Главная страница

Разработка школьной спортивной программы для всестороннего разви. Разработка школьной спортивной программы для всестороннего развития потенциала детей и подростков разных возрастов


Скачать 0.64 Mb.
НазваниеРазработка школьной спортивной программы для всестороннего развития потенциала детей и подростков разных возрастов
Дата14.01.2022
Размер0.64 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРазработка школьной спортивной программы для всестороннего разви.docx
ТипУрок
#331322
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

3.2 Организация проведения игр при физическом воспитании детей младшего школьного возраста


Для определения мотивов, влияющих на развитие интереса к занятиям физической культурой, мы проводили анкетирование. Данные представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Мотивы занятий физической культурой у детей


№ пп

Мотивы

Количество голосов




1.

Потому, что урок проходит весело

5

2.

Стать сильными и умелыми

5

3.

Нравиться играть на уроке физической культуры

3

4.

Чтобы быть здоровыми

4

5.

Получаю хорошее настроение

2

6.

Нравиться соревноваться друг с другом

1

7.

Быть похожим на кого-нибудь

8

8.

Стать красивыми и стройными

36

9.

Потому, что хороший преподаватель

8


Изобразим все в виде графика. (Рис. 3.1)

Рис.3.1 - Мотивы занятий физической культурой у детей



Дети понимают, что в первую очередь, занимаясь физической культурой, можно укрепить здоровье, стать сильными и умелыми.

Понимание и осмысление этих ценностей на уроках физической культуры идут через игры детей. Игры детей очень разнообразны. В них ярко проявляется дух соревнования и важна роль, которую исполняет ребёнок. Игровые элементы присущи и самой учебной деятельности, от чего она становится более привлекательной и насыщенной. Игры часто чередуются с посильным трудом и даже сливается с ним, полезное и приятное срастается незаметно и прочно.

Была предложена программа коррекционно-педагогического воздействия, цель которой - совершенствование психофизических качеств и укреплении здоровья младших школьников средствами национальных игр.

Комплекс занятий включает в себя игры с бегом, с мячом, с прыжками.

Программа, направленная на совершенствование психофизических качеств младших школьников средствами подвижных игр.

Таблица 3.4 - Комплекс подвижных игр

Вид игры

Название

Игры с бегом

Змейка Салки Кошки-мышки

Игры с мячами

Ямки Мяч в стену Лапта

Игры с прыжком

Котлы. Классы Пятнашки Салка на одной ноге


1. Игры с бегом.

1) «Змейка».

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.

Правила:

  1. Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась.

  2. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».

  3. Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий» из больших кубиков или спортивных предметов (обручей» кеглей, гимнастических скамеечек).

  4. . Игру можно остановить» если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.

2) «Салки».

Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок становится водящим и должен «осалить» другого.

Правила:

  1. Водящий гоняется только за одним ребенком из группы.

  2. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сменой водящих и должны убегать врассыпную от нового водящего.

3) «Кошки-мышки»

Эту игру, так же как и «салки», начинают с выбора водящего («кошки»). Другие дети - «мышки» - раз­бегаются в разные стороны, а «кошка» пытается догнать их. Игрок, которого он коснулся рукой, становится водящим.

Правила:

  1. Водящий гоняется за разными детьми, пытаясь догнать того ребенка, который находится к нему ближе всего.

  2. Если «кошка» хочет догнать какого-то определенного ребенка, то он должен сначала громко назвать его по имени. По условиям игры можно несколько раз менять «цель», т.е. называть другое имя и начинать гоняться за этим ребенком, если он оказался вблизи «пятнашки».

  3. Все игроки должны внимательно следить за сменой водящих и стараться во время игры находиться от них на расстоянии.

  4. Игры с мячами

  1. «Ямки» (рис.3.2).

На площадке в один ряд выкапывают несколько ямок, но не больше 10 и отмечают их номерами. На расстоянии 3 м от них проводят черту, с которой играющие прокатывают шары в ямки поочередно, начиная с первой. Игру начинает первый играющий, он прокатывает шар, пока не промахнется. За ним продолжает игру второй, затем третий и т. д. Когда очередь вновь дойдет до первого игрока, он начинает игру с той ямки, в которую не попал. Кто первым попадет во все ямки, тот выигрывает.

Указания к проведению. В игре принимают участие не более 10 человек. Ямок может быть разное количество, не обязательно по числу играющих. Дети могут не прокатывать, а бросать шары в ямки. (Рис 3.2)

Рисунок 3.2 - Игра «Ямки»



2) «Мяч в стену»

На расстоянии 1-2 м от стены проводят черту. Играющие встают в поле за чертой свободно, кому как удобно. Водящий встает у черты лицом к стене и бьет мячом в стену так, чтобы он перелетел за черту. В поле его ловит тот игрок, которому это удобнее. Поймавший мяч перебрасывает его водящему. Если водящий поймает его, то уходит играть в поле, а на его место идет тот, кто перебрасывал мяч. Если же брошенный мяч водящий не поймает, то остается у стены водить. Игру можно усложнить, если играющим дать 2-3 мяча и выбрать 2-3 водящих.

3) «Лапта»

Название этой древней игры произошло от названия деревянной палки, которой забивали мяч: она похожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10-20 м, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произ­вольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

Правила:

  1. Каждый игрок «города» по очереди забивает мяч «лаптой».

  2. Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше всего игроков противника, или как можно дальше.

  3. Игроку, который не смог забить мяч «лаптой», разрешается бросить его рукой.

  4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона, все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город, во время перебежки игрока «города» запятнали.

  5. Игры с прыжками

4) Котлы. Классы (рис. 3.3)

На земле чертят фигуру. Каждый квадрат фигуры называется классом. Играющие устанавливают очередь: кто начнет игру первым, кто будет вторым, третьим и т. д. Первый из игроков бросает камешек в первый класс, встает на одну ногу, перепрыгивает через черту в тот же класс. Носком ноги выбивает камешек из первого класса и выпрыгивает сам. Снова бросает камешек, но уже во второй класс. Прыгает на одной ноге в первый, затем во второй класс и вновь выбивает камешек носком ноги и т. д. В четвертом классе камешек нужно взять в руку и встать так, чтобы одна нога была в четвертом классе, а другая - в седьмом. Подпрыгнуть и переставить ноги так, чтобы одна была в передвигает камешек в пятый класс, подпрыгивает и встает опять в седьмой и четвертый классы.

Камешек передвигает в четвертый класс и, стоя на одной ноге в четвертом классе, передвигает его в третий, затем во второй и первый. После этого выталкивает камешек из классов и выпрыгивает сам. Если играющий прошел через все классы, его ждет экзамен. Он кладет камешек на носок ноги и идет на каблуке через все классы. Нужно пройти осторожно, чтобы не уронить камешек и не наступить на черту. Только после экзамена каждый участник заканчивает игру.

Правила. 1. Игру начинает очередной игрок, если камешек предыдущего попал на черту или не в тот класс или игрок встал ногой на черту.

1. Игрок, допустивший ошибку, вновь начинает игру с того класса, где он ошибся.

Указания к проведению. В этой игре дети самостоятельно контролируют выполнение правил. Им нужно подсказать, что прыгать они могут как на правой, так и на левой ноге. Выбивать и передвигать камешек ребенок должен свободной ногой: если стоит на правой ноге, то передвигает камешек левой, и наоборот. Игру можно закончить, когда один из игроков с наименьшим количеством ошибок пройдет все классы и сдаст экзамен.

Рис.3.3 - Игра «Классы»





5) «Попрыгунчики»

На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину круга - он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.

Правила. 1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из круга выбегает, выходит из игры.

1. Пятнашка преследует играющих, также прыгая на двух ногах.

Указания к проведению. Величина круга зависит от числа играющих. Перед началом игры нужно договориться, как дети будут перепрыгивать через черту круга: на одной ноге (правой или левой), прямо или боком на двух ногах.

Вариант. Игра начинается так же, но осаленный из круга не выходит, а становится помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится до 5, четверо уходят за круг, а тот, кого осалили последним, остается пятнашкой. Игра повторяется.

6) «Салка на одной ноге»

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слово «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется.

Правила.

  1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на правой, то на левой ноге.

  2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

  3. Салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.

Различные по содержанию русские народные подвижные игры, позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.

Игры с бегом. Таким играм присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга.

Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса и др.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

Игры с прыжками. Эти игры развивают выносливость и ловкость, улучшают осанку и укрепляют все мышцы тела и сердечно-сосудистую систему организма. Игровой деятельностью руководит учитель. Роль его зависит от характера игры, от численного состава группы. Затем определяют роли и размещают детей, объясняют игру, рассказывая последовательность игровых действий, указывая местонахождение игровых атрибутов, используя пространственную терминологию, обсуждают по какому сигналу начинается игра и по какому заканчивается. Необходимо выделить игровые правила и точное их выполнение. С помощью вопросов проверить как дети поняли игру.

Ответственные роли нельзя поручать одним и тем же (замена ведущего считалкой или лучшим игроком). Важной деталью является поощрение детей. При повторном проведении игры детям предлагается вспомнить и рассказать её содержание. Учитель подсказывает в ходе игры, как целесообразнее выполнить движение ловить, увёртываться, менять направление при убегании и т.д.). В заключительной части игры отмечаются дети, которые не нарушали правила, точно выполняли движения. Анализируются и подводятся итоги вместе с детьми.

Значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки, воспитывать ловкость. Во всех вариантах детей сначала просили определить способ предстоящих действий в зависимости от требований игры, затем проверить правильность своего выбора непосредственно в игре.

При проведении игр с бегом детей знакомили с разнообразными приёмами увёртывания, напоминали, что можно резко изменить направление, остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. Использование наглядного материала позволяло находить наиболее рациональный вариант решения двигательной задачи.

При проведении игр, основу которых составляли подражательные и ритмические движения, упражнения на внимание, неожиданные перестроения, учитывалось теоретически обоснованное положение о значении чувства времени, обеспечивающего адекватную реакцию на изменение ситуации. Широко использовались имитационные упражнения. В играх, требующих мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, сохранению определённого положения, подчёркивались быстрота реакции, а также оригинальность и выразительность позы.

На заключительном этапе решались задачи совершенствования двигательных навыков детей и творческого использования имеющегося двигательного опыта в повседневной жизни. На данном этапе предусматривалось проведение подвижных игр с более сложными заданиями; придумывание игр и упражнений самими детьми; включение описанных выше игр в формы активного отдыха - физкультурные досуги и праздники, а также самостоятельную двигательную деятельность детей.

Особое внимание в работе уделялось осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям, имеющим существенные различия по степени сформированности двигательных навыков и уровню физической подготовленности: задания подбирались индивидуально для каждого ребёнка, для соперничества в парах, коллективных соревнований. Целесообразным оказался приём объединения в пары не только активных и пассивных детей, но и детей с разным уровнем физической подготовленности.

Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но учитель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Для проведения большинства игр руководителю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта