Главная страница
Навигация по странице:

  • Приложение 1 Урок музыки по программе «Семь веселых нот» "Детский альбом" П.И. Чайковского Цель урока

  • Домашнее задание

  • Дидактическая игра-тест «Ладошки»

  • Учитель.

  • . Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ. . Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования


    Скачать 116.33 Kb.
    НазваниеРекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования
    Анкор. Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ
    Дата03.02.2023
    Размер116.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла. Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx
    ТипДокументы
    #918960
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Список использованной литературы


    1. Волков Б.С., Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - М. : Академ. Проект, 2004 (Киров : ФГУИПП Вятка). - 142, [1] с. : табл.; 20 см. - (Руководство практического психолога и социального педагога).; ISBN 5-8291-0374-5 (в обл.)

    2. Эльконин Б.Д. Вопросы психологии: "Кризис детства и основания проектирования форм детского развития". / - 1992. - № 3-4. - 7-13 стр.

    3. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 382 с.

    4. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Казань, 2006. 499 с.

    5. Школяр Л.В. Методика «Выбери музыку»

    6. Бабанского Ю. К. "Педагогика". Под редакцией "Просвещение", Москва, 1983 год

    7. Назайкинский Е.В. О ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» Москва 1972 Н 19

    8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 560 с.

    9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.

    10. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994. 315с.

    11. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1995. 143 с.

    12. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М., 1999. 206 с.

    13. Ветлугиной Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1992. 291 с.

    14. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М.: Академический проект, 2005. 144 c.

    15. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1973.




    1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2006.

    2. Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений / Л.С Выготский. М., 2002. 368 с.

    3. Гаганов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. М., 1998. 261 с.

    4. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.

    5. Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. 283 с.

    6. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. М.: Вита-Пресс,2001. 128с.

    7. Гиппенрейтер Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

    8. Гликман И.З. Воспитание и образование. №2. 1999.

    9. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе: методическое пособие. М.: Академия, 2004. 328 с.

    10. Дж.Холт. Залог детских успехов. СПб: «Дельта», 1996. 480 с.

    11. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка. 1998. 320с.

    12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 368 с.

    13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.:Проспект, 2010. 560 с.

    14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2000. 384 с.

    15. Ильенков Э.В.Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. М.: Инфра-М, 2009. С. 276-277.

    16. Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника // Начальная школа. 2009. № 1. С. 20-25.

    17. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.

    18. Касицина Н., Юсфин С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. 158 с.

    19. Комарова, Т.С. Школа творческого воспитания. М.: Зимородок: Карапуз, 2006. 415 с.

    20. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. М.: Академия, 2008. 96 с.

    21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 1997.

    22. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение. 2007. 240 с.

    23. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. М.: Дрофа,»2002. 128с.

    24. Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста // Социально-гуманитарные знания. 2016. №12. 205 с.

    25. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., «Просвещение», 1995.

    26. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие. М.: Владос, 2003. 268 с

    27. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные труды и доклады. – М.: Педагогика, 1986.

    28. Коган Г. Работа пианиста. (1963)

    29. Астафьев Б.В. "Музыка", 1971. 376 с.

    30. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке – М.: Просвещение, 1989.-191с.

    31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.

    32. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. 2000. № 12. С. 101-108.

    33. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2008., 591 с.

    34. Стражникова Т.И., Грошева В.Г. Теоретическая модель формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-modelformirovaniya-hudozhestvenno-esteticheskih-potrebnostey-u-mladshih-shkolnikov-na-urokahmuzyki

    35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.




    1. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя/Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.-192с.

    2. Тагильцева Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребёнка. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. 101 с.

    3. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2008. 224 с.

    4. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. № 1. С. 35-38.

    5. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

    6. Щукина Л.С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе: Автореферат на соискан. уч. степ. кандидат культурологии. Саранск, 2006. 166 с.

    7. Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27-32.

    8. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. М., 1998. 268 с.


    Приложение 1

    Урок музыки по программе «Семь веселых нот»

    "Детский альбом" П.И. Чайковского
    Цель урока: Познакомить с произведениями П.И.Чайковского "Детский альбом"

    Задачи:

    • познакомить с историей создания "Детского альбома";

    • прослушать ряд пьес из "Детского альбома";

    • учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

    • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

    • прививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке.

    Перед началом урока звучит "Танец Феи Драже"

    - Какая прекрасная музыка звучала перед началом нашего урока. Кто может назвать произведение и его автора?

    П.И. Чайковский "Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик"

    Презентация

    - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством русского композитора Петра Ильича Чайковского. (слайд 1)

    Вспомним странички из его жизни: (на экране высвечиваются вопросы)

    1. Годы жизни композитора. (слайд 2)

    2. Где родился Пётр Ильич? (слайд 3)

    3. Кем были его родители? (слайд 4)

    4. С чем связаны его первые музыкальные впечатления? (слайд 5)

    5. Где начал серьёзно заниматься музыкой? (слайд 6)

    6. Кем работал Чайковский после окончания учёбы? (слайд 7)

    7. Какое участие принимает в русской музыкальной жизни? (слайд 8)

    8. Где жил в последние годы? (слайд 9)

    9. Какие произведения написал композитор: (слайд 10)

    а) сколько балетов написал, какие?

    б) какие вы знаете оперы Чайковского?

    в) сколько написал симфоний?

    г) перечислите другие сочинения

    П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. (слайд 11)

    Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

    Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

    "Детский альбом" - это24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". (слайд 12)

    Открываем альбом. На первом листе написано: "Зимнее утро". Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Мне кажется, что и в "Зимнем утре" он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив. Представьте себе, что вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном. Закройте глаза и послушайте пьесу "Зимнее утро". Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря музыке?(слайд 13)

    Звучит пьеса "Зимнее утро"

    - Что вы представили, слушая музыку?

    А теперь посмотрите на экран, вот что увидела в этой музыке художник Вера Павлова.

    Мне нравится, как композитор передаёт в музыке детские игры - девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется "Болезнь куклы". (слайд14)

    Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?

    Звучит пьеса "Болезнь куклы"

    - Что композитор хотел выразить этой музыкой?

    Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.

    А мальчики любят играть в солдатиков (слайд 15) . Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово "марш"? Слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка - марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.

    Сейчас мы этот марш попробуем сыграть оркестром. Повторим партии металлофонов, барабана, треугольника, бубна.

    Исполнение пьесы "Марш деревянных солдатиков" по партиям и всем оркестром.

    Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?

    Звучит пьеса "Мама" (слайд 16, пустой)

    - Какие интонации слышатся в музыке?

    (нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают, объясняют что-то)

    Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича: недаром всю жизнь он помнил чудесные глаза своей мамы, её плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, который проникал в душу. (слайд 17)

    (слайд 18, пустой)

    Есть в "Детском альбоме" пьеса о няне, которая любит рассказывать сказки, а о чём, мы сейчас узнаем по интонациям и характеру произведения. Придумайте название пьесе, которую исполнит Оля Скопылатова.

    Звучит "Баба Яга"

    Какие интонации передаёт эта музыка? - картина сказочного полёта.

    (коварство, зло, хитрость или доброту, нежность, ласку?)(слайд 19)

    Какому сказочному персонажу больше подходит эта музыка?

    (слайд 20)

    Полька из "Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".

    Звучит "Полька" в исполнении Полины Сапрыгиной. (слайд 21)

    Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.

    "Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается". Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она "Старинная французская песенка". Послушайте, мы с Дашей Лазакович вам её исполним.

    Звучит "Старинная французская песенка"

    (слайд 31)

    "Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Мы с вами разучивали её на хоре, давайте все вместе исполним.

    Звучит "Неаполитанская песенка" в хоровом исполнении.

    (слайд 22)

    ":Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки:" - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".

    (слайд 23)

    К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: ":Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ". Послушайте "Камаринскую " в исполнении Насти Коломоец.

    До чего сегодня весело у нас -
    Под камаринскую все пустились в пляс.
    Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
    Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
    Пляшет бабка, пляшет дед,
    Пляшет братик и сосед:

    Звучит "Камаринская"

    (слайд 24)

    Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома". Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.

    Итог урока:

    • Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей?

    • Кому посвятил Пётр Ильич "Детский альбом"?

    • Сколько пьес входит в "Детский альбом"?

    • Какая пьеса, из услышанных на уроке, больше всего понравилась?

    Домашнее задание: вспомнить прослушанные пьесы, нарисовать рисунок наиболее понравившейся.

    Приложение 2

    Тестирование

    1. Диагностика чувства темпа и метроритма

    В качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности мы рассматриваем:

    - способность равномерного движения, то есть умение «отмерять» одинаковые временные отрезки музыки с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внеречевых действий – шага, бега, подскоков, двигательных реакций кисти пальцев рук или счета вслух);

    - адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях – замедлениях);

    - ритмическая способность.

    Дидактическая игра-тест «Ладошки»

    Цель: выявить уровень сформированности метроритмической способности.

    Стимулирующий материал: музыкальные произведения для пения – русская народная песня «Во поле береза стояла».

    Описание игры-теста.

    Учитель. Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

    Критерии оценки.

    3 балла – высокий уровень. Безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта