрипку с таким чувством, как если бы плюнул в лицо божества, прекратив тем уничтожающее очарование». Властолюбивый человек не вынес того, что есть более высшая сила. Румиер решил, что, услышав такую музыку человек сможет совершить «величайшее злодейство». Так же считал скрипач А. Л. Ягодин. Но это было их заблуждением. «Искусство –творчество никогда не принесет зла. Оно не может казнить. Оно является идеальным выражением всякой свободы».

В творчестве А. Грина встречается отношение автора к авангардному искусству. Наибольший интерес представляет рассказ «Серый автомобиль». В центре действия находится автомобиль СС – 7 – 77. Именно автомобиль воплощает в себе образ современного искусства. Герой А. Грина не приемлет его, хотя человечество поклоняется машине. У автомобиля есть все: голос, дом, портреты, музыка, граммофоны, кинематограф, доктора, панегиристы, поэты. Но, по мнению героя, это все бездушные существа, «люди с сильно развитым ощущением механизма». Автомобиль, - считает герой Грина, - не путь вперед в духовном развитии человечества, а уничтожение человеческой души. Герой рассказа – Эбенезер Сидней – человек с обостренной чувствительностью. Всякий раз, когда он видит автомобиль, у него поднимается к сердцу «ощущение чужого всему, цинического и наглого существа, пролетающего с холодной душой огромные пространства ради цели невыясненной».

В. Харчев пишет: «Он убивает внутреннюю жизнь человека, а потому является не выражением культуры, а вырождением, ее ужасным гротеском. Футуризм – это искусство с точки зрения автомобиля».

Авангардное искусство в творчестве А. Грина не соответствует душе героя. «Музыка сфер» – живое воплощение тонко настроенной души человека, а музыка автомобиля – мертвая механика, без цели и смысла существования. А у настоящего искусства есть цель – «Любовь, Свобода, Природа, Правда и Красота».

Сопоставление света и тьмы, ада и рая, добра и зла проходит через все творчество А. Грина.

В философском осмыслении мира важен образ ночи. Он позволит точнее понять смысл музыки в рассказе А. Грина. Ночь усиливает темное начало в человеке. Она «выпускает» тайны душ героев А. Грина.

Герой А. Грина Пик-Мик характеризует ночь так: «Царство тревожных душ! <…> Наши сердца, сияющие отвратительным блеском, тусклые взоры убийц, <…> рай, брошенный в грязь разгула». Ночью действуют другие законы, чем днем. Л. Михайлова отмечает: «Ночью воображение затмевает логическую работу ума <…> Ночь таит мистику, ряд бессвязных и пугающих случайностей в воображении и поступках».

Действия многих рассказов происходят ночью («Крысолов», «Кошмар», «Заколоченный дом», «Лунный свет», «Дикая мельница»…). Ночь будит в героях дьявольское начало. Убийства в произведениях А. С. Грина в основном происходят ночью. Эниок из рассказа «Жизнь Гнора» жил с мыслью о близкой смерти: «За углом раздался меланхолический стон туземного барабана, пронзительный вой рожков: адская музыка сопровождала ночную религиозную процессию».

Даже религиозная музыка звучит ночью, как «адская».

Ночь – царство смерти. Яркий пример – рассказ «Ночью и днем». Капитан Чербель имел две души. С наступлением ночи он превращался в убийцу, но с лучами солнца «темная душа» его пропадает.

Музыка, звучащая в рассказах А. С. Грина днем и ночью, различна. Музыка – божественный дар, так считал А. С. Грин. Музыка дня – музыка света, радости, чуда. Музыка ночи – музыка тьмы, «эхо перепуганного сердца», музыка страха. «Ветер прошел по комнате, свеча погасла, и я услышал, как над моим ухом невидимая скрипка играет дьявольскую мелодию. Мелькнули образины, одна другой нестерпимее».

Основная часть сюжета рассказа «Крысолов» связана с ночью. Музыка сопровождает разговор невидимых, таинственных образов – образов смерти: «К звукам начинающегося неведомого оживления присоединился звук настраиваемых инструментов; резко прильнула скрипка; виолончель, флейта и контрабас протянули вразброд несколько тактов». Музыка тьмы не имеет стройности и гармонии божественной музыки.

В рассказе «Имение Хонса» Хонс объясняет другу Грилю свою идею, как осчастливить и очистить души людей. Для этого он исключил в своем доме все темные цвета, но ночью Гриль понял несостоятельность этой теории: «Мертвецки пьяный <…> Хонс сидел на коленях у полуголой женщины, <…> они орали во все горло непристойные песни <…>. На подоконнике три оборванца с лицами преступных кретинов изображали оркестр. Один дул что есть мочи в железную трубку от холодильника, другой бил кулаком в медный таз, третий, схватив крышку от котла, пытался сломать ее каминной кочергой. Хонс пел:

И – трах – тах – тах,

И – трах – тах – тах,

У – ы, у – ы, у – ы»

Музыка в произведениях А. С. Грина тесно связана с цветом – это «симфония красок». И. Дунаевская отмечает, что «музыка Грина – это всегда цветомузыка». Цвета наиболее различимы при дневном свете, поэтому музыка рая – «материя в ее наивысшей красоте сочетании».

Итак, можно сделать выводы: во-первых, в раннем творчестве А. С. Грин мало разрабатывал тему искусства, так как считал, что искусство – зло. В. Харчев замечает: «Такова логика самого Грина в эти годы: тема искусства - красота, в жизни же и человеке нет или почти нет красоты, потому искусство жестоко по отношению к жизни. Потому Грин и отказался от изображения прекрасного».

Во-вторых, в 1916 году А. С. Грин переосмысляет свое творчество, в том числе и тему искусства. А. С. Грин начинает утверждать, что искусство «никогда не принесет зла», оно – спасение человечества. Искусство – творчество – высшее предназначение человека.

В-третьих, на протяжении всей жизни А. С. Грин критически оценивал авангардное искусство, считая, что оно не является «идеальным выражением всякой свободы», а относится к миру механики.

В-четвертых, свою музыку имеют в произведениях А. С. Грина и свет, и тьма. Музыка света – это цветомузыка со всевозможными мелодическими переливами, с божественной гармонией, отличающаяся стройностью созвучий.

Музыка тьмы – полное противопоставление музыке света: нестройная, однообразная мелодия, резкое звучание инструментов, гармония неживого, развязывающая инстинкты.

В своем творчестве А. С. Грин наделяет музыку большой силой воздействия на души героев. По мнению А. Грина, герой, обладающий искусством гениального исполнителя, имеет огромную власть над людьми. В рассказе «Искатель приключений» Аммон Кут говорит о скрипаче Седире: «Его скрипка могущественна и я думаю, что такой скрипач, как Седир, мог бы управлять с помощью своего смычка целым королевством».

Такими же качествами А. С. Грин наделяет другого скрипача - Дюплэ из рассказа «Сила непостижимого». Дюплэ слышит «музыку сфер», обладающую «сверхъестественной силой созвучий». Такая музыка, в исполнении гениального музыканта, пробуждает в человеке неведомые чувства: «Я, бывший офицер, плакал навзрыд, как маленький, среди шума и суеты дня, от неведомых чувств».

Перерождающее воздействие оказывает в творчестве А. С. Грина музыка, связанная с божественными силами. Это музыка света. Такая музыка должна нести свет, добро и красоту. Только такая музыка в произведениях А. Грина – «изящество, волнующее до слез; свет, проникающий в кровь».

Говоря о назначении искусства в творчестве А. С. Грина, Л. Михайлова пишет, что это «чудо торжествующей правды, чудо ощущения и прозрения души, чудо открытия мира и себя в мире».

Музыка является «поводырем» в идеальный мир, она воодушевляет героя на борьбу с несовершенной действительностью, придает силы.

В романе «Блистающий мир» Руна говорит Друду о воздействии музыки на человеческую душу: «Мне хочется жить как бы в несмолкающих звуках торжественной, всю меня перерождающей музыки». Музыка – это «внутреннее волнующее блаженство».

В рассказе «Рай» музыка давала героине силы жить: «Я любила петь, пение зажигало меня».

Музыка в произведениях А. Грина - «сверкающая душа», поэтому она не может причинить зла. В рассказе «Черный алмаз» скрипач Ягодин решил при помощи музыки отомстить своему прошлому сопернику, любовнику его жены – Трумову, который к этому времени стал каторжником. Ягодин размышлял так: «Трумов услышит от него прекрасную, волнующую музыку, которая ярко напомнит каторжнику счастливую жизнь человека любимого и свободного: такая музыка угнетет и отравит душу». Но Ягодин ошибся, прекрасная музыка не может служить низменным целям, она - «мир прекрасного» и имеет светлую власть над душой человека. Концерт Ягодина помог Трумову мобилизировать силы для побега на свободу.

Слушая музыку, герой преображается, в нем просыпаются лучшие качества. Музыка заполняет пустые места души, наполняя жаждой жизни: «Ветер мелодии охватил сердца пленом и мерой ритма; звон, трели и пение рассеяли непостижимую магию звука, в которой праздничнее сверкает жизнь и что-то прощается внутри, насыщая все чувства».

Музыка – идеальный мир, мир созвучия и полной гармонии. Именно к такому миру стремится герой А. С. Грина, убегая от жестокой действительности мира.

В рассказе «Племя Сиург» музыка и жизнь сравниваются с храмом. Но жизнь – это «суровый храм, где обижают детей». А музыка – это «истина». «В храме, улыбаясь, топая ножками, расставив руки и подпевая сама себе, танцует маленькая девочка. Она кружится, мелькает в углах, исчезает и появляется, и нет у нее соображения, что сторож, заметив танцовщицу, возьмет ее за ухо».

В воспоминаниях В. Калицкой, первой жены А. Грина, встречается такой эпизод: «Иногда я играла Александру Степановичу на рояле.

Из пьес, которые я знала, ему больше всего нравился Второй вальс Годара.

Однажды прослушав его, Александр Степанович сказал:

- Когда я слушаю этот вальс, мне представляется большой светлый храм. Посреди него танцует девочка».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в рассказе «Племя Сиург» А. С. Грин развил и дополнил свои мысли о воздействии музыки.

С перерождающей функцией музыки тесно связан эстетический аспект. А. С. Грин верил в возможность счастья человека. Музыка, в творчестве А. С. Грина, мир счастья. В. Ковский пишет: «Искусство по природе своей пронизано идеей прекрасного, оно несет людям свет любви и доброты, которой не хватает в действительной жизни. Оно предназначено «выпрямлять» душу».

Музыка смягчила душу Евстигнея. Услышав музыку, он решил, что не будет мстить недругу. Музыка затронула струны души простого рабочего. Он понял, что в этом мире есть нечто божественное, выше его существования. Но с этим пониманием начинаются душевные мучения. Герой стремится к идеальному.

Герой рассказа «Карантин», услышав детскую песенку, вспомнил детство. Его дальнейшие размышления привели к отказу от террористического акта.

Музыка не способна уничтожить душу человека, она восстает в творчестве А. Грина против несправедливости и зла. В рассказе «Таинственная пластинка» при помощи музыки раскрывается убийство. Музыка показывает «цвет души» убийцы. Убитый певец Гонасед явился перед своим убийцей в образе Мефистофеля, когда убийца- Бевенер – записывал на пластинку арию. При прослушивании пластинки оказалось, что исполняет арию не Бевенер, а убитый Гонасед: «Голос убитого мрачно гнул его [Бевенера] пораженную волю». Музыка помогает восстановить правосудие. Бевенер признается в убийстве, совершенном очень искусно.

Подводя итоги данного параграфа, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, музыка в творчестве А. С. Грина имеет огромное влияние на души людей, действует на них облагораживающе. Но перерождающее воздействие имеет только музыка «света».

Во-вторых, музыка – дорога в идеальный мир. Или сама является миром, полным блаженства и гармонии.

В-третьих, музыка заставляет человека задуматься над своим существованием, искать смысл жизни.

В-четвертых, музыка, в творчестве А. Грина является истинной, восстающей против зла.

В-пятых, музыка у А. Грина возвышает человека, отрывает его, хотя бы на время, от пошлости действительного мира.

Часто в произведениях А. С. Грина музыка является выразителем эмоционального состояния героев: веселье, печаль, грусть, нежность, тревогу и т. д. Необычный восторг испытывает Тарт, попав на остров своей мечты. Восторг души переходит в песню: «Тарт кричал с блестящими от слез глазами: голос его летел к водопадам, бился в каменные уступы и трижды повторенный эхом, перешел в песню, вызванную внезапным, мучительным потрясением, страстную и простую». Скрипач Дюплэ обладал внутренней музыкой. Его «возбужденные чувства» находились под влиянием музыки. Уверенность, решительность в правильном выборе своей судьбы слышится в пении революционера из рассказа «Третий этаж»: «Мистер запел «Марсельезу» <…> Он увидел пушку и запел»

Совсем по другому звучит музыка перед смертью героев в рассказе «Рай», которые пытаются скрыть волнение, тревогу. «Бухгалтер пугливо улыбался, ворочался, напевая сквозь зубы и часто вздыхал». Банкир тоже пытался сдержать отчаяние: «Наклонив голову, с рассеянным и сухим лицом мурлыкал он когда-то любимые мотивы, песни и арии, но деланно звучал голос».

Протяжная, задумчивая песня звучит, когда герой погружен в свои мысли. «Он [негр] <…> пел и думал. Пение, похожее на визг токарного резца по железу, обрывалось с каждой затяжкой, возобновляясь, когда свежий клуб дыма вылетал из сморщенных губ».

Чаще всего состояние души герои передают через пение. Но иногда герой слышит музыку, соответствующую его эмоциональному состоянию.

В рассказе «Далекий путь» герой испытывает умиротворение, спокойствие. В это время он слышит духовные песнопения, исполняемые «хорошо спевшимися голосами двухсот крепких мужчин. Торжественные звуки молитвенного пения создавали в тишине вечера настроения благости и покоя».

Герой рассказа «В Италию» Геник скрывался от преследования. «Где-то, вероятно на соседнем дворе, шарманка заиграла хрипящий, жалобный вальс». Музыка шарманки совпадала с чувствами Геника – «загнанного зверя».

В произведениях А. С. Грина музыка выражает не только эмоциональное состояние героя, но и создает эмоционально-экспрессивный фон всего произведения. «Прекрасная музыка» пронизывает произведения «Алые паруса», «Блистающий мир», «Фанданго», «Черный алмаз», «Таинственная пластинка»… Во многих произведениях музыка тесно связана с романтическим миром А. С. Грина, а также с темой чуда, таинственного, необъяснимого. Бирк, стоя под дверью, не знал, что его ждет: «Я стоял на пороге чуда». Бирк не знал, что находится за закрытой дверью. «Тогда, против моей воли, скрытое стало приобретать зрительные образы, цвета воспаленной мысли. Симфония красок кружилась перед моими глазами и переливы их были музыкальны, как оркестровая мелодия. Я видел пространство, границами которого были звуки, музыка воздуха, движение молекул». Музыка создает особую атмосферу необычного, а также влияет на развитие сюжета произведения.

Перед выступлением Друда в цирке заиграла музыка, которая воинственно настроила зрителей. Зрители были готовы к бою. Создалось напряжение ожидания. «Бухнуло глухое серебро литавр, взвыл тромбон, выстрелил барабан; медь и струны в мелькающем свисте флейт понесли воинственный марш, и представление началось». Но все же присутствовавшие не выдержали такого зрелища: битва была проиграна. «Смятенный оркестр смолк; одинокий гобой взвыл фальшивой нотой и как подстреленный оборвал медный крик».

Особую атмосферу создает музыка в рассказе «Фанданго». Музыка испанского танца передает не только изменения, происходящие в душе героя, но и является лейтмотивом всего произведения. «Оркестр замедлил и опустил глухую паузу последнего перехода. Она перевернулась в сотрясающем нервы взрыве последнего ликования. Музыка взяла обаятельный верх, перенеслась там из вышины в вышину и трогательно, гордо сошла вниз, сдерживая экспрессию. Наступила тишина поезда, остановившегося у станции; тишина, резко обрывающая мелодию, напеваемую под стук бегущих колес». И. Дунаевская пишет: «Символика музыкальных переходов показательна. Это то невидимое, что совершается в самом человеке, то, что <…> приближает к совершенству человека, идущего по пути восстановления взорванного духовного мира, определяя в нем некую меру восхождения <…> и возвращая на землю».

Фанданго – часть романтического мира. Музыка испанского танца для героя становится мерой соизмерения, идеалом, воплощением духовности. При помощи музыки «Фанданго» герой отделяется от страшной действительности.

Подводя итоги данного параграфа, можно сказать, что во-первых, музыка – выразитель душевного состояния героя; она создает определенный музыкальный лейтмотив и таким образом поддерживает эмоциональное звучание произведения.

Во-вторых, музыка создает эмоционально-экспрессивный фон произведения, является самостоятельной темой.

В-третьих, музыка тесно связана с романтическим миром А. Грина, в котором царит своя особенная атмосфера – она создает представления о гармонии и красоте.

Художественный синтез начала XX века, расширяя границы взаимодействия разных видов искусств, преодолевает традиционный взгляд литературы на музыку только как на художественный образ. В частности, музыка становится не только важным структурным элементом художественного произведения, но и в область литературы переносятся принципы музыкальных жанров. Такая тенденция характерна для писателей разных литературных направлений и течений, например А. Белый строит свои «Симфонии» по принципу музыкального жанра; симфониями, токкатами и пассакалиями называет свои литературные произведения Д. Хармс; полифонизм как принцип построения характерен для Б. Пастернака. Важную роль в структуре художественных произведений музыка играет и в творчестве А. Грина.

Роль музыки в сюжетно-композиционном строении произведений А. Грина разнообразна. Одним из приемов использования музыки в структуре художественного текста является своеобразный музыкальный финал, то есть музыкальное звучание проявляется в полной мере только к концу художественного произведения - писатель ставит своеобразный аккорд, завершающий повествование («Золотая цепь», «Алые паруса», «Пролив бурь», «На склоне холмов», «Жизнь Гнора», «Тайна леса», «Бархатная портьера» и др.). Финальным аккордом может быть песня, подводящая итог и выражающая основную мысль всего произведения («Пролив бурь», «Ксения Турпанова», «Корабли в Лиссе»), или просто звучащая музыка, символизирующая выбор направления жизненного пути («Золотая цепь», «Алые паруса» и др.).

В романах «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам», в феерии "Алые паруса", в рассказе «Сердце пустыни» и других музыкальная тема является лейтмотивом художественного произведения, при этом развитие не музыкальной темы предопределяет и развитие сюжета. В самом начале художественного произведения появляется еще не совсем ясно оформленная музыкальная тема, трогающая "сердечные струны героя" и показывающая жизненный ориентир, а уже к концу повествования, когда герой или приблизился или осуществил свою мечту, тема начинает звучать в полную силу.

Музыка возникает в тексте, предвосхищая значимые и переломные моменты жизни героя, тем самым «предвещая» повороты сюжетной линии. Например, в романе «Дорога никуда» музыка выступает в роли воеобразного «предсказателя» судьбы главного героя Давенанта. Стержневым лейтмотивом художественного произведения становится мелодия «Вальса изгнанника», оканчивавшегося звуками, «напоминающими медленный бой часов» и символизирующими последним отсчет минут жизни изгнанника. Дальнейший ход событий показывает, что выбор писателем музыкального произведения не является простой случайностью, так как мотив вальса стал «основным тоном жизни» главного героя, предопределяя его судьбу: подобно персонажу музыкального произведения, Давенант «добровольно становится изгнанником».

Нередко музыка появляется в кульминационный момент произведения, например в рассказе «Карантин» - в момент выбора главным героем между жизнью и смертью за идеалы революционно-террористической организации. Молодому человеку предстоит сделать сложным и тяжелый выбор, и в этот момент в сознании неожиданно возникнет давно забытая мелодия песни, которая, оживив воспоминания детства героя, дает толчок к переоценке прошедших событий. Таким образом, писатель не только изображает при помощи музыки духовны, поиски героев, зачастую и образующие сюжетно-композиционную линию, но изображает музыку как импульс к осознанию героем себя и действительности.

Творчеству А. Грина присущи признаки полифонического мышления («Блистающий мир», «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь», «Крысолов", «Фанданго», «Марат» и др.). Например, принцип полифонизма А. Грин использует в новелле «Таинственная пластинка», то есть параллельное звучание равнозначных тем: убийство, происходящее в действительности, разворачивается на фоне музыкально-драматическою представления.

Следует также отметить, что полифоничность новеллы, разделенной на семь небольших частей, воплощена в структурном принципе монтажа, где каждая часть представляется своеобразным кадром. Обращает на себя внимание и то, что кадры не выстроены писателем в соответствии с реальными событиями. Если проанализировать фабульную линию художественного произведения, то становится очевидным: временные рамки убийства, совершенного из ревности, в действительности совпадают со временем идущей на театральной сцене оперы «Отелло», при этом кульминационные моменты музыкально-драматического действия и реальности совпадают.

Следует отметить, что для полифонического мышления А. Грина весьма характерны пространственно-временные смещения, вызванные музыкальным звучанием, это связано и с важной особенностью музыки, которая «являет собой чистый случай континуума, пространственно-временного перехода. Музыка в творчестве писателя не только изменяет течение времени, но и позволяет провести границу между реальным и фантастическим мирами, а также становится точкой пересечения бытия и небытия («Золотая цепь», «Блистающий мир», «Фанданго», «Таинственная пластинка» и др.).

А. Грин нередко строит свои произведения с учетом законов организации музыкальных форм, на что уже обращали внимание исследователи творчества писателя. М. В. Саидова отмечает: «Новелла «Корабли в Лиссе» строится подобно музыкальному произведению, которое основано на чередовании двух обособленных мотивов. Взятые вместе, они вызывают к жизни новый, который становится связующим звеном между ними». Заметим, что выделенные признаки строения художественного произведения присущи сонатной форме музыки.

Как показывает анализ художественных текстов, А. Грин чаще всего интуитивно следовал музыкальным формам. К душевному миру человека наиболее близка музыка, так как именно этот вид искусства обладает специфическим набором средств выразительности, способных передать нюансы психологических изменений. Поэтому А. Грину, писателю, чьи взгляды направлены в глубины человеческой психологии, близки музыкальные формы при построении художественных произведений как наиболее полно передающие разные психологические состояния.

Так, обращаясь к композиционному строению рассказа «Канат», видим, что А. Грин выстраивает художественное произведение по принципу музыкального. Композиционное строение рассказа связано с развитием психологического состояния героя, то есть от начала развития болезни через последующее нарастание и апофеоз до возвращения в рамки нормального человеческого сознания. Описывая состояние своего героя, автор отмечает, что «примером может здесь служить опрокиность, музыкального впечатления, вызываемого избитым мотивом.


написать администратору сайта