Главная страница
Навигация по странице:

  • Американцы. В

  • План семинарского занятия

  • Темы докладов и рефератов 1. Психологические особенности русских и американцев.2. Сходство и различие национальных характеров японцев и китайцев.Литература

  • ЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ. Рецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических


    Скачать 2.57 Mb.
    НазваниеРецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических
    АнкорЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    ТипКнига
    #296
    страница20 из 29
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   29

    3. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ



    Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные спо­собы поведения. Процесс формирования оценочных суждений развертывается постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в по­коление в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т. д.

    Таким образом, окружающий человека мир обладает извест­ными элементами единообразия, которые типизируют поведение человека, т.е. подчиняют его нормам, выработанным и принятым в сообществе. В каждом человеческом коллективе есть свой набор типовых программ, которые направлены на то, чтобы усреднить поведение людей, ибо нельзя допустить, чтобы оно не контроли­ровалось, - это может привести к распаду общества. Но эти типо­вые программы не могут учитывать всего разнообразия возмож­ных ситуаций, и некоторые фрагменты поведения людей остаются нерегламентированными. Обычно это социально незначимые дей­ствия. Безусловно, в каждой этнической культуре существуют свои представления о значимости или незначимости каких-то фрагментов поведения, но в любой культуре действует правило: чем более значима сфера поведения, тем более она регламентиро­вана, тем сильнее контроль общества над соблюдением стандар­тов и образцов. Причина появления этих стандартов в том, что человеку свойственно стремиться к экономии мышления, когда в стандартных жизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практике программы решения некоторых вопросов и проблем. Такой способ действия намного облегчает ему жизнь. Подобных программ может быть довольно много.

    Есть стандартное поведение, возникающее на основе социаль­ной организации, поведение крестьянина, воина, охотника и т.д.; в соответствии с биосоциальным членением жизненного пути -поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин; в соответ­ствии с этническими критериями - поведение японца, европейца и т.д.; в соответствии с конфессиональным членением - поведение христианина, буддиста и т.д.; в соответствии с эпохой - поведение античного, средневекового, современного человека. При этом по­ведение человека не подчиняется одной программе, а представля­ет собой синтез нескольких программ, поскольку человек одно­временно является членом нескольких социальных групп.

    Как формируются подобные программы поведения, каков их механизм? Каждое общество накапливает опыт взаимодействия с внешней средой. Его приобретение, хранение и передача - усло­вия существования коллектива. В отличие от повадок животных эта информация не передается путем биологического наследова­ния, а целиком основана на научении, связана с процессом социа­лизации, формирования члена общества. Поскольку не имеет смысла, да и физически невозможно овладеть всей информацией, накопленной даже в течение жизни одного человека, нужно про­извести упорядочивание этой информации и отобрать наиболее важные ее фрагменты. На это и ориентирован механизм стереотипизации. С его помощью накапливаемая информация предстает не просто как сумма полезных знаний, но как определенным об­разом организованный опыт, который благодаря своей структу­рированности может быть передан следующим поколениям. Кроме того, подобный стереотип позволяет сохранять рабочий объем необходимой информации, легко заменяя ее отдельные фрагмен­ты при появлении новых данных.

    Понятие стереотипа поведения близко к понятию социальной нормы - исторически сложившегося правила поведения и оценки действий человека (плохо - хорошо). Но в отличие от нормы сте­реотипы поведения стандартизируют также и неправильное пове­дение. Примером стереотипизации неправильного поведения мо­гут служить карнавалы в латиноамериканских странах.

    Общечеловеческие нормы и модели поведения полностью де­терминированы биологическими свойствами человека, но сущест­венно коррелируются социокультурными механизмами. Где бы человек ни жил, он должен есть, спать, одеваться и т.д. В разных культурах, у разных народов это происходит по-разному.

    Стереотипы поведения диктуют как форму, так и содержание действий. Стереотипное поведение не нуждается в мотивации. Самым весомым аргументом в пользу такого способа действия служит ссылка на закон предков.

    С другой стороны, не следует преувеличивать роль стереотипа, так как модель поведения и реальное поведение - это разные ве­щи. Стереотип выполняет роль программы поведения, реализую­щейся в конкретных обрядах, обычаях, этикете, труде, игре, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, оскорбле­ния, наказания и т.д. В идеале стереотип и его реализация должны совпадать, но реально между ними всегда есть расхождение, при­чем каждое общество вырабатывает свои стандарты строгости и терпимости к нарушениям в разных сферах поведения. Поскольку стереотипы не навязаны сверху, а внутренне присущи человеку, кроме внешних регуляторов большую роль играют внутренние -стыд, страх, вина, честь.

    Из всего многообразия этнических стереотипов этнология вы­деляет группу стереотипов восприятия, под которыми обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этни­ческой группы или общности, распространяемый на всех ее пред­ставителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о разных народах.

    Содержание этнических стереотипов определяется тремя груп­пами факторов: 1) спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общест­венно-исторического развития; 2) социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особен­ностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент; 3) длительностью и глубиной исторических контак­тов с другими этносами.

    Как и любой другой вид социальных стереотипов, этнический стереотип может быть по своему характеру автостереотипом (т.е. описывающим собственную группу) или гетеростереотипом (т.е. описывающим другую этническую группу). Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности вне­сти в их содержание черты идеала собственного этноса, подчерк­нуть наиболее самобытные качества национального характера. Например, группы с более высоким статусом в экономической сфере характеризуют себя как компетентные и добившиеся эко­номического успеха, а группы с более низким статусом - как от­личающиеся добротой, сердечностью, гуманностью и т.п.

    Основой гетеростереотипов является такое свойство этнических стереотипов, как антропостереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность действительно часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь ос­ведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В гетеростереотипах на уровне обыденного сознания внешний облик представителя соответствующей этнической общности чаще всего связывается с определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типы поведения и общения между людьми.

    Этнические образы и стереотипы поведения в явной или скры­той форме существуют во всех областях жизнедеятельности этно­сов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этно­сами. Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей раз­ные типы социальных связей в этнической общности. Изменения в жизни этноса обусловливают коррекцию норм поведения, соци­ально-психологических установок и этнических представлений. В качестве факторов изменения поведения этнической группы мо­гут выступать исторические, экономические, политические, демо­графические, религиозные, а также особенно обострившиеся в по­следнее время экологические и технические факторы. Таким обра­зом, этнические стереотипы поведения так же динамичны, как и сам этнос. Этот вывод подтверждают и многочисленные результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильные вариа­ции в поведении представителей различных этнических групп.

    Несколько иным элементом этнического сознания является эт­нический образ. В отличие от этнического стереотипа поведения, который предполагает соответствие определенным социальным нормам, этнический образ представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-то одно типическое свой­ство и которое основывается на чувственном восприятии предста­вителей других этносов. Этнический образ, акцентируя внимание на какой-либо специфической черте внешнего поведения индиви­да, формирует общее представление об облике представителей того или иного этноса в целом.

    Когда мы произносим слова «немец», «англичанин», «амери­канец», мы вкладываем в них намного больше, чем просто назва­ние представителя какого-либо народа. Мы подразумеваем какие-то специфические черты внешности, связанные с расовыми осо­бенностями, черты характера, темперамента, принадлежность к определенной религиозной конфессии. В своем сознании мы обычно связываем все эти свойства с преобладающими ланд­шафтными характеристиками места жизнедеятельности этноса. Легко убедиться, что этнический образ представляет собой до­вольно сложный элемент этнического сознания, поскольку в том или ином физическом типе человека обобщаются территориаль­ные, общественно-исторические и культурные особенности жизни целого этноса. Иными словами, в конкретном этническом образе происходит персонификация одновременно и народа, и страны его проживания. При этом определяющую роль в формировании этнического образа играют пространственно-временные, соматиче­ские (внешний облик) и вещевые факторы, фиксирующие особенно­сти данного этноса, и совсем незначительна в этом роль языка.

    Очень важное место в формировании этнического образа за­нимает нрав - характер ограничения своевольных импульсов лич­ности (зона ненормированных, нестереотипизированных прояв­лений темперамента и психических состояний: любви, ненависти, ревности и т.д.). Это социально ограниченное проявление темпе­рамента, способ регулирования биопсихических реакций. Он иг­рает особую роль в формировании типичного этнического об­раза: чопорный англичанин, легкомысленный француз, гордый испанец и т.д. Этнический образ служит своего рода эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное по­ведение и ожидает определенного типа поведения от реальных этнических прообразов.

    Разумеется, как и любые стереотипы, этнические образы лишь частично похожи на оригинал и больше отличаются от него. Но, как уже говорилось, истинность этих образов-стереотипов не так уж значима. Важно, что такие образы существуют и работают в межкультурных контактах. Мы склонны воспринимать человека прежде всего в рамках этнического образа и очень удивляемся, если конкретный человек из этого образа выбивается. Поэтому ориентация в межэтнических отношениях только на этнические об­разы может привести к большим ошибкам. Тем не менее, вступая в контакт с представителями другого этноса, желательно знать этни­ческий образ своего народа в глазах других, ведь именно в рамках этого образа нас будут встречать при первых контактах.

    Помимо этнических образов других народов у каждого наро­да есть и собственный этнический образ, являющийся автосте­реотипом.

    Рассмотрим, например, образ русского, созданный на основе опросов среди самих русских:

    1) ориентация на коллективность (гостеприимство, взаимопо­мощь, щедрость, терпимость, открытость, доверчивость по отно­шению к другим народам);

    2) ориентация на духовные ценности (стремление к справедли­вости, совестливость, альтруизм, широта души, правдивость, долготерпимость, оптимизм, мудрость, талантливость, поиск абсо­лютной истины);

    3) ориентация на идолопоклонство (сотворение кумиров, чино­почитание, верноподданничество, управляемость, конформизм);

    4) ориентация на лучшее будущее («все образуется само собой», неуверенность в себе, установка на «авось», необязательность, бес­печность, безответственность, бесхозяйственность, неорганизован­ность, лень, непрактичность, выносливость, фанатизм);

    5) ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем (умение собраться в экстремальной ситуации, трудовой героизм, жертвенность, удаль, трудолюбие, привычка к авралу).

    Этнический образ будет тем более полезным, чем больше он бу­дет соответствовать центральной зоне культуры данного народа. Но так бывает далеко не всегда, и ориентация на этнические сте­реотипы способна осложнить и без того непростые межэтнические отношения, которые, к сожалению, редко обходятся без эксцессов.

    Каждому этносу, как и каждому отдельному человеку, свойст­вен полный набор социальных, этнических и психологических ха­рактеристик. Другое дело, что степень выраженности тех или иных качеств у разных этносов различна. Это и является объек­тивным основанием для формирования этнического образа каж­дого конкретного народа.

    4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА



    Изучать этнологию как научную дисциплину нельзя абстракт­но. Необходимо обращаться к конкретным психологическим особенностям этносов. Рассмотрение этих особенностей происходит путем выделения отличительных черт одного народа и их сопоста­вления со свойствами собственного народа. В результате склады­ваются соответствующие этнические стереотипы и образы каждого рассматриваемого этноса. В этой связи большой интерес представ­ляют народы нашего государства, одного из самых полиэтничных в мире - на его территории проживает свыше 70 народов. Большин­ство из них существенно отличается от русского народа по своей численности: 125 млн - русские; 5,5 млн - татары; 4,4 млн - укра­инцы. Около 2 млн составляют чуваши. Всего 10 национальностей имеют численность более 1 млн человек. Еще 15 народов имеют численность более 100 тыс. человек. Есть также этнические общ­ности, которые насчитывают менее тысячи человек.

    В этом многообразии не представляется возможным рассмот­реть особенности этнических образов всех народов, поэтому наше внимание будет сосредоточено на характеристиках лишь основ­ных этнических общностей.

    Русские. Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории - России. Предками русского народа были земледельческие племена, про­живавшие в I тысячелетии на обширном пространстве Днестров­ского междуречья. В IX-Х веках на этой территории сложилось крупное государство Киевская Русь, население которого говорило на едином древнерусском языке и называло себя «русью», «русичами», а свою родину «русской землей». Именно Киевская Русь послужила этнической основой формирования трех великих на­родов: русского, украинского и белорусского. Русская народность как самостоятельная этническая общность сформировалась в на­чале XVII века. Несколько позднее по языковому диалекту и некоторым особенностям материальной культуры выделились северные русские и южные русские.

    Важнейшими чертами русских являются такие, как человекелюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывались исто­рические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие и сострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского, как отмечали многие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в «состоянии души».

    У каждого народа есть свои положительные и отрицательные качества. Русские в этом отношении не являются исключением. Помимо отмеченных выше черт зачастую у них можно встретить и такие качества, как леность, несобранность, прожектерство, не­умение доводить начатое дело до конца. Это те черты, которые во все времена высмеивались на Руси и отмечались иностранцами. Вместе с тем последними всегда подчеркивались высокая граж­данская солидарность, готовность прийти на помощь, общитель­ность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотли­вость и старательность.

    Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством, гостеприимством и трудолюбием. Трудолюбие, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье родители всегда воспитывали у детей стремление жить в мире, любви к труду, человеку и осуждали лень, тунеядст­во, плутовство. Обладая многими положительными качествами, русские в то же время могут легко поддаваться отрицательным влияниям, перенимать чужие пороки, быть излишне доверчивыми и болтливыми, безответственными и халатными.

    Русские в целом неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако склонны чрезмерно романтизировать ее отдельные стороны. Эта черта иногда развивает у них стремление к излиш­ней активности, что в итоге приводит к разочарованию в работе.

    Представители русского этноса довольно легко адаптируются к принятому образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национально­му питанию, одежде. Они высоко ценят образование и успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого психо­логического напряжения воспринимают переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными. Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе глав­ным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Бо­лее того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других этносов часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином иноэтническом регионе.

    Украинцы. Этому, одному из древнейших славянских народов присущи интерес к выполняемому делу, напористость, трудолю­бие, умение показать себя и свою работу, аккуратность, исполни­тельность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность. Особой отличительной чертой украинцев является гордость сво­им историческим прошлым, своими древними военными тради­циями борьбы против захватчиков, когда их воины проявляли решительность, настойчивость, хорошую организованность, лег­кость в управлении.

    Отличительными чертами украинцев являются также подвиж­ность и жизнерадостность, хотя в общении с новыми для них людьми, в непривычной обстановке они могут казаться замкну­тыми. У них хорошо развито чувство юмора. Из всех славянских народов украинцы наиболее музыкальны. Для сельских жителей особенно характерны высокая нравственность, редкость пороков. Широко известна их приверженность к законности и порядку. Они питают большое расположение к природе, взаимному обще­нию, коллективной работе.

    В своем большинстве украинцы отличаются старательностью, добросовестным выполнением своих обязанностей. Они легко адаптируются к различным условиям быта и деятельности в мно­гонациональных коллективах.

    В деловом отношении украинцы обстоятельны, расчетливы, напористы. Они всегда стремятся отличиться, быть в числе луч­ших, что в общем является положительным качеством, но иногда не нравится сотрудникам других национальностей. Это вполне объяснимо, так как на фоне трудолюбивого и исполнительного украинца лучше видны те, кто ленится и не проявляет активности. В ситуациях подобного рода украинцы смело идут на конфликты со своими недоброжелателями.

    Белорусы. Окончательное формирование белорусского этноса произошло довольно поздно - в конце XIX века. Причем этот процесс проходил трудно и сложно, поскольку очень часто при­ходилось воевать с захватчиками и после каждого нашествия на­чинать строить жизнь почти заново. В силу этих обстоятельств наиболее характерными чертами белорусов являются упорство, трудолюбие, надежность, неприхотливость в любых условиях, верность в дружбе.

    По свидетельству социологов и психологов, у большинства бе­лорусов наиболее очевидно проявляются такие черты, как стрем­ление добросовестно относиться к любому делу, упорно доби­ваться поставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность, доверительное отношение к людям, ком­муникабельность, честность, порядочность, совестливость. Свои профессиональные обязанности они выполняют ревностно.

    Склонности к образованию земляческих и этнических групп белорусы, как правило, не проявляют, так как ценят в человеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принад­лежности для них не имеет решающего значения. Конфликтные ситуации с участием белорусов возникают довольно редко, по­скольку они беззлобно относятся к шуткам товарищей, не реаги­руют на подтрунивание.

    В то же время надо иметь в виду, что белорусы горды, их гор­дость выражается в неравнодушном отношении к несправедливо­сти, унижению человека. Здесь белорусы проявляют упрямство, неуступчивость, неумение идти на компромиссы. Как показывают экспертные опросы белорусов в различных регионах, они более замкнуты, чем, например, украинцы, проявляют сдержанное от­ношение к новым знакомым, коллегам по работе и сослуживцам до тех пор, пока не узнают их на деле, но затем становятся надеж­ными товарищами.

    Американцы. В этническом образе американцев одновременно сосуществует много противоречивых черт, что является результа­том своеобразной истории страны, народа. Для них, как и для большинства представителей других этносов, характерно трудо­любие, которое, однако, обладает своими особенностями. Амери­канцы трудолюбивы главным образом тогда, когда это им выгод­но. В этом случае они энергичны, напористы, полны неиссякаемо­го делового азарта. В иных случаях эти качества проявляются слабо. Поэтому работоспособность, усердие, целеустремленность американцев в повседневной жизни нельзя оценивать однозначно. Но там, где проявляются эти качества, они несколько усиливают­ся предприимчивостью, изобретательностью, смелостью, упорст­вом американцев.

    Этническими особенностями американцев являются их делови­тость и практичность. Деловитость по-американски - это органи­зованность в труде, четкость, точный расчет, обстоятельное зна­ние дела, умение находить наиболее рациональные решения прак­тических задач. Практичность американцев - это умение из всего извлекать пользу.

    Высокая техника организации труда, умение ценить время явля­ются своеобразной чертой американцев. Эта склонность к орга­низованности укрепляет у них инициативу и самостоятельность. У американцев твердый организаторский талант в отличие, напри­мер, от немцев, у которых организаторский талант заменен дисци­плиной. При этом американцы отличаются самостоятельностью, инициативностью, упорством. Их самостоятельность, стремление в любом деле полагаться только на собственные силы целенаправ­ленно формируются с детства.

    Самоуверенность, пренебрежительное отношение ко всему не­американскому, преувеличенная самооценка своих сил и спо­собностей - также характерные черты этнического образа аме­риканцев. Этнологи и этносоциологи констатируют, что амери­канцы любого возраста и пола выделяются с первого взгляда именно своей самостоятельностью, самоуверенностью, громким разговором.

    Страсть к совершенствованию, изобретательству является от­личительной чертой всей американской нации. Практически это выражается в том, что американцы уже с юношеского возраста имеют практические технические навыки. В обычной жизни они простодушны, бодры. Свои эмоции американцы выражают пря­мо, непосредственно. Они несколько легковерны, хорошо пони­мают юмор, умеют посмеяться над собой.

    Англичане. Для правильного понимания этнического образа англичан следует помнить, что они приветливые, предупреди­тельные без фамильярности, уравновешенные и порядочные лю­ди. Эти их черты являются продуктом парадоксов английского характера - сочетания конформизма и индивидуализма, эксцен­тричности и приглаженности, приветливости и замкнутости, простоты и снобизма.

    Англичанам присуще чувство юмора, т.е. беззлобно-насмеш­ливое, ироническое отношение к событиям, в том числе и к себе. При этом английский юмор весьма существенно отличается от французского остроумия, стремящегося показать тонкость ума и изобретательность в ярких, смешных и язвительных оценках различных событий и явлений. Для англичан юмор - это про­стота мысли, отражающая реальное положение вещей и легкий скептицизм.

    Длительная и упорная работа на поприще коммерции породи­ла в этнической психологии англичан черты сухой расчетливости и предприимчивости, сдержанность, выдержку и уверенность в себе. Спокойный и уравновешенный англичанин резко отличается не только от легко возбудимого, пылкого француза, но и от более живого и динамичного американца. Темп жизни в Англии несколь­ко замедлен, и поэтому англичане флегматичны и хладнокровны, им присуще невозмутимое спокойствие, выдержка, но никак не равнодушие, отсутствие инициативы и предприимчивости.

    В жизни англичан особую роль играют традиции, перед кото­рыми они слепо преклоняются. Любые дела решаются ими «согласно обычаю». Если американец - раб стандарта, то англи­чанин - раб своих традиций. Традиции в Англии превращены в фетиш, в культ, и закономерно, что их существует там много. Среди наиболее устойчивых английских традиций следует отме­тить спортивное воспитание детей в семье, школе, университете; пристрастие англичан к простой, удобной повседневной одежде. Кроме того, незыблемыми для них являются установленные пра­вила в еде. Последние предполагают утром первый завтрак, в 13 часов - второй завтрак, в 17 часов - чай, в 19-20 часов - обед. Ужинать англичане не любят. Эта строгая пунктуальность в еде и времени соблюдается неукоснительно, создавая размеренный ре­жим работы и жизни.

    Немцы. Наиболее известными национальными качествами немцев являются аккуратность, практичность, добросовестность, пунктуальность, точность, обязательность, трудолюбие. Их мыш­ление отличается способностью к отвлеченным построениям, глу­биной абстрагирования, философской широтой. Как считают ис­следователи этнической психологии, с одной стороны, гибкость, сметливость, рациональность мышления в известной мере чужды немцам, а с другой стороны, по умению планировать свои буду­щие действия немцы превосходят представителей многих других этнических общностей. Вместе с тем немцы наделены хорошим здравым смыслом, который не мешает им в то же время быть впе­чатлительными и сравнительно легко подвергаться внушению. Но если на французов особое воздействие оказывают идеи, эмоции и громкие фразы, то на немцев - факты, цифровые расчеты и другие конкретные аргументы.

    Централизация страны, жесткий режим правления и строгая регламентация всех сторон жизни в государстве на протяжении длительного исторического периода породили в немецком нацио­нальном характере педантизм и приверженность системе. В этом состоит большой недостаток немецкой этнической психологии, так как приверженность к строгому порядку и системе порождает любовь к шаблону, глушит инициативу. Немцы дисциплиниро­ванны, пунктуальны. Эти качества одновременно и положитель­ны, и отрицательны, поскольку малейшее нарушение в какой-либо части плана деятельности, как правило, ведет к нарушению всей системы, порождает смятение и дезорганизацию их жизни.

    На первый взгляд кажется, что немцы достаточно приветливы и доступны в общении. Однако на самом деле взаимоотношения устанавливаются гораздо труднее и сложнее, доступ к душе немца затруднен. После первых впечатлений от внимания к вам можно быстро убедиться, что за внешней приветливостью и доброжела­тельностью нет искренней заинтересованности.

    Французы. Отличительными чертами этого этнического образа являются повышенная чувствительность ко всему национальному и высокоразвитое честолюбие.

    Современные французы отличаются аналитическим умом, бо­гатством воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов находится постоянно под влиянием их подвижного темперамента: стремясь быстрее достиг­нуть цели и доверяя при этом своей интуиции, французский ум принимает решения слишком быстро - заниматься рациональной оценкой действий и ситуаций для него утомительно.

    Чувствительность и легкая эмоциональная возбудимость - главные характеристики французского темперамента. По силе и скорости возбудимости французы представляют собой полную противоположность флегматичным и сдержанным англичанам. Подвижный темперамент определяет склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятельности французов. Они легче, чем другие народы, подвержены внушению идей - ведь идеи для них предпочтительнее фактов.

    Сильно проявляются в характере французов контрасты психики. Они доводят храбрость до дерзости, любовь к свободе - до непови­новения. В повседневной жизни они чаще руководствуются чувст­вами, чем разумом, - логика у них всегда служанка страсти и чувст­ва, для них характерна внезапность решений. При этом во всех жи­тейских ситуациях французы остаются веселыми, остроумными, оптимистичными, общительными людьми, любящими шутку. Они язвительны, жизнерадостны, искренни, хвастливы и галантны.

    Японцы. Вплоть до середины XIX века Япония представляла собой замкнутое деспотическое государство, основанное на дик­татуре феодальных правителей - сëгунов, по личному усмотрению решавших все вопросы жизни своих подданных. Это породило специфические особенности национальной психологии японцев - подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в референтных группах, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.

    Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обре­кали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания. Вместе с тем недостаток плодородной земли, сложные климатиче­ские условия, высокий прирост населения заставляли японцев на­пряженно трудиться, искать такие формы и средства деятельно­сти, которые могли бы обеспечить им хотя бы минимальные воз­можности и условия существования. В результате в национальном характере японцев сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство в достижении поставленных целей, внут­ренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

    Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиоз­ной мифологии, утверждавшей божественное происхождение японского народа и императорской власти, превосходство япон­цев над другими народами. Под их влиянием сформировались та­кие черты японского самосознания, как приверженность «культу предков», чувство этнической исключительности, ярый национа­лизм, вероломство по отношению к другим народам, часто про­являвшиеся в прошлом. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, что иностранцы не виноваты в своем проис­хождении, но все равно думают о них как о совершенно чужих и абсолютно неравных им людях.

    Многие этносоциологи и этнопсихологи отмечают в мышлении японцев единство противоположных качеств: приверженность к абстракциям, проницательность, изобретательность, рационализм соседствуют у них с медлительностью мыслительных операций, не­уверенностью в себе и своих силах, малоинициативностью.

    Рядовой японец связывает свое существование с той группой, в которую он включен. Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздни­ках. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориенти­ровано на то, чтобы вписаться в развитие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самым ценным качеством члена группы является умение ставить во главу угла интересы коллектива, же­лание и стремление быть ему полезным.

    Японцы - люди самобытной культуры. Для них имеет значение все, что делают другие люди. В общении с ними не следует са­диться, если вас не пригласили сесть. Нельзя смотреть по сторо­нам, так как, по их представлениям, это означает, что вы рассеян­ны и невнимательны. Каждый штрих вашей одежды и поведения повлияет на отношение к вам со стороны японцев.

    Китайцы. Своеобразие исторического, социально-политиче­ского, экономического и культурного развития Китая предопре­делило формирование этнической психологии его жителей. К числу основных черт последней можно с полной уверенностью отнести следующие: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. По причине сочетания этих черт в характере китайцев никакой вид деятельности их не оскорбляет, не угнетает и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.

    Сложные климатические и природные условия страны, став­шие одной из причин строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим не­обходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту ис­ключительную роль, которую в жизни китайцев играли община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались та­кие качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимо­сти индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, про­являющиеся в межличностных отношениях.

    Образ мышления китайцев можно назвать сугубо практиче­ским, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отда­ет предпочтение простым мыслительным конструкциям как наи­более доступным и рациональным для запоминания, жизни и дея­тельности. Он очень редко руководствуется абстрактными прин­ципами, его логика отличается высокой предметностью.

    Широко известно, как неприхотливы китайцы. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Свое влияние на эту особенность китайцев оказала конфуциан­ская философия, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольствование житейским минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широкого круга потребностей, а в ощущении счастья от того, что имеется в наличии. Следствием этого стали неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость, уме­ние наслаждаться жизнью, довольствоваться малым.

    Весьма своеобразными являются форма и способы общения китайцев с другими людьми. При встрече с другим человеком ки­таец обязан показать и выразить ему свое глубокое уважение. При этом он должен подчеркнуть, что считает своего собеседника раз­витым и образованным человеком, даже в том случае, если оба прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. Во время общения с незнакомыми людьми китайцы также ведут себя специфически. Они стремятся использовать минимум мимики и жестикуляции. Китаец сохраняет неподвижным положение лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, совсем не шевелится, а его го­лос приближен к шепоту. Очень громкий разговор для китайца считается неприемлемым. В процессе всего разговора лицо ки­тайца остается беспристрастным или выражает елейность. При­знательность для китайца - форма проявления вежливости, в его понимании. В процессе общения китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что, по их представлениям, так де­лают враги или ненавидящие друг друга люди. В связи с этим представители других этносов начинают подозревать китайцев в неискренности и невнимании к ним, принимая за эти неприятные качества всего лишь следование установившейся традиции. В це­лом же китайцам в общении присуща поразительная вежливость, которая не является простой формальностью, внешней формой поведения. Для вежливости китайца характерны предупредитель­ность, игра воображения, умение поставить себя на место другого и скромность, соединенная со стремлением уважать собеседника.

    Арабы. Многочисленные наблюдения и исследования арабов в различных регионах планеты позволяют сделать вывод, что они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вме­сте с тем, согласно этим же источникам, им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, безза­ботность и беспечность порождают немало трудностей в их жизни и деятельности.

    Исторически сложившаяся иерархическая система подчинения среди арабов выработала определенные нормы взаимоотношений между низшими и высшими слоями общества, между младшими и старшими членами семьи и рода. Высокомерие, грубость, а зачас­тую и рукоприкладство являются обычной практикой высших и старших по отношению к низшим и младшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящего, с равными себе проявляет высокую сте­пень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, защищая свою честь и достоинство.

    Труд для арабов всегда был тяжелой повинностью, и поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисци­плинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как у дру­гих народов. В то же время исключительно тяжелые условия жиз­ни приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепили у них такие качества характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и терпеливость. Кроме того, им свойственны необычайное жизнелюбие, незлопамят­ность, общительность, гостеприимство, чувство юмора.

    Нравственная доктрина мусульманства придает нормам мора­ли Корана абсолютное значение. Они объявляются вечными и не­изменными. Нравственным идеалом ислама является вечно каю­щийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочести­вым поведением заслужить милость Аллаха. Вот почему у арабов развились униженность, покорность, смирение, раболепие, уме­ренность. В то же время под влиянием мусульманства среди ара­бов получили широкое распространение различного рода суеве­рия и предрассудки, которые и по сей день вносят в их повседнев­ную жизнь чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятии и осмыслении окружающего мира.

    Под воздействием арабского языка, для которого характерны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов выра­боталась склонность к преувеличению в восприятии окружающей действительности, не столько логическое ее осмысление, сколько внимание к стилю изложения, красноречию говорящего. Арабы не любят строгой логики и объективных доказательств, а предпо­читают им афористичность, многообразие впечатлений. Им свой­ственна повышенная реактивность, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций.

    В целом же арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику, если он им нравится, а общение с ним приносит удовлетворение и способствует их личному развитию.
    План семинарского занятия
    1. Этнические функции культуры. Защитные механизмы этнической куль­туры.

    2. Этническая культура и культура этноса. Структура этнической культу­ры. Уровни этнической культуры.

    3. Этнические стереотипы поведения.

    4. Этнические образы основных народов мира.
    Темы докладов и рефератов
    1. Психологические особенности русских и американцев.

    2. Сходство и различие национальных характеров японцев и китайцев.
    Литература
    Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М., 1990.

    Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

    Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-логос. - М., 1995.

    Емельянов Ю. Н. Основы культурной антропологии. - СПб., 1994.

    Емельянов Ю. Н. Введение в культурантропологию. - СПб., 1992.

    Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. - Саратов, 1998.

    Народы и религии мира: Энциклопедия. - М., 1998.

    Минюшев Ф.И. Социальная антропология. - М., 1997.

    Народы мира: Историко-этнографический справочник. - М., 1988.

    Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999.

    Этнические стереотипы поведения. - М., 1985.

    Этнознаковые функции культуры. - М., 1991.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   29


    написать администратору сайта