ГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ. Регионоведение как наука и учебная
Скачать 1.35 Mb.
|
Идеологию можно определить как логически связанную систему идей и ценностей, формирующую общезначимую цель регионального развития с учетом экономической, политической, социальной, религиозной и культурной специфики. 2. Специфика идеологической структуры общества Идеологическую структуру общества можно определить как конкретно-историческую интегративную систему философских, научных, эстетических, художественных, этических, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о Вселенной, обществе, человеке, о месте о роли индивида в мироздании, о смысле жизни личности в мире. Идеологическая структура Северокавказского общества характеризуется наличием следующих элементов: 1. Учение основоположников идеологии, изложенных в их произведениях; это определяющий элемент идеологической структуры, т.к. без основополагающего учения никакая идеология сформироваться не может; к таким учениям относятся: 1.1.) священнописания – Библия – христианское учение (православие исповедует население Республики Северная Осетия – Алания, а также русскоязычное население северокавказских республик); – Коран – учение мусульман (в большинстве республик Северного Кавказа исповедуется мусульманство, за исключением Республики Северная Осетия – Алания и Республики Адыгея); – Трипитака – буддистское учение (буддизм на Юге России представлен в Республике Калмыкия); 1.2.) светские идеологии – марксизм – учение Маркса и Энгельса (в настоящее время используется в какой-то степени коммунистической партией, на территории Северного Кавказа действуют региональные отделения партии КПРФ); – либерализм – либеральная идеология лежит в основе деятельности либеральных партий (например, ЛДПР); – консерватизм – на принципах консервативной идеологии основывается партия «Единая Россия»; – национализм – националистические партии (например, «Родина»). 2. Основополагающие комментарии, по значению равные основополагающему учению – важнейшие дополнения к основополагающим учениям (например, Сунна к Корану; доктрина Коммунистической партии к учению Маркса и Энгельса и т.п.). 3. Разновидности идеологической доктрины В частности, в республиках Северного Кавказа представлены два основных направления ислама – суннизм и шиизм. Суннизм наряду с Кораном признает Сунну. Суннитами считаются те, кто признает первых четырех халифов законными, признает подлинность сборников хадисов и придерживается религиозно-ритуальных, бытовых и социальных правил в соответствии с одним из мазхабов (ханафитским и шафиитским). Шииты признают законными преемниками Мухаммеда лишь имамов – Алидов. Если для суннитов имам – это духовный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми, то для шиитов он является таковым в силу своей сущности благодаря эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому. Большинство мусульман Северного Кавказа – сунниты. 4. Обыденные идеологические представления и взгляды, представляющие собой элементарные, упрощенные идеи на примитивном уровне освоения идеологического учения. При этом обыденные представления могут формироваться 2 путями: 1) идеологи-профессионалы, разрабатывают простые идеологические ценности, рассчитанные на повседневный уровень усвоения идеологии; 2) идеологические ценности вырабатываются самим индивидами в их повседневной жизни (взгляды, формируемые личностями, в сфере общения и быта, например, рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей). 5. Программно-директивная система идеологии – на основе полученных знаний вырабатываются определенные идеологические установки, распоряжения, руководящие указания (данный элемент представлен в действиях этнократий на Северном Кавказе, стремящихся с помощью этнической идеологии легитимировать свои властные претензии). 6. Система идеологического воздействия, включающая идеологическое просвещение, образование, пропаганду в различных конкретно-исторических формах (в частности, пропаганда в СМИ, мифологизация конкретных исторических событий, который оказываются далеки от документальных источников). 7. Механизм идеологической власти – она повелевает и управляет разработкой идеологического учения, организует систему идеологического воздействия, направляет механизмы формирования идеологического сознания, координирует действия, осуществляет контроль за исполнением решений идеологической программы (данный механизм характерен для этнических идеологий, пропагандируемых на Северном Кавказа этнократическими группами, – этноцентризм, основанный на оценке собственной этнической группы как лучшей и предубежденном отношении к другим этническим группам; этносепаратизм, исходящий из стремления к национальному самоопределению и созданию этнической группой собственной государственности). 3. Формы и виды идеологий на Юге России. В современном южнороссийском регионе можно выделить следующие формы идеологии по виду знаний: 1) частичная (к ней относится внедрение федеральным центром либеральной идеологии на Северном Кавказе); 2) целостная (религиозные идеологии, исторически сложившиеся на Юге России –ислам, христианство, буддизм); 3) догматизированная (представлена в программах и доктринах политических партий, имеющих региональные отделения на территории ЮФО; программах общественно-политических движений на Юге России и т.п. - коммунистическая); 4) недогматизированная (развивается вплоть до частичной замены на новую - либеральная) 5) утопическая (идеология части адыгов, заявлявших о стремлении отделиться от России и создать Всемирное Адыгское Братство, по территории превосходящее современную РФ); Формы идеологии по способу организации: 1) централизованная (в Южном регионе – православие, т.к. есть Патриарх Всея Руси в Москве); 2) децентрализованная (ислам, т.к. имамы региональные) 3) тоталитарная (существовала на Юге России в период советской власти); 4) принудительная (православие – проблемы преподавания в высшей школе, ислам) Формы идеологии по масштабу идеологического действия. 1) партийная (данная форма идеологии представлена политическими партиями, имеющими региональные отделения в ЮФО. Партия отличается от движения тем, что у партии есть идеология, а движение ее только формирует). Виды идеологии по соотношению идеологической и государственной власти в России и Южном регионе можно выделить следующие виды идеологий: 1) государственная идеология (она действует в настоящее время – идеология подчинена государству); 2) идеократическая (действовала при советской власти – государство подчинено идеологии). 3) равнозначная В Чечне и Дагестане предпринимались попытки внедрять объединяющие виды идеологии – ислама и государства. Взаимоотношение идеологических типов обществ в республиках ЮФО можно определить в виде следующих форм: 1) бескомпромиссная борьба (примеры таких идеологий – православный экстремизм, фашизм, национализм, этноцентризм, например в Чечне); 2) мирное сосуществование (ислам, исторически существовавший на территории Северного Кавказа и не принимавший воинственных форм наряду с православием, буддизм, а также либеральная идеология мирно существовала с коммунизмом); 3) взаиморазвитие, взаимообогащение идеологий – особенно среди светских идеологий (сейчас нет): – неолиберализм; – неоконсерватизм; – социалдемократия. 4.Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России Взаимоотношение идеологических типов обществ в республиках ЮФО можно определить в виде следующих форм: 1) бескомпромиссная борьба (примеры таких идеологий – православный экстремизм, фашизм, национализм, этноцентризм, например в Чечне); 2) мирное сосуществование (ислам, исторически существовавший на территории Северного Кавказа и не принимавший воинственных форм наряду с православием, буддизм, а также либеральная идеология мирно существовала с коммунизмом); 3) взаиморазвитие, взаимообогащение идеологий – особенно среди светских идеологий (сейчас нет): неолиберализм; неоконсерватизм; социалдемократия. 5. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом Идеологическая ситуация в регионе – это соотношение видов, форм и типов идеологии в рамках региона. Региональные идеологии субъектов ЮФО должны строиться, с одной стороны, на основе общенациональной (российской) идеологии, а с другой — с учетом региональной специфики. Отсутствие целостной теоретической консолидирующей идеологии приводит к тому, что властные структуры вырабатывают произвольно-политическую идеологию. Так, возникает идеологический хаос, обусловленный, с одной стороны, произвольным идеологическим творчеством политических структур власти, а с другой – так называемым идеологическим плюрализмом, когда в стране получают распространение различные идеологические идеи, ценности, концепции, учения – от религиозных идеологий (православия, ислама, буддизма, иудаизма) до самых крайних левых и правых течений (фашистская идеология). Проблемы формирования региональных идеологий на ЮР обусловлены не только тем, что в России нет общенациональной идеологии. Эти проблемы связаны и с тем, что социокультурное пространство субъектов ЮФО, включающее в себя традиционные культуры многочисленных народов, религиозные и идеологические общности, этнические сообщества городов и территорий, носит мозаичный характер, дифференцированный уровнем и качеством жизни. Каждая из этих общностей является носителем различной политической культуры, нормативно-ценностных и морально-нравственных комплексов, способов и методов легитимации власти и управления, формирования и смены элит, стимулов хозяйственной деятельности и личной мотивации. Это разнообразие, умноженное на кризисные явления и неизбежность жесткой конкуренции, ведет к конфликтности между различными региональными сообществами, способствует развитию и воспроизводству крайних этнонационализмов, сепаратизма, религиозного фундаментализма. Состояние ценностно-идеологического вакуума привело к выдвижению особых идеологических центров на периферии и формированию региональной идеологии. Региональная идеология действует на территории конкретного региона и определяет развитие региона. Социальные знания, определяющие развитие региона, должны вырабатываться на основе общенациональной идеологии и подчиняться правящей идеологии. Особенностью региональной идеологии является то, что она носит прикладной характер. В течение предшествующих 15 лет в России не была создана государственная теоретическая идеология. Поэтому, политические элиты выработали прикладную идеологию, прежде всего не уровне регионов. Региональная идеология на Юге России представлена такими формами и видами, как: 1) религиозные идеологии (христианство, ислам, буддизм); 2) светские (либерализм, консерватизм, социализм (коммунизм), национализм); 3) этнические идеологии (этноцентризм, этносепаратизм); 4) утопизм (относительно создания желаемого идеала общественного устройства). Некоторые из данных идеологических типов развиваются по пути взаимообогащения. Однако часто идеология характеризуется мощным конфликтогенным потенциалом, поскольку используется в частных политико-властных целях. 36. Федеративные отношения в РФ. План. 1. Определение понятия «федерализм». 2.Модели российского федерализма. 3. Этапы становления федеративных отношений на Юге России в 90-е годы XX в.-XXI в. 4. Общая характеристика конституционных основ российского федерализма. 5. ЮФО в системе федеративных отношений. 6. Создание СКФО - перспективы и проблемы. Институт федерального вмешательства. 1. Необходимо различать следующие понятия федерализма: – федерализм как принцип;– федерализм как форма организации;– федерализм как режим. Федерализм (как принцип обустройства) представляет собой союз, объединение государственно-территориальных образований с целью урегулирования разногласий и противоречий. В данном определении акцент делается на особенностях государственного устройства. Другими формами государственного устройства выступают унитарное государство (соподчиненность территориальных частей при ведущей роли федерального Центра); конфедерация (независимые от центра части, самостоятельно осуществляющие управленческую деятельность). Данное определение используется в политологических исследованиях. Федерализм (как форма организации) выступает как разделение государственной власти по вертикали с определением предметов ведения в едином государстве. Федерализм рассматривается с позиций способов организации государственной власти. Используется в правовых исследованиях. Федерализм (как режим) представляет собой разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями с определением структуры государственных органов, их иерархии в едином государстве. Федерализм рассматривается с позиций способов осуществления государственной власти. Используется в политологических и правовых исследованиях. 2. Единые по природе, федеративные государства имеют особенности с точки зрения модели федерализма. Модель федерализма в значительной мере предопределяется спецификой системы разделения государственной власти по вертикали. По способу образования Россия является децентрализованной федерацией – форма государственного устройства, которая характеризуется следующими признаками: 1) отсутствие элементов соподчиненности в системе разделения государственной власти по вертикали; 2) низкий уровень централизации государственной власти. Это обусловлено отсутствием правовых оснований принципа делегирования полномочий федеральным органам государственной власти снизу вверх, хотя в конституциях отдельных республик в одностороннем порядке признается делегированная модель. По характеру разделения государственной власти по вертикали в России действует модель кооперативного федерализма. Кооперативный федерализм – принцип совместного разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, характеризующийся: 1) определением круга предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов; 2) формированием механизма совместного осуществления государственной власти на основе сотрудничества и согласования деятельности; 3) определением круга предметов ведения центра с закрытым перечнем. 3. Формирование конституциональных основ российского федерализма на Юге России можно разделить на четыре этапа. Первый этап – период распада СССР и принятие Россией Декларации о государственном суверенитете; второй – подписание Федеративного договора и внесение соответствующих изменений в российскую Конституцию 1978 года; третий – принятие Конституции Российской Федерации 1993 года; четвертый – период правления В.В.Путина. Первый этап. Стала осуществляться политика выделения особого статуса республик в составе России. Второй этап. С подписанием Федеративного договора статус субъектов Федерации приобрели только республики в составе России, другие же субъекты Федеративного договора получили статус административно-территориальных (национально-территориальных) автономий. Неясным на тот момент оставался статус Чечено-Ингушской Республики. Республика практически вышла из-под контроля федеральных властей. Третий этап. В семи республиках (в том числе Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкессия,) граждане России проголосовали против принятия новой федеральной Конституции. В двух республиках референдум вообще не состоялся (Татарстан и Чечня). Самая распространенная категория противоречий связана с нарушением принципа верховенства Конституции России и федеральных законов. В конституционном (уставном) законотворчестве субъектов Федерации в одностороннем порядке устанавливается право приостановления действия законов и иных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции (Уставу) или законам субъектов Российской Федерации, суверенным правам и интересам субъекта Федерации (Дагестан). Наиболее грубым нарушением конституционной модели разграничения предметов ведения является передача предметов исключительного ведения Федерации в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (например, банковское дело по договорам с Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Северная Осетия-Алания). Другая тенденция выхода за пределы федерального конституционного разграничения предметов ведения — перераспределение вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в ведение субъектов Федерации (обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина по договорам с Кабардино-Балкарской Республикой). Конституционный принцип право народов на самоопределение также по-разному трактовался в конституциях республик Северного Кавказа. В конституции республики Адыгея многонациональный народ Республики провозглашался как единственный источник власти. В качестве нарушения Конституции РФ можно рассматривать включение в конституции, уставы субъектов Федерации перечня предметов ведения Федерации. Такая практика проявляется в двух вариантах. В конституциях, уставах некоторых субъектов Федерации закрепляются предметы ведения всех трех уровней: предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов Федерации (Кабардино-Балкарская Республика). Некоторые субъекты Федерации вообще не определяют перечень предметов ведения на всех уровнях (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия). Четвертый этап. Последовательные унитаристские меры начала принимать администрация Владимира Путина. C 1999 в последующие семь лет Москва постепенно отбирала у регионов завоеванные ими привилегии. Институт полномочных представительств президента России в семи федеральных округах стал, несмотря на весьма скромные права полпредов, промежуточным, по сути унитаристским, звеном управления между регионами и центром. В начале 2000-х Генеральная прокуратура и юристы президентской администрации проделали колоссальную работу по анализу и редакции региональных законодательств. Несколько десятков договоров об особом порядке разграничения полномочий, заключенных Москвой с отдельными регионами после подписания общего Федеративного договора 1992 года, оказались расторгнуты. Одновременно изменению подвергся порядок формирования верхней палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Наконец, с 2004-го губернаторы больше не избираются жителями их регионов, а утверждаются местными парламентами по предложению главы государства. 4. Конституционные основы российского федерализма – принципы организации федеративных отношений в государстве, закрепленные в Конституции РФ и охраняемые ею. В Конституции РФ конституционные принципы, предопределяющие модель федерализма, обозначены в главе 1. В их системе можно выделить: 1) общие конституционные принципы (принципы основ общественного и политического строя), которые определяют одновременно и особенности институтов гражданского общества в РФ, и отличительные черты федеративного устройства : народовластие; разделение властей; равноправие граждан РФ; местного самоуправления; 2) конституционные принципы федерализма, определяющие федеративное устройство государства, обусловливающие тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти по вертикали, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации: – государственный суверенитет; – единство системы государственной власти; – равноправие субъектов РФ; – единство конституционно-правовой системы; – разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; – равноправие и самоопределение народов РФ. 5. В развитии федеративных отношений в ЮФО можно выделить следующие этапы: 1) 1990 – 1993 гг. – стремление республик Северного Кавказа к суверенизации после распада СССР; развитию идей конфедерализации способствовало принятие Декларации и Федеративного договора, т.к. республики наделялись особым правовым статусом, предполагающим частичное или полное отсутствие контроля центра за правовым регулированием, деятельностью территориальных органов власти, использованием природных ресурсов; например, Республика Чечено-Ингушетия подписала Федеративный договор с претензией на суверенность; 2) 1993 – 2000 гг. – подписание Конституции РФ, однако на Юге России ситуация значительно не изменилась; 3) 2000 г. – начало президентства В.В. Путина; принятие ФЗ «Об организации Института полномочных представителей Президента РФ и образовании федеральных округов»; основная цель – приведение законодательства субъектов РФ (республик прежде всего) в соответствие с федеральным законодательством и законодательством других субъектов РФ; к 2004 г. эта задача была выполнена. |