Главная страница

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС». 2 Копия развитие творч способно (испр). Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках фгос Обобщение педагогического опыта


Скачать 58.49 Kb.
НазваниеРазвитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках фгос Обобщение педагогического опыта
Анкор«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС
Дата18.11.2022
Размер58.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2 Копия развитие творч способно (испр).docx
ТипДокументы
#797118

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ананьевская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Обобщение педагогического опыта

Подготовила: Софронова Любовь Ивановна,

учительначальных классов

МБОУ АСОШ

категория - высшая

Ананьевка 2013 г.
План

  1. Актуализация темы.

  2. Условие возникновения опыта.

  3. Основные педагогические идеи.

  4. Теоретическая база опыта.

  1. Понятие «Творчество».

  2. Понятие «Способности».

  3. Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.

  1. Технология опыта.

  1. Проектная, исследовательская деятельность во внеурочное время.

  2. Прикладное искусство как способ развития индивидуальных творческих способностей детей.

  3. «Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников.

  1. Новизна опыта.

  2. Результативность.

  3. Адресная направленность.

  4. Список литературы.

  5. Приложения.



  1. Актуализация темы.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

      1. Говоря о Технологии опыта, в первую очередь хочу остановиться на проектной деятельности.




    1. Проектная деятельность

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект.

Целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:

I.
 Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации,спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будутявляться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

II.
 Исследовательские проекты (2-4 класс) – по структуре напоминают подлиннонаучное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.


В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

(Приложение №1)
2. Рукоделие – тоже один из способов развития индивидуальных творческих способностей детей

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Рукоделие, как один из самых распространенных его видов, особенно доступно для восприятия ребенком; его красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

Я считаю, что разработанные мною рекомендации способствуют воспитанию, развитию творческих способностей с помощью индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Кружковые занятия по рукоделию ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

Рукоделие воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

Совместный труд способствует укреплению дружбы между детьми. Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво.

(Приложение №2)
3. «Воспитание сказкой» - универсальное занятие

во внеурочной деятельности младших школьников

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.

В своей работе я широко использую все виды фольклора. Знакомя детей с фольклором, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:

  • совместная и индивидуальная работа;

  • занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;

  • традиционные фольклорные праздники и развлечения.

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

– Загадывание и отгадывание загадок.

– Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек.

– Придумывание определений к заданному слову.

– Конструирование слов, словосочетаний и предложений.

– Рассказывание сказки детям.

– Творческие задания по содержанию сказок.

Приведу пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? Выясняю, как дети оценивают поступки героев, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».

Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев. 
«Всё можно улучшить и изменить» - творческий девиз наших занятий.

– Придумывание сказки на заданную тему – предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.

Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

  1. К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»

  2. К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот.

Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу - храбрым и сильным. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»

В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.  Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству. (Приложение №3)

VI. Новизна опыта

   Новизна опыта выражается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей учащихся осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.
Образовательный потенциал  заключается в возможности: повышения мотивации в получении дополнительных знаний;

        Работа во внеурочной деятельности способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей; чувство ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации.

Я стараюсь воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя.

На своих уроках и во внеурочной деятельности создаю условия, при которых ученик испытывает череду эмоций:

Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»

Потом восхищение: «Как здорово, красиво сделано!»

И, наконец, восторг: «И я так могу!»

Организуя занятие с детьми,  помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца –«я - сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен.

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах.

Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили».

VII. Результативность

Что приобрели мои ученики при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

 Основными методами исследования полученных в ходе эксперимента результатов являются: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование.

Творческий потенциал каждого учащегося пока еще раскрывается, ученики публично демонстрируют достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект, следующие исследования.

Оценка результативности

Конечно, работа над внедрением метода проектов, исследовательской работы еще не завершена, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она дает. В течении небольшого опыта работы мною предпринята попытка отслеживания некоторых результатов внедрения проектной деятельности:

 — формируются организационные навыки,

--- формируется умение найти нужную информацию,

 — самостоятельность,

 — потребность в помощи товарищам или оказать ее другим,

 — подъем у детей, не проявляющих себя в урочной системе,

 — увеличение возможностей для творчества.

Учащиеся моих классов представляли свои исследовательские работы на школьных и районных научно-практических конференциях.

VIII. Адресная направленность

Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности, исследовательской работы для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность в современном, постоянно меняющемся мире.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:

-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,

-готовы выйти за рамки программного материала,

-способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии,

-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

IX. Список литературы

Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»

Капусткина Е.В. «Авторская программа «Проектная деятельность»

О. Соломенникова “Радость творчества”

nsportal.ru

prosckolniy.jimdo.com

gimnazia1.ucoz.rufestival.1september.ru

school20-shadr.ucoz.ru

nsportal.ru

nsportal.ru

s24008.edu35.ru

stranamasterov.ru

nachalka.com

nsportal.ru

celinnaja.ru

nsportal.ru

X.Приложения
Приложение 1
Творческий проект«Осень- Художница»

Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
Задачи:
•          Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

•          Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

•          Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

•          Формирование коммуникативных навыков.
 Творческие группы:

•          Фотокорреспонденты

•          Издатели

•          Художники 

•          Дизайнеры 

Ход работы творческого проекта:

I. Организационный момент.

Группы приветствуют гостей, занимают свои места.

 II. Подготовительный этап.

        Над землей туман клубится,
        Вяжет сети паучок.
       Вот и рыжая лисица
       Красит листья в жёлтый цвет.
       Красит рыжим, алым, синим,
       Разбавляет краску ливнем.
       Отгадать загадку просим:
       Кто лисица эта?
- Осень!

- По каким признакам узнали это время года?

- Почему осень сравнивают с лисицей?

- У кого из поэтов есть подобное сравнение?

- Д. Кедрин « Осенняя песня».

- Чёрно – бурою лисицею под горой улёгся лес.

- Ребята, на различных уроках – литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Мы выбрали общее название:

Осень - Художница!

- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?

- Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?

 В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, технологии выполняли различные работы.

- Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства.

 III. Работа по группам.

Задания:

Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма.

1. Осень пёстрая ……….(пришла)
    И рябины подожгла.
    Возле них дрозды снуют
    И плоды – огонь ……….(клюют)

2.        ……. В роще листопад (бродит)
По кустам и кленам,
Скоро он …… в сад (заглянет)
Золотистым звоном.

 
Потерялась первая буква.
3.        ….синку красила
….сень
….синка мне нравится
….чень.
….на позолотом блистает,
….дно только жаль – 
….блетает.

4.        …леет за лесом закат
…лые
…исты к лесу летят.
…стры зарделись на клумбах в саду
…лые тени дрожат на пруду.

Всем группам. Подобрать рифмы.

   Утром мы во двор идем
  Листья сыплются дождем.
 …………………..листопад
  ………………….. сад.

- Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.

Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

 IV.Анализ художественных произведений.

- Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею?

А.С.Пушкин. «Унылая пора!»

- Поэт, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени.

Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня»

- Какое настроение передаёт автор?

- Какой образ вам особенно нравится и почему?

- Кто такие духи осени?

- Что позволило нам так ярко представить эту картину?

- Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение)

- Прочитайте стихотворение С.Есенина.

- Назовите общие понятия, слова?

- Одинаково ли пишут поэты?

Как поэты говорят об осени?

---Солнце спряталось за ситцевой

Занавескою небес.

                                                          Д. Кедрин.

           Колесом за сине горы

           Солнце тихое скатилось.

                                          С. Есенин.

          Солнце реже смеётся…

                                          К. Бальмонт

          И редкий солнца луч.

                                          А.С.Пушкин

- Для чего используются олицетворения?

- Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки.

 V. Творческий отчёт групп.

- Слово вам издатели книги. (Выступление детей).

- Спасибо за труд.

Художники 

- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.

( Три картины:Левитан, Поленов, Остроухов)

Выступления детей:

1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.

2. Василий Дмитриевич Поленов (1893г.)

 Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое-где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осенним воздухом.

3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

- Что объединяет все картины?

- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?

- Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин?

- Лес, точно терем расписной…

                                    И.Бунин.

- Что изображали вы на своих рисунках?

- Кому машет дерево последним листом?

- В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения.

И. Бунин « Листопад»

«…Последний день в лесу встреча»

Музыканты: 

- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.

- Когда впервые звучала музыка?

- Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта.

 Выступления детей:

Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.

 Слушаем музыку. ( Анализ услышанного).

Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по-своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и  щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей  неповторимой багряной красой.

- « Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.

Фотокорреспонденты:

- Нам было интересно сфотографировать приметы осени.

 Выступления детей:

1.       Мы с мамой сфотографировали осенние астры, калину. На этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев.

2.       А мы сфотографировали наш сад. Краснеют гроздья рябины и много золота – березки надели жёлтые наряды.


Дизайнеры: 

- Нам очень захотелось, используя различные материалы, создать свои осенние картины.

-Эту работу мы назвали  «Осенний букет». Выполнена композиция из самых красивых осенних листьев.

- А это красивое платье украшено дарами осени. Этот наряд называется «Яблонька».

- Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе, мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев.

Вывод: 

- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?

- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

«Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.

- Чему научились мы, работая над этим проектом?

-В заключение нашей работы мы исполним песню об осени, потанцуем вместе с красивыми листочками.

Выставка детских работ.
Приложение 2.

Структура занятия
1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты).

Объявление темы;

Организация рабочего места.

Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 10-18 минут).

Беседа или рассказ по теме (3-7 минут);

Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут);

Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени).

3. Физкультминутка.

4. Практическая часть (23-33 минут).

Работа по графическим схемам, изображенным на доске или розданным на парты (10-15 минут).

5. Физкультминутка или гимнастика для глаз.

6. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).

7. Заключительная часть(6-8 минут).

Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты)

Оценивание работы: ребенку следует сначала показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочеты, подсказывая способы их устранения.

Уборка рабочих мест (1-2 минуты).
ТЕМА. Котенок. (вышивание)

ЗАДАЧИ. Продолжать учить детей вышивать на ткани “стебельчатым” швом, по намеченному контуру, используя в работе металлическую иголочку для вышивания, нитки мулине и пяльцы. Научить детей вытягивать нитки для работы из косички, сплетенной из ниток мулине. Закрепить умение вдевать нитку в иголку; начинать и заканчивать работу без узелков. Воспитывать чувство наслаждения от красиво выполненной работы.

МАТЕРИАЛ. На каждого ребенка заранее приготовленный контур котенка на ткани. Ткань натянута на пяльцы; косичка из ниток мулине; шкатулка для рукоделия; котенок (мягкая игрушка).

ПРИЕМЫ.

1. Создание игровой мотивации.

Детей встречает котенок (мягкая игрушка), мяукает. Дети рассматривают его, какой он красивый, мягкий, пушистый, ласковый и т. д. Оказывается, котенок очень любит играть с клубочками ниток, а дети объясняют котенку о том, что у них много ниток, но они не для игры, а для вышивания. Нитки не намотаны в клубочки, а заплетены в косички. Котенок набегался, наигрался и очень устал. Предложить детям спеть ему песенку

Приди, котенька – коток, приди серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать, будем песни напевать.
Уж как я тебе, коту, сладку песенку спою.

Эта песенка колыбельная, котенок начал засыпать. Положить его на подушечку и накрыть одеялком. Предложить детям вышить спящего котенка, а потом подарить ему свои работы.

2. Показ приемов вышивания стебельчатым швом.

Стебельчатый шов состоит из одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Работу выполняют слева направо.

Закрепить нить на изнаночной стороне ткани.

Протянуть иголочку на лицевую сторону.

Сделать первый стежок.

Выполнить следующий стежок, выводя иголочку у середины предыдущего стежка.

Все последующие стежки вышивают как предыдущий, строго следя за тем, чтобы стежки были одинаковыми, а натяжение ниточки равномерное, тогда шов получается рельефным.

Ниточка должна находиться всегда с левой стороны по отношению к стежкам (лучше снизу). Менять положение ниточки во время работы нельзя.

3. Самостоятельная работа детей.

Прежде, чем приступить к работе, вспомнить о правилах безопасности труда и разогреть пальчики.

“Во дворе у брата бегали котята. Испугавшись щелчка, разбежались кто куда.”

(Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки остальными пальцами.)

4. Рассматривание вышитых работ.

5. Упражнение на расслабление “Волшебный сон”.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…

А потом опять вперед
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И рассла-а-бле-на…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону)

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно -

Расслабление приятно!
Шея не напряжена
Ирассла-а-бле-на…

(Медленно опустить голову вниз)

А теперь посмотрит вниз -
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно -




Расслабление приятно!
Шея не напряжена.

И рассла-а-бле-на…
Выставка поделок.

Приложение 3

(«Воспитание сказкой»)

Программное содержание: учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывки из сказок, драматизировать их. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказкам: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», мягкая игрушка – лиса, колобок.

Предварительная работа:  чтение сказок: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», показ сказки «Колобок».

Ход занятия:
Сказочница: Здравствуйте, ребята!

Ребята, вы хотите совершить путешествие по волшебной стране «Сказка»?
Звучит волшебная музыка, дети закрывают глаза и говорят вместе с учителем:
Один, и два, и пять, и восемь,
В сказку всех мы просим.

- Ребята, посмотрите, мы очутились с вами на волшебной поляне. Как здесь красиво!

Инсценировка сказки «Маша и медведь».

- Очень хотелось медведю пирожков отведать, но что говорила Маша, когда медведь садился на пенек отдохнуть? («Не садись на пенек, не ешь пирожок»).

-А теперь поменяйте ролями персонажей. Как вы думаете, что получится? (дети импровизируют).

Сидит лиса (Ученица).

- Посмотрите – ка, ребята, лиса – всему свету краса. И хвостик у нее пушистый, и мордочка остренькая…. Ну точь в точь лисичка из сказки «Заюшкина избушка».

- Напомните мне, пожалуйста, кто сначала хотел помочь зайцу выгнать лису? (Волк).

- А что ответила лиса? («Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»).

- Ребята, а какая лиса в сказках? (Хитрая, плутовка, обманщица).

Девочка играет роль лисы.

Воспитательная беседа.

Дети идут дальше. На пеньке сидит колобок.

- Ребята, вы узнали этого сказочного персонажа? (Колобок).

- Скажите мне, а как заканчивается эта сказка? (Лиса съела Колобка).

- Как жаль Колобка! И дед с бабкой, наверное, очень огорчились. Они его искали, ждали. Давайте, дети, сядем и придумаем другой конец сказки – добрый, хороший. (Ответы детей).

- Теперь послушайте, как я придумала: « Спел колобок песенку, а лиса ему и говорит: «Славная песенка! Да только, голубчик, стара я стала, - плохо слышу. Сядь мне на носок и пропой еще разок». Знал Колобок все уловки и хитрости лисицы и решил сам ее перехитрить. Спел он ей другую песню – «Колыбельную». Заслушалась лисичка, да и заснула. А Колобок покатился по дорожке назад к бабушке с дедушкой».

- Ребята, вам понравилась моя сказка?

- К сожалению, путешествие наше заканчивается, пора возвращаться в класс! А вам понравилось путешествие?

- В каких мы сказках побывали?

- А бабушка с дедушкой обрадовались возвращению Колобка и прислали вам гостинцы.

Подведение итогов занятия.




написать администратору сайта