Главная страница

ВКР Развитие памяти Дидактические игры. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеРазвитие памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Дата16.04.2022
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВКР Развитие памяти Дидактические игры.doc
ТипДокументы
#478499
страница3 из 5
1   2   3   4   5
§2. Картотека дидактических игр по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста

Опираясь на первичную диагностику по трем методикам развития зрительной памяти, мы выявили четырёх детей из девятнадцати, у которых развитие зрительной памяти находится на низком уровне и семь детей, у которых развитие зрительной памяти находится на среднем уровне.

Для этих детей мы отобрали серии дидактических игр, направленных на развитие зрительной произвольной памяти, осознание цели запоминания и использования приемов запоминания детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения полноты охвата развивающей игровой деятельности мы организовали две серии из 11 дидактических игр:

I серия - дидактических игр - простых по содержанию, включала специально организованное восприятие и обучение приемам запоминания, и припоминания - 6 игр;

II серия - дидактических игр направлена на использование и совершенствование приемов запоминания и припоминания - 5 игр.

Цель первой серии игр: организация целенаправленного восприятия (пространственное расположение предметов, величина, цвет и т.д.), обучение целенаправленному запоминанию и припоминанию.

В данную серию вошли игры: «Что изменилось», «Кто здесь прячется?» «Теремок», «Рассеянный Антошка», «Я положил в мешок», «Найди такой же».

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков. Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность. Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям. Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе.

За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек. Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Игра «Кто здесь прячется?» Рассматриваются 4 картинки, устанавливается смысловая связь: «Здесь у нас - девочка Лена, здесь - кукла Маша, мишка и коляска, чтобы их катать. Картинки сейчас начнут прятаться. А вы постарайтесь запомнить, где лежит каждая. Девочка - посредине, с этой стороны (или справа, слева) - кукла и коляска, с этой - мишка». Затем картинки переворачиваются. Ребенок стучит палочкой в первую картинку и спрашивает: «Тук-тук-тук, кто здесь прячется?» Дети угадывают, ребенок переворачивает картинку и сравнивает с ответом.

Игра «Теремок» Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания. Материал: образец дорожки из геометрических фигур; геометрические фигуры. Ход: детям предлагается образец дорожки для персонажей сказки и задание - построить дорожку по памяти из геометрических фигур.

Игра «Рассеянный Антошка»: педагог просит ребенка внимательно посмотреть на картинку, а затем нарисовать ее по памяти. После ребенок рассказывает, что он нарисовал, что мальчик надел не так. Очень важно, чтобы ребенок сравнил свой рисунок с образцом и сделал вывод о том, все ли он хорошо запомнил.

Игра «Я положил в мешок» Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут...» (порядок тот же).

Игра «Найди такой же» Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания. Материал: карты белого цвета по числу детей размером 24х13 см, разделённые на 8 квадратов размером 6,5х6 см; набор из 24 карточек для каждого ребёнка. На 8 основных изображениях нарисованы грибы, шары, яблоки, вишни, кубики, пирамидки, флажки.

Каждому основному изображению соответствует 2 дополнительных, отличающихся от него цветом, количеством предметов или их расположением. Ход: детям предлагается поиграть в лото и объясняется, что водящий будет показывать карточки, а ребята должны запомнить, что на них нарисовано, и найти такую же картинку. Карточки показывают по одной, а затем проверяют правильность выполнения задания. Если ребёнок верно запомнил картинку, то он закрывает ею пустую клеточку на большой карте. Если ребёнок ошибается, то его просят проанализировать и исправить ошибку [38].

Вторая серия игр направлена на совершенствование и самостоятельное использование приемов запоминания и припоминания детьми в играх. Были проведены и проанализированы следующие игры «Запомни - положи», «Магазин ковров», «Рисуем по памяти узоры», «Что потерялось?», «Пексессо».

Игра «Запомни - положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек). Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Игра «Магазин ковров» Игра на развитие пространственной ориентировки. Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными геометрическими узорами.

Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середке которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника. слева 2 трапеции, справа 2 прямоугольника». После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.

Игра «Рисуем по памяти узоры» Цель: развитие зрительной памяти. Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

Игра «Что потерялось?» Цель: развивать внимание и зрительную память. Изображённые на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид. Задание: попросить ребёнка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками? Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребёнок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

Игра «Пексессо» Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные - кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы [25].

Таким образом, наиболее важно развивать зрительную память у детей старшего дошкольного возраста, так как более интенсивно она развивается именно в этом возрасте. Занятия по развитию памяти проходили интенсивно и принесли хорошие результаты, которые представлены нами в следующем параграфе.
§3. Динамика степени развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
После проведения нами дополнительных занятий с детьми по развитию памяти мы провели повторную диагностику.

1. Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 1 (по Л.В. Черемошкиной), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 5.

Таблица 5. – Результаты диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста по методике Л.В. Черемошкиной на конец эксперимента



Имя ребенка

Правильность соблюдения в рисунке

Общее количество затраченного времени (сек)

Уровень







Размер

Наклон

Количество







1

Роман Б.

Нет

Да

Да

10

Высокий

2

Ваня Щ.

Нет

Да

Да

10

Высокий

3

Витя К.

Нет

Да

Нет

12

Средний

4

Виталя Б.

Да

Да

Да

8

Высокий

5

Жанна А.

Нет

Да

Нет

10

Средний

6

Данил К.

Нет

Да

Нет

12

Средний

7

София Ю.

Да

Нет

Да

10

Средний

8

Юлия А.

Да

Да

Нет

12

Средний

9

Алиса С.

Да

Нет

Да

12

Средний

10

Варлам С.

Да

Нет

Да

12

Средний

11

Катя Б.

Да

Нет

Нет

14

Высокий

12

Марк К.

Нет

Да

Да

14

Средний

13

Аня Х.

Да

Нет

Да

16

Средний

14

Ксюша Л.

Да

Да

Да

10

Высокий

15

Ангелина Г.

Нет

Да

Нет

18

Высокий

16

Сабрина П.

Нет

Да

Нет

18

Средний

17

Артем Д.

Да

Нет

Да

14

Средний

18

Георгий Ж.

Да

Нет

Да

16

Средний

19

Арсен М.

Да

Нет

Да

18

Средний

Средний коэффициент

Да

Да

Да

11,6

Средний


По данной методике дети показали следующие результаты: у 6 детей - это 33%, показатель уровня развития зрительной памяти находится выше нормы, такие дети прекрасно справились с предложенным заданием.

Также 13 детей, что примерно составляет 67% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти. У этих детей возникли небольшие затруднения выполнения правильного соблюдения в рисунке размера, наклона, количество линий и пересечений.

Это можно связать тем, что память ребенка еще находится в процессе формирования. Уровни развития кратковременной зрительной памяти представлены на диаграмме 5.



Диаграмма 5. – Диагностика развития зрительной памяти

в старшей группе по методике Л.В. Черемошкиной

на конец эксперимента, %
Таким образом, исследуя детей по данной методике мы выявили высокий уровень, что составил 33% и средний уровень - 67%.

Тем самым целесообразно сформулировать вывод о том, что по сравнению с результатами на начало эксперимента уровень развития у воспитанников данной старшей группы увеличилась.

Это говорит о том, что внедрение данных дидактических игр в занятия с ребятами, направленные на развитие памяти, дают положительный результат.

2. Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 2 «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 6.

Таблица 6. – Результаты диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста по методике «Сложные фигуры» на конец эксперимента (в баллах)



Имя ребенка

Правильность рисунка в баллах

Общее количество

Уровень







А

В

В1

В2







1

Роман Б.

2

2

3

4

11

Высокий

2

Ваня Щ.

3

3

3

3

12

Высокий

3

Витя К.

3

3

3

3

12

Высокий

4

Виталя Б.

2

2

4

3

11

Высокий

5

Жанна А.

2

2

4

3

11

Высокий

6

Данил К.

2

2

4

3

11

Высокий

7

София Ю.

4

3

2

3

12

Высокий

8

Юлия А.

3

3

3

2

11

Высокий

9

Алиса С.

3

3

3

3

12

Высокий

10

Варлам С.

3

3

3

3

12

Высокий

11

Катя Б.

2

4

3

3

12

Высокий

12

Марк К.

2

1

3

2

8

Средний

13

Аня Х.

2

3

1

2

8

Средний

14

Ксюша Л.

2

3

3

3

11

Высокий

15

Ангелина Г.

3

3

3

3

12

Высокий

16

Сабрина П.

2

2

0

2

6

Средний

17

Артем Д.

2

1

2

1

6

Средний

18

Георгий Ж.

2

1

2

1

6

Средний

19

Арсен М.

2

1

2

1

6

Средний

Средний коэффициент

2

1,5

2

1,2

6,7

Средний


По данной методике дети показали следующие результаты:

- у 13 испытуемых, что примерно составляет 53%;

- показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы и 6 детей - это примерно 47% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

У этих детей возникли небольшие затруднения выполнения правильного соблюдения в рисунке деталей, пересечений, наклон, количество фигур.

Это можно связать с тем, что психические процессы развития ребенка в этом возрасте все еще находятся в процессе формирования, они еще недостаточно сформированы, и носят непроизвольный характер. Уровни чтобы развития кратковременной зрительной памяти представлены на рисунке 7.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта