Главная страница
Навигация по странице:

  • Этнический характер

  • Этнический темперамент

  • Этнические традиции и обычаи

  • Этнические интересы

  • Этническое сознание

  • Этнические чувства

  • Этнический вкус

  • План семинарского занятия

  • Темы докладов и рефератов 1. Сущность этнической самоидентификации.2. Структура этнического самосознания.Литература

  • ЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ. Рецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических


    Скачать 2.57 Mb.
    НазваниеРецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических
    АнкорЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    ТипКнига
    #296
    страница17 из 29
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29

    2. ОСНОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ



    Как показывает изучение народов мира, появление этносов происходит не по воле людей, а в ходе объективного историче­ского процесса. При этом этнообразующие процессы развиваются под воздействием разнообразных факторов, которые могут иметь внутриэтнический, межэтнический и внеэтнический характер. В связи с этим этносы представляют собой сложное образование, каждое из которых одновременно обладает как общими с другими подобными образованиями свойствами, так и специфическими чертами, отличающими каждое из них от большинства или даже от всех остальных этносов.

    В этом аспекте этнической идентичности важное значение при­обретают основания идентичности. В этнологии выделяются три типа оснований этнической идентичности: порождающие меха­низмы, признаки общности и средства (условия) реализации иден­тичности.

    Порождающим механизмом этнической идентичности является социальный статус народа в стране и в мире. Высокий социальный статус в прошлом или настоящем может порождать чувство нацио­нального превосходства (исключительности), выражающееся в же­лании подавить другие народы, властвовать или доминировать над ними. Низкий социальный статус может порождать чувство нацио­нальной неполноценности, представление о непрестижности при­надлежности к своему народу, что порождает готовность отказать­ся от национальной принадлежности к нему. Механизм формиро­вания этнической идентичности определяет ее основное содержа­ние, а также отношение к другим народам как к своему продолже­нию, как к расширению своего народа в этнической картине мира.

    Признаками общности в этнической идентификации являются этнические нравы, из совокупности которых формируется нацио­нальный характер. К чертам национального характера относятся такие качества, как активность - инертность, ответственность - безответственность, достоинство - чувство превосходства или чув­ство неполноценности, уверенность - нерешительность (склонность к сомнениям), умеренность - расточительность, выносливость - из­неженность, искренность - лицемерие (лживость, ханжество), про­стодушие - хитрость (расчетливость), храбрость - трусость, состра­дательность - равнодушие, открытость - замкнутость и др. В ре­альности каждый народ является носителем той или иной комбина­ции этих качеств, что позволяет ему занять свое место среди других народов.

    Из средств и условий реализации этнической идентичности сле­дует выделить прежде всего национальный язык и проживание на общей территории. С помощью национального языка обеспечи­вается единство этноса. Компактность проживания также высту­пает непременным условием единства этноса. Однако с развитием новых информационных и транспортных связей признаки ком­пактности и разбросанности становятся относительными.

    В исследовании проблемы этнической идентичности немало­важное значение имеет вопрос об этнодифференцирующих при­знаках, которые ряд этнологов относят к разряду второстепенных при выявлении сущности этноса. Однако при этом упускается из виду, что без этнической дифференциации весь вопрос об этниче­ской идентификации теряет смысл. Характерная особенность эт­нических общностей как раз и состоит в их непременном взаим­ном различении.

    Среди совокупности этнодифференцирующих признаков пре­жде всего следовало бы выделить внешние отличительные осо­бенности физического типа людей, т.е. расовые признаки. Ведь оценка человека начинается обычно с его внешности, а именно с расовой принадлежности. Дело в том, что народы мира в боль­шинстве имеют сравнительно однородный расовый состав, хотя антропологические типы могут и различаться. Другое дело, что для неспециалиста различия между близкими антропологически­ми типами практически неуловимы. Да и резкие внешние отличия между людьми одного народа не такая уж редкость. Например, в Германии средний житель южной части страны - Баварии - тем­нее и шире лицом, меньше ростом, чем северянин. Среди немцев-северян процент блондинов гораздо выше, чем в Баварии. Русские ростовчане, большей частью черноволосые и темноглазые, до­вольно сильно отличаются от русских же коренных жителей севе­ро-западных областей, чаще всего русоволосых и голубоглазых. Китаец из северо-западных районов страны часто легко отличит по одним лишь чертам лица земляка от китайца с побережья Юж­но-Китайского моря.

    Таким образом, в действительности расовые черты не играют сколько-нибудь существенной этнодифференцирующей роли. К тому же в настоящее время процесс смешения рас зашел слиш­ком далеко, чтобы по этому признаку можно было определить этническую принадлежность человека. Можно привести немало примеров, когда отдельные этносы состоят из представителей различных рас (кубинцы, мексиканцы, бразильцы и т.п.). Более того, в современной этнической картине мира абсолютно «чистых», не смешанных в антропологическом отношении этно­сов вообще не существует.

    В то же время следует иметь в виду, что в этнологии отсутст­вуют четкие антропологические границы между смежными наро­дами-этносами, принадлежащими к одной из больших рас. Имен­но поэтому встречающиеся попытки определения этнической принадлежности людей на основе одних только внешних антро­пологических показателей обычно имеют весьма приблизитель­ный характер.

    Для этнического размежевания более существенное значение имеют характерные черты культуры в самом широком смысле этого слова, т.е. культуры, понимаемой как совокупности специ­фических человеческих способов сознательной деятельности и ее результатов. Именно в сфере культуры обычно сосредоточены все основные отличительные признаки этносов. Не случайно в прак­тике повседневного межэтнического разграничения, как правило, акцент делается на устойчивых и отчетливо внешне выраженных компонентах культуры соответствующих этносов: языке, религии, искусстве, обычаях, обрядах, нормах поведения, привычках и т.п. Сюда относятся также принятые жесты вежливости и приветст­вия, этика в еде, гигиенические привычки и т.п., которые, переда­ваясь из поколения в поколение, образуют так называемую этни­ческую культуру, обладающую специфическим для каждого этно­са своеобразием.

    В этой группе культурных компонентов важным этнодифференцирующим признаком является язык, хотя и он не всегда пока­зывает, к какому этносу принадлежит человек. Ведь возможны случаи, когда на одном языке говорят несколько этносов; таковы английский, испанский, португальский, русский и другие языки. Возможно также, что один этнос говорит на нескольких языках.

    Бывают и другие ситуации. Например, сегодняшние ирландцы в большинстве своем говорят по-английски, и лишь немногие из них продолжают пользоваться тем языком, на котором все ир­ландцы говорили 300-400 лет назад. Но ни у самих ирландцев, ни у ученых нет сомнений, что теперешние англоязычные потомки средневековых ирландцев принадлежат к тому же народу, что и их предки. Нельзя сбрасывать со счетов и случаи, когда части одного народа говорят на очень сильно расходящихся диалектах. Это от­носится, например, к немцам и особенно к китайцам, северные, восточные и южные группы которых просто не понимают друг друга. Нередко бывает и так, что основная часть этноса сохраняет традиционный язык, а отделившаяся часть, живущая в иноэтническом окружении, переходит на язык этого окружения, не теряя своего этнического самосознания.

    И все же язык, по мнению большинства специалистов, занимает важнейшее место среди оснований этнической идентичности, и спорить с этим невозможно, несмотря на все исключения. В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке (английском, испанском, португальском и т.п.), как правило, каж­дый этнос вносит в этот язык свою специфику. Она может заклю­чаться в ином алфавите или правописании, в фонетике, в лексике, в специфических оборотах и фразеологических сочетаниях. Так, на­пример, явным, специально культивируемым своеобразием отли­чаются аргентинский испанский и бразильский португальский.

    На ранних этапах формирования этносов одним из решающих факторов был конфессиональный (религиозный), благодаря кото­рому сложилось большое количество межэтнических общностей. Сегодня этот признак существует преимущественно в виде основ­ных мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

    Сложившиеся на их основе межэтнические конфессиональные общности охватывают немалую часть народов мира. Однако ми­ровые религии не являются показателями этнической принадлеж­ности человека. Реальность такова, что в мире гораздо меньше религий, чем этносов. Тем не менее этот признак важен для этни­ческой дифференциации. Так, сербы и хорваты, бывшие когда-то одним народом, разделились на самостоятельные этносы именно по конфессиональному признаку - православие и мусульманство.

    Более важную роль в этнической дифференциации играет культурно-хозяйственный признак, который предполагает раз­граничение этносов по типу хозяйства (охота, собирательство, рыболовство, земледелие), по образу жизни (оседлый, полукоче­вой, кочевой), по формам орудий труда, одежды и других элемен­тов материальной культуры.

    В качестве примера можно взять обычную соху, древнейшее пахотное орудие, с помощью которого сотни лет обрабатывали землю крестьяне Восточной Европы. В начале XX века насчиты­валось несколько десятков типов сох. Разными сохами пользова­лись жители Центра России, Литвы, Белоруссии. Украинский воз, в который большей частью запрягают волов, сильно отличается от русской телеги, которую обычно тащит лошадь. Японская наковальня совершенно непохожа на русскую. Польский и русский кузнецы придавали в старину разную форму обычному топору.

    Своеобразны жилища у разных народов мира. Мы можем уви­деть и свайные постройки (у части меланезийцев и микронезийцев), и плавучие жилища (у некоторых народов Юго-Восточной Азии), и переносные дома - юрты, чумы, типи (народы Севера, индейцы прерий), и дома-башни (у народов Кавказа). Русские крестьяне, например, куда бы они ни попадали, всегда стремились строить срубные дома из дерева. В полярной тундре дома возво­дили из плавника (бревен, прибитых к берегу моря).

    И интерьер у каждого народа - свой. Например, как бы ни раз­личались дома восточных славян по материалу, вдоль стен стави­ли закрепленные лавки, над ними вешали полки, в красном углу - киот с иконами, полки и шкафчики для посуды размещались у печки. Спали на деревянном помосте (русские полати). Стол у славян обычно ставили в углу, а у карел, интерьер домов которых практически не отличался от славянского, он стоял посреди лице­вой стены.

    Очень сильно различается традиционная одежда. По одежде русской крестьянки начала XIX века нередко удавалось с точно­стью до конкретного селения определить ее родину. По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-то можно было безошибочно сказать, из какой местности происходит человек. И до сих пор у некоторых народов Индокитая по женской одежде можно узнать, откуда именно приехала в большой город ее хозяйка. Недаром есть пословица: «По одежке встречают...», и эти слова, вероятно, относятся не только к богатству одежды, но и к ее национальным приметам.

    Сейчас и дома, и одежда разных народов становятся все более однотипными, теряют свой этнический характер, поэтому падает их значение как этнодифференцирующих признаков.

    Различия между народами проявляются и в составе потребляе­мой пищи, и в способах ее приготовления, и времени ее приема. Эти отличия продолжают жить и сегодня, так как пищевые при­страстия меняются с большим трудом.

    Так, для одних народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия (славянские народы), для других - мясо (большинство народов Севера), третьи называются ихтиофагами, так как употребляют в пищу главным образом рыбу. Хорошо из­вестно, что у многих народов действуют разнообразные запреты на определенные виды пищи. Так, народы Индии не едят говяди­ны, а народы, исповедующие ислам и иудаизм, - свинины. Ряд на­родов не употребляют в пищу молока (кхмеры). У некоторых на­родов деликатесом считается мясо собаки (полинезийцы), змеи(многие азиатские народы), лягушки (французы) и т.д. Особенно стойко сложившиеся традиции сохраняются у сельского населе­ния, но и пища горожан, несмотря на многие изменения, знаком­ство с пищей других народов, продолжает оставаться в целом традиционной. Поэтому, кстати, бесполезны и даже вредны дие­ты, предлагаемые представителями иных народов в качестве па­нацеи от каких-либо болезней или для похудения. Многие про­дукты, перечисленные в них, могут просто не усваиваться не при­способленными к ним организмами. Так, например, в России на завтрак часто готовят молочные каши, а китайцы, почти не упо­требляющие молока, просто не усвоят этого продукта. Поэтому, хотя знакомство с пищей других народов и может многое сказать о них, употреблять новые для себя продукты следует с большой осторожностью.

    Даже в том, как люди спят, иногда можно обнаружить этни­ческие различия. Малаец, например, подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках. В Индии, ложась спать, часто подсовывают себе под колени мягкий валик. Одни народы привыкли спать на возвы­шении, другие - на полу.

    Более важными этнодифференцирующими признаками явля­ются обряды и обычаи, которых придерживается человек.

    Широко различаются семейный быт, брачные обычаи и обря­ды. Наряду с моногамной (единобрачной) семьей, распространен­ной сегодня у подавляющей части человечества, у некоторых на­родов все еще сохраняется как полигамия (многоженство), так и полиандрия (многомужество). У одних народов (у племени пунанов на острове Калимантан) для заключения брака достаточно, чтобы жених и невеста в присутствии старейшины заявили о вза­имном согласии вступить в брак, у других народов (коши в Афга­нистане) свадьба длится двое суток, а у некоторых - целых восемь (некоторые народы Индии). Для большинства европейских наро­дов характерны свадьбы, на которых присутствуют лишь бли­жайшие родственники и знакомые, а у народов Кавказа на свадь­бу по традиции приглашаются сотни гостей.

    В общении между людьми этническое своеобразие проявляется на каждом шагу. Хрестоматиен пример болгар, у которых, в от­личие от подавляющего большинства народов мира, кивок голо­вой сверху вниз означает отрицание, а справа налево - согласие. Ногу на ногу американец закидывает иначе, чем русский или француз, - он кладет на колено одной ноги щиколотку другой. Ев­ропейцы хлопают в ладоши в знак восхищения или радости, а ки­тайцы - в знак горя или разочарования. Переодетого европейского путешественника XIX века, отлично знавшего как будто обычаи Востока, обнаружили в толпе мусульманских паломников только потому, что он отбивал такт музыки ногой; другого путешествен­ника в сходном случае выдало внимательному глазу то, что утром он сделал свой первый шаг не той ногой, какой остальные.

    Словом, быт каждой страны пронизан особенностями, кото­рые являются именно этническими, и нередко заметить их, по­нять их специфику может только человек со стороны. Но также верно и то, что есть достаточно схожих черт между обрядами и обычаями разных народов, что затрудняет процесс идентифика­ции, но, даже если они сильно отличаются друг от друга, требу­ется специалист, чтобы правильно определить этническую при­надлежность человека.

    Таким образом, в современной этнологии нет единой и обще­принятой системы этнодифференцирующих признаков, с помо­щью которой можно было бы решать вопрос об этнической иден­тичности. Такое положение вполне закономерно, поскольку непо­вторимый облик каждого этноса создается не отдельной или спе­цифической чертой, а особым, характерным только для него соче­танием объективных свойств, многие из которых могут быть при­сущи и каким-то другим этносам.

    Констатация этого обстоятельства, однако, не снимает необ­ходимости исследования проблемы этнической идентификации. Остается нерешенной задача - узнать, существует ли какой-нибудь неразложимый остаток, который позволит уверенно провести идентификацию. Очевидно, что это то внутреннее со­знание и те стереотипы, которые позволяют человеку действо­вать так, а не иначе, делают его представителем определенного этноса. Это означает, что мы попадаем в область психологиче­ской антропологии, которая с начала XX века занималась во­просом, каким путем человек воплощает в себе культуру опре­деленного этноса. Приверженцы этого направления научного исследования начали с изучения модальных личностей, не дав­шего желаемых результатов, после чего на первый план вышли исследования ценностей, которые мы будем понимать как осо­знанные или неосознанные, характерные для индивида или группы индивидов представления о желаемом, определяющие выбор с учетом возможных средств и способов действия.

    На основе этих ценностей складываются ценностные ориента­ции - обобщенная концепция природы, места человека в ней, от­ношения к человеку, представление о желательном или нежела­тельном в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром.

    Работая в этом направлении, этнологи периодически предла­гают новые концепции. Среди них внимания заслуживает концепция «центральной зоны» этнической культуры отечественного этнолога Светланы Лурье.

    Можно предположить, что у каждого этноса есть некий центр общества - средоточие ценностей и верований, определяющих при­роду сакрального, священного для каждой культуры. Это означает, что этнос обладает неким внутренним, неосознаваемым ни его членами, ни внешними наблюдателями культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различ­ные модификации культурной традиции, является выражением некого общего содержания.

    Содержанием центральной зоны являются этнические констан­ты, лежащие в бессознательном слое психики каждого члена этно­са и включающие в себя следующие парадигмы:

    1) локализация источника зла (образ врага);

    2) локализация источника добра (образ себя, образ покровителя);

    3) представление о способе действия, при котором добро по­беждает зло.

    Рассмотрим ценностные ориентации центральной зоны куль­туры и их проявление на культурной периферии на примере фин­ского этноса.

    Основным содержанием жизни финского народа является борь­ба с природой. Его цивилизация стоит на костях тех одиночек, ко­торые первыми шли осваивать северные леса и болота, гибли там, расчищая место другим. Это наложило свой отпечаток на сознание людей - они по большей части молчаливы и сурово задумчивы, слепо верят в судьбу, неагрессивны. Вселенная, Космос для финна - арена борьбы человека с природой, поэтому все защитные меха­низмы культуры ориентированы на это, а не на защиту от людей. Для финна образ врага представлен не в виде врага-иноплеменника, им стал обобщенный образ природы. С этим связано отсутствие готовности к самообороне. Нет и образа покровителя-защитника - финн не будет ждать помощи от других, даже от Бога. Финн сам себе защитник. Отсюда же вытекает и любовь финнов к себе в на­стоящем, у них нет характерного для многих народов несоответст­вия собственному идеальному образу. Человек для финна - сущест­во могучее, призванное покорять стихии. Он очень мало зависит от коллектива. Поэтому так уважаем у финнов образ колдуна - вла­дыки тайн природы. Независимость финнов породила и их страсть к порядку, аккуратности и честности, цельность их характеров, на­стойчивость в достижении поставленной цели.

    Таким образом, этнические константы в первую очередь про­являются в психологии этноса - на этом уровне идет расшифровка понятия этнической идентичности.

    3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА



    Рассматривая вопрос об этнической идентичности, необходи­мо обратить внимание на то обстоятельство, что этническое един­ство любого народа неразрывно связано с общностью его психи­ки, проявляющейся в специфических чертах характера, своеобра­зии ценностных ориентации, вкусов и т.п. Без учета этого обстоя­тельства невозможно уяснить не только механизм, обеспечиваю­щий устойчивость жизнедеятельности отдельных этнических групп, но и передачу этих черт из поколения в поколение.

    Основные элементы этнической психологии начинают форми­роваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъективном, психологическом плане начинает осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывается представление о «них», т.е. о людях, принадлежа­щих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись как вместе с ростом размеров собственной общно­сти, так и с более четким пониманием тех отличительных призна­ков, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие люди, отличные от «своих», «они» - группы, племена, народы, окружающие «мою» общность, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться и осознать себя лучше, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей склады­вается комплекс психологических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями этого «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас», и наоборот, чем больше «они» были похожи на «нас», тем более благожелательные, менее напряженные и тре­вожные психологические ощущения они вызывают в ответ. Но и в том и в другом случае ощущения как отчужденности, так и бла­гожелательности стимулировали развитие внутренних духовных потенций, делали сложными и разнообразными психические пе­реживания. Этот развивающийся духовный и психический мир формировал историческую память соответствующей этнической общности, которая воспроизводила независимо от особенностей каждого индивида психологию всей общности.

    Этническая история любого конкретного народа показывает, что в процессе его этногенеза складывается определенный психи­ческий тип со стойкими чертами, как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, тра­диций общения с соседями и т.д. При этом обнаруживается, что психические переживания, историческая память этноса передают­ся новым поколениям не пассивно, стихийно, не сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общности в процессе воспитания и практической совместной жизни. Сами психические переживания, настроения впитываются в куль­туру этноса - историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, дополняя и развивая историческую память этноса и тем самым приобретая способность вызывать адекват­ные психические переживания у новых поколений.

    В структурном отношении психология каждого этноса пред­ставляет собой сложное явление, включающее в себя две большие группы компонентов: статические (долговременные) и динамиче­ские (кратковременные). Когда психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняются и закрепляются в психологии индивидов данного этноса, они относятся к статиче­ским, устойчивым компонентам. Если же какие-то черты кратковременны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на про­тяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этниче­ской психологии такие черты принято считать динамическими.

    Кроме того, в специальной научной литературе по проблемам этнической психологии можно встретить такой методологический подход, когда структура психологии этноса рассматривается как с позиции внешних, феноменологических различий между этноса­ми, так и с точки зрения ее изменения в ходе развития одних и тех же этносов. При этом предпочтение отдается второму аспекту, т.е. стремлению искать ответы на вопросы этнической психоло­гии не в особенностях конкретных ситуаций, не в социально-экономических и политических условиях существования этноса, а в психологической структуре человека.

    В соответствии с таким подходом в психологической структуре представителя любого этноса можно встретить несколько уровней:

    1) эгоцентрический, в котором преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отно­шение к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отно­шение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отвечают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос соответственно приобретает образ «чужого», врага;

    2) группоцентрический, базирующийся на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он пере­носит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов теперь зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то они достойны уваже­ния, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» определяется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать в обра­зе как «друга», так и «врага»;

    3) универсально-гуманистический, при котором каждый чело­век, независимо от того представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уваже­ния, обладающим равными правами, обязанностями и свободами. Этот уровень характеризуется стремлением установить человече­ские условия жизни и для «своих», и для «чужих».

    Однако этническая психология, действительно связанная с психологией конкретного индивида, вместе с тем представляет собой качественно иное образование, структурно более сложное и богатое, поскольку она является результатом длительной истори­ческой эволюции и включает в себя опыт многих поколений. Она есть продукт социальных отношений, потому что, будучи порож­дением объединенных действий индивидов, синтезом их взаимо­действия, имеет другое основание - коллективное сознание. И по­скольку этот синтез происходит вне конкретно действующих ин­дивидов, он имеет своим следствием установление образцов пове­дения, ценностей, норм, способов действия, которые начинают существовать объективно.

    Исходя из этого, первый подход, выделяющий в структуре пси­хологии этноса статические и динамические компоненты, являет­ся более плодотворным, поскольку дает более точное и содержа­тельное описание структуры психологии этноса.

    К числу статических компонентов относится психический склад этноса - специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей дей­ствительности. Он является продуктом исторического развития, создается из поколения в поколение и существует в виде специфи­ческих качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, традиций, привычек, проявляю­щихся в форме этнических особенностей протекания психических процессов и состояний представителя той или иной общности, а также этнических особенностей взаимодействия, взаимоотноше­ний и общения людей, которые обычно называют этнопсихологическими особенностями.

    Этнический характер - это исторически сложившаяся совокуп­ность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и ти­пичный образ действий и проявляющихся в их отношении к соци­ально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Он отражает специфику истори­чески сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого, и существует в форме стереотипов восприятия, чувство­вания и поведения, преобладающих в структуре личности боль­шинства представителей этноса. Этнический характер и специфичен, и типичен одновременно, поскольку он представляет собой специфическое взаимоотношение тесно связанных психологиче­ских качеств, типичных для всех людей своего этноса. Черты эт­нического характера могут преобразовываться или исчезать в ре­зультате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены, они дина­мичны, однако их динамичность проявляется через большие про­межутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса.

    Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, при­сущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец - улыбаться, чтобы не огорчать других). Этнический темперамент является внешним выражением этниче­ского характера в различных формах вербального и невербально­го общения: темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости в проявле­нии чувств. В психологической науке давно установлено, что пси­хические свойства людей определяются их нейрофизиологической структурой и условиями проживания в определенной климатиче­ской среде, образом жизни и способами деятельности. В этнологии этническому темпераменту придается иной смысл, чем в общей психологии. Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Он является устойчивым феноменом, прояв­ляющимся на протяжении истории у представителей различных поколений одного этноса как стабильная форма этнического по­ведения. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее подвижностью и возбудимостью.

    Этнические традиции и обычаи - это сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренив­шиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поко­ление правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Обычаи и традиции - сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (они могут и осоз­наваться, и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и тради­ции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в кон­кретных вещах, символах, одежде и пр. Большинство норм и пра­вил поведения усваивается людьми подсознательно, с помощью механизма подражания. Изначально они возникают и внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Последующие поколения зачастую утрачивают представления о целях и необходи­мости выполнения какого-то правила или нормы, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесооб­разности данной формы поведения уходит в подсознание. На уров­не сознания сохраняется только ритуал, обычай или традиция.

    Сферой распространения этнических обычаев являются пре­имущественно бытовые отношения. В их основе лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки проверяются на практи­ке и приобретают устойчивую форму. Обычаи и традиции фор­мируются, развиваются и изменяются в зависимости от общест­венно-исторических условий жизнедеятельности этноса. В процес­се его исторического развития одни традиции и обычаи появля­ются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму. Возникнув в определенных общест­венно-исторических условиях, обычаи и традиции со временем становятся относительно самостоятельными. Если на первых по­рах они еще нуждаются в поддержке породивших их условий, то постепенно, утвердившись в сознании и подсознании людей, они превращаются в независимую характерную особенность психоло­гического образа жизни этноса.

    Практика межэтнических взаимоотношений свидетельствует, что недостаточное знание этнических традиций, обычаев, привы­чек, вкусов ведет зачастую к серьезным конфликтам с представи­телями других этнических общностей. Значение этнических тра­диций, привычек, их содержание у отдельных народов различны. Люди по-разному следуют им в своей жизни. Так, англичане сле­по преклоняются перед любыми традициями. Многие из них стремятся решить свои дела «согласно обычаю». Несколько ги­перболизируя, можно утверждать, что если американец - раб стандарта, то англичанин - раб своих традиций. Англичане стре­мятся оставаться самими собой, сохранять в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, пристрастия в еде, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное от­ношение к другим.

    Христиане, входя в церковь, снимают головные уборы, а евреи, входя в синагогу, покрывают голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Ев­ропе цвет траура - черный, а в Китае - белый. Если к европейцу приходит гость и восхищается какой-то вещью хозяина, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет - этого требует китай­ская традиция.

    В межэтнических контактах необходимо иметь в виду, что лю­ди, как правило, чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам и поэтому их лучше не нарушать. Этнические традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, сти­ле обучения и т.д., но и в движениях, жестах и других малозамет­ных проявлениях психологии людей. Это обстоятельство принци­пиально важно, так как у каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой» - «чужой» по едва заметным нюансам поведения, проявлениям психики.

    Этнические интересы - это общественно-психологические яв­ления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важней­шей движущей силой поведения и деятельности людей. Любая по­пытка ущемить этнические интересы чаще всего расценивается ими как покушение на их жизненные устои. Поэтому этнические общности, обладающие развитым этническим самосознанием, не поступаются своими этническими интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем. Стремясь обес­печить реализацию своих этнических интересов, этническая общ­ность готова пойти на ущемление интересов других общностей. История свидетельствует, что столкновение этнических интересов различных общностей часто приводит к возникновению воору­женных конфликтов и продолжительных войн.

    Этническое сознание наряду с психическим складом этноса так­же является статическим компонентом этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Оно также имеет сложную струк­туру, поскольку его объектом является свой собственный этнос, а также другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания.

    Как уже было ранее отмечено, далеко не всякая совокупность людей, обладающая относительной общностью культуры и пси­хики, является этносом. Непременным условием этнической опре­деленности служит выделение и противопоставление какой-либо общности другим, наличие антитезы «мы» - «они». Поэтому этно­сом является только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя среди других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства в эт­нологии принято именовать этническим самосознанием. Этниче­ское самосознание есть осознание принадлежности к определен­ной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. Оно фиксирует принадлежность к тому или иному этносу и выражается в выборе этносом самоназвания - этнонима.

    Однако этническое сознание не ограничивается только осозна­нием своей этнической принадлежности. Другим его видом является осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других. Последние представления являют­ся избирательными, не всегда объективными и полными. Они преломляются через субъективные восприятия другого этноса, которые зачастую усиливают одни черты и ослабляют или стира­ют другие. Подобная избирательность присутствует также и при сознании своих этнических особенностей.

    Современные этнополитические процессы послужили основа­нием для формирования точки зрения, согласно которой в струк­туре этнического сознания следует выделять такую его форму, как этнологическое самосознание. В последнее время рядом этноло­гов были высказаны некоторые взгляды на его природу. Было предложено рассматривать этнологическое самосознание как: 1) осознание принадлежности к этносоциальной общности, рас­сматриваемой в качестве социально-экономической и политиче­ской организации; 2) осознание места и роли своей этнической общности в системе межнациональных отношений и осознание самобытности, уникальности своей культуры; 3) понимание и оценка исторического места своего этноса в современном мире. В пользу таких взглядов приводятся утверждения о дискретности этнологического самосознания в отличие от филогенетически ус­тойчивого этнического самосознания, которое в истории этноса не прерывается никогда. Дискретный характер этнологического само­сознания означает, что на определенном этапе этногенеза у какой-либо этнической общности формируется потребность в создании собственного общества, собственной государственности. Актуали­зация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание независимого государства и побуждает его к политическим дейст­виям в этом направлении. Поэтому этнологическое самосознание проявляется в создании теорий и политических программ.

    В своем крайнем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы национализма и этноцентризма. Разли­чие между ними состоит в том, что пока осознание особенностей и самобытности своей этнической общности не содержит преду­беждения против других этносов, пока происходит только при­знание этнических различий, этнологическое самосознание при­нимает форму националистических теорий и концепций. Но как только в нем оформляется идея об особой роли и значимости сво­ей этнической общности по сравнению с другими, возникает этноцентризм, т.е. стремление воспринимать все жизненные явления с позиций превосходства своей этнической группы, расценивае­мой как эталон или образец для других этнических групп.

    Главная задача этнологического самосознания состоит в фор­мулировании национальных идей. Теоретически оформленная и принятая членами этнической общности национальная идея соз­дает представление об этносе как о едином целом, отличном от других, и стимулирует процесс национального самоопределения. При этом этническое самосознание должно основываться не столько на выделении своего этноса как особого явления, сколько на осознании сходства своего этноса с другими.

    Весьма важной составной частью этнической психологии, как мы уже отмечали, являются динамические компоненты, которые представлены в ней этническими чувствами и этническими вкусами.

    Этнические чувства - это эмоционально окрашенное отноше­ние людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям. Условия жизнедеятельности этноса, его быт, культура, обычаи и традиции создают в психологии этноса особое сочетание чувств. Именно в этой комбинации различных элементов чувственного отношения к действительности, а не в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представи­телей конкретного этноса проявляются отличия одного этноса от другого. Этнические чувства могут быть как позитивными, так и негативными. Положительные чувства - национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, дружелюбное отношение к другим этносам. Отрицательные ведут к формированию национа­лизма и шовинизма, национальных и расовых предрассудков, со­стоянию отчужденности по отношению к чужим народам и т.д.

    Этнические чувства также передаются от поколения к поколе­нию, но при этом они более динамичны, чем психический склад этноса или этническое сознание. Их динамичность определяется степенью устойчивости тех факторов или причин, которыми они порождены. Этнические чувства являются свидетельством и пока­зателем того, что этнос не просто творит историю, но и эмоцио­нально ее переживает.

    Этнический вкуспо своей сути является оценкой правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности. Условия существования этноса вы­рабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать какие-либо черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности фор­мируется национальная культура. Ведь каждая культура потому своеобразна, что в ней наиболее очевидно выражаются этниче­ские особенности психики.

    Этнические вкусы в основном зависят от исторически сложив­шихся условий жизни этнической общности, однако эта детерминация не является однозначной, ведь определенное сходство мо­жет существовать между вкусами народов, далеко отстоящих друг от друга исторически, и в то же время этнические оценки каких-либо явлений могут резко различаться у этносов, родственных в генетическом и культурном отношениях. Этнические вкусы опре­деляются не только географическими условиями, но и также рели­гиозными идеями и представлениями, которые у родственных эт­носов могут отличаться друг от друга.

    Наконец, в контексте вопроса о структуре психологии этноса интересно проследить, как отличается восприятие своего и чужо­го. Человеку свойственно преувеличивать достоинства своего эт­носа и преуменьшать достоинства других. Так, то, что в рамках своего этноса называется экономностью, у других будет скупо­стью; настойчивость - упрямством и т.д. Так мы сталкиваемся с феноменом стереотипа - упрощенного, схематизированного, эмоционально окрашенного и чрезвычайно устойчивого образа какой-либо этнической группы и общности, распространяемого на всех ее представителей. Появление стереотипов связано с принципом экономии мышления, так как людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы недиф­ференцированно, грубо и пристрастно. Эти стереотипы усваи­ваются очень рано и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к кото­рым они относятся. Изменения стереотипов происходят редко, медленно и тяжело. Они редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности между группами, но при наличии ее начинают играть доминирующую роль в реаль­ном поведении индивидов, доходя до откровенной враждебно­сти и обострения отношений.

    Стереотипы есть необходимое зло, присущее человеку изна­чально. Они неизбежно искажают реальность, которую пытаются отразить. Но как бы мало они ни соответствовали действительно­сти, они есть факт психической реальности, определяющий меж­этнические отношения независимо от того, соответствуют они действительности или нет.

    4. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ



    Формирование многих этнических черт человека непосредст­венно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс «врастания» индивида в его этническую общность и культуру был обозначен в этнологии понятиями «социализация» и «инкультурация». Эти понятия по своему содержанию выступают как синонимы, поскольку означают процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами.

    Каждый человек проходит через процесс инкультурации, по-скольку без его результатов он не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается для человека в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь. В этом процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную: (взрослую).

    На первой стадии инкультурации дети осваивают самые обще­распространенные, жизненно необходимые элементы своей куль­туры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания и яв­ляется целенаправленным воздействием на ребенка с целью форми­рования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Для этого периода в любой культуре су­ществуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики. Примером такой формы первичной ин­культурации является игра. В зависимости от характера осваивае­мых навыков игры подразделяются на следующие типы:

    - физические игры, в которых тренируется и развивается физи­ческая активность;

    -стратегические игры, тренирующие и развивающие способ­ность прогнозировать возможные результаты любой деятельно­сти и оценивать вероятность этих результатов;

    - стохастические игры, где решающая роль принадлежит слу­чаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоя­тельствами, к представлению о риске;

    -ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок ос­ваивал те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

    В играх развиваются такие личностные свойства, как интел­лект, способность к обучению, фантазия, воображение. Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Таким образом, инкультурация ребенка является предпо­сылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватно­му участию в социокультурной жизни личность.

    В этнологии детство понимается не как ранняя стадия сущест­вования человека, а как период социокультурной подготовки че­ловека к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности качеств, из которых наиболее важными являются следующие:

    - достижение необходимой степени физической зрелости орга­низма, как правило несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

    - овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфе­рах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

    - овладение достаточным объемом культурных знаний и соци­ального опыта через практическую деятельность в составе раз­личных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

    - принадлежность к одной из социальных общностей, состоя­щей из взрослых участников системы разделения труда.

    Главной отличительной особенностью второй стадии инкуль­турации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установлен­ных в данном обществе. Индивид получает возможность комби­нировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность прини­мать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; в составе своей этнической группы он получает право участвовать в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения.

    Первая стадия инкультурации способствует сохранению ста­бильности культуры, поскольку основным здесь является воспро­изведение уже имеющихся образцов, контроль за беспрепятствен­ным проникновением в культуру случайных и новых элементов. Вторая стадия обеспечивает членам общества возможность при­нять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завер­шается формированием менталитета личности, т.е. совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыс­лить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В свою очередь, это состояние ментальности является показате­лем нормального функционирования и развития как индивида, так и социокультурной среды.
    План семинарского занятия
    1. Понятия «идентичность» и «этническая идентичность».

    2. Основания этнической идентификации.

    3. Элементы психологии этноса.

    4. Инкультурация.
    Темы докладов и рефератов
    1. Сущность этнической самоидентификации.

    2. Структура этнического самосознания.
    Литература
    Арутюнян И. В., Дробижева Л..М., Сусоколов А. А. Этносоциология – М., 1998.

    Бороноев А. О. Основы этнической психологии. - СПб., 1991.

    Введение в этническую психологию. - СПб., 1995.

    Гнатенко П. И. Национальный характер. - Днепропетровск, 1992.

    Маликова Н.Г. Парадоксы межнационального мышления. - М., 1992.

    Народы и религии мира: Энциклопедия. - М., 1998.

    Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. - М., 1996.

    Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.

    Социальная идентификация личности. - М., 1994.

    Tадевосов Г. Т. Этнология: Словарь-справочник. - М., 1998.

    Этнические стереотипы поведения. - М., 1985.

    Этнокогнитология. - М., 1996.

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29


    написать администратору сайта