16.Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе. Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе
Скачать 128.32 Kb.
|
Особенности видов библиотек централизованной Русской державы (XVI ст.) Постепенное преодоление экономической разобщенности мелких русских княжеств в период складывания феодального Русского государства, хотя и укрепляло эксплуататорскую систему феодального хозяйства России, но вместе с тем содействовало развитию производительных сил и общественному разделению труда. Множились города, развивались ремесла и торговля, расширялись пути сообщения, крепли рыночные связи. Официальная идеология создавалась в кремлевских теремах, в монастырях, на церковных соборах и т. п. Она укрепляла политические позиции восточно-православной русской монархии. Классовая борьба по мере централизации Русского государства становится еще ожесточеннее. Царь Иван Грозный ликвидирует остатки феодальной раздробленности. Процесс государственной централизации благотворно сказался на развитии книжно-просветительного дела. Ранее распространение просвещения, в условиях татарского ига, отличалось неравномерным, «очаговым», характером. Теперь же страна в целом постепенно вовлекается в новые экономические, политические и культурные связи. Развиваются торговые, дипломатические, культурные отношения между Россией и западными странами. Из Западной Европы в Россию начинают поступать книги на разных языках Москва предпринимает в XVI веке ряд шагов по использованию книжного слова в государственных целях. Политика правительства, в данном случае прогрессивная, содействует умножению книжного фонда страны. После перевода в конце XV века архиепископом Геннадием «Библии» на русский язык московское правительство обратилось в начале следующего века к греческой церкви с просьбой о направлении образованного книжника для перевода с греческого языка и исправления церковных книг. В Москву тогда был послан Максим Грек. Вскоре после этого в Москве создастся усилиями ученых церковников свод «Великих четьих-миней». Организатором его был архиепископ новгородский Макарий, московский ставленник. Он замыслил в 30-х годах XVI века создать энциклопедическое собрание «всех книг, чтимых на Руси». Собранный огромный литературный материал был разделен на 12 томов. Каждый том соответствовал определенному месяцу. В день церковной памяти очередного святого помещены его житие и сочинения. «Минеи» предназначались для чтения в храме и дома. Большое значение для развития русской культуры второй половины 16 века имело появление книгопечатания. Выход первых русских печатных изданий относится к середине 16 века («Деяния апостольска», Иван Федоров, 1564). В Русском государстве книгопечатание являлось в отличие от Западной Европы государственной монополией. Сведения о русских библиотеках начинают заметно множится с 16 века. К 1589 г. относится первый европейский печатный отзыв о русском книжном собрании в полоцкой Софии, куда еще в 12 веке жертвовала книги Ефросинья Полоцкая. По-прежнему главным носителем книжно-библиотечной культуры остаётся церковь. У отдельных лиц из среды духовенства встречаются интересные книжные экземпляры. Первые частные собрания книг принадлежали Андрею Курбскому и Ионикию Строганову. Протопоп кремлевского Благовещенского собора, домовой церкви московских царей, Сильвестр, имел в своей библиотеке не только русские книги, но и греческие. Большая библиотека была у митрополита Макария. Книги были помечены самим митрополитом: «казенная» и имеют номера. Таким образом, становятся известными митрополичьи библиотеки 15-16 веков, которые легли впоследствии в основу знаменитой Патриаршей библиотеки. Монастыри растут, книжные фонды их увеличиваются до значительных размеров. Монастырские книжные собрания являются основным типом библиотек данного времени. Что касается светских библиотек, то прежде всего следует упомянуть знаменитую библиотеку московских правителей (библиотека Ивана Грозного). К 16 веку относятся сведения о домашних книжных собраниях. Наиболее крупные светские книжные собрания возникали у именитых феодалов. Материальная обеспеченность и доступная для бояр образованность способствовали развитию в боярской среде потребности в книге. Из числа боярских книжных собраний наиболее известна библиотека воеводы Андрея Курбского. К 16 веку сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек. По мере усиления процессов централизации государства, роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом библиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное «вымывание» из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных библиотек. Появляются Патриаршья библиотека, дворцовые библиотеки, частные книжные коллекции крупных бояр, расширяются библиотеки Троице-Сергиева, Соловецкого, Белозерского монастырей. Развиваются также подсобные, «учрежденческие» библиотеки, которые должны были обслуживать государственный аппарат и службы этого аппарата – царские приказы. Сохранились сведения о библиотеке Аптекарского приказа, отвечавшего за медицинское дело в стране, подготовку врачей, лечение царской семьи, Посольского приказа («министерства иностранных дел»), Пушкарского, который ведал артиллерийским и фортификационным делом. Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что, насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им. Книгоиздательская деятельность Ф.Скарыны В конце XV - первой половине XVI в. в передовых странах Европы зарождались новые общественные отношения и новое мировоззрение, развивались светские науки, культура, литература, искусство. Беларусь, расположенная почти в центре Европы, стала активным участником этих процессов. В 1-й половине XVI в. расширились разносторонние взаимоотношения белорусских земель с передовыми странами Западной Европы, которые переживали эпоху Возрождения. Не обошли эти процессы и белорусскую культуру. Возрождение, или Ренессанс, - эпоха становления и расцвета ранней буржуазной культуры. Характерной чертой эпохи Возрождения был процесс формирования народных языков. Книжная письменность характеризуется высоким для того времени уровнем развития. Репертуар рукописной книги, которая существовала на Беларуси в 1-й половине XVI в. составляла, переводная литература, агиографические и полемические книги, панегирики, похвалы, оригинальная литература, юридические документы, произведения географического содержания, а также летописи и хроники. К юридическим памятникам относятся грамоты, привилегии и уставы. В это время было уже создано много церковных книг. Среди библейских рукописных книг наиболее известными были Евангелии и Апостолы. На протяжении многих лет люди искали способы печатания книг. Уже в VIII в. в Китае начали печататься газеты, Амулет, молитвы, а затем и книги. В начале XVI в. возникают крупные издательские печатные предприятия. Которые передавались от родителей к сыновьям. Наиболее известные династии типографов: Мануции в Италии, Этьены в Париже, Плантены в Антверпене и др. Возникновение белорусского книгопечатания в 1-й четверти XVI в. связано с деятельностью выдающегося гуманиста, просветителя, белорусского и восточнославянского первопечатника Франциска Скорины. Точных сведений о времени рождения его не выявлено. Существуют только многочисленные гипотезы. Первый этап книгоиздательской деятельности Ф. Скорины прошел в "славном месте Празском". Начало пражского периода жизни и деятельности Скорины точно не известен. Первой книгой, изданной Скориной 6 августа 1517 в Праге, был "Псалтырь". Это одна из наиболее распространенных в христианской письменности книг Ветхого завета. Скорина заботился о том, чтобы книга была понятной читателям. На полях писем он делал перевод на современный ему старобелорусский литературный язык и давал толкование отдельных церковнославянских слов. В 1517 - 1519 гг. в Праге Скорина издал на старобелорусском языке 22 книги Ветхого завета: "Иов", "Притчи Соломона", "Иисус Сирахав", "Еклесияст", "Песня песням", "премудрость божья", 4 книги "Царств", "Иисус Навин", "Юдиф", "Судьи", "Выход", "Левит", "Либчы", "Второзаконие", "Руфью", "Эсфирь", "Плач Иеремии", "Пророк Даниил". Выбор Скориной Библии ("Книги книг") был неслучайный. Скорина рассматривал библейские книги не только как Священное писание, но и как источник светских знаний, подходил к ним со стороны образовательного и нравственного содержания. Все пражские издания Скорины отпечатаны форматом в четвертую долю листа. Шрифт Скорины, который является выдающимся памятником славянской печати, создавался по его собственным рисункам или эскизам. За основу взяты литеры белорусских рукописей. Он первый четко отличал форму прописных букв от малых. В изданиях много иллюстраций, которые выделяются оригинальностью композиций и сюжетов. Иллюстрации дополняют оригинальные гравюры. В изданиях Скорины кроме ксилографических изображений применяется наборный орнамент. Около 1520 Скорина переехал в столицу ВКЛ Вильно. Здесь он в доме "почтового мужа Якуба Бабича» основал новую типографию. Первое виленское издание - "Малая подорожная книжка" - вышло около 1522 содержанием она напоминает обычные для Запада того времени "путевые книжки". В ее состав вошли наиболее распространенные богослужебные и учебные книги. Это не только карманный молитвенник для путешествующих людей; в ней содержались также некоторые элементарные научные и практические сведения. В марте 1525 Скорина выпустил "Апостол" К нему он написал 22 предисловия и 17 послесловьев. Перед каждым разделом книги в предисловиях даны вступительные разъяснения. Заканчивается издание "Месяцесловом". Книги, напечатанные в Вильно, определяются практическим форматом, четким шрифтом, особой утонченностью, декоративностью, художественно-полиграфическим убранством. В виленских изданиях применяется техника двухцветной печати и впервые в славянском книгопечатании Скорина вводит титульный лист. После Вильно он некоторое время живет в Кенигсберге. После смерти жены, приблизительно в 1535 Скорина решил переехать в Прагу. О его жизни здесь сведений сохранилось мало. Умер Ф. Скорина согласно гипотезе, А. В. Фларовского, около 1541 г. Виды библиотек в эпоху Просвещения и их функции Начало эпохи Просвещения или Новой истории — время возникновения национальных библиотек, основу которых во многих странах составили королевские библиотеки. Получая обязательный экземпляр — законы об обязательном экземпляре действовали в ряде государств — национальные библиотеки собирали уникальные коллекции отечественной литературы. Почти повсеместно росло значение университетских библиотек, обладательниц богатых книжных фондов. Небывалый до того времени рост фондов библиотек — некоторые насчитывали по 150 и более тыс. томов — стимулировал интерес к практическим проблемам организации фондов и каталогов. Национальные и университетские библиотеки остаются основными очагами книжной культуры лишь до конца XVIII в. С начала XIX в. они начинают делить эту роль с библиотеками академий наук, литературных и научных обществ, отраслевыми и институтскими. Организуются библиотеки, собирающие все цепное с точки зрения теории и практики определенной отрасли знания. Это — библиотеки-музеи, имеющие не только книги, но и эстампы, медали, карты, планы, картины. Широкое распространение в новую эпоху получили публичные библиотеки. Они ведут свое происхождение от появившихся еще в XVII в. подписных библиотек, открываемых на средства местных органов власти. В связи с развитием национальных систем образования в середине XIX в. возникают в ряде стран массовые библиотеки, являющиеся прообразом современных. Но развиваются они медленно. Под контролем церкви в конце XVIII — начале XIX столетий в различных странах возникают школьные библиотеки. Примечательным событием развивающегося библиотечного дела явилось основание в 1710 г. в Европе учреждения, называемого «Commercium literarium», для обмена изданиями между библиотеками. В 30—60-е гг. XIX в. налаживается и принимает систематический характер обмен литературой между библиотеками Европы и Северной Америки. В этот период появилось значительное число работ по библиотечному делу. Ценным вкладом в развитие теоретических основ библиотечного дела явилась несколько раз переиздававшаяся книга «Основы библиографии» И. М. Дениса (1729—-1800 гг.), известного немецкого поэта и ученого, библиотекаря королевской библиотеки в Вене. Эта работа посвящена классификационной системе, применявшейся для расстановки книг во Франции н некоторых других европейских странах. В другом сочинении Дениса «Введение в книговедение» (1777 г.) много внимания уделено каталогам. Среди вышедших в этот период работ — книга русского библиотековеда и библиотекаря Публичной библиотеки в Петербурге В. И. Собольшикова «Обзор больших библиотек Европы в начале 1859 года» В Англии, в 1662 г. библиотеки Оксфордского и Кембриджского университетов получили право на обязательный экземпляр. Большое значение в пополнении фондов имели дары. К концу XVIII в. фонды библиотек Оксфордского и Кембриджского университетов были отражены в печатных каталогах. Первая библиотека для общественного пользования была учреждена в Лондоне в 1684 г. Теннисоном. В 20-е гг. XVIII в. книготорговцы стали открывать небольшие платные библиотеки. Но большая часть издательской продукции попадала в частные библиотеки. Известно замечательное собрание Ханса Слоуна (врача, ботаника, коллекционера редких книг), в его коллекции насчитывалось 3516 рукописей и более 40 тыс. книг. Библиотека считалась неотъемлемой частью каждого хорошего дома. Но самым важным событием в развитии библиотечного дела явилось создание национальной библиотеки. В 1753 г. парламент принял закон о создании Британского музея и его библиотеки. Основой ее фонда послужили собрания X. Слоуна, семьи Коттонов, графов Харлеев и др. Аналогичным образом развивалось библиотечное дело в Шотландии. Действовавшая с 1682 г. библиотека юридического факультета Эдинбургского университета с 1710 г. стала получать обязательный экземпляр и превратилась в национальную библиотеку Шотландии. В 60-е гг. XVIII в. в английских колониях в Северной Америке зарождается массовое движение против метрополии, вылившееся в войну за независимость, которая привела к свержению колониального ига и образованию независимого американского государства — Соединенных Штатов Америки. Открытие первых библиотек для населения относится еще к периоду колониальной зависимости Северной Америки от Англии. Первую из них открыл в 1697 г. Томас Брей в Аннополисе в Южной Каролине. Брей — английский теолог, миссионер, еще в Англии пропагандировавший приходские библиотеки. Всего он открыл в различных городах 39 библиотек. Защита и распространение религии были главной целью деятельности этих библиотек. Появление первых светских библиотек в Америке связано с деятельностью ученого и государственного деятеля Бенджамина Франклина (1706—1790 гг.). В 1732 г. он вместе с друзьями основал в Филадельфии клуб самообразования («Филадельфийское библиотечное общество»). Библиотеки высших учебных заведений отличались большим разнообразием и спецификой. Учебные заведения возникали по инициативе частных лиц, корпораций, административных властей отдельных штатов. Это и определяло специфичность находящихся в их распоряжении библиотек. В 1636 г. открывается библиотека Гарвардского университета, в 1701 г.— Иельского в штате Коннектикут, в 1759 г.— библиотека колледжа в Пенсильвании (ныне университет) и библиотека Королевского колледжа (сейчас Колумбийский университет) в Нью-Йорке и т. д. Германия второй половины XVII—XVIII в. представляла собою феодальное государство, раздробленное на множество постоянно враждующих княжеств. В библиотечном деле многое было утрачено — пришли в упадок возникшие в XVI в. городские библиотеки, в плохом состоянии находились библиотеки университетов. Придворные библиотеки считались открытыми для всех желающих, но действительности это не соответствовало. Лишь отдельные библиотеки Германии представляли собою образцово действующие учреждения. К. их числу относится придворная библиотека герцога Вольфенбюттельского, которую в последнее десятилетие XVII в. поборник просвещения народных масс Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646— 1716 гг.). В герцогской библиотеке Вольфенбюттеля Лейбниц стремился к практическому воплощению своих прогрессивных воззрений. Первым в Германии он указал на необходимость регулярного пополнения библиотечных фондов. При нем в библиотеке был открыт читальный зал, создан алфавитный каталог, усовершенствована расстановка. Гете оказал значительное влияние на улучшение библиотечного дела в Веймарском герцогстве. В 1797 г. он стал комиссаром «Верховного управления самостоятельными учреждениями по искусствам и наукам» при дворе герцога. Комплектуя библиотеку, Гете просматривал каталоги книжных аукционов и ярмарок, рекомендовал или отвергал приобретение конкретных книг, откликался на просьбы читателей о покупке книг, отсутствующих в библиотеке. Он подарил библиотеке полное собрание своих сочинений и много других книг. Фонд Веймарской библиотеки был отражен в карточных каталогах: алфавитном, рукописей и инкунабул, восточных книг и рукописей, биографий и портретов, гравюр. Известно, что Гете хотел составить сводный каталог на фонды Веймарской придворной и трех библиотек в Иене — университетской и двух частных (немецких ученых Будсра и Бюттнсра). Одной из примечательных библиотек Германии этого периода была библиотека саксонских курфюрстов в Дрездене, которая обязана этим деятельности выдающегося немецкого библиотекаря Иоганна Михаэля Франке (1717—1775 гг.). К 1762 г. се фонд состоял из 42 139 томов; в 1756 г. вышел каталог, созданный Франке. Важнейшее нововведение Франке заключалось в том, что шифровка книг становилась связующим звеном между расстановкой, шкафной описью, инвентарем н каталогами. Вклад Франке в библиотековедение был значительным, его методика расстановки литературы внутри главных разделов предвосхитила теории буржуазных библиотековедов последней четверти XIX — начала XX в.— Ч. Кеттера, М. Дьюи и др. |