Главная страница
Навигация по странице:

  • Книги в эпоху Античности

  • Функции библиотек Древнего мира

  • Ниневийская библиотека Ашшурбанипала

  • Вавилонском царстве

  • Библиотеки Древнего Египта

  • Деятельность Ивана Федорова

  • 16.Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе. Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе


    Скачать 128.32 Kb.
    НазваниеРазвитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе
    Дата18.06.2020
    Размер128.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла16.Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе.docx
    ТипДокументы
    #131211
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8


    Развитие книжного дела в эпоху Реформации в Европе
    В 16 столетии развитие книжного дела, Западной и Центральной Европы, связано с эпохой Реформации. Возрождение, великие открытия, научно-техническая революция, капиталистическое промышленное развитие – это всемирно-исторические процессы требовали самых разных знаний и сведений, которые распространялись быстрыми темпами. Появление книгопечатания сыграло значительную роль. Кроме создания материальной базы для быстрого распространения наук, новой информации, возникновения производства, книгопечатание благоприятствовало развитию письменности в целом, становлению национальных литератур, а это в свою очередь, всей системы образования и воспитания человека.

    16 век окончательно разрушает единство церкви. К началу книгопечатания Реформация была только религиозным расколом (которая была направлена против католической церкви). Книгопечатание превратило ее в революцию.

    Манифестом Реформации стала небольшая книжка Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского положения». Которая была напечатана тиражом 4 000 экз. – очень большое количество для того времени. Однако они разошлись за несколько дней. Всего эта книжка издавалась 15 раз. Большой популярностью пользуются листовки, они печатаются многими тысячами экземпляров. Листовке свойственна массовость: она обращена к народу.

    Крестьянскую войну, которую породила Реформация, потопили в крови. Сам Лютер, напуганный движением народа, перешел на сторону феодалов. Центр книгопечатного мастерства переместился в другие страны – Францию, Бельгию, Голландию.

    В это время увидели свет более 240 000 изданий. В начале 16 столетия типографы знакомили читателей с достижениями человеческой мысли прошлого – античности и средневековья. Уже в это время на титульных листах появились имена современников, многие из которых сразу стали знаменитыми. В 1511 году в Париже впервые напечатали «Похвалу глупости» великого гуманиста Эразма Ротердамского.

    В 1543 году в г. Нюрнберг вышла в свет знаменитая работа Николая Коперника «О вращении небесных сфер». Мысль о том, что Земля не центр Вселенной, а только одна из планет, разрушала устои, которые казались незыблемыми.

    Но не все было так просто. Церковь объявила войну книгопечатникам. В 1527 г. в Лейпциге казнили Нюрнбергского печатника Ганса Хергота, которого обвинили в выпуске революционных листовок. В1524 г. в Париже сожгли вместе с книгами Беркеня, который перевел на французский язык книги Э. Ротердамского. В 1546 такая же участь постигла лионского типографа Этьена Доле, который издавал Эразма и Рабле.

    В 1559 г. церковь издала книгу, направленную против печатного слова – В Риме вышел в свет «Индекс запрещенных книг». Слово цензура происходит от латинского «цензио» - оцениваю. В «Индекс запрещенных книг» были внесены книги Э.Ротердамского, Джордано Бруно, Николая Коперника, Франсуа Рабле и других авторов не угодных церкви. «Индекс запрещенных книг» пополнялся и переиздавался до 1948 г.

    Но прогресс нельзя остановить, а значит нельзя запретить книгу.

    В 16 столетии были заложены основы современной науки. Вышла в свет работа Везалия «О строении человеческого тела», иллюстрированная прекрасными гравюрами. В 1551-1587 гг. в Цюрихе издана «История животных» в пяти томах (Конрада Гесснера), которая дала начало современной зоологии.

    Книг издавалось много. Печатные станки работали почти во всех странах Европы. Появилась необходимость создать инструмент для поиска изданий, которые интересуют читателя. Так возникла библиография, которая скоро стала частью книжного дела.

    Феодальные монархи и папство всеми силами старались подчинить себе издательское дело. Типографию, или книжную лавку позволялось открыть тому, кто получил «королевскую привилегию» (лицензию). Книгоноши могли торговать только календарями и картинами. За нарушение правил взимались большие штрафы. В Германии, была основана целая комиссия инквизиторов для наблюдения за книжной торговлей.

    В конце 16 века, во многих европейских странах, сложилась строгая иерархия в книгоиздательстве. Выделялись крупные издатели, издатели и типографы средней величины, и мелкие печатники. Между ними была жесткая конкуренция. Для усиления своей монополии и получения большей прибыли, в конце 16 столетия издатели стали объединять капитал и создавать акционерные предприятия.

    Итогом развития европейского книгопечатания в 15-16 столетии, явилось создание книг, которые освобождали человека от господства клерикальных сочинений, от засилья латинского языка. Религиозно-догматические произведения сменяются сочинениями гуманистов – новеллами, романами, пародиями, фарсами. Жизнерадостный идеал гуманистов, ослабил давление религиозного культа и обрядности. В оформлении книги также есть изменения. Гравюра на металле начинает вытеснять из книги ксилографию. Это делает книгу более дорогой, но более красивой. Украшением книг занимаются и переплетчики.
    Книги в эпоху Античности
    Античность (латинское слово) употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле античность – это древность, а в узком – история Рима и Греции. Это были государства, где успешно развивалась наука (астрономия, медицина, математики, история, география, право). Римское право легло в основу законодательства многих стран Европы. К античности восходят все жанры европейской литературы. Античность открыла новую страницу в истории книги.

    Античное государство было очень образованным. Художественные произведения появились раньше, чем книга. Они передавались из уст в уста, произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» пели в виде рапсодий в сопровождении музыки, исполняли и философские трактаты. Первые памятники письма на территории Греции относятся к 10-8 ст. до н.э., но более точную дату сказать невозможно. Только камень мог донести примеры самого раннего греческого письма 8-7 ст. до н.э. Эти надписи хранятся в природном «архиве» Эллады – на скалах острова Фера.

    Греческое письмо сформировалось на основе финикийского. Это государство было заинтересовано, чтобы население было образованным. Вольные имели большие возможности в получении образования. Но в Афинах – центре греческой культуры – использовался труд рабов-переписчиков. Там же, в Афинах, были созданы специальные школы для вольных юношей. Он изучали разные науки под руководством наставников. Греческая афинско-философская школа широко славилась – школа Платона, Аристотеля. Афина – родина Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Их произведения были широко известны. Толчком для дальнейшего развития явились дипломатические и торговые связи с Египтом в 8 ст. до н.э. Тексты писались узенькими столбиками, а название давалось в конце, слова не отделялись, знаки препинания не употреблялись, рисунков было мало. В 5-4 ст. до н.э. существовали профессиональные переписчики книг, велась книжная торговля, создавались частные библиотеки.

    В первом тысячелетии до н.э. Италию населяли этруски – древнейший народ. «Загадкой всех итальянских загадок» называли ученные забытый язык этрусков. Для записи своего языка они пользовались греческими буквами, но смысл письма был непонятен. Постепенно этрусские города слабели, а Рим набирал мощь. Но культура этрусков стала основой римской цивилизации. Римляне переняли многие обычаи, искусство, религию. Этрусский алфавит лег в основу латинского.

    В латинском алфавите были 23 буквы, и в этот виде алфавит существовал всю античную эпоху. Дальнейшее развитие шло по пути приспособления различных языков, изменением формы букв в зависимости от вида письма.

    Литературная латынь начинает развиваться с 3 тысячелетия до н.э. На рубеже веков появляется классическая латынь. На этом языке написаны сочинения Цезаря, речи Цицерона, произведения Катулла, Виргилия, Горация, Лукреция. В -2 ст. до н.э. началась эпоха серебряной латыни. Её отличают не такие строгие правила, как у классической, большая лиричность, выразительность. Это произведения историка Ливия, поэта Овидия, философия Сенеки, романиста Петрония.

    Первоначальной формой древнеримского документа, книги в том числе, была именно табличка, претерпевшая значительные изменения по сравнению со своим глиняным прототипом. В подтверждение этих слов отметим, что первый свод законов Рима так и назывался - законы XII таблиц (duodecim tabulae). Табличка для письма представляла собой дощечку из твердых пород дерева, например, бука, покрытую воском с одной либо двух сторон. Несколько навощенных табличек (tabula cerata) уже представляли собой книгу, т. н. кодекс (codex). Для письма римляне использовали металлический грифель - стиль, одной, острой стороной которого выцарапывали на воске буквы, а другой, плоской, затирали написанное. Стиль для письма назывался «скрипторий» (scriptorium), и только в христианское время, это слово закрепилось за отдельным помещением для переписчиков книг, как правило, в стенах монастыря. Преимущества римских табличек для письма перед месопотамскими очевидны, ведь они были многоразового использования, транспортабельны, дешевы, что в совокупности предопределило их долгую жизнь - таблички пережили саму Римскую империю и господствовали в Средние века и далее.

    Присоединение к Риму Пергамского царства (113 г. до н.э.), среди прочих выгод, открыло широкую дорогу для поставок на рынок Вечного Города пергамента, а из Египта, соответственно, - папируса.

    На основании новых видов материальных носителей - папирусной бумаги и пергамента - в Древнем Риме были созданы новые формы книги: свиток и тетрадь.

    Насчет внутреннего или художественного офор­мления свитка можно сказать, что строки для удобства пишущего, были ровно разлинованы свинцом, обрез книги зачищен пемзой, верхний и ниж­ний обрезы, особенно в дорогих подносных экземплярах, часто окрашивались, равно как и сам пере­плет, концы (рога) палки, за которые держал книгу читатель. Римская книга в форме свитка была небольшого формата, шириной с современную тетрадь. Если же для книги брался пергамент, то получался не свиток, а пергаментная тетрадь, для чего листы пергамента складывали посредине и скрепляли там же, после чего перегибали пополам, придавая необходимую форму и формат. Формат пергаментной тетради, вероятно, был больше, нежели папирусного свитка, т. к. кожа есть дорогой материал, который нецелесообразно резать на мелкие и узкие части. Пергамент делали из кожи, очищенной от волос, и одну его сторону покрывали желтой краской.

    Все три формы римской книги - табличка, свиток и тетрадь - играли важную роль в интеллектуальной и общественной деятельности римлян вне сословных границ. На всех материалах римляне писали скорописанием, быстрым и мягким письмом.

    Естественно, что для письма и чтения должна была существовать система обучения грамотности, и Рим обладал такой системой. Образование начиналось с грамматики латинского и греческого языков, постепенно переходя к риторике, развивавшей искусство владения устным и письменным словом, что было жизненно необходимо при общественной системе, как в Риме

    Все это в совокупности порождало массу литературного и письменного товара: книги, свитки, таблички с текстом различного содержания, что, в свою очередь, требовало наличия общественной системы распространения и использования документов. В Древнем Риме она состояла из книжной торговли, архивов и библиотек.
    Функции библиотек Древнего мира
    Библиотека как социальный институт возникла в качестве хранилища памятников письменности любого назначения. Ее зарождение относится к столь глубокой древности, что датировать этот факт крайне затруднительно, — можно вести речь лишь о тех библиотеках, сведения о которых сохранились в истории.

    В Библии — одном из древнейших письменных памятников человечества — как синонимы употребляются термины "книгохранилище", "библиотека", "со-кровищехранилище". Последний термин означает, что в библиотеку складывали и некнижные сокровища, но книга среди них считалась наиболее ценной. В ветхозаветных библиотеках хранились, кроме собственно книг, родословные списки, летописи, письма, законодательные акты, договоры, переводы, рефераты, переписи, списки, долговые расписки, распоряжения и тому подобные документы.

    За многие столетия существования рабовладельческой общественно-экономической формации человеческое общество превратилось в классовое, создало довольно сложную экономику. Классовые и социальные противоречия привели к возникновению государства как инструмента господства одного класса над другим.

    Центром, откуда осуществлялось управление государством, религиозно-культовыми делами, местом сосредоточения хозяйственных, религиозных, дипломатических документов был древний город. В наиболее зрелых государствах города были мощными центрами высокоразвитой культуры, которые оказывали влияния на соседние страны, стимулируя их прогресс. В городах древнейших цивилизаций имелись хранилища памятников письменности.

    Ниневийская библиотека Ашшурбанипала, созданная две с половиной тысячи лет назад. Основной способ собирания библиотек в древнем мире – копирование документов. Ашшурбанипал рассылал по городам Месопотамии опытных писцов, которые разыскивали драгоценные книги и снимали с них копии. За сравнительно короткий срок были собраны десятки тысяч текстов по всем известным в то время отраслям знания. Самые спрашиваемые труды имелись в библиотеке в нескольких копиях.

    В Вавилонском царстве библиотеки создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах. Ни в одной стране Древнего Востока археологи не нашли столько юридических документов, как на территории городов этого царства. Особое место среди находок занимает сборник законов царя Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 г. до н.э. и при котором Вавилон достиг наибольшего процветания и могущества.

    Известны целые комплексы дворцовых, храмовых и частных хозяйственных архивов. Фонды библиотек Вавилонского царства, которые создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах, кроме документов хозяйственного назначения, содержали культово-богослужебные сочинения, труды по праву.

    Библиотеки Древнего Египта пережили свой расцвет во II тыс. до н.э. Они размещались по всей стране, во дворцах и храмах, а также в своеобразных центрах духовной жизни египтян – «домах жизни».

    По содержанию библиотечные коллекции состояли из религиозной и светской литературы. Фонды разных библиотек – храмовых, дворцовых, библиотек «домов жизни», школ писцов, служащих – отличались по составу.

    В храмах – культово-религиозные сочинения (заговоры, заклинания, молитвы, славословия богам), медицинские тексты, описания деятельности храмов, а также астрономические трактаты. В дворцовых библиотеках – произведения изящной словесности, поучения, сказки, сонники, деловые документы, письма.

    Древний мир знал библиотеки – создаваемые властителями, жрецами, библиотеки учебных заведений.

    Библиотеки Шумера, Вавилона и Ассирии владели искусством хранения текстов. Глиняные таблички помещали в закрытые ящики или корзины, снабжая их этикетками о содержании и характере текста.

    Библиотеки в течении тысячелетий служили хранительницами достижений научной мысли, успехов литературы, то есть основные функции библиотек Древнего мира это – мемориальная и коммулятивная.
    Деятельность Ивана Федорова
    В середине XVI столетия книгопечатание проникает в Московское государство. С середины XVI столетия правительство Ивана IV приступил к поиску средств и людей для усвоения типографского мастерства. Старания наладить книгопечатание в Москве с помощью иноземцев не нашли успеха. В отрасли полиграфической техники, в художественном оформлении чувствуется воздействие иноземных мастеров. С опытом издательского дела мог познакомить наших книгопечатников писатель-публицист Максим Грек, который прошел обучение в Италии, был знаком со знаменитым в то время Альдом Мануцием. Максим Грек в 1518 году приехал в Россию для выправления переводов церковных книг. В Москву он привез привез с собой образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были знакомы и другие печатные книги, созданные как в западных, так и восточных странах. Они смогли творчески с учетом национальных традиций использовать чужой опыт, а в некоторых случаях вносили новое в технику печати.

    Известна группа анонимных, или «безвыходных» изданий (Три Евангелия, две Псалтыри и две Триоди), которые были напечатаны в Москве еще до того, как появилась первая печатная книга «Апостол». В них нет выходных сведений – время и места издания, имени печатника. Техника печати была не совершенной. Правый вертикальный край был неровным. Изучение анонимных изданий дает возможность утверждать, что одинаковая наборная техника объединяет большинство «безвыходных изда­ний» с книгами Ивана Федорова. Это говорит о том, что он работал в первой московской типографии.

    В дальнейшем, когда исследователями было доказано, что книгопечатание началось в Москве в 50 гг. XVI столетия, исследователи предположили, что Иван Федоров работал в что Иван Федоров работал писателями было доказано, что книгопечатание началось в Москверых случайных странах., а обучение в Италпервой типографии вместе с Марушей Нефедьевым, Петром Мстиславцем и другими мастерами. Возникновение этой типографии связали с деятельностью «Избранной рады» - правительственного кружка при молодом царе Иване IV. Считается что типография находилась в доме одного из руководителей кружка – священника Сильвестра.

    Сохранилась книга Краковского университета, в которой записывали имена
    лиц, удостоенных ученых степеней. Здесь можно найти имя «Ивана сына Федора
    Москвитина», который в 1532 г. получил степень бакалавра. Не исключено, что
    это — будущий московский первопечатник.


    Следующее упоминание о нем нам встретится только в 1564 г.— на страницах, первой точно датированной московской печатной книги «Апостол». Тридцать два года жизни первопечатника скрыты непроницаемой пеленой столетий. В ту пору и освоил он основы типографского искусства. А с начала 50-х гг. работал в первой московской типографии Сильвестра. В 60-х гг. стал руководителем государственной типографии, которая 1(10) марта 1564 г. выпустила «Апостол».
    Это во многих отношениях замечательная книга. Ее пропорции близки к клас­сическому «золотому сечению». Прекрасно читается шрифт, рисунок которого восходит к московским полууставным почеркам первой половины XVI века. Основно­му тексту предпослан гравированный фронтиспис, на котором изображен один из легендарных героев и авторов книги — апостол Лука. Книга богато и со вкусом орнаментирована. Думая над тем, как украсить книгу, Иван Федоров использовал опыт рукописной мастерской Феодосия Изографа. Судя по всему, «Апостол» 1564 г. был напечатан большим по тем временам тиражом — порядка 2000 экземпляров. Из них до наших дней дошло свыше 60. Все они тщательно описаны и изучены.

    Второй московской книгой Ивана Федорова стал «Часовник», по которому паши предки учились грамоте. Спрос на «Часовник» был велик, и мастер дважды издавал его. Книга очень редка, единственный экземпляр первого издания, окон­ченного 29 сентября 1565 г., сохранился в Королевской библиотеке Крюсселя, Второе издание, увидевшее свет месяц спустя, известно в пяти экземплярах. Вскоре Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславсц покинули Москву.

    Один из богатых и влиятельных вельмож, гетман Григорий Александрович Xодкевич пригласил мастеров в свое имение Заблудов. Здесь 17 марта 1569 г. вышло в свет «Учительное Евангелие» — сборник «бесед» с толкованиями еван­гельских текстов. Среди них «Слово на Вознесение» Кирилла Туровского, древне­русского писателя и проповедника XII в.— первое произведение русского автора, преданное печатному станку.

    Второе заблудовское издание «Псалтырь с Часословцем» — Иван Федоров печатал один. Его друг и помощник Петр Тимофеев Мстиславец ушел в Вильно и основал здесь собственную типографию. Работу над «Псалтырью» Иван Федоров завершил 23 марта 1570 г. Сохранилось лишь три экземпляра книги. «Псалтырь» использовался для богослужения, но, как и «Часовник» служил обучению грамоте.

    В начале 1575 г. Ивана Федорова пригласил на службу один из богатейших магнатов Польско-Литовского государства князь Константин Константинович Острожский. В своей резиденции — Остроге князь устроил «детищное училище». Для этой школы Иван Федоров в июне 1578 г. напечатал новую «Азбуку». Открывалась она параллельными греко-славянскими текстами. К разделам, повто­рявшим издание 1574 г., была прибавлена тетрадь из 9 листов, в которой типограф поместил «Сказание» древнеболгарского писателя Черноризца Храбра о создании славянского письма великими просветителями Кириллом и Мефодием. Острожская «Азбука» сохранилась лишь в двух экземплярах.

    Трудно переоценить роль, сыгранную в истории отечественного просвещения учебниками, составленными Иваном Федоровым. Его «Азбуки» послужили образ­цом для многих букварей, которые издавались в России, на Украине и в Белоруссии в XVI-XVII вв.

    Типографии, созданные великим просветителем, продолжали работать. Шрифты и инструменты Ивана Федорова, оставшиеся в Москве, перешли к мастеру Андронику Тимофееву Невеже, который в 1568 г., вместе с Никифором Тарасиевым, возобновил книгопечатание в столице Русского государства. В 1577 г. Невежа основал первую в России провинциальную типографию — в Александровской слободе, куда переехал со своим двором царь Иван Васильевич Грозный.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта