Главная страница

ЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ. Рецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических


Скачать 2.57 Mb.
НазваниеРецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических
АнкорЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
Дата28.01.2017
Размер2.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
ТипКнига
#296
страница21 из 29
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   29

Тема 8. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ



Исторически этнология началась с этнографии - описания ма­териальной культуры, образа жизни, традиций и обычаев прими­тивных, или, по современным классификациям, бесписьменных, народов. Весь XIX век шло накопление данных, фактического ма­териала об этих народах. Этому способствовала и активная коло­ниальная политика развитых стран, так как этнография всегда была наукой, имеющей прикладное значение: чтобы лучше управ­лять народами, нужно было знать их традиции и обычаи, не до­пускать грубых ошибок, затрагивая сферы культуры, значимые для этих народов.

После накопления достаточного фактического материала насту­пил этап обобщений, синтеза - уровень этнологии - науки, которая, не отказываясь от непосредственного наблюдения, стремилась к широким обобщениям. Их целью были уже описание и анализ жиз­ни соседних народов, воссоздание прошлого какого-либо народа или изучение определенных типов материальных объектов, обрядов и обычаев на материале нескольких этносов.

Современная этнология идет еще дальше, ее влекут более ши­рокие обобщения, справедливые для всех человеческих сообществ - от большого современного народа до самого маленького мелане­зийского племени. Новое направление этнологических исследова­ний стало особенно актуальным после Второй мировой войны, приведшей к краху колониальной системы в мире. Освободив­шиеся народы и новые, появившиеся на политической карте мира государства должны были найти свое место в цивилизованном мире, приобщиться к современной культуре, овладеть ценностями и нормами, необходимыми для жизни сегодня. Поэтому очень остро встала проблема модернизации традиционных обществ и культур, включения их в современный мир. Теории модерниза­ции, создававшиеся в это время, требовали решения не только практических, но и теоретических вопросов. Среди них причины различий в восприятии и мышлении традиционного и современного человека, специфика традиционной культуры, возможность преодоления этих различий и преобразования традиционного общества в современное, модернизированное.

Существенным, важным было также и то, что в ходе подобных исследований появилась возможность выявления общих черт у традиционных и модернизированных обществ, выявления роли традиционных элементов в культуре современных народов. Изучение традиционных и архаических культур дает также возмож­ность ответить на некоторые сложнейшие вопросы антропологи­ческой науки об особенностях восприятия и мышления первобыт­ного человека, о специфике его культуры.

Прежде чем переходить к анализу вопросов, поставленных нами, необходимо внести ясность в термины «традиционная культура» и «архаическая культура». Результатом длительного процесса все­стороннего преобразования животного в человека, или итогом антропосоциокультурогенеза, стало образование непосредствен­ных предков человека, а также переход от докультурного состоя­ния к первобытной культуре и первобытному обществу. Затем по мере совершенствования способов преобразования природы пер­вобытное общество и культура все больше меняются, все культур­ные и социальные процессы ускоряются, что обеспечивает выход из первобытного состояния. При этом происходит нарушение од­нородности первобытного общества и культуры, формируются разные типы культур со своими способами освоения и преобразо­вания мира и природы.

Вопреки традиционным представлениям, согласно которым следующей ступенью после выхода из первобытности признает­ся Древний Восток, а затем античность, мы считаем, что эти ти­пы культур не связаны линейной зависимостью. Эти типы циви­лизаций имели собственные социокультурные основы. Так, Древний Восток развивался на основе сельскохозяйственного типа деятельности и создал земледельческую цивилизацию с азиатским способом производства в качестве ее экономической основы и восточной деспотией как формой государственности. Античный мир, создавая собственную цивилизацию, ориентиро­вался на развитие ремесла и торговли, что потребовало в каче­стве ее экономической основы рабовладения и городов-государств, постепенно пришедших к демократии как форме правления. Но помимо этих двух широко известных путей раз­вития человечества многие народы продолжали вести кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством, а также охотой и соби­рательством.

Так на выходе человечества из первобытного состояния перед ним раскрылись три направления возможного дальнейшего развития. И на каждом из них исходные формы первобытного мышления, мифологии, обрядов, нравственного, эстетического и художественного сознания преобразовывались особенным обра­зом, порождая различные типы культуры. Каждому из них была уготована своя судьба. Но культура кочевников-скотоводов (а тем более охотников и собирателей, сохранившаяся кое-где) оказалась в общей перспективе истории человечества тупиковой формой. Ведь примитивность их жизни обрекает их на сущест­вование, близкое к жизни животных. Из-за того что жизнь и сознание этих людей были ближе всего к первобытному состоя­нию и наиболее устойчиво сохраняли архаические черты, исто­рики нередко вообще не отличают этот тип культуры от перво­бытного, хотя это и неверно. На самом деле это традиционные культуры, безусловно отличные от культур земледельческих наро­дов, но обладающие самым главным свойством таких культур - предельно устойчивым характером, отрицанием любых нова­ций, очень медленным изменением. Таковы были цивилизации Египта, Вавилона, Индии, Китая. По многим параметрам они были схожи с архаическими культурами.

Основы же современной, модернизированной культуры, ори­ентированной на новации и быстрые изменения, были заложены лишь античной цивилизацией, сконцентрированной в городах-государствах, ориентированной на прогресс и неограниченное преобразование окружающего мира. Реальное развитие модерни­зированной культуры началось уже в новое время, примерно с XVI века, в Западной Европе.

Таким образом, под архаическими культурами мы будем по­нимать культуры охотников и собирателей, сохранившиеся до сегодняшнего дня в глухих уголках нашей планеты. Традицион­ные культуры связаны с более высоким уровнем развития хозяй­ства - земледелием и кочевым скотоводством, а также с ориента­цией на стабильность и устойчивость, но по многим параметрам схожи с архаической, а потому эти понятия иногда можно исполь­зовать как синонимы. Модернизированная культура, возникшая в Европе и ориентированная на новации и прогресс, в наши дни превратилась в основу мировой культуры, носителями которой сегодня становится все большее число народов.

Европейских ученых-этнологов всегда волновал вопрос об от­личиях архаических народов от европейцев, о возможности суще­ствования у них особого типа мышления, изучение которого мог­ло не только решить практические вопросы отношений с этими народами, но и дать ответ на вопрос о специфике первобытного мышления и культуры. Поэтому многие крупнейшие исследовате­ли ставили перед собой такие задачи.

1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   29


написать администратору сайта