Главная страница

. Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ. . Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования


Скачать 116.33 Kb.
НазваниеРекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования
Анкор. Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ
Дата03.02.2023
Размер116.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла. Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx
ТипДокументы
#918960
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой

1.1 Понятие и сущность художественно-эстетического развития младших школьников


Для того, чтобы раскрыть сущность художественно-эстетического развития, его структуру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общепринятого подхода, рассмотрим необходимые для этого основные понятия. Ключевым понятием в нашем исследовании являются

«художественное», «эстетическое» и «развитие»

Художественно - эстетическое развитие ребёнка происходит с самого раннего детства. Его одевают в красивую одежду, покупают красивые игрушки, родители стараются его окружить красивыми вещами: постельное бельё, бутылочки, разнообразные соски, тарелочки, салфеточки. Мамочки, выбирая все это для ребёнка, первым делом, как правило, удовлетворяют свои эстетические предпочтения. Однако их вкус поневоле отражается на эстетическом мировоззрении на окружающий мир малыша.

Ребёнок уже в 2 года может расстроиться и не захотеть наряжаться в не понравившуюся ему одежду. Родители, настаивая на своём решении, не задумываются над тем, что уже наносят малышу психологическую травму, лишают его права выбора, соответственно, отнимают у него личную, начинающую формироваться индивидуальность.

К периоду вхождения в очередной, невероятно сложный и ответственный этап социализации (6-7 лет) ребёнок представляет собой формирующуюся личность с уже сложившейся системой первичных понятий, вкусов, мировоззрений на окружающую действительность и отношением к ней. Тем или иным, но, несомненно, коренным образом в данном возрасте меняется весь жизненный мир ребёнка, его ежедневный распорядок, меняется степень ответственности, возлагаемая на малыша.

Совсем иными становятся требования, предъявляемые к малышу, задачи, которые ему приходится решать мало того что ежедневно, но ещё и самостоятельно. Можно сказать, что в этом возрасте происходит своеобразный стремительный прыжок индивида из спокойной среды детства во взрослую жизнь с её проблемами, неясностями, постоянными загадками, огорчениями и непредсказуемостью событий. Исследованию этого жизненного периода человека уделено немало внимания со стороны педагогов, психологов, социологов и других специалистов, имеющих отношение к детской психике и образовательно-воспитательному процессу. Прежде всего, мы должны понимать, что под возрастом 6-10 лет понимается младший школьник, то есть период первоначального школьного обучения.

Возраст 6 – 10 лет, согласно концепции известного психолога и психоаналитика Э.Эриксона, рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение индивида к новой для него, трудовой жизни и направленных на целевое развитие трудолюбия.

Отечественный современный специалист в области педагогической психологии Б.Волков в своей работе «Младший школьник.1] Как помочь ему учиться» ответственно заверяет, что в настоящее время границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, определяются педагогикой с шести-семи до девяти-десяти лет. В этот период, по убеждению автора, происходит дальнейшее психофизиологическое и физическое развитие ребенка, гарантирующее ему возможность систематического получения образования в школе.

Л.С.Выготский также обозначает этот возраст, как период начального обучения ребёнка в общеобразовательном учебном учреждении. Основной характерной чертой обозначенного периода, по мнению автора оригинального направления в детской и педагогической психологии Д.Б.Эльконина, выступает тот факт, что с приходом в школу ребенок приступает к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности под названием «учебная деятельность». Иными словами, малыш покидает пространство, где он исключительно получал знание, и попадает в среду, где знания и умения не только приобретаются, но и оцениваются в зависимости от качества и способности их применения и использования.

Вышесказанное ставит ребёнка в совершенно иную позицию по отношению ко всему окружающему миру, в том числе по отношению к семье, одноклассникам и своим обязанностям. Исполнение новой, ранее не известной, деятельности, иная позиция в социуме устанавливают все остальные взаимоотношения ребенок-взрослый, ребёнок-сверстник, ребёнок - собственное «Я». То есть, школьник обозначает отношение к себе и постоянно пользуется самооценкой. Эльконин Д.Б. утверждает, что именно в формировании этих новых человеческих позиций и заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения - функция создания и развития достойной личности. 2]

Исходя из утверждений знаменитых психологов, мы можем заключить, что младший школьный возраст есть самый сложный и ответственный этап школьного детства. Первостепенные достижения данного возраста определены ведущим характером учебной деятельности и во многих моментах являются определяющими для всех последующих немалых лет обучения, так как к выходу из начальной школы ребенок должен научиться «хотеть учиться, уметь учиться», с надеждой смотреть в будущее и, несомненно, верить в свои силы. Взрослые в процессе осуществления ребёнком этой цели, не должны оставаться сторонними наблюдателями. Их участие не только желательно, но и обязательно.

Создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка – основная задача всех взрослых, принимающих участие в образовательно-воспитательном процессе на первых этапах обучения ребёнка в школе. В обозначенный период необыкновенно важна роль социализации ребенка к тем явлениям, которые происходят на данный момент в обществе. Неоценимую роль в формировании личности ребенка младшего школьного возраста играют понятия об эстетической воспитанности.

Эстетическое воспитание есть процесс, согласно точке зрения Бабанского Ю.К., совместной деятельности школьников и педагогов, сконцентрированный на формировании эстетической культуры воспитанников.5] Понятие «эстетическое воспитание» неразрывно связано с другим, схожим термином «эстетика», иначе – наука о прекрасном. Эстетическое воспитание подразумевает формирование у ребёнка способности полноценно воспринимать и верно понимать явления прекрасного в действительности и искусстве.

Идеи эстетического воспитания, как известно, зародились в глубокой древности. Однако, как и все ценности, представления о сущности эстетического воспитания, его цели и задачи претерпевали изменения как во времена Аристотеля и Платона, так и в наши дни.

Философы-материалисты Д.Дидро и Н.Чернышевский утверждали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Обозначенная категория и легла в основу системы эстетического воспитания, процесса формирования чувств, в нашем случае, - школьника, в области прекрасного. В эстетике указанное «прекрасное» непосредственно связано с художественным отражением действительности в чувствах и сознании человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

В этом контексте сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности школьников, сконцентрированной на развитие у них способностей многогранного восприятия и классического постижения прекрасного как в жизни, так и в искусстве. На формирование эстетических понятий, идеалов и вкусов, и, несомненно, развитие творческих задатков и дарований в области искусства 6].

Воспитание эстетической культуры младшего школьника характеризуется следующими моментами в деятельности педагога: - приобщение к художественным и эстетическим ценностям; - потребностью и глубиной общения с данными ценностями; - особенностью взглядов и анализа с точки зрения общечеловеческих ценностей; - способностью уместного использования образных впечатлений в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с окружающим миром 9].

Младший школьник, в силу психологических особенностей, необыкновенно восприимчив к красоте в жизни, природе, искусстве и отношениях между людьми.

Итак, к сущности эстетического развития младшего школьника мы можем отнести следующие структурные элементы:

- эстетическое образование, закладывающее ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве знаний, навыков, вкусов и ценностных ориентации;

- эстетическое самовоспитание и самообразование, направленные на самосовершенствование личности;

- формирование творческих способностей и потребностей личности.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры заслуженно признаётся одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы.

Неотъемлемой частью эстетической культуры является музыкальная культура. Понятие музыкальная культура очень обширна и имеет разную трактовку. Д.Б. Кабалевский, при определении музыкальной культуры, подчёркивал, что без музыкальной грамотности не может сформироваться музыкальная культура: «… это особое чувство музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки, …определять автора незнакомой музыки» 40]. Сущностью музыкальной культуры по Д.Б. Кабалевскому является способность воспринимать и осознавать музыку как живое, образное искусство - искусство, рождённое жизнью и неразрывно связанное с самой жизнью. В этом же направлении размышляет Б.В. Асафьев: «изучать музыку в школе не как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы моря жизни!» 42].

В связи с этим мы полагаем, что в концепциях Д.Б. Кабалевского, Б. Асафьева определяющим в формировании музыкальной культуры школьников является последовательное развитие их музыкального восприятия. Восприятие, как известно, является первым этапом любого мыслительного процесса, важной составляющей деятельно-креативной природы обучающегося, от которого зависит не только качество всего обучения, но и сам факт существования его как процесса.

В музыковедении, музыкальной педагогике и психологии восприятие определяют как сложный многоуровневый процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки.

По словам Г.М. Когана: «В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать - не умеют писать, где не умеют слушать - не умеют играть» 41]. Потому восприятие музыки является внутренней сущностью любой формы проявления музыкально-эстетической деятельности: пения, игры на детских музыкальных инструментах, активного слушания лучших образцов музыкальной классики, освоения знаний, умений, навыков. Всё вышеперечисленное способствует развитию музыкально - творческих способностей, что в свою очередь будет оказывать непосредственное влияние на развитие эстетического вкуса. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием» 41].

Основным направлением практического усвоения музыкального искусства, всеобщего музыкального просвещения народа на протяжении веков было признано хоровое пение. Оно успешно осуществляется в коллективном исполнении песен на уроках музыки, во внеучебной деятельности и, несомненно, способствует развитию творческих способностей учащихся.

Широко понимая задачи музыкального воспитания, Д.Б. Кабалевский возражает против сведения его к обучению только хоровому пению, что подчас имеет место в практике школьной работы. При этом Д.Б. Кабалевский ни в какой мере не отрицает важности хорового пения. «Хоровое пение, понимаемое узко, из средства, которое должно вести к намеченной цели - всестороннему музыкальному развитию - превращается в самоцель».

В позиции Д.Б. Кабалевского наблюдается и желание сформировать у детей познавательной и учебной мотивации, основ интеллектуального развития: «Уже с первых уроков первоклассники учатся самому главному, что должна давать школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем. В данном случае - не только слушать музыку, но и размышлять о ней» 40].

Вся педагогическая деятельность Д.Б. Кабалевского направлена на то, чтобы учитель музыки не узко понимал свою задачу в школе: разучивание с детьми какого-то количества песен, прохождение с ними указанных в программе произведений, а раскрывал значение уроков музыки в школе, которое так же, «как литература и изобразительное искусство, …решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира» 40].

Таким образом, в настоящее время развитие музыкального вкуса остается важной проблемой музыкальной педагогики. При нахождении путей осуществления данной задачи в последние годы большое значение придается развитию мышления учащихся. В работе Е.В. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» отмечается, например, связь уровня и глубины мышления с жизненным опытом индивидуума, с такими видами ощущений, как сенсорные (видеть, слышать, осязать) и кинетические (моторно-двигательные). Именно через взаимодействие этих ощущений, по мнению Е.В. Назайкинского совершается психологическая связь между слушателем и исполняемым произведением.7]

Таким образом, ряд учёных-исследователей считают, что понятие «музыкальная культура» включает в себя:

1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта