Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы этногенетических процессов.

  • Ранний этап этногенеза.

  • План семинарского занятия

  • Темы докладов и рефератов 1. Этногенез славянских народов. 2. Расогенез и его особенности.Литература

  • ЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ. Рецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических


    Скачать 2.57 Mb.
    НазваниеРецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических
    АнкорЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    ТипКнига
    #296
    страница15 из 29
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   29

    Тема 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСОВ

    1. ЭТНОГЕНЕЗ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ



    Исследование процесса этногенеза - происхождения и разви­тия этносов - ученые-этнологи относят к одному из самых слож­ных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, историче­ских, хозяйственных, культурных, демографических, политиче­ских и других факторов.

    Исходным пунктом исследования этногенеза является вопрос о понимании и употреблении самого термина «генезис» по отноше­нию к этносам и этническим группам. В мировой и отечественной литературе по этнологии, культурной и социальной антропологии под этногенезом, как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (от 2 млн до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена (от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.), когда, согласно данным археологии и палеонтологии, проте­кали процессы антропогенеза, развития вида Homo sapiens, социогенеза ранних форм человеческих обществ, зарождение основных форм труда, языка, религии, искусства и т.п. В силу большого чис­ла факторов, оказавших влияние на группы людей, участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о конкретной точке от­счета этого процесса, так и о какой-либо дате его завершения. Ведь и за последние 5 тыс. лет человечество не сохранило свою первич­ную этническую морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого времени порождение новых этнических образований не прекращалось, как продолжается оно и в наши дни. Конкретных тому примеров можно привести множество.

    В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить только начи­ная с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.

    Если применить гипотезу о едином центре происхождения че­ловечества, то, возможно, в самом начале своей истории челове­чество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей шло их расселение по новым территориям (вначале по тро­пикам и субтропикам, затем по менее благоприятным для жизни районам умеренного пояса). Поскольку этот процесс расселения шел на протяжении тысячи лет, людям приходилось приспосабли­ваться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению как общего исходного антропологиче­ского типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными ста­новились эти признаки.

    Аналогичные процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения расселялись люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы. Согласно гипотезе С.П. Толстова о «первичной языковой непрерывности», те много­численные языки, на которых говорило человечество на заре сво­ей истории, произошли из единого центра и постепенно перехо­дили друг в друга на смежных территориях и составляли в целом как бы единую непрерывную сеть.

    Косвенным подтверждением этой гипотезы служит то, что сле­ды древней языковой дробности в некоторых странах сохрани­лись до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми было нелегко провести четкие границы. Н.Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики, однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга. Таким образом, в языке-основе посте­пенно образовывались диалекты, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками.

    По мере роста общей численности населения процессы этноге­неза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территори­альном отношении, стимулировало формирование общих эконо­мических, социальных и других интересов.

    На процессах этногенеза, проходивших на рубеже ранней ис­тории человечества, сказывались массовые переселения, сопрово­ждавшиеся завоеваниями одних этнических групп другими. Мас­совые миграции значительно ускоряли процесс замены первобыт­ных ячеек-племен новыми, более крупными этносоциальными общностями - народностями. При этом перемещение той или иной этнической общности на новую территорию, как правило, вело за собой ее столкновение с уже обитавшей здесь другой общ­ностью. Этот контакт нередко завершался тем, что автохтонное население оказывалось завоеванным пришельцами.

    Этнические последствия переселений были самыми разными. В частности, истории известно немало случаев переселения отдельных частей этносов на слабо или полностью неосвоенные территории (переселение предков американских индейцев из Азии в Америку). В этом случае, как правило, не происходило возник­новения новых этнических общностей. Иную форму и результаты имел этногенез при активном взаимодействии переселенцев с автохтонным населением, в ходе которого у тех и других появлялись новые характерные черты.

    В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос. Однако синтез этот принимает чрезвычайно многообразные формы, особенно в тех случаях, ко­гда он касается весьма отличающихся друг от друга этнических общностей. Дело в том, что в подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групп происходит не только с различными темпами и интенсивностью для каждого из них, но и нередко в различных направлениях. В этом отношении следует подходить дифференцированно ко всем аспектам этногенеза: из­менениям языка, базовой культуры, физического типа, этническо­го сознания, включая самоназвание.

    В процессе этногенеза во все времена была и остается непрехо­дящей роль языка, как одного из определяющих элементов суще­ствования и развития любого этноса.

    Вслед за лингвистами этнологи исходят из того, что родство языков, как правило, означает родство их носителей. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смешение, взаимодействие языков.

    При этом важными оказывались обстоятельства и причины, предопределявшие победу одного языка над другим. Решающее значение имело наличие письменности хотя бы у одной из взаимо­действующих этнических общностей. Хорошо известно, что отсут­ствие письменности особенно благоприятствует смене языков. Как свидетельствуют многочисленные материалы из истории беспись­менных народов, последние в наибольшей степени подвержены языковой интеграции, связанной с переходом на язык другого этно­са. Однако истории известно много примеров, когда в этногенезе взаимодействовали две бесписьменные этнические общности. В этом случае бесписьменность становится лишь благоприятным условием, но не причиной победы языка пришлого населения над языком аборигенов. В такой исторической ситуации решающими становятся религиозные или хозяйственные факторы.

    Хорошо известно, что установление новой веры обычно влечет за собой широкое распространение определенного языка и появ­ление у части населения двуязычия (например, католицизм и ла­тинский язык). В некоторых случаях религии явно принадлежала весьма активная роль в победе соответствующего языка. Общепризнано, в частности, что такую роль сыграл ислам в распро­странении арабского языка в Египте.

    Особое значение в процессе этногенеза имел такой фактор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплочен­ность завоевателей, обусловленная военной демократией, созда­вала благоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.

    Типы этногенетических процессов. Этногенетические процессы, сопровождавшие и сопровождающие возникновение новых этносов и этнических групп, не ограничиваются лишь отмеченными вари­антами. Этническими (этногенетическими) процессами мы будем называть процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов духовной и материаль­ной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и др.

    Этнические процессы весьма многообразны, поэтому необхо­димо систематизировать и классифицировать их. (Классификация дается по книге О.Е. Кузьминой, П.И. Пучкова «Основы этнодемографии». - М., 1994.) Прежде всего мы должны выделить этноэволюционные и этнотрансформационные процессы. Процесс на­зывается этноэволюционным, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его часть остаются самими со­бой, так как не меняется этническое самосознание входящих в него людей. При этнотрансформационном процессе самосознание изме­няется и этническая принадлежность человека становится иной.

    В зависимости от преобладания центростремительных или цен­тробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этни­ческое разделение. Процессы этнического объединения весьма раз­личны по своему характеру, но у них есть общие черты, среди кото­рых - культурное и языковое сближение вовлеченных в этот процесс лиц, а также нивелировка имеющихся между людьми различий.

    Выделяют несколько форм этнического объединения.

    1. Этническая фузия - процесс слияния нескольких ранее само­стоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Примером может служить слияние восточнославянских племен в древнерусский этнос. Скорость протекания этого процесса зависит от комплекса факторов - от уровня социального и экономического развития страны, в которой идет процесс; от интенсивности хозяйственных и иных связей между от­дельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фу­зия. Влияют на этот процесс и географические условия (например, ровная, открытая местность ускоряет его); степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе (чем ближе родство, тем быстрее идет процесс). Сложность этнической структуры населения территории (слишком в большое число мелких этносов), где происходит фузия, может, напротив, несколько замедлить ее.

    2. Этническая консолидация - внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних «этнических общностей. Этническая фузия и этническая консоли­дация - два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Но сущность этих процессов различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этниче­ского самосознания, то второй процесс - этноэволюционный и к смене самосознания не ведет.

    3. Этническая ассимиляция - широко распространена в эконо­мически развитых странах, где много иммигрантов. Это раство­рение прежде самостоятельного этноса или его части в среде дру­гого, обычно более крупного народа. Для ассимилируемой сторо­ны это этнотрансформационный процесс, для ассимилирующего народа - этноэволюционный.

    Хотя ассимиляционные процессы были известны во все перио­ды истории, наиболее характерны они для современного этапа развития человечества.

    Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость. Они зависят от сочетания таких факторов, как численность ас­симилируемой группы; характер ее расселения; время пребыва­ния в ассимилирующей среде; род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением терри­тории; социально-правовое и семейное положение ассимили­руемых; частота вступления в смешанные браки; наличие или отсутствие контактов с родиной; отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды; близость ас­симилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе; соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства; уровень развития этнического самосознания.

    Все эти факторы важны для процесса ассимиляции, но не в оди­наковой степени. Так, сходство хозяйственных занятий, с одной стороны, может способствовать интенсификации ассимиляционно­го процесса, но иногда оно может вызывать конкурентные столк­новения между пришлым и коренным населением, затрудняя его.

    Неоднозначен и семейный фактор. Быстрее всех ассимилиру­ются холостяки, многие из которых готовы обрести новую родину и поэтому охотно вступают в браки с местными девушками. Если же в страну приезжает вся семья, то она хотя и остается часто на­всегда здесь, но ассимилируется намного медленнее, так как именно семья является той первичной ячейкой, в которой сохра­няются и воспроизводятся основные этнические признаки. Еще более затруднены ассимиляционные процессы для людей, оста­вивших свои семьи на родине. Обычно они приезжают в страну пребывания для того, чтобы заработать денег и вернуться потом домой, к семье. Думая о возвращении назад, они не ставят перед собой цели ассимилироваться.

    Уровень культуры также влияет на ассимиляционные процес­сы. Лучше всего ассимиляция идет, если уровень культуры при­мерно одинаков или пришельцы попадают в среду, несколько превышающую их по уровню культуры. При значительных разли­чиях в уровне культуры, особенно если пришельцы превосходят местное население, ассимиляция очень затруднена.

    4. Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких друг другу по языку и культуре этноса, этот про­цесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближаю­щих его с консолидацией и фузией. Такие процессы называются этнической конвергенцией.

    5. Межэтническая интеграция - взаимодействие внутри госу­дарства или какого-нибудь крупного региона нескольких сущест­венно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В резуль­тате складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и не слиться). Эти своеобразные общности пред­ставляют собой группу этносов (суперэтнос), которые обладают элементами общего самосознания. Эти процессы присущи всем длительно существующим полиэтническим государствам. Они в той или иной форме шли в Римской империи, Российской импе­рии, Советском Союзе и т.д.

    6. Этногенетическая миксация - редко встречающийся тип этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Это эт-нотрансформационный процесс. В качестве примера можно на­звать современных австралийцев, генетически связанных не толь­ко с англичанами, но и с представителями других европейских этносов. Весьма своеобразны были процессы миксации в этниче­ской истории США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселенцев из Европы было дополнено включением в этногенетический процесс представите­лей других этносов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате двухсотлетних этни­ческих процессов в США сложилась новая этническая общность, которую называют североамериканской нацией. Схожие процессы протекают также в Латинской Америке.

    Вместе с этническим объединением в процессе этногенеза дей­ствует и противоположная тенденция этнического разделения, которая чаще всего имеет следующие формы.

    1. Этническая парциация - разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так из осколков древнерусского этноса выделились русские, украин­цы, белорусы.

    2. Этническая сепарация - отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс может вызываться различными причинами - переселением какой-либо группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Так, английские пу­ритане, приехавшие в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканского этноса, а анг­лийские каторжники и ссыльные - основой австралийского.

    Таким образом, развитие процесса этногенеза от первобытно­го состояния человека до настоящего времени прошло несколько стадий и было детерминировано различными по характеру фак­торами. Итогом же процесса этногенеза стала пестрая, разнооб­разная и динамично меняющаяся этническая картина мира.

    2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОГЕНЕЗА. ЭТНОГЕНЕЗ И АНТРОПОГЕНЕЗ



    Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этни­ческой истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются восстановить процесс формирования этносов и установить родство тех или иных этнических групп. В этих иссле­дованиях большое значение имеют данные лингвистики, посколь­ку в этногенетических исследованиях используются материалы живого языка со всеми его связями и с одновременной реконст­рукцией его древних форм, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить саму историю языка и наложить ее на ис­торию этноса. При этом необходимо иметь в виду, что языковые сопоставления возможны только на синхронном уровне и невоз­можно сопоставлять факты живого языка без соответствующих реконструкций с древними языковыми формами. В этногенетиче­ских исследованиях анализируют первичные понятия: человек и его тело, числительные до 10, местоимения, термины родства, космические астральные объекты и явления природы, а также по­нятия из сферы материальной культуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формирования и элементарные социаль­ные, семейные отношения.

    Велико в этногенетических исследованиях значение данных ан­тропологии, в которой прежде всего используются результаты классификации рас, народов мира по антропологическим типам, сложившимся в результате социально-исторического развития уже сформировавшихся рас, в процессе культурных, исторических, межрасовых контактов, вызванных миграционными и консолидационными процессами. Именно антропологические типы выступа­ют как первичные категории этнического многообразия мира.

    По мере обращения ко все более древним этногенетическим процессам значение антропологических данных возрастает. Чем дальше в глубь веков, тем больше совпадений этнических и ан­тропологических данных. Различия в антропологическом типе не адекватны различиям сравниваемых групп в этническом и языко­вом отношениях. Например, значительная разнородность антро­пологических типов, входящих в состав народов, лингвистически близких, свидетельствует о формировании языковой общности в результате ассимиляции, хотя в то же время антропологическая общность не дает оснований отрицать процесс ассимиляции. Ан­тропологическая общность при большой языковой разнородно­сти свидетельствует о существовании в прошлом каких-то форм языковой общности.

    Для исследования проблем этногенеза используют также дан­ные археологии, которая дает возможность проникнуть в ранние этапы этнической истории. Археология адекватно описывает ма­териальную культуру этноса и некоторые аспекты его духовной культуры (прикладное искусство, верования). Это дает возмож­ность изучать этносы как определенные хозяйственно-культурные типы. Данные археологии также дают возможность показать автохтонность или пришлость народа, интенсивность культурных контактов, приспособленность к местным физико-географическим условиям.

    В ряду данных для этногенетических исследований существен­ное значение имеют письменные источники, хотя они исторически ограничены, и фольклор. В них особое внимание уделяется этно­нимам (именам народов) и топонимам (названиям географиче­ских объектов), легендам, преданиям и сказаниям.

    Изучение явлений материальной и духовной культуры - сочета­ние основных занятий, набор орудий труда, пища, утварь, жилище, одежда, социальные и семейно-брачные отношения - позволяют выявить этническую специфику и связи с другими народами.

    Данные этногенетических исследований, полученные в резуль­тате применения комплексного подхода, дают возможность про­следить внешнюю историю этноса, его происхождение, развитие и контакты с другими народами.

    Ранний этап этногенеза. Сопоставляя материалы перечисленных наук, сегодня можно построить схему самого раннего этапа этноге­неза. Исходные популяции были малочисленны, эндогамны (браки заключались в пределах одной группы) и относительно оседлы, т.е. имели значительную охотничью территорию, в пределах кото­рой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость попу­ляции была относительной и периодически, хотя и случайно, вклю­чала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с дру­гими популяциями на границах охотничьих территорий. Антропо­логически эти популяции были специфичными, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологических признаков, которые затем становились специфи­ческими характеристиками образующихся рас. В пределах этих по­пуляций закреплялись различные традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичное са­мосознание на основе противопоставления своих чужим.

    Первичные языки охватывали, скорее всего, не одну, а не­сколько популяций, говоривших на одном языке, а распростране­ние языка между группами популяций, говорящих на других язы­ках, было затруднено. Здесь налицо взаимодействие процессов дифференциации и интеграции, которые стали составными частя­ми этногенеза с самых ранних стадий его развития. Распространение процессов интеграции особенностей антропологического со­става, культуры и языка одной популяции с группой других про­исходило в форме наложения одного на другое, что стало исход­ным пунктом расообразования. Таким образом, на раннем этапе человеческой истории процессы расообразования и этногенез бы­ли тесно взаимосвязаны.

    Однако ни этногенез, ни расообразование (расогенез), в свою очередь, не были бы возможны без антропогенеза, без процесса эволюционного формирования физического типа Homo sapiens. Палеонтологические исследования останков древних людей по­зволяют сделать вывод, что первые люди появились на нашей планете около миллиона лет назад. Кости таких живых существ были найдены на востоке и юге африканского континента, отку­да, как полагают палеонтологи, эти существа, названные австра­лопитеками, распространились по другим частям света. Внешне они еще мало отличались от высших обезьян, но уже были прямо­ходящими. Следующими ступенями антропогенеза стали питекан­тропы, жившие в раннем палеолите (от 600 тыс. до 200 тыс. лет назад) и неандертальцы (от 200 тыс. до 40 тыс. лет назад - средний палеолит). Последний вид древнего человека, возможно, был предком кроманьонца, появившегося около 40 тыс. лет назад и в совершенстве владевшего техникой обработки камня и изготов­ления орудий труда. У кроманьонцев уже существовало разделе­ние труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждо­го индивида. Этот исторический период позднего палеолита ха­рактеризуется появлением первобытного искусства - наскальной живописи, женских статуэток, имевших ритуальное и магическое значение.

    За 10 тыс. лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха (плейсто­цен), которая значительно изменила климат, окружающую среду, флору и фауну нашей планеты. Исчезли некоторые крупные мле­копитающие и растения, составлявшие существенную часть пище­вого рациона древних людей. Изменение условий существования наших предков породило необходимость адаптации человека к но­вому природному окружению, что привело к крупным сдвигам в образе жизни и поведении первых людей. Они, в частности, научи­лись производить продукты питания.

    Создание молекулярной биологии существенно углубило пред­ставленную картину. Со времен появления дарвиновской теории эволюции антропологи были убеждены, что современный человек и нынешняя человекообразная обезьяна имеют общий корень. Данные молекулярной биологии показали, что гипотетический предок человека жил 15-20 млн лет назад. Этот вывод основыва­ется на том, что, когда биологи сравнили белки крови нынешних человекообразных обезьян с человеческими, они обнаружили их поразительное сходство. Было доказано, что эти две линии обезь­яноподобных предков не могли расщепиться ранее 4-6 млн лет назад. Голая (непосредственный предок человека) и волосатая обезьяны, появившиеся в результате этого расщепления, имели лишь близкое генеалогическое сходство, что и нашло подтверждение в обнаруженных в Эфиопии окаменелых останках прямых предков человека, живших около 4,5 млн лет назад. Взрослые особи этой популяции должны были весить примерно 30 кг и иметь рост 1,2 м. Существа с такими физическими пара­метрами были промежуточной ступенью между человеком и обезьяной в начале процесса антропогенеза.

    Таким образом, по данным современной науки, антропогенез представлял собой процесс появления и эволюции первобытных людей, последовательно прошедших следующие этапы: 1) гипотети­ческий общий предок человека и обезьяны; 2) тип примата, назван­ный учеными кличкой Люси, объем мозга которого составлял 400-500 см3, прямоходящий, живший семейными группами на всей территории Восточной Африки; 3) тип «африканус» - потомок Люси, объем мозга которого также достигал 400-500 см3; он имел длинные руки, был ловким и подвижным, жил общественными группами; 4) тип «робистус» - потомок африкануса, который об­ладал объемом мозга 530 см3, но не оставил после себя большого потомства; 5) Homo habilis - «человек умелый», первый известный вид, относящийся к семейству людей и использующий орудия тру­да; его объем мозга достигал 600-800 см3; 6) Homo errektus -«человек прямоходящий», первый вид человека, сравнительно широко расселившийся по планете, колонизировал Ближний и Средний Восток вплоть до Китая, обладал объемом мозга 750-1250 см3 и жил около 1,5 млн лет назад; 7) Homo sapiens - «человек разумный», объем мозга которого достиг 1200-1700 см3, извест­ный в антропологии под названием «кроманьонец» (найден в 1868 году в Кроманьоне, Франция) и появившийся около 40 тыс. лет назад.

    Отдавая должное такому объяснению процесса антропогенеза, следует отметить некоторые уязвимые моменты этой концепции. Принципиальное возражение состоит в том, что не следует ото­ждествлять человека с его внешним анатомическим обликом. В этом случае необъяснимым остается процесс происхождения разума. Если судить по величине мозга, его изменениям, то можно сделать вывод о том, что разум человека складывался постепенно, что именно труд был основой формирования сознания человека. Однако это лишь косвенный показатель, имеющий внешний ха­рактер и оставляющий необъяснимыми процессы исторического развития внутреннего мира человека, а именно с этим связано становление человеческой культуры.

    Можно попытаться объяснить происхождение сознания из практического опыта взаимодействия с окружающим миром. Та­кая способность, естественно, появляется у человека лишь с фор­мированием абстрактного мышления, умением находить нестандартные решения в конкретных ситуациях. Современные семио­тические исследования позволяют утверждать, что в критиче­ских жизненных ситуациях выживали лишь те особи, которые смогли выработать у себя так называемое «парадоксальное по­ведение», т.е. способность к нетрадиционному решению жизненно важных проблем. Ученые считают это проявлением зачатков аб­страктного мышления. При соответствующих положительных результатах парадоксальное поведение становится нормой, за­крепленной опытом. Это ведет к появлению у человека способ­ности к мысленному наложению на регулярно повторяющиеся факты реальности своего ценностно-смыслового отношения и к отбору таких типов поведения, которые соответствуют позитив­ным оценкам. Этот момент и есть начало становления человече­ского сознания.

    Теория антропогенеза объясняет лишь процесс формирования человека современного вида, но не объясняет разнообразия видов человеческих популяций, не дает объяснения процессу расообразования.

    Вопрос о времени и причинах происхождения рас до сих пор еще не получил окончательного решения.

    Долгое время в отечественной науке господствовало представ­ление, что люди современного физического типа появились 35-40 тыс. лет назад и что одновременно с новым физическим типом человека возникла культура. Появление человечества и его куль­туры объяснялось сознательной трудовой деятельностью, воз­никшей в процессе антропогенеза. Однако в конце 60-х годов в Африке и на Ближнем Востоке были найдены останки черепов неоантропов, возраст которых оценивался в 60-130 тыс. лет, бла­годаря им было неопровержимо доказано, что люди современно­го типа уже десятки тысяч лет были носителями культуры, припи­сываемой неандертальцам.

    Несколько позднее, в середине 80-х годов, несколько групп уче­ных в США, Японии, Англии, исследуя процессы антропогенеза, независимо друг от друга пришли к выводу, что в интервале между 360 и 180 тыс. лет назад имело место резкое сокращение численно­сти населения нашей планеты, а затем произошел демографический взрыв, в результате которого возникли популяции-основатели различных этносов. Кроме того, этими учеными были получены доказательства, что все неафриканские популяции человека раз­вились от одной, мигрировавшей из Африки, а отделение евро­пеоидов и монголоидов от этой популяции произошло приблизи­тельно 80-150 тыс. лет назад. И наконец, ученые установили, что из всех четырех основных рас европеоидная является самой моло­дой и насчитывает примерно 50 тыс. лет.

    Процесс происхождения рас этнологи относят к сложнейшим проблемам этнической истории народов. И эта сложность объяс­няется многочисленностью и разнообразным характером прояв­ления различных расообразующих факторов.

    К числу наиболее важных факторов образования рас в ходе ан­тропогенеза следует отнести влияние географической среды. Многие из отмеченных ранее расовых признаков имеют очевид­ное приспособительное значение. Так, темный цвет кожи негрои­дов обусловлен присутствием в подкожном слое особого пигмен­та - меланина, защищающего организм человека от губительного для него излучения солнца. Удлиненная, высокая черепная короб­ка, жесткие курчавые волосы негров предохраняют голову от пе­регрева. Узкий нос жителей пустынь и северных народов (особенно у эскимосов) затрудняет свободную циркуляцию возду­ха. Жирная кожа лица у монголоидов препятствует обмороже­нию, а кроме того, создает для организма запас высококалорий­ного питательного вещества на неблагоприятные сезоны года. Узкая глазная щель и набухшие массивные веки монголоидов за­щищают глаза от пыли, песка, яркого солнечного света, эпикантус прикрывает слезный бугорок и затрудняет смачивание ресниц, поэтому пыль на них оседает меньше. В тропиках приспособи­тельное значение имеют утолщенные губы и широко открытые ноздри, необходимые для усиленного испарения влаги через сли­зистую оболочку.

    У эскимосов при низких температурах скорость кровообраще­ния примерно вдвое больше, чем у европейцев, это позволяет им сохранять тепловой баланс и оберегает их от переохлаждения. У народов Северных Анд Южной Америки, проживающих на больших высотах, антропологами зафиксированы приспособительные изменения в объеме легких и интенсивности кислородно­го обмена.

    Группы крови людей тоже имеют некоторое приспособитель­ное значение, поскольку их носители неодинаково восприимчивы к различным инфекционным заболеваниям. Например, негроиды не­восприимчивы ко многим болезням тропической зоны, которые губительны для европейцев, но в то же время чрезвычайно чувстви­тельны к тем инфекциям, которые существуют вне пределов афри­канского континента. Группа крови В в Китае и других азиатских странах получила преобладание, потому что их носители реже за­болевали свирепствовавшей здесь оспой и легче ее переносили.

    Географический фактор расогенеза также нашел свое проявле­ние в зависимости между температурой внешней среды и разме­ром тела всех гомотермных животных: на севере и юге размеры тела больше, чем в тропической зоне. Это следствие общих закономерностей терморегуляции организма. Применительно к попу­ляции человека аналогичное соотношение проявилось в пропор­циях длины, веса, площади поверхности тела. Правило Аллена устанавливает связь пропорций тела с климатом. В холодном климате гомотермные животные отличаются более удлиненными конечностями и менее плотным сложением, а проживающие в умеренном и жарком поясе - более плотным сложением и укоро­ченными пропорциями. Правилом Глогера устанавливается зави­симость интенсивности окраски от географической широты мест­ности: чем ближе к тропикам, тем окраска интенсивнее. У челове­ка и цвет кожи, и цвет волос светлеют по мере перехода от тропи­ческого пояса к умеренным зонам и далее к поясам холода в обо­их полушариях. Эти и другие закономерности носят статистиче­ский характер и устанавливаются на большом фактическом мате­риале. Справедливость этих закономерностей по отношению к человеку свидетельствует о том, что адаптивный фактор играет значительную роль в расообразовании.

    В исследовании процесса расогенеза следует иметь в виду то обстоятельство, что никакой полезный признак из области фи­зиологии или морфологии, приобретенный человеком на про­тяжении жизни, потомству передаваться не может. Как ни вели­ка роль географической среды, она не оказывала бы никакого влияния на морфологический облик людей, если бы не было второго фактора расогенеза - спонтанно идущего мутагенеза в биосфере, в человеческих популяциях в том числе. Постоянные изменения в генетическом аппарате человека идут самопроиз­вольно, а внешняя среда только придает им определенную на­правленность. Неоднородность среды, в свою очередь, создает предпосылки для территориальных различий в развитии генети­ческих изменений.

    Третьим важным фактором расогенеза является социальная изоляция. Ее суть состоит в том, что при заключении браков пре­имущественно внутри своей обособленной группы могут проис­ходить заметные сдвиги в распределении генов, контролирующих расовые признаки. Например, в изолированных популяциях мо­жет происходить брахи- или долихокефализация, уменьшение или увеличение массивности скелета (грацилизация или матуризация). Подобными причинами ученые пытаются объяснить возникнове­ние многих одонтологических (строение зубов), серологических (иммунных), дерматологических (узоры на пальцах, ладонях, сто­пах) и других, по большей части нейтральных различий между популяциями.

    В настоящее время в процессе расогенеза происходит возрас­тание фактора метисации (смешения), что объясняется интенсивным процессом взаимосвязи культур и миграционными перемещениями больших масс людей. Увеличение ойкумены в процессе расселения человечества, увеличение плотности населения в про­цессе хозяйственного развития и одновременно появление все но­вых и новых генетических барьеров - вот те причины, которые постоянно вызывают появление новых очагов расообразования на протяжении эволюции Homo sapiens.

    3. КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н.ГУМИЛЕВА



    Несмотря на многократные попытки ученых объяснить про­цессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существую­щие концепции носят преимущественно частный характер. До на­стоящего времени в этнологии нет законченных, научно аргумен­тированных теорий, которые бы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направле­нии продолжается. Большой интерес сегодня вызывает концепция этногенеза Льва Николаевича Гумилева.

    Создавая свою теорию этногенеза, Гумилев положил в ее основу в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленном тем, что он является со­ставной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. Гуми­лев определяет этнос как биофизическую реальность, а потому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процес­сах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, участвуя в тех процессах, кото­рые протекают в ней. А это гигантские по своим масштабам про­цессы, в значительной мере сформировавшие весь современный облик нашей планеты, сравнимые по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами. В.И. Вернадский на­звал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества био­сферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера про­сто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реа­гирует на энергетические всплески, происходящие там. Эта связь была доказана нашим соотечественником А.Л. Чижевским. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов по­пуляций - стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в ги­гантских количествах, чтобы броситься в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится за­метной на уровне этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза.

    Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколь­ко раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отве­чающего за восприятие энергии организмом из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано 9 пассионарных толчков: 4 до нашей эры и 5 за последние два тысячелетия.

    Суть явления пассионарности состоит в том, что до мутацион­ных изменений человек получает из окружающего мира ровно столько энергии, сколько ему необходимо для нормальной жизне­деятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию этого гена, человек становится способным воспринять значитель­но больше энергии, чем ему необходимо. Так образуется избыток энергии, который может быть направлен в любое русло. Такой человек будет обладать повышенной тягой к действию - пассио-нарностью. Эта избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, на создание новой религии или научной теории. Если же некото­рое количество людей, обладающих этим признаком, соберется вместе, объединенное одной целью, и если при этом они находят­ся в благоприятных географических условиях - необходим разно­образный ландшафт - появляется зародыш нового этноса, начи­нается бурный процесс этногенеза, завершающийся через 130-160 лет возникновением нового народа. Наиболее существенны­ми отличительными признаками нового этноса являются специ­фические стереотипы поведения, которые передаются после­дующим поколениям не генетически, а через механизм сигналь­ной наследственности, через культуру, когда потомство путем подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы. Именно эти стереотипы и создают пассионарии.

    Таким образом, процесс этногенеза Гумилев связывает с пассионарностью - образованием внутри старого этноса или нескольких этносов некоторого количества людей с повышенной тягой к дейст­вию. Это становится пусковым механизмом этногенеза.

    После этого этнос проходит ряд закономерных фаз развития, которые составляют цикл жизни этноса продолжительностью око­ло 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине.

    Этногенез по Гумилеву - процесс получения однократного за­паса энергии после вспышки космического излучения и дальней­шей его растраты в ходе развития этноса, пока последний не при­дет в состояние гомеостаза - равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю.

    Фазы развития этноса связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.

    После пассионарного толчка наступает фаза подъема, которая продолжается 200-300 лет. Она связана с экспансией нового этно­са, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на лю­бые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племен и активно отстаи­вающую свои интересы, часто за счет соседей.

    Основной императив поведения в этой фазе: «Будь тем, кем ты должен быть». Примером могут служить все молодые народы: предки современных англичан и французов в IX веке, монголы в XII веке и т. д.

    Затем наступает акматическая (от греч. «акме» - высшая точка) фаза, в которой пассионарное напряжение достигает высочайше­го уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассио­нарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегре­ва, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, - одна из самых тяже­лых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, куль­турных потерь.

    Основной императив поведения в это время: «Будь тем, кем я хочу». Люди хотят уже не общего блага, а только своего. Обычно это связано с тем, что глобальная цель предыдущей фазы - созда­ние великого государства - уже достигнута. Примером может служить Европа периода феодальной раздробленности или Рос­сия периода Смутного времени.

    В конце концов большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного на­пряжения в этносе. Это падение связано также с тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями - людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны - это бродяги, люмпены, босяки, бомжи. Появление этих признаков означает наступление фазы надлома - кризисной фазы, продолжающейся 200 лет.

    Жизнь в фазе надлома очень тяжела. Мы это знаем на собст­венном опыте, так как наша страна находится сейчас в конце этой фазы. Западная Европа пережила ее в период Реформации и Контрреформации, заплатив за свое нынешнее спокойствие не менее кровавую дань, чем мы в XX веке.

    После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя, и это говорит о том, что этнос перешел в следующую - инерцион­ную - фазу. В ней наблюдается некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Идет укре­пление государственной власти, социальных институтов, интен­сивное накопление материальных и духовных ценностей, актив­ное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» - законопослушного, работоспособ­ного человека.

    «Будь таким, как я!» - господствующий императив поведения инерционной фазы сменяет императив предшествующего перио­да: «Мы устали от великих». Это означает, что люди наконец-то понимают, что именно индивидуальности, пытающиеся про­явиться во всей своей оригинальности, представляют наибольшую опасность для соседей. Примером служит современная Западная Европа, Киевская Русь XI-XII веков, Китай эпохи Сун.

    Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассио­нарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечет не­избежный упадок, скрытый вначале за маской процветания, кото­рая сбрасывается после последнего фазового перехода.

    Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая в конце концов не выдерживает этой нагрузки. Недаром все крупнейшие цивилиза­ции древности оставили после себя в прямом смысле слова пусты­ни, занявшие место прежних плодородных земель (Вавилон, Еги­пет и др.). Наступает фаза обскурации - старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счет появления значительного числа субпассионариев, что делает невозможной никакую конструктивную деятельность, и этнос су­ществует за счет прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается кор­рупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособ­ность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значи­тельно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей.

    Меняется императив поведения: «Будь таким, как мы», причем определяют его отныне люди нетворческие и нетрудолюбивые, эмоционально и умственно неполноценные, но при этом обла­дающие повышенными требованиями к жизни (не выходящими, правда, за пределы того, что нельзя съесть или выпить). Всякий рост становится явлением исключительным, трудолюбие подвер­гается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя поло­житься. Идет настоящий естественный отбор. Но тут-то и насту­пает возмездие. Субпассионарии разъедают тело народа, как клетки раковой опухоли организм человека, но, победив, умерт­вив соперника, они гибнут сами.

    Классические примеры - Рим эпохи поздней империи, Китай с XVII века, Русь перед нашествием татаро-монголов.

    Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или переходу ее к состоянию гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.

    Иногда бывает возможна фаза регенерации - временное вос­становление этнической системы после обскурации за счет сохра­нившейся на окраинах ареала пассионарности.

    Примером может служить Византия в последний период своей истории. После падения Константинополя в 1204 г. под натиском крестоносцев казалось, что великая империя погибла безвозврат­но от нее остался крохотный обломок - Никейская империя - ок­раина прежней Византии. Но именно из нее через 50 лет смогла возродиться Византийская империя, которая, правда, была только тенью прежней великой Византии, но просуществовала еще 200 лет. Это смогло произойти только за счет того, что в фазе об­скурации именно на окраине ареала обитания этноса сохранилась повышенная пассионарность.

    В любом случае это короткий всплеск активности накануне за­вершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утратила пассионар­ность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять куль­турную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живет в фольклоре, легендах.

    Такую картину мы наблюдаем на Алтае. Там живут телесы, теленгиты, телеуты, алтай-кижи. У всех у них есть богатый былин­ный эпос. Такую же картину можно увидеть у киргизов Тянь-Шаня, индейцев пуэбло и других, некогда могучих этносов, превратившихся в малочисленные племена. Кристаллизованная пас­сионарность - искусство спасло их от растворения среди соседей, от ассимиляции и связанных с ней унижений.

    После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних. Изменяются не лю­ди, а этническая системная целостность. Раньше рядом с обычным большинством были пассионарии, многим мешавшие, но прида­вавшие этносу сопротивляемость и вызывавшие стремление к переменам. Агрессивность этнической системы исчезает, но снижа­ется и ее резистентность (сопротивляемость). А это значит, что взамен приобретений идут утраты.

    Дальше все зависит от соседей. Если они не будут нападать, то остатки этноса будут меняться, превращаться в милых, безобид­ных людей, гостеприимных и доброжелательных. Они продолжа­ют терять память о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени. На конечном этапе они просто ограничиваются констатацией смены времен года и даже просто дня и ночи. Так живут чукчи -прекрасные охотники, обладающие развитой мифологией. Сход­ную картину демонстрируют племена Центральной Африки, чле­ны которых не знают даже, сколько им лет (при том что они пре­красно ориентируются в джунглях). Но эти этносы живут в кон­такте с более пассионарными соседями, которые держат их в форме. Если же этого не будет, то остатки этноса могут просто вымереть из-за отсутствия желания жить. Такие этносы сегодня живут в некоторых заповедниках.

    Переход от мемориальной фазы к законченной форме этниче­ского гомеостаза имеет очень плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл по­вторяется из поколения в поколение, система сохраняет равнове­сие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправлен­ной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гар­моничных людей - достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способ­ности что-либо менять в жизни.

    В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедст­вия или не будет ассимилирован. Так живут народы Австралии, Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.

    Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза -процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли.
    План семинарского занятия
    1. Проблемы этногенеза в современной этнологии.

    2. Факторы этногенеза.

    3. Основные направления этногенетических исследований.

    4. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева.
    Темы докладов и рефератов
    1. Этногенез славянских народов.

    2. Расогенез и его особенности.
    Литература
    Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. - М, 1989.

    Алексеев В. П. Этногенез. - М., 1986.

    Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.

    Антропология и геногеография. - М., 1974.

    Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. - М., 1994.

    Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1992.

    Гумилев Л. Н. От Руси к России. - М., 1992.

    Итс Р. Ф. Введение в этнографию. - Л., 1991.

    Народы и религии: Энциклопедия. - М., 1998.

    Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. - М., 1985.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   29


    написать администратору сайта