Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальная гостиная. В гостях у русских композиторов второй половины XIX века.

  • С 12.

  • С 16, 17,18.

  • С 19, 20.

  • Методическая разработка урока с номерами слайдов. Разработка урока по мировой художественной культуре для 11 класса


    Скачать 29.34 Kb.
    НазваниеРазработка урока по мировой художественной культуре для 11 класса
    Дата20.06.2022
    Размер29.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодическая разработка урока с номерами слайдов.docx
    ТипРазработка урока
    #605128

    Методическая разработка урока по мировой художественной культуре

    для 11 класса.

    Музыкальная гостиная.

    В гостях у русских композиторов второй половины XIX века.

    Пояснительная записка.

    Методическая разработка урока мировой художественной культуры «Музыкальная гостиная. В гостях у русских композиторов второй половины XIX века» актуальна тем, что учащиеся 11 классов должны закрепить раннее полученные знания на уроках музыки и расширить свой кругозор. Уметь различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки композиторов «Могучей кучки»;  узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку эпохи и отдельных её композиторов;  осуществлять самостоятельный поиск , отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов;  слушать музыку композиторов «Могучей кучки» и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;  исследовать причины особой популярности оперного жанра в музыкальной культуре второй половины XIX в.; высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;  комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных композиторов;  различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки композиторов «Могучей кучки». Очень хотелось бы, что бы ребята в дальнейшей жизни обращались к шедеврам классической музыки.
    С1. Тема. Развитие русской музыки во второй половине 19 века.

    Тип урока: комбинированный.

    Цель: познакомиться с творчеством русских композиторов второй половины 19 века, с творческим содружеством композиторов «Могучей кучки», раскрыть самобытность и оригинальность их музыки, которые во многом определялись следованию народным традициям.

    Задачи:

    Предметные:

    1. Уметь выражать свои мысли;

    2. Продолжить изучение творчества других композиторов 19 в.

    Метапредметные:

    • Привить любовь к классической музыке;

    • Воспитать патриотизм, интерес к музыке своей Родины;

    • Воспитать эстетический вкус.

    Личностные: развить интерес к дальнейшему изучению музыкальной литературы.

    Средства обучения: тетради, проекционный материал, музыкальный материал, портреты композиторов, раздаточный материал, таблицы «Копилка чувств».

    Оборудование: компьютер, мультимедийный экран для презентации.

    (Учащиеся входят в класс под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского).

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Вступительное слово учителя о развитии музыки во второй половине 19 века.

    3. Изложение нового материала, беседы по новой теме.

    4. Закрепление нового материала в форме игры «Тайна семи нот».

    С2. Я рада вас приветствовать в нашем втором зале музыкальной гостиной, в котором мы встретимся с творчеством русских композиторов второй половины 19 века, раскроем самобытность и оригинальность их музыки.

    С3. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО). Общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые они устраивали, получили возможность выступать русские артисты.

    В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал Антон Григорьевич Рубинштейн

    С4. Родоначальник классической русской музыкальной школы Михаил Иванович Глинка. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.

    Основные произведения:

    Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии, песни. Я предлагаю вашему вниманию «Увертюру к опере Руслан и Людмила»

    Понятие увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, мюзиклу, кинофильму, может быть отдельным произведением.

    (слушание «Увертюра к опере «Руслан и Людмила»)

    В операх воспевается героизм русского народа, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, злоба и жестокость.

    С5. Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло препятствия постановкам русских опер. Лучшие музыкальные традиции М.И. Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю русской музыкальной культуры под названием «Могучая кучка». Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

    С6. Творческое содружество композиторов было представлено такими именами, как М.А. Балакирев (1836/37 – 1910), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), М.П. Мусоргский (1839 – 1881), А.П. Бородин (1833 – 1887) , Н.А Римский – Корсаков (1844 – 1908)

    (Просмотр фильма о создании Могучей кучки)

    С7. Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза, созданного в конце 1850-х годов, стал Милий Алексеевич Балакирев.

    В своих музыкальных произведениях композиторы:

    • сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;

    • в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;

    • широко общались с публикой

    С8. М.А. Балакирев – замечательный пианист и композитор, сумевший объединить вокруг себя не только любителей музыки, но и талантливых исполнителей и композиторов. Им созданы музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара» на стихи М.Ю. Лермонтова, «Русь» и «В Чехии», «Испанская увертюра», Увертюра на темы трех русских песен».

    (Учащиеся рассказывают об интересных фактах из жизни М. А. Балакирева, которые подготавливали самостоятельно)

    Предлагаю познакомиться с песней «Эй, ухнем!» и во время слушания обратить внимание как нарастает динамика с каждой последующей фразой, чем композитор показывает страдания в нелегком труде простого народа.

    (Слушание песни «Эй, ухнем!» муз. М. И. Глинка)

    С9. Цезарь Антонович Кюи русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал.

    Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, наиболее раскрылся в романсе. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Сожженное письмо», «Истомленная горем», 13 музыкальных картинок и др. Для вокального исполнения им было создано около 70 хоров и 2 кантаты. Много интересных произведений Кюи написал в области инструментальной музыки – это сюиты, скерцо, тарантелла, 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели.

    Слушая отрывок из романса «Сожженное письмо» проследите за звучанием музыки.

    (слушание романса «Сожженное письмо» муз. Ц. Кюи)

    (Учащиеся рассказывают об интересных фактах из жизни Ц. Кюи, которые подготавливали самостоятельно)

    С 10. Александр Порфирьевич Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы. Он - один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем М.И. Глинки.

    В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

    С 11. В историю мировой музыкальной культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, автор оперы «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии», основатель эпического направления в русской музыке. Опера "Князь Игорь", является образцом национального героического эпоса в музыке. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония.

    (слушание отрывков из оперы «Князь Игорь»)

    Как звучала музыка в прослушанных фрагментах?

    (Учащиеся рассказывают об интересных фактах из жизни А. П. Бородина, которые подготавливали самостоятельно)

    С 12. Модест Петрович Мусоргский. Композитор постоянно искал новые пути, новые музыкальные средства выражения. Его задачей была жизненная правда; к ней он стремился всю жизнь.

    С 13. В историю отечественной и мировой музыкальной культуры Мусоргский вошел и как автор двух больших опер – «Борис Годунов» и «Хованщина».В этих операх воссоздан колорит далекой исторической эпохи, народ впервые становится подлинным героем, а не фоном, на котором разворачивается действие.

    Большой популярностью пользовалось песенно-романсовое творчество композитора на стихи Некрасова и свои. Сатирическая песня «Блоха», особенно известна благодаря мастерскому исполнению Ф.И. Шаляпина. (слушание сатирической песни «Блоха»)

    -Как звучит эта песня?

    (Учащиеся рассказывают об интересных фактах из жизни М. П. Мусоргского, которые подготавливали самостоятельно)

    С 14. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

    Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства. Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.

    Мир русских народных сказок всегда привлекал Римского - Корсакова.

    Из 15 опер семь посвящены сказочным и легендарным сюжетам.

    В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.Позднее восточные мотивы – «Шехеразада» - по средневековым арабским сказкам из сборника «Тысяча и одна ночь».Эпоха царствования Ивана Грозного – «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже» - события монгольского нашествия на русские земли.

    Оперы по сюжетам русских народных сказок – «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный», «Садко».

    С 15. Художественные произведения русских писателей не раз вдохновляли Н.А. Римского – Корсакова на создание опер. Повести Н.В. Гоголя, одного из любимейших писателей композитора, послужили источником для написания опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством».

    Вашему вниманию отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Полет щмеля», соло на ксилофоне ведет 12 летний лауреат международных конкурсов Николай Конаков)

    ( Слушание музыкального фрагмента «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»)

    (Учащиеся рассказывают об интересных фактах из жизни Н. А. Римского-Корсакова, которые подготавливали самостоятельно)

    С 16, 17,18. Петр Ильич Чайковский. Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры.

    С 19, 20. Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы. Лучшие оперные произведения композитора – «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890.

    С 21. Широко известны фортепианные пьесы Чайковского «Детский альбом» и «Времена года». Цикл пьес «Времена года» свидетельствуют об удивительном музыкально-живописном таланте композитора, сумевшего создать картины родной русской природы.

    С 22. Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского. Их отличают искренность лирического чувства, интонации русской народной песни и бытового романса. Шедеврами стали его проникновенные произведения в этом жанре: «Благословляю вас, леса…», «Средь шумного бала…».

    (Рассказ учителя на фоне музыки «Темы любви» из «Лебединого озера»

    С 23. Работая над музыкой к балетным спектаклям, Чайковский произнес однажды знаменитые слова: «Балет – та же симфония». Сказочно – романтическим светом озарена балетная музыка П.И. Чайковского, в которой он выступил не только как блестящий реформатор, но и как первооткрыватель. Если раньше в балетных спектаклях основное внимание уделялось хореографическому мастерству и виртуозности танцовщиков, то теперь музыка начинает играть важнейшую роль в организации драматургического действия.

    С 24. В 1889 году Чайковский создает музыку к балету «Спящая красавица» по мотивам сказки французского писателя Шарля Перро. Вся музыка соответствует сказочному настрою: мотив сна, поиски красоты, пробуждения жизни.

    С 25. «Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений П. И. Чайковского; стоит обособленно от традиции балетного жанра, новаторски применены музыкальные образы.

    - Кто был внимательным и вспомнит, под какую музыку мы входили в нашу гостиную?

    С 26. Музыкальные образы «Лебединого озера» развивались в соответствии с принципами оперного и симфонического искусства. По музыке «Лебединое озеро» - лучший балет, мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия. Тема любви и танец меленьких лебедей, это музыкальные шедевры, которые современны сейчас и пройдут еще через века.

    (Просмотр и слушание фрагмента «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)

    (Учащиеся рассказывают об интересных фактах из жизни П. И. Чайковского, которые подготавливали самостоятельно)

    Вот мы с вами и побывали в гостях у русских композиторов 19 века. Их произведения великолепны и наши современники - поэты, художники, композиторы, хореографы вдохновлены их творчеством. С большим удовольствием берут в работу их шедевры. Итак, известный современный шоу-балет «Тодес» Аллы Духовой поставил прекрасную композицию по мотивам балета «Лебединое озеро» взяв за основу Тему Любви, где сочетается две эпохи, два направления (современный танец и классический), музыка аранжирована, добавлены сценические спецэффекты, виртуозное мастерство танцоров, но остались вечно неизменны человеческие чувства - добра и зла.

    (Просмотр танцевальной композиции в исполнении шоу-балета Аллы Духовой «Тодес», «Лебединое озеро»)

    С 27- 34. А сейчас я вам предлагаю открыть тайну семи нот, которую от нас скрыли композиторы.

    Игра «Тайна семи нот»

    (На доске на нотном стане размещены ноты с вопросами, по изученному материалу на уроке. Учащийся выходит к доске, снимает ноту, зачитывает вопрос, дает ответ.)

    С 35. Заключение: русская музыка 19 века – это яркая и блистательная эпоха в развитии художественной культуры. Она связана с формированием национальной композиторской и исполнительской школы. Её самобытность и оригинальность во многом определяли следование народным традициям.

    В 19 веке сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки. Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве.

    С 36. Домашнее задание: написать эссе о понравившемся шедевре любимого русского композитора второй половины XIX века.

    Список литературы.

    1. Аверьянова О. Русская музыка до середины XIX века. М.Глинка, А.Даргомыжский. М.: Музыка, 2009.

    2. Белоусова С. "Русская музыка второй половины XIX века: А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков (+CD)"Изд. Пара Ла Оро, 2009 г.

    3. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. М., Музыка, 2005.

    4. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004.

    5. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения/ Д.Сорокотягин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 221с,: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).

    6. Музыкальная литература: русская музыкальная классика: третий год обучения: учеб. пособ. / М.Шорникова. – Изд. 14-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 283с.ил.+СD-диск. (Учебные пособия для ДМШ).

    7. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., Музыка,1989.

    8. Привалов С. Русская музыкальная литература. Музыка Х1Х – начала ХХ века. СПб, Композитор* Санкт-Петербург, 2005.

    9. Сказки в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. М., Музыка,1987.

    10. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Для 6-7 классов ДМШ. М.: Музыка,1970-90.


    написать администратору сайта