16.Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе. Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе
Скачать 128.32 Kb.
|
Инкунабульный период европейского книгопечатания В основе ксилографии лежит тот же принцип, что и в основе способа набойки тканей. С её помощью размножаются рисунки на деревянной доске. Затем эта форма покрывается слоем краски, на неё накладывается лист увлажненной бумаги, который рукой или с помощью подушки из кожи или ткани, набитой конским волосом, с силой притирается к доске. Печатать с деревянных досок первыми стали в VII в. китайцы, которые размножали эти способом рисунки и тексты. В Европе печатание началось в XIV в. размножали в основном рисунки религиозного содержания. Самыми старыми считаются «Брюссельская Мадонна» (1418), и «Святого Христофора» (1423). Вскоре начали изготавливаться ксилографические книги с рисунками и краткими текстами. Ксилографическая печать применялась ещё до книгопечатания, но, конечно же, не могла долго конкурировать с ним. Изобразительная часть играла в них главную роль. Но встречались и чисто текстовые книги. К 14 – начало 15 вв. в Германии и Голландии начали выпускать книжки-картинки с текстом и иллюстрациями, воспроизведёнными с гравированных деревянных досок. Это небольшие брошюры объёмом в 20-50 страниц. Чаще других встречается так называемая «Библия бедных» - сюжеты из Ветхого и Нового заветов, пояснённые наивными картинками. Старейшая из них отпечатана в Германии около 1430-1440 гг., единственный сохранившийся экземпляр книги находится в Университетской библиотеке в Гейдельберге. К «Библии» восходят и другие ксилографические книги: «Апокалипсис», «Зерцало человеческого спасения», «Книга королей, или жизнеописание Давида», «Жизнь и муки Иисуса Христа». Не менее чем тридцатью изданиями вышла в свет книга «Искусство умирать», сочинённая епископом и кардиналом Матвеем Краковским. Её выпускали на латинском, немецком фламандском, французском, английском языках. Были среди ксилографических книг различные календари. «Книга планет» - своеобразное руководство для «предсказателей судьбы», «Искусство хиромантии, учебник латинской грамматики, сочинённый около 350 г Элием Донатоль. Книги эти печатали с одной стороны бумажных листков, которые затем склеивали пустыми сторонами. Изготовленные таким способом издания называются анопистографическими. Позднее научились печатать с обоих сторон листа. Для этого пришлось изобрести специальный станок. Для каждой страницы гравёр изготовлял отдельную доску. А это не меньше месяца утомительной работы. Изобретение книгопечатания – по точной, хотя идеалистической формуле одного из инкунабуловедов старшего поколения (К.Вемера), явило собою «вторжение техники в область духа». Эта область в техническом плане определила все почти сферы собственно материальной культуры, в которых ещё столетия царил ручной труд. Основой изобретения книгопечатания Гутенбергом является множественное воспроизведение литер. Первоначально из твёрдого металла изготавливался штамп, называемый пунсоном или патрицей, на котором в зеркальном изображении гравировался буквенный знак. Пунсон вдавливали в мягкий металл. Получалось углубленное прямое изображение знака – матрица. В неё заливался расплавленный свинец. Так получалась литера. При оттискивании литер на бумаге получалось прямое изображение знаков. Литеры раскладывались по определённой системе в отделения наборной кассы. А наборщик брал их и составлял из них в верстаке слова и строки. На наборной доске из этих строк составляли печатную форму, которую обвязывали шпагатом. Гутенберг создал пригодную для этой цели жирную краску. Прессом служила плита, которая с помощью винта прижималась к набору, и каретка, на которой располагался набор и, с помощью которой он двигался под плиту и выдвигался из-под неё. При этом к покрытому краской набору прижимался удерживаемый лист бумаги. Самый ранний отпечаток шрифта Гуттенберга дотируется 1445 г. Это «Фрагмент о Страшном суде». «Астрономический календарь» датируют 1457-1458 гг.; молитва-однолистка, календарь на 1457 г., содержащий советы по кровопусканию; немецкий календарь «Цизнан» - для заучивания наизусть церковных праздников. Первое представительное издание 42-строчная Библия. Была набрана в две колонки в начале по 40 строк, затем по 41 и, наконец, по 42 строки на полосе. Гутенберг стремился сохранить характер рукописного письма, передавая его особенности посредством 290 литер. Он достиг высокой гармонии и красоты набора. Самый знаменитый итальянский типограф Альд Мануций. Он основал типографию и стал издавать греческих классиков. Собрание сочинений Аристотеля в 5-ти томах. Он использовал курсивный шрифт. В 1499 г. он отпечатал книгу «Гипнеротомахия Полифила». Это аллегорически-мистический любовный роман. Он написан на итальянском языке и иллюстрирован 170 весьма примечательными очерковыми гравюрами на дереве. С 1502 г. Мануций стал применять характерную типографскую марку, изображающую якорь, вокруг которого обвивается дельфин. Первую славянскую типографию кирилловского шрифта основал в 1491 г. в Кракове Швайпольт Фиоль. Напечатал 4 книги, из них «Октоих», «Часослов», имеют колофоны с указанием имени типографа, места и времени печатания. «Триодь постная» и «Триодь цветная» - лишены выходных сведений. «Октоих» открывает франтиспис – гравированное на дереве изображение распятия. В книгах Фиоля много гравированных инициалов. Книги кирилловского шрифта выпускала и типография В Цетине. В 1494 г. мастер Макарий издал «Октоих первогласник», «Октоих пятигласник» (в нем помещены иллюстрации, выполненные в технике гравюры на дереве). Также напечатал «Псалтырь с восследованием» и «Молитвенник». Эпоху Возрождения называют – инкунабольным периодом книгопечатания. В это время начинает развиваться издательское дело. Но многие из печатников того времени терпели неудачу из-за отсутствия нужного капитала, торговых связей и рынков сбыта. В техническом отношении инкунабульный период был переходным от чисто ручного, ремесленного производства, к механизированному: отливка литер, печатание. Технической предпосылкой также явилось изготовление бумаги, которая в книгопечатном производстве быстро вытеснила более редкий и дорогой пергамен. Книгопечатание вызвало к жизни новый вид изобразительного искусства – искусство оформления книги. Рисование шрифтов, расположение набора, украшение книги декоративными элементами. Это новое искусство достигло успехов в инкунабульный период. Внешний облик инкунабулов определяется характерными признаками. Это наличие таких элементов: многочисленные сокращения, инициалы, рубрики, в них отсутствует титульный лист. Текст начинается, как и в рукописной книге словами «Книга начинается», а заканчивается «Книга завершена». Редко применяется нумерация страниц. На страницах оставляли место для инициалов, которые вырисовывались от руки. Постепенно на место украшений и иллюстраций приходят гравюры на дереве. Книга в эпоху Средневековья У историков эпоха Средневековья называется эпохой феодализма. В Европе она продолжалась несколько столетий – от падения Римской империи (конец 5 ст.) до буржуазных революций 17-18 вв. Для историка культуры и искусства этот период заканчивается еще в 14-15 вв., с началом эпохи Возрождения. Во времена крестовых походов вместе с молитвословами, библией, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались и книги Цицерона, Вергилия. Создавались героические эпосы (наиболее известны «Песня о Нибелунгах»), разные сказания, песни. Литературное наследие античности сыграло большую роль в развитии книжной культуры Средневековья. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и вносили в них личные комментарии. Византийские учёные, философы создавали антологии, словари, грамматики, высокохудожественные произведения бытового жанра. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина составили энциклопедию знаний для православных христиан. Особенного рассвета достигла арабская культура. Арабские учёные достигли успехов в области математики, истории, философии, медицины, астрономии и оказали влияние на европейскую культуру. Арабы дали для Европы дешёвый материал для письма – бумагу. Это содействовало увеличению рукописей. В период рассвета арабского халифата только в Кордове создали 16-18 тыс. книг. Большого мастерства арабы достигли в искусстве книгописания. Внешний вид вязеподобного арабского письма содействовал его декоративности. В Европе большое значение имели монастырские скриптории, которые являлись центрами по переписке и распространению книг на протяжении всего периода Средневековья. Первым таким центром был монастырь Вивариум, при котором была Академия для подготовки переписчиков. Со временем мастерская по переписке книг, а потом и библиотека стала неотъемлемой частью любого монастыря. Долгое время Византия была страной книг и книжности, пока не стала порабощена турками-османами в 1453г. В Европе в эпоху позднего Средневековья было построено множество монастырей, в которых работали мастера книжного дела. Тут же делали и оправы для книг. Тяжёлый и однообразный труд переписчиков книг был объявлен богоугодным делом. Многие переписчики книг имели духовный сан. Церковь ещё не подозревала, что именно книга в дальнейшем уничтожит её могущество. Основным материалом был пергамент, который раскрашивался в пурпурный, чёрный и другие цвета, буквы писали серебряной или золотой краской. В готовую рукопись вписывались инициалы, рубрики, художники готовили миниатюры и орнаменты. Богатые переплёты, драгоценные камни, золотые или серебряные оправы для книг делали книгу настоящим произведением искусства. Вместе с тем из монастырей выходили и скромно оформленные книги. Они были предназначены для продажи. Для получения большого количества книг опытный читатель вслух проговаривал текст, а 30-40 переписчиков одновременно его копировали. Начиная с 11 в. в связи с ростом городов, торговых связей, ремёсел, которые требовали образованных, письменных людей, создаются университеты. Старейший из них, Болонский, был открыт в 1119 году, Пражский в 1120 году. В начале 13 в. – Кембриджский и Оксфордский университет. При них были созданы мастерские по переписке книг, предназначенных в основном для образования. Книги стоили очень дорого, потому большое значение в это время имеют книгохранилища, которые создавались при светских и церковных учреждениях. В библиотеках собирали священные писания, литургические книги. В конце 16 ст. в Англии было 160 церковных и монастырских библиотек. Университетские библиотеки создавались не только с целью сохранения, но и использования книг. В общественных хранилищах рукописи приковывались цепями, только в особенных случаях книги можно было взять домой. В эпоху Средневековья книжное дело практически целиком принадлежало духовенству. Церковь осуществляла цензуру книг и строго следила за содержанием богословных трактатов. Сконцентрировав в своих руках монопольное право на переписку книг церковь не давала возможности широко распространять знания среди населения. Многие «вредные» книги с точки зрения церкви были сожжены на костре вместе с авторами и переводчиками. В 8-11 вв. книгами обладали немногие, даже грамотные, письменные люди. С развитием торговли, ремёсел начинается подъем в культурной жизни многих европейских народов. Вместе с открытием многочисленных образовательных учреждений появилось большое число грамотных людей. Возросли потребности в знаниях по географии, юриспруденции, точных наук. Учёные обращались к наследию античности, изучали её достижения, готовили оригинальные труды, рассчитанные на университетские учреждения, их слушателей и лекторов. Для переписывания конспектов лекций и учебников приглашались специалисты – каллиграфы, которых называли стационарами. В 14 в. во многих европейских странах производство книг перешло в руки мастеров-ремесленников. Среди них выделились специалисты по украшению книг. Книга стала отвечать эстетическим вкусам своих заказчиков и пользователей. Вместе с тем книга стала товаром, а её производство выгодным делом. Успехи книжного дела давали возможность развитию книжного рынка. В производство и использование книги вовлекаются различные пласты населения: горожане, чиновники, простые люди, которые высоко ценили книгу и бывало не расставались с ней даже во время путешествий. Для этой цели мастера переплетчики нашли оригинальный переплет, который по своему внешнему виду напоминал конверт или кошелек. Он прикреплялся к поясу красивой брошкой или шпилькой. Такие книги-конверты дошли до наших дней. Сейчас в мире их существует пять штук. Рисунки таких книг-конвертов можно встретить на старинных гравюрах и картинах. Проникновение элементов светского и мирского уклада жизни заметно и на внешнем убранстве книг. Дорогие украшения, которые использовались в церковных книгах, сменились простыми, но добротно выполненными рукописными кодексами, которые соответствовали вкусу дворянства и бюргерства. Книга, которая стала более дешевой в результате использования бумаги, а также развития художественных ремёсел, расширила круг пользователей, содействовала формированию общественных и частных библиотек. Известные манускрипты Средневековья. Манускрипты– древние рукописи, в переводе из лат. «книги, написанные от руки». В эпоху Средневековья почти во всех странах развитие духовной и материальной культуры происходило в рамках книжной религии. Догматизм, идеология, обрядность этих религий отражалась в священных богодуховных текстах и канонических книгах. На протяжении тысячелетий была и остается книгой книг Библия (в перев. с греч. «книги» во множественном числе). Это сбор священных книг, которые по преданию посланы людям самим Богом. Библия самая читаемая книга. У иудеев самый старый манускрипт это – Талмуд. Он был написан 1500 лет назад в Вавилоне и представлял основу законодательства и источник морали иудеев мира. Для арабоязычных и мусульманских народов такую же роль играл Коран– главная книга ислама. Он был создан на Ближнем Востоке и переведен на большинство языков мира, но каноническим является только арабский текст. В нём есть множество разночтений, которые связаны с историческими, этническими, лингвистическими особенностями развития мусульманской культуры. И только в 1923 году исламские страны условились о единой редакции Корана. Особенности средневековой культуры древней Руси во многом совпадают с особенностями культуры Западной Европы. Книги на Руси появились ещё до христианства в 988 году. Эти древние памятники до нас не дошли. Они погибли в годы войн, пожаров, наводнений, а часто и по причине людской неграмотности, легкомысленного, даже злодейского отношения к памятникам древности. Первый известный славянский писец – поп Упырь Лихой, он работал в Новгороде в 1047 году. Написал «Книгу пророков», которая, однако, не сохранилась. В более поздние времена из неё сделали копию, в которой был упомянут и древний русский мастер. Самая первая рукописная книга, в которой есть дата производства Остромирово Евангелие (названо по имени первого владельца). Это большой том на 294 листах пергамента (на Руси его называли «харатья»). Вторая старейшая русская книга называлась «Изборник». Это книга для чтения, в ней больше чем 400 артикулов, в которых рассматриваются вопросы философии, математики, истории, этики, зоологии, ботаники. Художники старательно украсили книгу. Особенно декоративные фронтисписы – их в книге 2. на этих листах изображены и трёхглавые храмы. Декоративны и заставки, по верхнему краю которых нарисованы львы. Среди многочисленных текстов «Изборника» особенное внимание вызывает один под названием «Богословца от словес». Это первый на Руси список произведений с указаниями, какие из них рекомендуется читать, а которые нет. Основу «Изборника» составляют церковные произведения византийской литературы, но есть артикулы, в которых определяется бытовое содержание. Один из них имеет название «О женах злых и добрых». В настоящее время «Изборник» находится в Национальной библиотеке России. Развитие библиотек на территории Беларуси Предпосылками создания библиотек на территории древней Беларуси, которые начали складываться в конце ІХ – Х ст., явилось возникновение письменности, распространение христианства и рукописных книг. Развитию кирилловской рукописной книги способствовали культурные связи между Украиной и Московской Русью. Беларуские рукописные книги создавались в Полоцке, Турове, Слуцке, Супрасле, Минске, Новогрудке, Кутейне, Витебске. Переписчиками были люди разного социального происхождения – от княгини (Ефрасинья Полоцкая), до простого гражданина (писец Мартин из Гольшан). Полоцкое и Туровское княжества. ВКЛ В ХІ – ХІІ ст. с созданием независимых княжеств – Полоцкого и Туровского, ростом городов, укреплением местной знати потребность в грамотных людях, которые могли бы управлять государственными делами, содействовать развитию торговли и ремесел, значительно возрастала. Это содействовало и возрастанию потребности в книгах, в создании библиотек. Первые сведения о создании библиотек на территории Беларуси, которые создавались при церквах, относятся к ХІ ст. В этот период широкое распространение получили переводы богослужебных книг, которые привозились из Византии. Создавались и оригинальные произведения, например, “Слова” Кирилла Туровского. В Полоцке и Турове занимались “летописанием”. Первой из известных нам библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора — третьего по великолепию и грандиозности храма подобного типа на Руси после Киевского и Новгородского, в которых были основаны первые древнерусские библиотеки. Часть книг этой библиотеки сохранилась до наших дней. Библиотека была создана в год основания собора — в 1066 г. Основу этой библиотеки составили книги, собранные соборным духовенством для ведения церковной службы. Часть книг была пожертвована собору полоцким князем Всеславом, правнуком великого киевского князя Владимира, весьма ценившим книги. Монахи собора, как и других соборов и монастырей, занимались перепиской книг, которые они получали на время от других соборов или от частных лиц. В XII в. перепиской книг занималась постригшаяся в монахини княжна Евфросиния Полоцкая. Часть переписанных книг продавалась местным жителям, что свидетельствовало о возросшей потребности в них в Полоцкой земле. Евфросиния Полоцкая организовала переписку книг и в основанном ею в середине XII в. Спасском монастыре (около Полоцка). При монастыре существовала школа, которая готовила монахинь для переписки книг. Книги хранились в монастырской библиотеке. В XI—XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве — втором по значению княжестве западных земель Руси, а также в Минском, Гродненском и др. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелие XI в., небольшой отрывок которого (20 страниц) находится ныне в библиотеке АН Литовской ССР. Личную библиотеку имел полоцкий князь Изяслав Владимирович, а также Кирилл Туровский — церковный деятель и писатель, произведения которого были хорошо известны за пределами Туровской земли и хранились в библиотеках Древней Руси. Небольшие библиотеки в XII веке имели: Минский кафедральный собор, Благовещенская церковь в Витебске, Борисоглебская церковь в Каложе в Гродно и др. Сведения о многих церковных библиотеках не сохранились, но наличие их бесспорно, так как даже обычная приходская церковь должна была иметь 8 обязательных богослужебных книг. Но в церковных библиотеках хранились и книги светского содержания. На территории Беларуси в эпоху Возрождения создавались главным образом монастырские библиотеки. Они возникали в православных монастырях. Деятельность монастырей была направлена на укрепление церковной идеологии, на пропаганду религии. Поэтому монастырские библиотеки приобретали и размножали в основном литературу религиозного содержания. Наиболее крупными в этот период были библиотеки Слуцкого Троицкого, Супрасльского, Витебского Марковского и Жировичского монастырей. Книжные фонды монастырских библиотек в Беларуси во многом были идентичны фондам таких же библиотек России и Европы, но им были присущи и свои особенности, обусловленные национально-историческими условиями развития белорусских земель. Основу фондов составляли религиозные книги, которые использовались во время церковных богослужений. Такие книги имелись в нескольких экземплярах, иногда даже в большом количестве. Одним экземпляром были представлены «творения святых отцов», жизнеописания высшего духовенства. Очень немногочисленной была историческая литература – летописи, хроники, помянники (синодики). Известны краткие беларуские летописи – Супрасльская, Уваровская (Слуцкая) и др. («Слуцкий помянник» 1517, «Помянник, или Синодик Супральской лавры» 1631 в котором дан перечень всех литовских и белорусских княжеских родов). Важное место в фондах занимала полемическая литература, направленная на обличение католичества. Основным источником пополнения фондов монастырских библиотек была переписка рукописных книг, нередко заимствованных из других монастырей. Незначительная часть книг поступала в монастырские библиотеки из пожертвований духовных лиц, феодалов, мещан. Поскольку основным источником пополнения была переписка книг, а это трудоемкий процесс, то фонды библиотек не могли развиваться быстрыми темпами. В конце 16в. начинают действовать библиотеки православных братств в Вильно, Могилеве, Бресте, Минске, Пинске, Слуцке и др., основу фондов которых составляли преимущественно издания братских типографий. Первые библиотеки высших учебных заведений закладываются в Беларуси езуитами в последней трети XVI в.: библиотека Виленской (с 1570) и Полоцкой езуитской академий (с конца XVI в.), которые были крупнейшими центрами научной мысли. Возникновение в начале XVI века книгопечатания содействовали дальнейшему развитию библиотек. Книгоиздательская деятельность Ф. Скорины знаменовала собой начало нового этапа в культурной жизни белорусского народа. Предназначая свои издания для просвещения простого народа, Ф. Скорина лишил церковь монопольного права на их распространение, он ввел в книги живой разговорный язык белорусского народа. Книги Ф. Скорины приобретались монастырскими библиотеками, частными библиотеками феодалов и духовных лиц. Важной частью книжной культуры Беларуси XIV-XVIII вв. являлись частные книжные собрания. Многие частные (родовые) библиотеки на территории Беларуси и Литвы, которые комплектовались столетиями, передавались по наследству, распадались, гибли. Именно Возрождение способствовало быстрому росту частных книжных собраний. На территории Беларуси выделяются следующие частные библиотеки: библиотеки великих князей литовских; библиотеки магнатов; библиотеки ученых; библиотеки духовенства; библиотеки шляхты; библиотеки мещан. Наиболее крупные из них – великоняжеские и магнатские библиотеки Сигизмунда (Жигимонта) Августа ІІ в Вильно (более 4 тыс. экз.), библиотеки Радзивиллов в Бресте, Несвиже, Слуцке, Биржах, Кейданах, Сапегов в Ружанах, Кодани, Деречине, Слониме, Вильно, Хрептовичей в Щорсах и др. Частные собрания имели также ученые и писатели, духовенство, шляхта, мещане и горожане, которые формировали свои библиотеки в соответствии с профессиональными и интеллектуальными потребностями. Самые богатые и известные частные библиотеки в 16 веке принадлежали роду князей Радзивиллов и князьям Сапегам. Все библиотеки данного типа были большими по объему (достигали 3-4 тысяч экземпляров) и полилингвистичными (на 3-4 языках, в основном на старобеларусском, церковнославянском, польском, латинском языках). До 1/3, а то и 1/2 части фонда составляла религиозная литература. Так же можно отметить, что состав их был разносторонним, отличались энциклопедичностью, была литература юридическая, историческая, географическая, природоведческая, философская и др. |