ДИЗАЙН. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами детского дизайна
Скачать 2.11 Mb.
|
детей с нормой речевого развития. Особенность детей нашей группы заключается в том, что ее контингент – это дети с общим недоразвитием речи ( ). Он характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонематической, фонетической и лексико - грамматической. У детей с наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. У детей с речь может находиться на разном уровне развития. Каждый из уровней 9 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» может быть диагностирован у детей любого возраста. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. 1.4. Основные направления и способы развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста с с позиции педагогической науки С позиции эстетики художественное творчество есть само выражение внутреннего мира художника, который не только по знаёт, но и выражает своё видение, своё понимание окружающе го. Результатом его творческой деятельности является художе ственный образ как особый вид освоения действительности. Но является ли это «самовыражение внутреннего мира художника» стихийным или его можно развить? Рассмотрим этот вопрос с позиции педагогической науки. Проблеме природы возникновения и развития детского художественного творчества в истории педагогики как отечественной, так и зарубежной всегда уделялось немало внимания. В результате ее исследования сложились две противоположные тенденции. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка и вторжение педагога в формирование творческих способностей признается нецелесообразным и тщетным. Приверженцами этой тенденции можно считать М.Монтессори, Р.Штайнера, К.Ветцеля, А.Бакушинского, Е.Флерину (ранний период ее деятельности), и др. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве и особое значение здесь придается обучению детей приемам творческих действий, расширению их художественного опыта. Сторонниками обучения в развитии творческих способностей детей были К.Риччи, Л.Тэдд, Б.Джефферсон, Э.Эйснера, В.М.Бехтерев, К.М.Лепилов, Е.В.Разыграев, В.И.Бейер, Е.А.Флерина (второй период), Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова и др. отечественные педагоги советского периода. Е.А.Флёрина считала важным принципом в обучении дошкольников изобразительной деятельности един ство учебных и творческих задач, их взаимодействие. Н.А.Ветлугина подчёркивает, что пути усвоения детьми художественного опыта идут в различных направлениях. Один из них – воспроизводящий, в основе которого лежит ак тивное усвоение ребёнком 10 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» ранее выработанных приёмов по ведения и способов действий. В основе другого – творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества. В настоящее время все исследователи сходятся на том, что развитием творчества можно и нужно целенаправленно руководить. Если ребенок не гений от рождения, то при всем желании супер-человеком он не станет, а вот креативные характеристики можно очень даже неплохо развивать. Условия развития детского изобразительного творчества: • наличие у детей художественных впечатлений от воспри ятия действительности, образов искусства; • наличие знаний, умений в области разных видов изобра - зительной деятельности; • проведение занятий интегрированного типа, выполне ние детьми творческих заданий, направленных на формиро вание у них способности самостоятельно создавать новые ху дожественные образы, используя для этого средства разных видов искусства. Традиционная методика исходит из того, что ребенок должен приобрести, прежде всего, навыки владения кистью, краской и пр. При таком подходе внимание ребенка сосредоточено на технике, а чувства и эмоции представляются второстепенными. Это может привести к шаблонности в исполнении, а в случае неудачи – к потере уверенности в своих силах и способностях. Ранее методикой не рекомендовалось соединение детьми в одной работе разных способов изображения, например дорисовывать что- либо в аппликации. Ребенку прихо дилось, следуя указаниям воспитателя, вырезывать мелкие час ти и дополнять ими свою работу. Это приводило не только к затруднению самого процесса, но и к ограничению прав ребёнка на выбор способов изображения. Современные тенденции в методике обучения направлены на личностно-ориентированный подход к ребёнку, предостав ление оптимальных условий для развития его творчества. В частности Т.Г.Казакова рекомендует научить детей соединять разные способы и пре доставлять им право на самостоятельный выбор наиболее выразительного из них для реализации своего замысла. Комбинирование способов и приемов используется на многих занятиях, что облегчает ребёнку процесс деятельности. Способствовать развитию творческого потенциала детей призвано использование в практике дошкольных работников нетрадиционных изобразительных техник: пальцеграфии (рисование пальчиками, ладонями), 11 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» кляксографии, различных видов оттиска (пробкой, поролоном, ласти ком, картофелем), набрызга, тычка, печати по трафарету, грат тажа, монотипии и др. Авторами подобных методик, основанных на применении нетрадиционных техник рисования, являются А.М.Страунинг, Л.В.Куцакова, Н.В.Дубровская, Р.Г.Казакова, И.А.Лыкова и др. Общепризнан на современном этапе деятельностный подход в развитии творчества. Как отмечают Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, Т.Г.Казакова главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предме тов и явлений с целью их познания и освоения. Эта деятельность выступает в фор ме так называемого «экспериментирования», которое интен сивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Детское «экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребёнком новых знаний и сведе ний и выступает как основной мотив деятельности. От экспери ментирования с материалами – к поискам способов изображе ния для создания художественных образов в рисунке, лепке, аппликации, отличающихся оригинальностью, выразитель ностью, индивидуальностью «почерка» каждого «автора», выражению им личностной позиции. Кроме того актуальным для современной методики является интегративный подход , который в наибольшей степени выражен в проектной деятельности. Понимается как единство формирования содержания и изображаемого, способов изображения, решения технических и творческих задач. При их выполнении дети решают многие творческие задачи, использу- ют полученный в процессе обучения опыт. Их эффективность в том, что детям интересно осваивать новую для них деятельность, создавать оригинальные по со держанию и композиции панорамы, макеты, диорамы. Деятельность такого плана приобретает характер художественно- декоративного ди зайна. О его особенностях и специфике работы с детьми пишут в своих публикациях Г.Н.Пантелеев, Г.Н.Давыдова, А.И.Ярыгина и др. 1.5. Возможности дизайн - деятельности в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста с Обращаясь к проблеме развития детского изобразительного творчества, мы обратились к новому на сегодняшний день направлению – детскому дизайну. Наша задача показать возможности детской дизайн-деятельности в развитии изобразительного творчества детей. 12 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» Анализируя различные работы исследователей дизайна мы выяснили, что сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ. Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. Для развития творческого воображения дошкольников в процессе дизайн-деятельности применимы различные педагогические технологии: «Детский дизайн» (автор Г.Н. Пантелеев), «Детский дизайн» (автор Г.Н.Давыдова), «Графический дизайн» (автор А.И.Ярыгина). По определению Г.Н.Пантелеева, дизайн – это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты». А.И.Ярыгина дает несколько иное определение данного понятия – это «вид деятельности по разработке, проектированию предметно- пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом». Существующие методические разработки по современному дизайну ДОУ используют чаще дизайн для детей, почти не используя специфику и богатые возможности самого детского дизайна. Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды. Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. Детский дизайн определяется специалистами как общественно полезное художественно–декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. 13 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» В дизайне важно, не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений. Именно это положено в основу технологии дизайн – деятельности, разработанной Г.Н.Пантелеевым, представляющую собой фор му взаимодействия детей и взрослых через организацию различных типов детского дизайна и направлений детской деятельности. Предпосылками дизайнерского искусства исследователи называют: прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов; экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна. В контексте данной работы стоит отметить влияние дизайнерской деятельности на развитие речи дошкольников. Еще «учитель русских учителей» К.Д.Ушинский отмечал, что творческая деятельность дошкольника предостав ляет исключительно благоприятные условия для развития его языка. «К организации игры и изобразительной деятельности детей главным образом сводятся методичес - кие мероприятия по развитию языка детей дошкольного возраста». В дальнейшем все исследователи творческой деятельности придают ей особое значение в развитии речи ребенка-дошкольника. В новых изучениях также подчеркивается связь познавательно-речевого развития с продуктивной деятельностью, в том числе с занятиями детским дизайном. Г.Н.Пантелеев подтверждает, что они развивают у детей интеллект, куль туру речи и общения. Для иллюстративности значения данной работы для детей с приведем ряд вопросов: Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Почему воспитателям в детском саду приходится сталкиваться с проблемой: куда девать массу рисунков, созданных детьми к концу дня? 14 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» И наоборот: почему нет этой проблемы у учителей начальных классов? Ответ кроется в том, что изобразительная деятельность является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте. В своих изобразительных работах дети стремятся отобразить свое состояние, эмоции, чувства. С возникновением письменной речи у младших школьников рисунок уходит на второй план. «Все слова рождены деянием, трудом, поэтому язык является костью, мускулом, нервом, кожей фактов, и поэтому точность, ясность, простота языка совершенно необходимы для того, чтобы правильно и ярко изобра жать процессы создания фактов человеком и процессы влияния фактов на человека» (М.Горький. «Литературные забавы»). 15 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» II глава. Система работы по диагностике и развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами детского дизайна. 2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с на начальном этапе исследования Для исследования вопроса художественного творчества детей старшего дошкольного возраста с и их способностей в этой области средствами детского дизайна использовались методики, предложенные авторским коллективом разработчиков программы «Истоки» под редакцией Л.В.Парамоновой. Обоснование: основная общеобразовательная программа учреждения разработана на основе программы «Истоки» и коррекционно-развивающей программы в логопедической группе, автор Н.В.Нищева; в процессе теоретического исследования выявлено, что мониторинг программы Н.В.Нищевой по области «Художественно-эстетическое развитие» отражает показатели только навыков и умений детей, но не их творческого развития; поэтому выбор диагностического инструментария был остановлен в пользу программы «Истоки». В основу исследования положены следующие критерии: в рисунке отражают людей, бытовые сюжеты, картины природы, сказочные образы; используют выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.) в создании рисунка; создают работы из разных материалов по собственному замыслу, используя различные техники; развитие творческого воображения. Показатели детей оценивались по 3-х уровневой шкале, принятой разработчиками программы «Истоки»: Достаточный уровень – указанный показатель у ребенка сформирован полностью. 16 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» Уровень, близкий к достаточному – показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво. Недостаточный уровень – показатель не проявляется ни в одной из ситуаций. Процедура оценки предполагает двухуровневый подход. Первый уровень – низкоформализованные методы, применяемые воспитателями путем педагогического наблюдения и анализа продукта детей по предложенным критериям. Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами путем комплексного психолого-диагностического обследования по специальным тестам, аппаратурным методам. Мониторинг состояния речевого развития и творческого воображения детей осуществлялся учителем-логопедом и педагогом-психологом, его результаты, выводы и рекомендации для дальнейшей работы с воспитанниками были предоставлены нам данными специалистами (Приложение 1). Данные по развитию творческого воображения и художественных способностей детей, выявленные воспитателем и педагогом-психологом в период первичной диагностики, представлены в диаграмме. Диаграмма 1. Уровень развития творческих способностей (в %) детей старшей логопедической группы. 2012-2013 уч. год, начало работы. По итогам первичной диагностики, были выявлены следующие проблемы: 17 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Жемчужинка» Муниципальный конкурс «Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Александровск – 2014» 1. Критический уровень творческого воображения характеризуется в цифровых показателях в пределах 27% – уровень, близкий к достаточному, 73% –недостаточный уровень. Достаточного уровня нет ни у кого. 2. Близки к этому показатели по 2-му критерию: могут создавать оригинальные, не повторяющие других, рисунки всего 28% детей. 3. Только 36% детей способны отразить в рисунке людей, бытовые сюжеты, картины природы, сказочные образы на уровне, близком к достаточному. 4. Создают работы из разных материалов по собственному замыслу, используя различные техники, 45% детей. 5. Наилучшие показатели по использованию выразительных средств (цвет, форма, композиция, ритм) в создании рисунка 73% – уровень, близкий к достаточному. |