Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепция культурного шока.

  • Этнические процессы в Латинской Америке. В

  • Этнические процессы в Африке.

  • Этнические процессы в Азии.

  • Этнические процессы в США.

  • Этнические процессы в Западной Европе.

  • План семинарского занятия

  • Темы докладов и рефератов 1. Культурный шок и его особенности.2. Этническая парциация и этническая сепарация в межэтнической комму­никации.Литература

  • ЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ. Рецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических


    Скачать 2.57 Mb.
    НазваниеРецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических
    АнкорЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    ТипКнига
    #296
    страница24 из 29
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

    Тема 9. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ

    1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ



    Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоот­ношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других на­родов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этно­сов и одновременно готов поделиться собственными культурны­ми достижениями и ценностями. Но, к сожалению, далеко не все­гда межэтнические контакты приносят положительные результа­ты для всех взаимодействующих этносов. История этнокультур­ных отношений знает довольно много случаев, когда отдельные этнические общности и группы оказывались неприемлемыми друг для друга. Как отдельные люди, так и этносы в целом могут хо­рошо понимать друг друга, но могут и не найти общий язык. По­этому в настоящее время интерес этнологов вызывает не только вопрос об особенностях отдельного народа, но и проблема взаи­модействия различных народов и их культур.

    Многочисленные этнокультурые исследования убедительно свидетельствуют о том, что этнические изменения происходят в результате многочисленных, сложно и противоречиво протекаю­щих, многообразных культурных контактов между народами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов -участников контактов. В этнологии эти взаимоотношения этносов получили название «межэтническая коммуникация», под которой понимается обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле слова пони­маются как взаимодействие народов в разных сферах обществен­ной жизни - политике, искусстве, науке и т.д., а в узком смысле - как межличностные отношения людей разной этнической принад­лежности, которые также имеют место в разных сферах общения - трудовой, семейно-бытовой и различных неформальных видах взаимоотношений. Из всей совокупности отношений между этни­ческими группами ученые обычно исследуют межкультурные взаимодействия.

    В качестве самостоятельного направления этнологических ис­следований проблема межэтнических коммуникаций (взаимодей­ствия культур) сложилась еще в XIX столетии, но в 60-70-е годы XX века она стала особенно актуальной в связи с исследованиями в области массовых коммуникаций и массовой культуры. За про­шедшее время были сформулированы гипотезы, позволяющие представить этот процесс в системном виде. В отечественной эт­нологии принято выделять две основные разновидности этно-коммуникационных процессов: этнотрансформационные и этноэволюционные. К первой разновидности относятся процессы, в результате которых происходит изменение этнического сознания; а вторую разновидность образуют такие процессы, которые обу­словливают значительные изменения отдельных характеристик этноса, но не ведут к перемене этнического самосознания.

    Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процес­сы межэтнических коммуникаций, является концепция этногенеза Гумилева. Исходным пунктом его рассуждений выступает пред­положение, что этногенез - процесс энергетический, связанный с получением энергии извне, преобразованием ее в биогеохимиче­скую энергию живого вещества и расходованием этого заряда энергии в процессе этногенеза.

    Согласно гипотезе Гумилева, процесс этногенеза связан не просто с расходованием энергии, но эта энергия создает вокруг себя еще и поле - этническое поле (аналогичное биополям), кото­рое имеет физическую природу и характеризуется единой часто­той колебаний. Пассионарии, создающие новый этнос, тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля ко­леблются с одинаковой частотой. Более того, здесь мы сталкива­емся еще и с явлением пассионарной индукции - пассионарии «заражают» своими идеями нормальных людей и ведут их за со­бой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интереса­ми, приобретают общий стереотип поведения.

    Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами. Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут достаточно доб­рожелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называ­ет комплиментарностью - неосознанным чувством расположения.Если нет - контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».

    Именно этим он объясняет тот известный факт, что русские землепроходцы прошли до Чукотки почти без сопротивления, проникли через Алеутские острова в Америку, договорились с алеутами, затем с эскимосами, но, встретившись с индейцами, на­толкнулись на жестокое сопротивление, контакта с ними земле­проходцам установить так и не удалось. Этот случай был анало­гичным случаю с англосаксами, которые также безуспешно кон­тактировали с индейцами. Но если русские отступили назад, в бо­лее благоприятные для себя места, то англосаксы просто уничто­жили физически большую часть индейцев.

    Ученые-этнологи, исследующие процессы межэтнических ком­муникаций, сходятся во мнении, что эти процессы определяются следующими группами взаимозависимых факторов: исторически­ми, социальными, культурными, психологическими, ситуативны­ми и политическими.

    Из исторических факторов, безусловно, важное значение име­ют три класса явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические собы­тия, которые приобретают символическое значение в межэтниче­ских контактах; особенности историко-социального развития на­рода, включенного в контакт.

    Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных ис­торических обстоятельств. Когда между ними возникают межэт­нические напряжения, то чаще всего актуализируются такие исто­рические события, как завоевания, насильственные присоедине­ния, колониальные захваты прошлого. При этом учитываются как формы колонизации (завоевание или добровольное присоедине­ние), так и отношения с метрополией. В этнической памяти все эти события сохраняются и становятся сплачивающим фактором. Они приобретают символическое значение, вокруг них создаются идеологемы либо этнически ущербного характера, либо героиче­ского. И очень часто разные этносы оценивают одни и те же со­бытия по-разному.

    Среди социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, наиболее существенными являются взаимосвязь соци­альной и этнической стратификации, влияние социально-струк­турных изменений, этнический фактор социальной мобильности. Идеальной в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Но та­кой тип взаимоотношений встречается очень редко, более распро­странен вариант дискриминационного типа. В таких случаях необходимо изменение социального положения взаимодействующих этносов. Однако движение к равностатусному общению, как это ни парадоксально, ведет к напряжениям в межэтнических отно­шениях. Источником конфликта становится то обстоятельство, что доминирующая этническая общность должна «потесниться» в сво­ем статусе. Вместе с тем у подчиненного этноса начинает быстро расти потребность в укреплении своего статуса.

    Культурные факторы, детерминирующие межэтнические от­ношения, подразделяются на две группы: фактор просвещения и информированности; фактор традиционных норм этнической культуры. То обстоятельство, что образование и просвещение способны разрушать межэтнические границы, снимать межэтни­ческие предубеждения, установлено многочисленными исследова­телями. Ведь чаще всего негативные гетеростереотипы и этниче­ские предубеждения порождаются культурной замкнутостью эт­носов. Этнические общности с высоким уровнем образования бо­лее расположены к этнокультурным контактам, особенно в дело­вой сфере.

    Относительно традиционных норм поведения в межэтнических отношениях принято считать, что традиции чаще всего определя­ют поведение людей в быту, но в действительности они просто очевиднее проявляются на этом уровне. Эндогамные браки пре­обладают у всех народов не только вследствие возможности за­ключения однонациональных браков, но и благодаря установкам на такие браки. Однако традиционные нормы оказывают влияние и на деловые, профессиональные отношения: они сказываются в выборе деловых партнеров, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах.

    Сущность ситуационного фактора заключается в том, что сте­чение обстоятельств в экономической, политической и социаль­ной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, уси­ливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультур­ные контакты.

    Наконец, политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройст­ва, характер политического строя, тип государственной нацио­нальной политики. Особенно важным в этом аспекте межэтниче­ских отношений является политика государства, проводимая по отношению к этническим «меньшинствам». В ней можно выде­лить два направления, которые непосредственно сказываются на форме межэтнических отношений: интегрирующую политику и политику культурного плюрализма. Последняя касается не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство различных этнических групп в институ­тах власти, так называемое соучастие во власти.

    С учетом всех этих факторов очевидно, что результаты межэт­нического взаимодействия для разных этносов, участвующих в нем, чаще всего будут различны. Контакт может ограничиваться одним простым количественным изменением в культуре этноса, но может привести и к глубоким структурным сдвигам в ней. Су­ществует четыре варианта контактов:

    1) прибавление - этнос, сталкиваясь с другой культурой, осваи­вает некоторые ее достижения (так, воздействие индейской Амери­ки дало Европе целый ряд культурных растений и навыков);

    2) усложнение - качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры (таково влияние китайской культуры на японскую, в результате чего японскую можно счи­тать дочерней);

    3) убавление - потеря собственных навыков в результате столкновения с более развитой культурой (потеря айнами навы­ков изготовления керамической посуды из-за импорта готовой продукции);

    4) обеднение (эрозия) - деструкция культуры (постепенное ис­чезновение айнской культуры под влиянием японской с конца XIX века).

    Чем выше уровень культуры этноса, тем благоприятнее для нее оказывается знакомство с другой культурой. Здесь обычно дейст­вует селективный механизм, отбирающий только полезное и оп­ределяющий глубину проникновения одной культуры в другую. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические коммуникации делятся на два основных типа: ас­симиляцию и интеграцию.

    Этническую ассимиляцию в полной мере можно отнести к кате­гории этнотрансформационных процессов, поскольку она пред­ставляет собой процесс полного или частичного поглощения од­ним этносом другого, обычно слабого более сильным. Чаще всего это происходит путем завоевания, последующих смешанных бра­ков и целенаправленного «растворения» подчиненного этноса эт­носом господствующим. В ходе этого процесса одна этническая общность постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, образу жизни, а часто и к языку доминирующего этноса. Итогом ассими­ляции становится утрата исконных этнических свойств, изменение этнической идентичности, самосознания людей. Ассимиляция может проводиться разными путями: непосредственным, прямым и равноправным включением индивидов в общество, что влечет за собой формальное равенство в юридических, политических, эко­номических и других общественных институтах независимо от расовых, культурных, языковых или конфессиональных различий (универсалистская инкорпорация); включением индивидов в общество на неравноправной основе, в результате чего возникает подчиненная, недоминирующая общность, которая может пре­восходить по численности доминирующие группы, но формально являться меньшинством (дифференциальная инкорпорация).

    В процессе этнической ассимиляции принято выделять два ее типа: полную и частичную. Суть первой заключается в том, что этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом. Этот процесс протекает более эффективно при наличии «доброй воли» контактирующих сторон.

    Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этни­ческая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь от какой-либо одной из сфер своей жизнедеятельности. Например, на работе представители со­ответствующей этнической группы руководствуются нормами и требованиями чужеродной среды, а в семье, на досуге - нормами своей традиционной этнокультуры. Таким образом, чаще всего ас­симилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины.

    Кроме того, в этнологии различаются естественная и насильст­венная ассимиляции. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обу­словливается потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий органов власти, дейст­вующих во всех сферах общественной жизни и направленных на ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и куль­туры национальных меньшинств.

    Естественно, что чем многочисленнее тот или иной этнос и чем богаче его культура, тем труднее он поддается насильственной ассимиляции.

    Под межэтнической интеграцией (единением) в этнологии по­нимается появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при кото­ром разные культуры сохраняют свои основные этнические чер­ты, свои индивидуальности. Это означает формирование в рамках полиэтнических государств таких межэтнических или мегаэтнических общностей, в которых составляющие их этнические группы сохраняют свою этническую идентичность и особенно­сти культуры.

    Этноинтеграционные процессы в зависимости от того, проис­ходят ли они внутри социальных организмов или развиваются между этносами, находящимися в нескольких социальных орга­низмах, могут быть разделены на внутригосударственные и межгосударственные. В зависимости от участников этих процессов они могут быть разделены на: а) консолидационные, при которых межэтнические отношения строятся на принципах равноправия; б) симбиозные, при которых межэтническое взаимодействие осуществляется через ассоциации зависимых друг от друга этнических групп, сохраняющих при этом свои этнокультурные различия; в) сегрегационные, при которых взаимоотношения этносов неравноправны.

    Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаи­моотношений с другими этносами определяются целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются числен­ность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов в этнологии все этнические общности принято делить на этнические меньшинства, коренные народы и титульные народы.

    Эта типология появилась сравнительно недавно и была вызва­на ростом этнического самосознания, национальными движения­ми и активизацией миграционных процессов. В связи с этими процессами для каждого отдельного человека стало важным, к какой из этих трех групп он принадлежит, поскольку все они имеют вполне определенный социальный и политический смысл.

    Титульными народами принято называть этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. Ти­тульные народы еще часто называют коренными, хотя это назва­ние неточно. В международной практике коренными народами на­зывают аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни. Применительно к этнической картине России коренными назы­ваются народы, занимающиеся традиционными видами хозяйст­венной деятельности.

    Особым субъектом межэтнических взаимоотношений в совре­менном мире является национальное (этническое) меньшинство, которое представляет собой отдельную этническую общность, проживающую на территории инонационального государства и сохраняющую свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающую свои отличия и при­числяющую себя к самостоятельной этнической группе. К этниче­ским меньшинствам поэтому относят группы населения, которые, во-первых, численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве; во-вторых, находятся в недоми­нирующем положении; в-третьих, обладают этнокультурной спе­цификой и желают сохранить ее. В качестве этнических мень­шинств могут выступать: часть титульной нации, проживающая на территории другого государства (этнические диаспоры); группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросан­ные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды); народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населе­ния (эвенки, чукчи, якуты); этнические группы, обосновавшиеся на постоянное жительство в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья).

    Взаимоотношения между титульными этносами, коренными народами и этническими меньшинствами могут носить самый разный характер и определяться политическими, социально-экономическими и историческими целями и интересами. Основ­ным критерием в определении типа и характера этих отношений является степень реализации права этнической группы на само­определение (права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми на­родами и правительствами, однако до настоящего времени не имеется четкого механизма и критериев реализации этого права. Поэтому на практике становятся возможными такие формы меж­этнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрега­ция, дискриминация.

    Геноцид как форма межэтнических взаимоотношений означает стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу, с которой она вступает в контакт. При этом в оправдание выдвигается тезис о расовой, этнической или психи­ческой неполноценности уничтожаемой группы. Геноцид может существовать в форме массовых репрессий и вести к физическому уничтожению представителей этнического меньшинства; умыш­ленного создания для соответствующей этнической группы таких жизненных условий, которые имеют своей целью полное или час­тичное ее вымирание; принятия мер по предотвращению деторо­ждения в угнетаемой этнической группе; насильственной переда­чи детей из одной этнической группы в другую.

    Апартеид как вид межэтнических отношений можно опреде­лить как форму этнического господства одной расовой группы над другой с целью систематического угнетения последней. Спе­цифическими признаками апартеида являются: лишение членов угнетаемой расовой группы права на жизнь и свободу личности; умышленное создание для соответствующей расовой группы та­ких жизненных условий, при которых она обрекается на вымира­ние; максимальное ограничение для расовой группы возможно­стей ее развития и лишение всех ее членов основных прав и свобод человека; разделение всего населения по расовому признаку путем создания резерваций и гетто и запрещение смешанных браков между членами разных расовых групп; использование принудитель­ного труда членов угнетаемой расовой группы.

    Сегрегация означает независимое существование и отражает стремление этнических групп к этнокультурной изоляции друг от друга. Этот вид этнической коммуникации реализуется через це­ленаправленную политику самостоятельного развития этносов, инициированную или этническим большинством, или этническим меньшинством населения какого-либо государства.

    Под дискриминацией в этнологии понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека дру­гим, основывающееся на расовых признаках, цвете кожи, этниче­ском происхождении и имеющее своей целью ограничение прав и свобод человека - представителя какой-либо этнической группы. При этом дискриминационный тип межэтнических отношений включает в себя принятие особых мер с целью создания наиболее благоприятных условий для существования и развития представи­телям доминирующей группы.

    Современные этнические процессы имеют тенденцию к уста­новлению равных возможностей в межэтнических взаимоотноше­ниях и уничтожению неравноправных форм коммуникаций. С этой целью в 90-е годы были разработаны методики, позво­ляющие объективно оценить реальное положение этнических меньшинств. Они были созданы в рамках новой науки - виктимологии, базирующейся на методах криминологии, социологии и социальной психологии в исследовании жертв преступлений, не­счастных случаев и т.д. Было замечено, что представители мень­шинств и недоминирующих групп населения чаще становятся жертвами насилия. Именно эти разработки позволили создать модель виктимизационного процесса. Для диагностики этого процесса в ходе исследований групп коренного населения США и Канады был установлен перечень параметров, позволяющих с вы­сокой степенью надежности говорить о неблагополучии этих групп. Этот комплекс индикаторов содержит ряд измеримых по­казателей, каждый из которых должен трактоваться относитель­но, с учетом уровней тех же показателей у доминирующих групп. В комплекс индикаторов входят:

    1) высокий уровень детской смертности;

    2) высокая смертность взрослых от несчастных случаев и от­равлений (включая суицид и насильственные смерти);

    3) распространение респираторных инфекционных заболеваний;

    4)алкоголизм;

    5) большое число неполных семей, разводов, внебрачных де­тей, абортов, случаев отказа родителей от воспитания детей;

    6) низкое качество жилья, скученность;

    7) чувство зависимости, социальная пассивность;

    8) высокий уровень преступности, включая подростковую;

    9) безработица.

    Концепция культурного шока. Рассмотренные нами типы этно­культурного взаимодействия развиваются на уровне этнических групп и общностей. Этнические же контакты на индивидуальном уровне имеют свои особенности и развиваются специфически. Представители различных направлений этнологической науки сходятся во мнении, что при устойчивых контактах с инокультурной средой у индивида возникает особое состояние сознания, ко­торое в этнологии получило название культурного шока.

    Каждая культура создает множество символов социального окружения, вербальных и невербальных способов общения, с помощью которых ее носители свободно и уверенно ориентиру­ются в окружающей их жизни. Духовный мир и характер каждо­го человека зависят от этих явлений культуры, многие из кото­рых им не осознаются. Когда же эта система ориентации в ок­ружающем мире становится неадекватной в условиях новой культуры, человек испытывает глубокое нервное потрясение, культурный шок. Суть культурного шока заключается в несоот­ветствии или конфликте старых и привычных культурных норм с новыми и непривычными.

    Показателями культурного шока, по мнению основоположни­ков этой концепции - американских культурантропологов А. Фарнхэма и С. Бохнера, являются чрезмерная забота о питьевой воде, посуде и постели; боязнь физического контакта с представителя­ми другой культуры; чувство беспомощности и желание быть под покровительством представителя собственной культуры; страх быть обманутым или оскорбленным. Культурный шок, по сути дела, это защитная реакция психики индивида на чрезмерно большой объем новой информации, наплыв которой настолько огромен, что человек в течение какого-то времени чувствует себя бессильным справиться с этим.

    Культурный шок возникает не только и не столько потому, что окружающая человека среда вдруг становится непредсказуемой и возникает опасность для его жизни вследствие неадекватного по­ведения. Такого рода острые ситуации встречаются исключитель­но редко. Суть заключается в совершенно необычном ощущении, что можно жить и без привычного знания и понимания мира, что оно не универсально, что окружающие его люди живут по своим законам и представлениям, нимало не заботясь о том, как он их при этом понимает и оценивает. Индивид осознает ненужность и бесполезность привычных знаний, чувствует потребность переос­мыслить весь свой жизненный опыт.

    Опыт взаимодействия с новой культурой является шоковым еще и потому, что он может привести к негативной оценке собст­венной культуры, а также потому, что он неожидан. В последние годы многим нашим соотечественникам пришлось испытать на себе воздействие этого шока. Прежде всего это коммерсанты-«челноки», студенты, ученые, бизнесмены, туристы, непосредст­венно столкнувшиеся с инокультурной средой. Однако особенно сильное чувство культурного шока переживают люди, выезжаю­щие за границу на постоянное место жительства. Они, как прави­ло, материально живут там несравненно лучше, чем в России, но в моральном отношении испытывают чувство ностальгии, тоски, неполноценности. Поэтому, как установлено специальными ис­следованиями, среди мигрантов встречается больше психических заболеваний, чем среди коренных жителей. Были также установ­лены конкретные связи между группами мигрантов и характером психических расстройств. Например, британцы в Австралии страдают алкоголизмом, а индийцы в Англии - шизофренией.

    Проблема межэтнических коммуникаций является сегодня чрезвычайно важной для России, поскольку на ее территории проживают представители более 120 этносов и этнических групп. Этническая картина России отличается крайней неоднородностью. Так, численность нескольких коренных этносов (татары, чуваши, башкиры, мордва) превышает 1 млн человек в каждом. В то же время численность всех 26 народов Севера чуть более 180 тыс. 30 этнических групп (173 тыс. человек) - народы, не имеющие в мире своей государственности (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и т.п.). При этом только в 5 из 21 республики титульное население превышает 50% населения данной республики (Чувашия, Коми, Тува, Северная Осетия, Чечня). В целом во всех вместе взятых республиках «коренной этнос» составляет всего 32% населения, а в автономных округах - 10,5%. Все эти данные приобретают особый смысл на фоне того факта, что русские составляют более 80% всего населения страны.

    2. ТЕОРИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



    Все современные теории этнического взаимодействия исходят из неизбежного конфликта между традиционным и модернизированным обществом и укладываются в два основных направления: культурное, основанное на противопоставлении традиционной этнической общности модернизированной в сфере духовной культуры; структурное, исследующее конфликт этих обществ в сфере экономики и социально-экономических отношений.

    Культурное направление породило концепции аккулътурации и мобилизации, структурное - концепции интегрированности и внутреннего колониализма.

    Концепция аккультурации была разработана в 30-х годах Р. Редфилдом, Р. Линтоном, М. Херсковицем. До сих пор исследо­вания по аккультурации занимают значительное место в амери­канской культурной антропологии. Под аккультурацией в этно­логии понимается процесс, в ходе которого одна этническая группа, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с другой группой, отличной от нее в культурном отношении, из­меняет свою первоначальную культурную модель. Иногда аккультурация осуществляется в форме взаимного избирательного усвоения элементов культуры обоих взаимодействующих этниче­ских групп. Процесс аккультурации нередко сравнивают с физи­ческим процессом осмоса - одностороннего проникновения жидкости через мембрану. Авторы концепции считают, что результа­том аккультурации является состояние этнической однородности. Культурные различия между этническими общностями в конце концов уравниваются в соответствии с относительным весом взаи­модействующих этнических групп. При этом процесс аккультура­ции идет автоматически, неизбежно и неотвратимо. Диффузия культуры осуществляется от ядра к периферии, от более развитого общества к менее развитому, часто на уровне бессознательного за­имствования и подражания, наподобие процесса физического ос­моса. На уровне же индивида периферийной этнической общности выбор делается уже сознательно: если предоставить ему выбор ме­жду традицией и инновацией, с большей вероятностью он выберет инновацию (так считают авторы концепции аккультурации).

    Таким образом, если обеспечить широкий диапазон взаимо­действия между периферийными и доминирующими общностями, само время будет работать на постепенную интеграцию этих эт­нических групп.

    Процессы аккультурации в современном мире действительно идут, но нельзя делать упрощенный вывод, что они неизбежно приведут к культурной интеграции при любых обстоятельствах. В реальных исторических условиях результаты аккультурации во многом определяются конкретными социально-политическими условиями коммуникаций народов. В зависимости от того, како­вы формы и способы взаимодействия (завоевание, экономическая эксплуатация, мирное и равноправное сотрудничество), результа­ты аккультурации будут также разными.

    Концепции мобилизации рассматривают проблемы межэтни­ческих взаимодействий внутри полиэтнических государств, целью политики которых является их упрочение. Большое значение эти концепции придают деятельности центрального правительства по насаждению того, что часто называется общенациональной политической культурой, - наиболее эффективного средства, обеспечивающего процесс этнической консолидации. Сторонники концепций мобилизации отмечают, что постоянного культурного взаимодействия между этническими общностями недостаточно для достижения национальной интеграции. Поэтому администрация многонациональных государств со всем своим аппаратом власти должна склонить инертные, традиционно замкнутые группы к принятию доминирующей культуры. Лучше всего этого можно добиться благодаря обращению к популярным национальным символам и ценностям, особенно с помощью средств массовой коммуникации. Контроль над ними позволяет режиму стимулировать чувства национальной идентификации, обучать необходимым навыкам, централизовать свою власть, повышать статус некоторых групп за счет других и вообще манипулировать идеологией больших масс благодаря хорошо развитой технике пропаганды.

    Но одной пропаганды в СМИ мало. Во многих странах наблюдаются экстремистские выступления сепаратистов, поэтому часть концепций мобилизации все чаще обращает внимание на культ харизматического лидера, т.е. такого национального лидера, который наделен даром зажигать сердца людей, вести их за собой, прививать им чувства политической и этнической общности (теория основана на концепции М. Вебера).

    Некоторая часть концепций мобилизации обращает внимание на совместное участие межэтнической элиты в управлении политикой, экономикой, культурой. Считается, что такое совместное управление вырабатывает у этнических элит взаимоприспособление и взаимопонимание, которые потом просачиваются на уровень масс. Эти так называемые функциональные концепции мобилизации подразумевают наличие у групп этнической элиты возможности влиять на рядовых членов своей группы с одинако­вой эффективностью, хотя на самом деле результаты этого проса­чивания для каждой этнической общности будут весьма различны. Поэтому концепции социальной мобилизации могут описать лишь конкретные варианты этнических процессов и не носят общего характера.

    Концепции интегрированности возникают потому, что одними культурными факторами невозможно объяснить течение этниче­ских процессов, особенно в развитых странах, где, казалось бы, имеются все условия и для целенаправленной аккультурации, и для культурной адаптации, осуществляемой путем пропагандист­ски-информационных методов социальной мобилизации. Тем не менее этнический традиционализм в развитых промышленных странах сохраняется, а этнический сепаратизм даже возрастает. По­этому ученые все чаще обращают внимание на социально-экономические факторы процессов межэтнической коммуникации.

    Популярен тезис, что выступающие за традиционализм пери­ферийные этнические общности обычно бывают слабо интегри­рованы в национальную социально-экономическую структуру, что и порождает межэтническую напряженность, идеологически прикрываемую возрождаемыми сейчас традиционными культур­ными символами. Поэтому часть проблемы этнической интегра­ции (Каталония и Андалузия в Испании, Квебек в Канаде, валло­ны в Бельгии) сводится к проблеме средств и целей национально­го развития и к экономической интеграции всего общества: нужно включить этническую общность в государственную систему ком­мерческих связей (хотя сам по себе процесс перестройки экономи­ки очень мучителен) - и после достижения равновесия возникнут условия для культурной интеграции. По сути дела, это разновид­ность осмотической модели, но в данном случае этническое взаи­модействие идет не столько через распространение культурно-духовных элементов, сколько через вовлечение периферийных эт­нических общностей в общую систему распределения материаль­ных благ и услуг.

    Иногда в современных условиях трудно включить периферий­ные районы в единую экономическую систему, могут появиться новые дискриминируемые районы и населяющие их этнические группы, так что наряду со сближением этнических групп возмож­но обострение межэтнических отношений. Современные интегра­ционные процессы и связанное с ними региональное разделение труда стимулируют как центростремительные, так и центробеж­ные тенденции.

    Концепции структурной интегрированности применимы к не­которым этническим процессам и ситуациям, но считать их уни­версальными также нельзя. Этнос может быть вполне интегриро­ванным в социально-экономическую систему, но при этом актив­но участвовать в сепаратистских движениях (шотландцы и уэльс­цы в Англии, корсиканцы и бретонцы во Франции).

    Концепции внутреннего колониализма отражают еще одну грань современного мира. Если концепции интегрированности более пригодны в развитых индустриальных странах, то в разви­вающихся странах межэтнические процессы хорошо объясняются концепциями внутреннего колониализма.

    Механизм культурной колонизации достаточно прост. О ней можно говорить всякий раз, когда представители другой культу­ры в силу разных причин (например, численного, технического и военного превосходства и т.п.) оказываются на чужой территории и начинают активно навязывать свои собственные культурные ценности, нормы и модели поведения.

    Следует отметить, что в данном контексте сам термин «колонизация» не имеет ни политического, ни оценочного зву­чания, а является просто описанием определенного типа взаи­модействия различных этнокультурных систем. Говоря о куль­турной колонизации, необходимо иметь в виду, что она может осуществляться в различных формах: политической, экономиче­ской и др.

    «Колониальная ситуация» обычно предполагает господство расово или культурно отличных правящих групп над коренным населением, стоящим на более низком уровне экономического развития. Господство оправдывается расовым, этническим или культурным превосходством, и власть метрополии узаконивается не только военной силой для поддержания политической ста­бильности, но и также комплексом расовых или культурных сте­реотипов. Эта ситуация и сегодня существует - не только на за­морских территориях, но и в самих метрополиях - на их перифе­рии. Ситуацию поиска «внутренних Америк», как назвал ее Ф. Бродель, можно обнаружить по всему миру.

    Доминирующая этническая группа, проживающая в центре, практикует дискриминацию по отношению к культурно отличаю­щимся от нее периферийным группам, что очень напоминает классическую заморскую колониальную ситуацию, воссоздает в прямой или замаскированной форме социально-экономическое неравенство, приводит к межэтнической обособленности, отчуж­дению, порождает дискриминацию по языку, религии, этнической принадлежности.

    Эта концепция хорошо объясняет многие этнические процессы как в развивающихся, так и в развитых странах. Она лучше учи­тывает такие скрытые факторы, как исторические традиции, гео­графическая среда, этнопсихологические установки, устойчивые стереотипы в отношениях между этническими общностями и т.д.

    Рассмотренные нами концепции не могут дать исчерпывающего описания этнических контактов. Совершенно очевидно, что только комплексное рассмотрение каждой конкретной проблемы, анализ всех ее аспектов могут привести к положительным результатам.

    3. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ



    Анализ исторического развития этнических процессов позво­ляет сделать вывод, что этническая история человечества харак­теризуется действием двух взаимосвязанных тенденций, одна из которых имеет интегрирующую, а другая - дифференцирующую направленность. При этом на каждом этапе этнической истории соотношение этих тенденций и формы их проявления изменяются в соответствии с различного рода детерминирующими факторами.

    Действие дифференцирующей и интегрирующей тенденций прослеживается на протяжении всей этнической истории челове­чества, в том числе и в современном мире. Однако это действие во многом зависит от изменений в социально-экономическом базисе этнических общностей и поэтому далеко не одинаково в разных этнических средах. В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический про­гресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуника­ции. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменени­ям в структуре этносов.

    Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих факторов ее развития позволяет прийти к заключению, что отмеченные выше тенденции этнических процес­сов будут специфическим образом проявляться в различных ре­гионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее актив­но этнические процессы происходят в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения.

    Этнические процессы в Латинской Америке. В Латинской Аме­рике в рамках каждой отдельной страны продолжается этническая консолидация основных наций, сопровождающаяся все большим выравниванием антропологического состава, снижением социаль­ной значимости различий в расовой принадлежности и этническом происхождении. В странах Карибского региона аборигенное насе­ление в ближайшие десятилетия утратит в значительной мере свою традиционную культуру, многие индейские языки уже сегодня ста­ли реликтовыми. Однако индейские этнические группировки еще довольно прочно сохраняют самосознание, чему способствует су­ществование индейских резерваций.

    В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп. Несмотря на общую тенденцию к усилению аккультурационных процессов и ассимиляции части индейского населения, крупней­шие этнические общности Мексики и Гватемалы продолжают со­хранять свой этнокультурный облик. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной этнической среде протекает более интенсивно.

    В большинстве латиноамериканских стран в настоящее время формируются новые потоки миграций между странами, идет взаимопроникновение культур разных этнических групп, их сближение, уменьшение все еще очень существенных различий между ними. Все этнические группы интенсивно втягиваются в этот объединительный процесс как на уровне аккультурации, так и на уровне ассимиляции. То же самое происходит и с различны­ми обособленными иммигрантскими группами (японцами, нем­цами и др.). Вместе с тем в индейских и иммигрантских этниче­ских группах как реакция на общую ассимиляционную тенденцию наблюдается усиление этноцентризма, с культивацией своего язы­ка, своих особых культурных ценностей.

    В целом для этнических процессов Латинской Америки харак­терно то, что все больше обостряется проблема сохранения этни­ческой самобытности. Ее актуальность в современных условиях выражается в нарастающем противостоянии североамериканской культуре, основывающемся на общности исторического прошло­го большинства латиноамериканских этносов и развитии общих латиноамериканских культурных черт. А с другой стороны, раз­нообразие аборигенных этнических групп, их культур и этнорасового состава остального населения содействует размежеванию, дифференциации этнических культур.

    Этнические процессы в Африке. Состояние этнических процес­сов на африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключи­тельной сложностью этнического состава, контрастами экономи­ческой обстановки отдельных стран, очень низким уровнем раз­вития этнообъединительных процессов. Этнологические наблю­дения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую противоречиво и даже в проти­воположных направлениях: с одной стороны, в направлении кон­солидации родственных этнических групп в более крупные этни­ческие общности, с другой - в направлении межэтнической инте­грации в масштабах отдельных стран, а в некоторых случаях и ре­гионов, с третьей - в направлении дивергенции этнических терри­торий, разделенных государственными границами.

    В Африке в настоящее время сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных и крупных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаиче­ские формы социальных отношений. Многие народы находятся на разных ступенях культурного развития, на разных стадиях раз­вития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропиче­ской Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания. Его следствием стало развитие процессов этнической консолидации, появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения, а также интеграции, т.е. сплочение различных по языку и культуре народов данной стра­ны, укрепление их самосознания.

    В результате объединительных и разделительных процессов на этнической карте Африки оформляются и укрепляются новые этнические общности. Их утверждение усиливается развитием связей между отдельными этническими группами и формирова­нием нового языка на основе слияния языков взаимодействую­щих общностей. При этом возрастает культурная общность и распространяется общее название народа, под которым он из­вестен соседям.

    Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этниче­ских общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние чер­ты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Идет активный процесс этнического смешения в центрах межэтнической интеграции, где в районах со смешанным населением встречаются различные культуры и разные народы.

    Как мы уже отмечали, процессы этнического развития проте­кают не изолированно. Они тесно переплетаются с языковыми, расовыми и религиозными отношениями, осложняет их также по­литическая борьба, построенная зачастую по этническому или племенному принципу. Все это определяет и, очевидно, еще долго будет определять ход этнических процессов на африканском кон­тиненте, зачастую обостряя межэтнические отношения.

    Этнические процессы в Азии. Не меньшей сложностью и проти­воречивостью характеризуются этнические процессы в многона­циональных государствах Азии. Здесь сегодня продолжают ин­тенсивно развиваться процессы консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого (иммигрантского) происхождения. Однако отличительной чертой этнических про­цессов этого региона является устойчивое стремление крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принад­лежность (китайцы, тамилы). Те же этнические меньшинства, ко­торые не являются иммигрантскими и сознательно не идут по пу­ти ассимиляции, сегодня консолидируются и добиваются соответ­ствующей их численности этнической автономии. В этом процессе принимают участие не только однородные этнические общности (белуджи Пакистана), но и объединенные общим межэтническим сознанием весьма разнородные и разноязычные группы.

    Кроме того, вполне очевидно, что сегодня наметился процесс формирования этнического самосознания в среде тех этнических групп, где он практически отсутствовал (хиндоязычное население Индии). Все большее распространение языка пилипино и английского языка, интенсивные внутренние миграции создали благо-
    приятные условия для консолидации большинства этнических групп Филиппин в один этнос. Однако этническая обособленность мусульманских народностей юга Филиппин при этом значительно усиливается.

    Даже в такой высокоразвитой азиатской стране, как Япония, где японцы составляют 99% населения, можно наблюдать процесс этнической консолидации, который выражается в стирании этно-
    культурных различий между собственно японцами и рюкюсцами, ослабление кастовой сегрегации «японских неприкасаемых». Однако коренное айнское и иммигрантское корейское население да-
    же при переходе на японский язык сохраняет свою этническую принадлежность и усиливает свои этнозащитные действия.

    В то же время рыночная экономика и индустриализация большинства стран Азии существенно меняют этническую карту азиатских стран. Она становится более однообразной в тех областях, где бурно развиваются процессы модернизации, и сохраняет свое разнообразие на окраинах, в труднодоступных и экономически малоперспективных территориях, где и сегодня проживают этнические группы, еще не достигшие в своем развитии уровня народностей.

    Этнические процессы в США. Этнические процессы в США развиваются в современной истории по пути консолидации и ассимиляции ускоренными темпами. Это обусловлено неуклонно растущей мобильностью всего американского общества, солидной имущественной и профессиональной базой новых иммигрантов, обеспечивающей им более быстрое включение в американскую культуру. Наблюдения и исследования свидетельствуют, что в общей демографической структуре США опережающими темпами растут этнокультурная роль испаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии и их потомков. В этих процессах можно наблюдать противоположные тенденции: 1)повышается престиж этнических ценностей каждой группы; 2) отчетливо наблюдается культурное своеобразие социально-ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян); 3) при относительно большом количестве межэтнических браков, профессиональном успехе, язы­ковой ассимиляции остается стабильным этническое самосознание. В целом же у иммигрантов наблюдается высокая степень социальной адаптации при устойчивости основных элементов их этниче­ских культур. Как правило, сохранение их этнической принадлеж­ности происходит без утраты общеамериканского сознания.

    Этнические процессы в Западной Европе. Этнические процессы в странах Западной Европы отличаются большей простотой, чем в других частях нашей планеты. В этих странах продолжаются процессы внутриэтнической консолидации, выражающиеся в даль­нейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариан­тов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернациона­лизации каждой этнической культуры, распространяется англий­ский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, эти процессы допол­няются процессом ассимиляции таких меньшинств. При этом этни­ческая ассимиляция в каждой стране идет своим путем, определяясь преимущественно историческим опытом и традициями.

    Влияние иммиграционных потоков на этнические процессы в западноевропейских странах также неоднозначно. Иммигранты из европейских стран, как правило, довольно активно ассимили­руются с основной этнической средой через принятие гражданст­ва и смешанные браки. Внеевропейские иммигранты, отличаю­щиеся от местного населения по расовой принадлежности, языко­вым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются сбольшим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, числен­ность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстрыми темпами и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими мень­шинствами соответствующих стран.

    Таким образом, этническая картина мира сохраняет свое мно­гообразие, несмотря на всю сложность, противоречивость и неод­нозначность этнических взаимоотношений. Сохранение челове­ком своей этнической принадлежности является его родовой по­требностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире.
    План семинарского занятия
    1. Формы и результаты этнических контактов.

    2. Основные концепции этнокультурного взаимодействия.

    3. Основные типы этнических процессов.

    4. Настоящее и будущее этносов.
    Темы докладов и рефератов
    1. Культурный шок и его особенности.

    2. Этническая парциация и этническая сепарация в межэтнической комму­никации.
    Литература
    Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990.

    Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.

    Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история современность.-М., 1987.

    Кочетов В. В. Психология межкультурных различий. - Саратов, 1998.

    Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.,1994.

    Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999.

    Скоринов С. Н. Основы этнологии. - Хабаровск, 1998.

    Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1997.

    Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.

    Этносы и этнические процессы. - М., 1993.

    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


    написать администратору сайта