Курсовая работа. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративноприкладной деятельности
Скачать 1.47 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. В данной работе проведено исследование вопроса развития творческого воображения младших школьников в декоративно-прикладной деятельности. Мы рассматриваем творческое воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [42]. 2. Анализ педагогической литературы показал, что младший школьный возраст – это благоприятный период развития творческого воображения. На развитие творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста влияет много факторов. К этим факторам относится общий уровень интеллектуального развития обучающегося, его уровень познавательной активности, а также специфика окружающей предметной среды. Также не следует забывать важнейшей роли в формировании творческого воображения играет личность педагога, его творческий потенциал, а также уровень профессионализма. Воображение в младшем школьном возрасте связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), необходимыми для качественной учебной деятельности. Таким образом, если не уделять достаточно внимания развитию воображения, снижается качественный уровень обучения. У детей с развитым воображением больше возможностей успешно обучаться в школе. Развивая у ребенка воображение, мы развиваем все его когнитивные функции и умения, которые необходимы в обучении. Именно творческое воображение помогает детям решать задачи школьной программы, находить подход к той или иной ситуации, способствует самовыражению в различных видах деятельности. 3. В нашей работе мы раскрыли и описали возможности декоративно- прикладной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Декоративно-прикладная деятельность 55 стимулирует творческую активность обучающихся, позволяет овладеть ручными умениями и навыками, способствует развитию творческого воображения. В настоящее время одной из наиболее значимых задач, стоящих перед начальной школой, является обновление содержания воспитания, внедрение форм, методов и средств, опирающихся на лучшие педагогические традиции в сфере воспитания, способствующих формированию и развитию творческого воображения. Одним из таких средств выступает декоративно-прикладная деятельность. 4. Теоретические основы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, представленные в научной литературе, позволили нам выделить показатели, охарактеризовать уровни развитости творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Показателями развития творческого воображения выступили: беглость – численный показатель, который отображает умение создать наибольшее количество ассоциаций (идей, образов); оригинальность определяется как способность к выдвижению идей, необычных, неординарных, нестандартных; гибкость – характеризуется способностью выдвигать разнообразные идеи, охватывающие как можно большее количество категорий (флора, фауна, человек, технические и символические, декоративные элементы и т.д); увлеченность – отражает способность к конструктивной деятельности. С целью исследования уровня развития творческого воображения младших школьников была организована и проведена проектировочная работа. В нашей работе приняли участие 25 обучающихся 3 «А» класса Лицея №88 . Для диагностики исходного уровня творческого воображения обучающихся начального звена была выбрана «Психодиагностика творческого воображения» (Е. Туник). Диагностика содержала субтесты по выделенным показателям. 56 Диагностика позволила нам выявить необходимость разработки и проведения комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности у детей младшего школьного возраста. 5. Разработан и апробирован комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности. Занятия проводились в 2017-2018 учебном году в рамках уроков изобразительного искусства и труда. Они включали в себя просмотр наглядных материалов по теме урока, игры на актуализацию знаний, задания для повышения увлеченности. На занятиях мы наблюдали, как дети становились более активными, самостоятельными, они без помощи взрослого выполняли свои творческие продукты. Более оригинальными стали образы: из стандартного набора элементов обучающиеся создавали свои неповторимые узоры (показатель «гибкость»); продукты деятельности детей стали более эмоционально окрашены (показатель «увлеченность»); детали стали более проработанными, индивидуальными, неповторимыми (показатель «оригинальность»). Таким образом, разработанный в процессе проектировочной работы комплекс занятий способствует развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста декоративно-прикладной деятельности. 57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабаева, Ю. Д. Роль эмоций в творчестве: проблемы и перспективы исследований. Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2015. –145 с. 2. Басин, Е. Я., Крутоус, В. П. Философская эстетика и психология искусства/ Е.Я Басин, В.П. Крутоус. – М.: Гардарики, 2014. – 288 с. 3. Батоев, Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся/ Г.Б. Батоев. – Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд., 1986. – 144 с. 4. Богоявленская, Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества /Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. – М.: Наука; Смысл, 2015. – 215 с. 5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2015. – 321 с. 6. Богуславская, И. Я. Народное искусство. Исследования и материалы/ И.Я. Богуславская. – Германия. Palace Edition, 1995. – 205 с. 7. Боровик, О. В. Развитие воображения: методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: Академия, 2001. – 115 с. 8. Бурцева, О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста / О.В. Бурцева // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 7-8. 9. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей/ М.Э. Ванник. – М.: Сфера, 2015. – 83с. 10. Векслер, А. К. Декоративная колористическая композиция: учебно- методическое пособие/ А.К. Векслер. – М.: Просвещение, 2013. – 67 c. 11. Веретенникова, Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебн. пособие/ Л.К. Веретенникова. – М.:, Альфа, 2008. – 365 с. 12. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н. А. Ветлугина. – М., Педагогика, 1972. – 288 с. 58 13. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская - М.: Теревинф, 2014. - 49 c. 14. Выготский Л.C. Педагогическая психология / под ред. B.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 354 с. 15. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 16. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с. 17. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов – М., Просвещение,1986. – 426 с. 18. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. 19. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения/ О.М. Дьяченко, А.И. Кориллова// Вопросы психологии. – №2. –1980. – С. 35-39. 20. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. – 190 с. 21. Ильенко, Э.В.. Практикум по философии/ Э.В. Ильенко. – Мн.: Радуга, 2004. – 404 с. 22. Егиазарян, А.Д. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.Д. Егиазарян // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 87-88. 23. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176 с. 59 24. Косов, Г. В. История народной художественной культуры: курс лекций/ Г.В. Косов. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – 192 с. 25. Курочкина, М.Т. Методы развития творческих способностей младших школьников / М.Т. Курочкина // Воспитание школьников. – 2016. – №4. – С.48-50. 26. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая) // Психологический журнал. – 2001. № 5. – С. 57 – 67. 27. Кудрявцев, В. Т. Феномен детской креативности/ В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 2006. – 120 с. 28. Маерова К.В., Дубинская К.С. Русское народное прикладное искусство/ К.В. Маерова, К.С. Дубинская. – М.: Русский язык, 1990. – 272 с. 29. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М.В. Межиева. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 128 с. 30. Мелик-Пашаев, А.А. Трансформация детской игры в художественное творчество: концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения / А.А. Мелик- Пашаев, З.Н. Новлянская //Искусство в школе. – 1994. – № 2. – С. 9 – 18. 31. Немов, Р. С. Психология: уч. пособие / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 576 с. 32. Петухов, В. В. О культурно-исторической психологии творчества. Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2015. – 290 с. 33. Подольская, М. С., Федорова, Л. П. Традиции ученичества в декоративно-прикладном искусстве (материалы педагогических исследований)/ общ. ред. В. А. Барадулина. – М.: ИНИОН РАН, 2012. – 138с. 34. Полуэктова, Н. М. Проблемы и противоречия творческого образа жизни. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь / под ред. В.Н. Келасьева. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – 156 с. 35. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления/ Я.А. Пономарев. – М., Просвещение, 2000. – 351с. 60 36. Психология творчества: методические рекомендации / под ред. А. Л. Галина. – Новосибирск, АЛТА, 1986. – 380 с. 37. Психологический словарь /под ред. Р. С. Немова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 560 с. 38. Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения / Т. Рибо// Essai sur l'imagination creatrice, – Paris –1900, 1901. 39. Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 209 с. 40. Самарин, Ю. А. Воспитание воображения школьника/ Ю.А. Самарин. – Л.: Правда,1947. – 80 с. 41. Туник, Е. Е. Диагностика креативности: методическое руководство/ Е.Е. Туник. – СПб.: Глобус, 2001. – 190 с. 42. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с. 43. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Педагогика, 2000. – 480 с. 44. Чумичева, Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника/ Р.М. Чумичева. – Ростов-на-Дону: РРПУ, 1995. – 15 с. 45. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования/ Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1979. – 127 с. 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Формы работ в декоративно-прикладной деятельности № Название Содержание 1 Шитьё создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. 2 Цветоделие изготовление женских украшений из ткани в виде цветов. 3 Пэтчворк лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани. 4 Аппликация способ получения изображения; техника декоративно- прикладного искусства. 5 Стёганые изделия, квилтинг прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты. 6 Вышивание искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. 7 Вязание процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине. 8 Художественная обработка кожи изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения. 9 Выжигание на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. 10 Пиротипия технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения. 11 Художественная резьба вид обработки древесины. Узоры наносятся при помощи топора, долота, стамески и других похожих инструментов. 12 Мозаика формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. 62 Продолжение приложения 1 13 Витраж произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. 14 Декупаж декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., вырезание изображений из бумаги, которые затем наклеиваются на различные поверхности для декорирования. 15 Лепка, скульптура , керамическая флористика придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. 16 Плетение способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья. 17 Кружево декоративные элементы из ткани и ниток. 18 Бисероплетение создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. 19 Макраме техника узелкового плетения. 20 Роспись производство расписных изделий 21 Батик ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 22 Пластилинографи я новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. 23 Лоскутное шитьё по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). 24 Нитяная графика — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Стимульный материал к «Психодиагностике творческого воображения» (Е. Туник) Рис. 6. Cубтест 7: Спрятанная форма Рис. 7. Cубтест 6: Эскизы 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Хохломская роспись Творческое задание «Пифагор». Цель: развитие показателя творческого воображения «беглость». Данное занятие решает следующие задачи: – формирование умения составлять мотив узора, используя элементы хохломской росписи; – воспитание любви к народному творчеству, изобразительному искусству; – развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного; – развитие творческой активности младших школьников; – развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты. Оборудование: карточки с изображением элементов хохломской росписи, шаблоны разделочных досок, гуашь, кисти. Ход занятия. Педагог: «Ребята, мне всегда было интересно узнать, как художники расписывают разделочные доски. А вам? У каждого художника свои секреты, свой мотив и свое видение. Сегодня вы художники, парта – это ваша мастерская, в которой вы творите! Взрослый раздает карточки с элементами хохломской росписи и говорит: для того чтобы расписать вашу разделочную доску, вам нужно собрать свой мотив узора из квадратиков, на которых изображены элементы хохломской росписи. Ваша задача за 5 минут составить из квадратиков узор, который вы будете переносить на вашу разделочную доску. Не забывайте, что вы художники, мастера своего дела, вы – творческие личности! Ягоды могут расти как вдоль так и поперек! Соберите свой неповторимый узор!» – Молодцы! Это невероятные узоры. А сейчас распишите ваши доски, используя хохломской узор, который вы составили. 65 Творческое задание «Ярмарка». Цель: развитие показателя творческого воображения «увлеченность». Данное занятие решает следующие задачи: – знакомство с народными ремеслами России, в частности с произведениями и историей развития Городецкой росписи; – формирование умения рисования декоративных элементов Городецкой росписи; – воспитание любви к народному творчеству, изобразительному искусству; – развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного; – развитие творческой активности младших школьников; – развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты; – развитие способности высказывать оценки и суждения. Оборудование: шаблон тарелки, бумага, гуашь, кисти, ауди- проигрыватель, записи русских народных песен, интерактивная доска, проектор. Ход игры Педагог: «Ребята, давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Самый используемый в быту предмет – тарелка. Постарайтесь расписать ее, используя сюжетную городецкую роспись. В течение урока будут звучать русские народные песни, они будут помогать вашей работе. Закройте глаза и представьте, сейчас вы находитесь в центре ярмарки, что вы видите? Итак раз, два, три». (Начинают звучать русские народные песни). |