16.Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе. Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе
Скачать 128.32 Kb.
|
Библиотеки в эпоху Средневековья В VII-VIII вв. возникает единое государство – Халифат. На протяжении более пяти веков существовало единое пространство, объединенное общей культурой и литературным арабским языком. В это время ни один народ Европы не мог соперничать с арабами по уровню грамотности и по числу ученых. Для характеристики понятия библиотека в арабском языке используются различные понятия, но особое значение имеют два определения – «дар аль-хикма» (Дом мудрости) и «дар аль-ильм» (Дом науки). Оба эти определения характеризуют специфический для Халафата тип библиотек, который имел общие черты с мусейоном – типом библиотек, характерным для античного общества. В VIII в. арабы научились изготавливать бумагу. Это сыграло важную роль в распространении книг во всех странах арабского Востока. Если библиотеки средневековой Европы были совсем небольшими, то в странах Азии, Африки и завоеванной Испании создавались крупные книгохранилища – сотни тысяч и даже миллионы томов. По одной из легенд, монголы, завоевавшие Багдад, бросили все библиотечные книги в реку Тигр. Образовался мост, по которому могли свободно идти люди, а вода в реке почернела от чернил. В исламском мире сложилась особая форма конструкции помещений библиотек. Обычно они располагались в отдельных зданиях. В центре – большой красиво украшенный зал с высоким потолком, часто с куполом. Стены были побелены, иногда украшены цветным мрамором. На дверях висели роскошные занавесы, а пол покрывался коврами, на которых и располагались читатели. Книги хранились в деревянных шкафах, наиболее ценные (прежде всего ценные экземпляры Корана) – в специальных витринах. Особое значение придавалось сохранности – от хищений, от пыли, от насекомых. За это отвечал хранитель библиотеки – сахиб. Он же следил за тем, чтобы всем читателям предоставлялись (бесплатно) бумага, чернила, перья. Ведь посетители приходили сюда в основном не читать, а именно переписывать. Кроме дворцов мудрости и дворцов науки и мелись и дворцовые библиотеки, и частные. Начиная со второй половины XI века, крупные библиотеки создаются при мечетях, медресе и больницах. Библиотеки Византии. Константинополь был центром политической власти, образования и культуры Византии. Здесь пребывал двор императора, государственные учреждения, патриаршая канцелярия, здесь были лучшие ученые, писатели, художники, ювелиры. Довольно хорошо было поставлено образование – не только начальное, элементарное, но и высшее. В университете преподавали греческую и латинскую грамматику, греческое и латинское красноречие, право и философию. Естественно, что в культурной жизни империи первостепенное значение имела книга. Официально признав христианство, сам император Константин распорядился изготовить 50 экземпляров Библии. Необходимы были книги и светского содержания. Развитие математики, астрономии, алхимии и других наук требовало к себе внимания. В новую столицу переехало значительное количество образованнейших людей, проживавших ранее в Риме. Естественно, что они при переезде забирали с собой свои библиотеки. Вместе с возникновением Константинополя возникли мастерские письма и скриптории. Характерно, что государственный скрипторий и императорская библиотека стали на протяжении веков центральными научными учреждениями столицы. Эти два заведения были тесно связаны между собой. Скрипторий работал для пополнения фондов библиотеки, в самой же библиотеке хранились образцы для копирования и перевода. Были в Константинополе и публичная, и патриаршая библиотеки, но первенство и по количеству выпускаемых книг, и по их высокому качеству, и по культурному влиянию на многие страны по праву занимал Студийский монастырь. Основал его еще в V в. римский патриций Роман Студион. Рядом с большим скрипторием помещалась библиотека, в которой монахам надлежало проводить праздничные дни. В начале XIII века после четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) христианская Византия пала. Лишь некоторые ее владения остались независимыми. Начиная с этого времени, византийские библиотеки лишаются многих своих сокровищ, которые увозят завоеватели, а порабощение в 1453 году Византии Турцией сопровождалось разрушением, сожжением, разграблением книгохранилищ. Основным видом библиотек в ранних Средневековых государствах Европы являлись монастырские библиотеки. Этому способствовало распространение христианства в Европе. В V-VI веках начали появляться, а в IX-X веках получили широкое распространение библиотеки монастырей, соборов, монастырских школ и церквей, их фонды пополнялись в основном из скрипториев, созданных при монастырях. В отдельных государствах Европы распространение христианства, основание монастырей происходило в различное время. Столетие длится христианизация англосаксов, при этом создается множество монастырей. Английские и ирландские монахи специально ездят в Рим за книгами для монастырских библиотек. Наиболее значительной становится библиотека Кентерберийского аббатства. До возникновения древнеанглийской письменности книжные собрания монастырей, аббатств и церквей состояли из текстов на греческом и латинском языках. Церковные библиотеки предназначались для служителей церкви, в помощь отправлению религиозных служб, обучению учеников церковных школ. Церковные библиотеки способствовали укреплению церковной схоластики. Папы римские и епископы подвергали цензуре, запрещали и уничтожали неугодные богословские, научные, литературные произведения. В 405 году папа Иннокентий I составил первый список еретических сочинений, подлежащих уничтожению. Пополнялись церковные библиотеки в основном за счет поступления рукописей из скрипториев, которые считались неотъемлемой частью книгохранилищ. Рукописи переписывались в нескольких экземплярах: для самой библиотеки, для школы при монастыре и аббатстве. Каталогами на фонды библиотек служили инвентари, шкафные описи. В каталогах и при расстановке книги группировались в соответствии со схоластической систематизацией (тривиум – изучали три науки: грамматика, риторика и диалектика, и квадривиум – изучали четыре науки: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) учебных дисциплин. Но были и исключения, например, в епископской резиденции, в Севильи, книги были распределены следующим образом: библии, отцы церкви, христианские поэты, современники Григория Великого, юристы. В каталогах и на полках выделялись тексты, которые часто требовались в служебных целях. Вывод. Библиотека перестает быть архивом и становится самостоятельным учреждением, выполняющим свои, только ему присущие функции. Одновременно библиотека вступает в отношения с другими учреждениями и становится их составной частью. В одних случаях именно библиотека является основой, главной составляющей некоторого учреждения, выполняющего более широкий круг задач (образовательные и научные центры), в других (религиозные учреждения) — является только частью учреждения. Выполняя функцию хранения, библиотека гарантирует сохранение подлинника документа или сверенной с подлинником копии. Что касается функции обслуживания, библиотека представляет доступ к документам всем свободным гражданам и предоставление возможности получения копии. ( в Китае и государствах Юго-Восточной Азии – только ограниченному кругу лиц, связанным с государственной службой) Библиотеки в эпоху Античности Само слово «библиотека» – греческого происхождения. «Библос» означает «книга» (отсюда – «Библия»), «теке» – «склад, хранилище» (этот же корень в словах «аптека», «картотека», «фонотека», «дискотека»). Самые ранние данные об античных библиотеках относятся ко II тыс. до н.э. В VI–IV вв. до н.э. библиотеки были у правителей, у философов и ученых, например, у Пифагора. В V-IV вв. до н.э. центром интеллектуальной жизни Греции становятся Афины. Афинская библиотека помещалась в Акрополе – вместе с государственными службами, казной, картинной галереей. Греческий ученый-математик Демофил создал труд «О книгах, достойных приобретения» – своего рода рекомендательный библиографический указатель Библиотека Аристотеля в Ликее (районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции) насчитывала десятки тысяч свитков. В ее создании принимал участие и Александр Македонский – воспитанник Аристотеля. После смерти Аристотеля (321 г. до н.э.) библиотека стала частью особого, говоря современным языком, комплекса – Мусейона (храма Муз), созданного Феофрастом, учеником и последователем философа. Здесь помещались также залы для бесед и чтения лекций, жилые помещения для преподавателей, сад для прогулок. Библиотека античной Греции становится учреждением, которое не только может сделать копию имеющегося в ее фонде документа, но и гарантирует подлинность текста в этой копии. Так распространялись и подлинные тексты великих греческих драматургов – Эсхила, Софокла, Еврипида, и научные тексты; именно библиотека обеспечивала жизнеспособность системы образования. Центром эллинистической культуры стала Александрия, столица эллинистического Египта, где правила династия Птолемеев. Это был огромный благоустроенный город с населением около 1 млн. человек, с широкими прямыми улицами, прекрасными мостовыми, тенистыми парками, с уличным освещением, с системой водопровода и канализации. В начале III в до н.э. Птолемей I создает здесь свой Мусейон – по примеру афинского. Это был огромный ансамбль: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк – и, конечно, библиотека. Мусейон имел форму прямоугольника, со всех сторон был украшен рядами изящных колонн, между которыми стояли статуи выдающихся писателей и ученых. На содержание Мусейона выделялись специальные средства из царской казны. Главой Мусейона был хранитель библиотеки, который являлся одновременно и воспитателем наследника египетского престола. Птолемей II расширял Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения; он выкупил и библиотеку Аристотеля. Птолемей III издал закон, по которому всякий прибывавший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги; их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. Стремление к обладанию подлинниками было так велико, что этот же властитель, получив в качестве залога за поставку хлеба в страдавшие из-за неурожая Афины оригиналы трагедий Эсхила, Еврипида и Софокла, предпочел лишиться золота, но свитки не вернул. Фонд библиотеки в лучшие времена составлял 700–800 тыс. текстов на многих языках. В большом, облицованном белым мрамором зале стояли столы для чтения и письма, а около них – удобные кресла и мягкие ложа. Это было связано не только с созданием комфортных условий для работы, но и со стремлением обеспечить сохранность свитков. Пергамская библиотека была создана царем Эвменом II во II в. до н.э. Здание находилось на центральной площади города. Книги размещались в четырех больших залах. В центре главного зала на мраморном пьедестале стояла статуя Афины в полтора человеческих роста. Ниши для свитков в книгохранилище были выложены кедром, поскольку считалось, что он защищает рукописи от насекомых. В штате числились переписчики, переводчики, существовал каталог. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда, составлявшего 200 тыс. списков. Его самую большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. Однажды Пергамская библиотека купила труды Аристотеля, дав за них ровно столько золота, сколько весили рукописи. Боясь соперничества, египетские правители запретили вывозить папирус в Пергам. Тогда пергамцы изобрели свой материал для письма. Это был пергамен – особым образом отбитая, вытертая и заглаженная кожа козлят и ягнят. Из пергамена не склеивали свитки, а складывали тетрадки и сшивали их в книги. Он был гораздо дороже папируса, зато прочней; кроме того, пергамен можно было изготовлять везде, а папирус - только в Египте. Поэтому в средние века, когда вывоз из Египта прекратился, вся Европа перешла на пергамен. Но в древности папирус господствовал, и Пергамская библиотека так и не смогла догнать Александрийскую. В I в. до н.э. войска Римской империи захватывают Грецию и ряд эллинистических государств. В военных походах книги брались в качестве трофеев. В Риме открываются десятки мастерских по переписке книг; в книжных лавках можно купить произведения авторов из всех стран античного мира. Появляются первые богатые частные библиотеки. Захвативший Александрию Юлий Цезарь решил вывезти знаменитую Александрийскую библиотеку в Рим, где на ее основе собирался открыть публичную библиотеку. Однако в 44 г. до н.э. Цезарь был убит, а книги, приготовленные к отправке в Рим, сгорели. План Цезаря претворил в жизнь в 39 г. до н.э. оратор, политик, историк и писатель, друг Горация и Вергилия Азиний Поллион. Он открыл публичную библиотеку в Риме, на Авентинском холме, в храме Свободы. Это была первая в мире публичная библиотека. Римляне встретили новшество с восторгом, поэты слагали гимны в честь библиотеки и ее основателя, «сделавшего произведения человеческого ума общественным достоянием». В следующие годы библиотеки в Риме были основаны Августом, Траяном, другими императорами. К IV в. н.э. в Риме было не менее 30 публичных библиотек. Они располагались в крытых галереях больших мраморных построек, во дворцах, в храмах или вблизи храмов, а также при термах – общественных банях. Развивается библиотечная архитектура и учение об организации работы библиотек. В соответствии с идеями знаменитого архитектора Витрувия их окна выходили на восток, чтобы утром в залах было много света – римляне предпочитали для занятий утренние часы. Кроме того, так лучше удавалось защитить папирусные свитки от сырости, проникавшей в окна при частых южных и западных ветрах. Залы – прямоугольные или полукруглые – были украшены статуями богов, бюстами и портретами великих людей. Но все украшения размещались в глубоких нишах, пол клался из темного мрамора, потолки без позолоты – чтобы ничто не раздражало глаз читателя. Шкафы стояли вдоль стен или в середине зала. Полки в шкафах делились вертикальными перегородками на гнезда для рукописей, которые хранились горизонтально в систематическом порядке. Читатели древнеримских библиотек – поэты, ученые, чиновники, знатные и богатые граждане – могли брать рукописи на дом. Библиотеки располагали каталогами. Составлялись пособия по комплектованию: «О приобретении и отборе книг», «Какие книги достойны приобретения». В Риме были и специальные библиотеки, содержащие рукописи по одной отрасли знания (например, грамматические трактаты). Знаменитые типографы XVI века Владелец типографии в Венеции Альд Мануций (1450-1515), знатный и богатый человек, наладил выпуск книг, которые называют альдины. Он поставил дело подготовки книг на научную основу. Тридцать виднейших ученых собирались и обсуждали издаваемые книги, а также редактировали их. Этот кружок получил название «Новой академии», а его издания прославились тщательной подготовкой и оформлением. Шрифт инкунабул по рисунку напоминал почерк рукописных книг (текстура, готический минускул). В типографии Альда Мануция художники, подражая античным образцам, использовали простой и красивый шрифт антиква. Начал применяться наклонный и беглый шрифт курсив, предназначенный для выделения той или иной мысли в тексте. Чтобы конкуренты не могли подделать его издания, Мануций рассылал каталоги с указанием цен, помещал на книгах издательскую марку. На ней был изображен дельфин, обвившийся вокруг якоря. Старший Альд, его дети, наследники (Паоло и Альд младший, зять Андреа Торрезано) выпустили более тысячи разнообразных книг; это были роскошные издания для богатых покупателей. Для альдин, как и вообще для инкунабул, были типичны форматы инфолио (1/2 листа), инкварто (1/4 листа). Тиражи были невелики, традиционный тираж — 275 экземпляров. Эта династия венецианских типографов издала произведения 780 авторов. Анри Этьенн основал династию типографов, которая в течение 160 лет была связана с книгопечатанием. Женившись на вдове своего бывшего компаньона Хигмана, Этьенн стал владельцем типографии и управлял ею вначале вместе с Вольфгангом Хопилом, а с 1504 г. — один. Он печатал философскую и теологическую литературу, а в 1509 г. выпустил пятиязычный сборник псалмов Ле-февра Д'Этапле, который впоследствии в своих переводах использовал М. Лютер. Этьенн украшал свои издания изготовленными им самим орнаментами, выдержанными в духе Ренессанса. После его смерти в 1520 г. его вдова вышла замуж за Симона де Колин, осуществлявшего руководство типографией, пока последняя в 1525 г. не перешла к сыну Роберу Этьенну. Это был выдающийся филолог и сторонник гуманизма, имеющего христианскую окраску. В его типографии печатались сочинения классиков и различные издания Библии. Он составил толковый словарь «Сокровище латинского языка» (Thesaurus linguae latinae), который выпускался, начиная с 1532 г., в нескольких, каждый раз улучшенных, изданиях. Робер Этьенн сотрудничал с самыми значительными художниками книги и граверами шрифтов своего времени — Жоффруа Тори и Клодом Гарамоном — и пользовался милостью и защитой французского короля Франсуа I. После смерти последнего он перебрался в 1550 г. в Женеву и примкнул к кальвинизму, так как из-за исправлений, внесенных им в текст Библии, он поссорился с учеными Сорбонны. Парижская типография осталась во владении семьи Этьеннов. Наследником Робера в Женеве стал в 1559 г. его сын Анри II Этьенн. Он был филологом, как и его отец, и придерживался в своей деятельности того же гуманистически-христианского направления. В 1572 г. он по образцу толкового словаря латинского языка, составленного его отцом, выпустил словарь «Сокровище греческого языка» (Thesaurus linguae graecae). Анри Этьенн поддерживал отношения с выдающимися учеными своего времени и был связан с Ульрихом Фуггером, финансировавшим работу типографии. Его внук владел фирмой до 1664 г., но, как и сам Анри, подвергался нападкам фанатиков-кальвинистов. Христофор Плантен, стал одним из выдающихся деятелей книгопечатания Нидерландов. Он родился во Франции, в середине столетия приехал в Антверпен, где сначала работал переплетчиком и книготорговцем, а затем в 1555 г. открыл собственную типографию. Он печатал все виды литературы того времени и богато оформлял свои книги. Шрифтовой материал для его изданий ему поставляли такие выдающиеся шрифтовики, как Гарамон, Гранжон и Ле Бэ. Плантен сумел привлечь также и иллюстраторов. Он издал книги эмблем, составленные Самбуком и Алькиатом, а в «Анатомии» Хуана де Вальверде в 1566 г. использовал в качестве иллюстраций гравюры на меди. Испанский король оказал Плантену существенную поддержку при печатании его самого большого труда— восьмитомной многоязычной Библии на сирийском, латинском, еврейском, греческом и халдейском языках. Над выпуском этого труда он работал с 1568 по 1573 г.; издание удалось с трудом спасти от преследований инквизиции; оно обошлось в 24 000 гульденов, которые заплатил король. Он же назначил Плантена прото- и архитипографом и поручил ему верховный контроль над всеми печатниками Нидерландов. Когда в 1576 г. Антверпен был разграблен испанскими солдатами, Плантен передал типографию своим зятьям Моретусу и Франсу Рафеленгусу и организовал в 1583 г. в Лейдене частично на основе антверпенских материалов другую типографию, которая обслуживала университет. В 1585 г. он вернулся в Антверпен, а в 1589 г. умер. Марка Лодевика-старшего Эльзевира - орел с пучком из семи стрел и девизом Республики Нидерланды под ним «Согласие усиливает малые государства», появившаяся впервые в 1597 г. на книге известного голландского археолога Яна де Мерса (Мерсиуса), стала широко известна за пределами Лейдена и даже Голландии благодаря завязавшимся обширным знакомствам, в том числе и при посещении известной Франкфуртской книжной ярмарки. За 34 года работы Лодевик выпустил более ста книг. Они были набраны лучшими, большей частью новыми, шрифтами, которые скупались в самых различных местах, поэтому определенного стиля Эльзевиров времен Лодевика-старшего еще не было. Лодевик умер в 1617 г. в возрасте 77 лет, передав своим многочисленным детям и внукам значительные коммерческие и деловые связи, а также опыт издательского дела. В1620 г. Исаак Эльзевир, внук Лодевика-старшего, стал главным издателем университетских трудов. С первых же дней Исаак стремился максимально расширить полиграфические возможности типографии, был налажен выпуск литературы на многих восточных языках (сирийском, халдейском, семитском и т. д.). На его книгах встречается довольно распространенный тогда типографский знак костра, а также пальмы, что типично для восточноязычной литературы, выходившей в XVII в. в Голландии. Для европейских книг Исаак Эльзевир ввел другой, собственный типографский знак. Он изображает вяз, увитый виноградом, который срывает философ. Под ним надпись по-латыни: «Не одинок». Вроде бы все предвещало Исааку Эльзевиру большое будущее. Однако в самом конце 1625 г. что-то произошло, и все типографическое имущество перешло в руки его дяди и старшего брата - Бонавентуры и Абрагама. Именно Бонавентура и Абрагам принесли славу не только лейденскому книгопечатанию, но и всей голландской полиграфии первой половины XVII в. Почти десятая часть всего наследия Эльзевиров приходится на книги латинских классиков, изданных Бонавентурой и Абрагамом. Они создали «эльзевирам» репутацию высоконаучных изданий, впоследствии приобретя характерную для них лаконичность и сдержанность в оформлении. Эльзевиры впервые добились очень низких по себестоимости изданий, поэтому книги расходились в большом количестве, а формат в 1/12 долю, позволивший уменьшить цену, стал широко известен по всей Европе и быстро вошел в моду. |