Главная страница

ЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ. Рецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических


Скачать 2.57 Mb.
НазваниеРецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических
АнкорЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
Дата28.01.2017
Размер2.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
ТипКнига
#296
страница16 из 29
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29

Тема 6. ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. СУЩНОСТЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ



Очевидным фактом современной истории является интенсив­ное развитие процесса глобализации, который делает относи­тельными любые национальные границы. Постоянно происходя­щая модернизация большинства локальных сообществ, этнологи­ческая интеграция, глобальное распространение наемного труда и монетарной экономики, растущая доля массовой культуры и раз­нообразные перемещения людей по земному шару в определенном смысле делают людей похожими. Во многом этому способствуют новейшие коммуникативные системы, которые создают эффект «одновременности» в глобальном масштабе: через системы спут­никовой связи можно стать свидетелем любого события незави­симо от того, где оно произошло.

Естественной реакцией на эти процессы стало одновременно развитие местничества (чаще всего этнического, религиозного) с характерным для него сепаратизмом и противопоставлением себя «центру». Нередко его целью является сохранение существующих отличий людей друг от друга, причем этничность становится од­ним из важнейших факторов в выражении этих отличий. В кон­тексте этого направления особую актуальность приобретает про­блема этнической идентичности, т.е. принадлежности индивида к тому или иному этносу.

Понятие «идентичность» сегодня широко используется в фило­софии, психологии, этнологии, культурной и социальной антро­пологии с разными значениями или в разных аспектах. В самом общем понимании оно означает осознание принадлежности объ­екта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего. Главным характерным признаком и ос­нованием этого понятия является тождественность самому себе.

Термин «идентичность» пришел в этнологию и довольно быст­ро приобрел статус аналитического понятия, поскольку стал ак­тивно использоваться в исследовании многих актуальных во­просов этнологии. При этом было конкретизировано его содержание и идентичность стала пониматься как процесс перенесе­ния индивидом на самого себя качеств и особенностей своего внешнего окружения, стремление актуализировать в своей лич­ности такие черты, которые имеют важное и жизненно необхо­димое значение в данных условиях. Идентификация служит ос­новой процесса подражания, т.е. не насильственного, а свободно­го выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать.

Проблема идентичности тесно связана с так называемой «Я-концепцией» в современной науке, которая предполагает, что у индивида существует некое внутриличностное ядро - «Я», - от­бирающее и интегрирующее всю значимую и отбрасывающее всю незначимую информацию. «Я» здесь вовсе не равно лично­сти, это некий феномен, характеризуемый внутренним единст­вом, близкий к понятию самосознания, которое складывается из представлений человека о себе и для себя, а также из представ­лений о себе для других.

Можно выделить несколько уровней идентичности: личностно-психологический - осознание человеком, кто есть «Я». Оно скла­дывается по мере участия в различных социальных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллектива, драма­тического кружка. Этот уровень идентичности связан с представ­лением о себе как о члене какой-то группы, а также с теми эмоция­ми, которые возникают от оценки этой принадлежности.

Второй уровень - социально-психологический. Эти представле­ния формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе. Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой принадлеж­ности, что возможно только во взаимодействии с другими подоб­ными группами. Человеку свойственно сравнивать свою группу с другими и вести себя так, чтобы представить свою группу в бла­гоприятном свете.

Разновидностью социально-психологической идентичности является этносоциологическая идентичность. Это осознание лич­ностью своей принадлежности к определенному этносу. Она удовлетворяет, с одной стороны, потребность личности в само­бытности и независимости от других людей, с другой - потреб­ность в принадлежности к группе и защите.

Кроме уровней в этнологии принято выделять виды этниче­ской идентичности. Последняя может быть осознанной или бессоз­нательной (можно считать себя представителем одного народа, но при этом проявлять качества, которые характерны преимущест­венно для другого). Идентичность может быть также полной или частичной (можно осознавать себя частью одного народа, а можно - одновременно двух и более народов, семьей, профессиональ­ных коллективов и т.д.). И наконец, этническая идентичность мо­жет быть непосредственной и опосредованной. Опосредованная идентификация осуществляется включенностью в соответствую­щую этническую общность или группу: я идентифицируюсь с кон­кретным народом через включенность в его различные этнические коллективы и целостности. Такими целостностями могут быть любые субъекты - семья, социальные страты, субэтносы, этногра­фические группы и т.п. Включенная идентичность может быть многоуровневой и иерархизированной: я идентифицируюсь с на­родом через включенность в группу, которая, в свою очередь, входит в другую группу, и т.д.

Культурная ценность этнической идентичности очень высока, так как дает личности большую возможность самореализации, чем любые другие социальные группы. При этом этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде.

Проблема этнической идентичности, которая означает осозна­ние индивидом своей принадлежности к определенному этносу, для этнологии очень важна. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Новорожденный не имеет возможно­сти выбрать себе национальность. С появлением на свет в опреде­ленной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его личного окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его роди­тели принадлежат к одной и той же этнической группе и в ней же проходит его жизненный путь. Такой человек легко и безболезнен­но идентифицирует себя со своей этнической общностью, посколь­ку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этические нормы родного этнического ок­ружения. Этническое сознание такого человека строится гармонич­но, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собст­венным внутренним миром. В иной ситуации формирование этниче­ского сознания идет намного сложнее и впадает в противоречия.

Осознание собственной этнической идентичности не является самопроизвольным и беспричинным актом, оно детерминирует­ся конкретными общественными потребностями. Потребности осознания родства или идентичности возникли еще в глубокой древности и вызвали в первобытном обществе появление целой системы представлений и ритуалов. Это уровень родо-племенного коллективизма и родо-племенного сознания. Выработка сознания этнической общности больших масс людей также ухо­дит своими корнями в глубокую древность, но отвечает уже по­требностям в идентификации более высокого уровня, рожден­ным необходимостью в социальной организации, сплачивающей этническую общность для отпора врагу и обеспечения собствен­ной безопасности. Даже когда потребность в этническом объ­единении в связи с внешней опасностью непостоянна, такие вре­менные объединения могут служить мощным толчком для осозна­ния факта этнической близости и единства.

Возникновение и существование племенных союзов и госу­дарств порождают качественно новую потребность в этнической идентификации, но уже со стороны народившейся верхушки этно­са в идеологических обоснованиях общности подвластного насе­ления, что обычно выражалось в установлении религиозно-культового единства. В таких случаях этноконфессиональный объединяющий фактор становится дополнительной детерминантой в формировании этнической идентификации.

Многочисленные наблюдения и исследования процесса этни­ческой идентификации показывают, что его развитие возможно в трех вариантах. Во-первых, этническая идентификация может произойти на основе подражания, когда индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет. Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения. Такими орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества. В-третьих, этническая идентификация может осуществ­ляться на основе свободного и осознанного выбора. Иногда чело­век может отказаться от национальности и стать космополитом, человеком всего мира. Но и в таком случае отказ всегда основы­вается на свободном выборе.

Историческое исследование проблемы этнической идентифи­кации позволяет сделать вывод, что в процессе формирования по­следней в зависимости от сочетания разных причин и условий мо­гут складываться семь ее основных типов, отличающихся своими стойкими чертами и признаками. (Типология этнической иден­тичности дана по книге Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, А.А. Сусоколова «Этносоциология». - М., 1998.)

1. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентифи­кации с данной этнической группой и уровень консолидирован­ности с ней зависят от типа личности и от ситуации. Отклонения от «нормы» могут идти как в направлении нарастания этничности, так и в направлении ее угасания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичность, означающая некритиче­ское предпочтение какой-либо этнической группы и самоиденти­фикацию индивида с ней. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этниче­ских группах элементы замкнутости детерминируются традици­онными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.). Иными слова­ми, этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровож­дается признанием «прав народа» выше «прав человека», пред­ставлениями о превосходстве своего народа, дискриминационны­ми установками в отношении других этнических групп, признани­ем правомерности «этнических чисток», стремлением не «смеши­ваться» с другими этносами.

4. Этнический фанатизм - тип идентичности, при котором аб­солютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрес­сивной идентичности.

5. Этническая индифферентность возникает, когда люди прак­тически равнодушны к проблеме собственной этничности и меж­этнических отношений, к ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятель­ности никак не влияют ни их собственная этническая принадлеж­ность, ни этническая идентичность других.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с призна­нием ее неравноценности по сравнению с другими. Следствием этого становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.

7. Амбивалентная этничность - явно невыраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этниче­ской среде.

Выделяя отмеченные типы и виды этнической идентичности, следует помнить, что это лишь научные абстракции, сформулиро­ванные на основании изучения большого эмпирического мате­риала. Реальное положение этнической идентичности среди других форм идентичности людей может определяться не каким-то одним из названных типов, а несколькими.

Этническая идентичность - переменная величина в каждой культуре. Так, в деревне человек ощущает себя ее жителем и вос­принимается как таковой другими. В городе он воспринимается как представитель определенной местности, для которой харак­терны свой диалект, нравы, обычаи. В ситуации войны с другим государством он выступает как гражданин своей страны. Таким образом, границы этнической идентичности подвижны, динамич­ны и культурно обоснованы.

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29


написать администратору сайта