. Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ. . Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования
Скачать 116.33 Kb.
|
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по художественно-эстетическому развитию младших школьников в процессе занятий музыкой2.1. Программа художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой «Семь веселых нот» и ее реализацияДиагностируя музыкальные способности у младших школьников с помощью тестирования (диагностики) мы определили следующие уровни: развития чувства темпа и метроритма; развития звуковысотного чувства; развития чувства тембра; развития динамического чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку. (приложение 2) Мы выявили, что самый низкий балл в классе, по уровню «эмоциональной отзывчивости на музыку» Для повышения уровня младших школьников мы разработали и реализовали программу музыкальных занятий «Семь прекрасных нот». Цель данной программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня художественно - эстетической культуры младших школьников посредством реализации современных концепций развивающего обучения на уроках музыки. Достижение поставленной цели стало возможным при решении следующих задач: - расширять познавательный музыкальный горизонт учащихся - знакомить с разножанровыми произведениями в оригинальном исполнении; - развивать и обогащать чувственную сферу (богатство чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения музыкального мира; - расширять музыкальную палитру восприятия ребёнка и обогащать его представления об эстетическом в музыке; - включать в обучение на уроках музыки творческие задания, позволяющие расширять спектр собственно музыкально-эстетических задач, помогающих знакомить младших школьников с творчеством композиторов разных стран, работающих в разных жанрах музыкальной деятельности, в том числе с классической и компьютерной музыкой; - способствовать быстрому нахождению музыкального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона музыкально-культурологических данных; - развивать интерес к исполнительским формам работы по музыке. Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности потребовали переноса акцента с обычного слушания музыки на восприятие её с позиции получения удовольствия, наслаждения музыкальными произведениями. Адресатами программы стали обучающиеся экспериментального 1 «В» класса. Работа на формирующем этапе велась в трёх направлениях: с учителем, младшими школьниками и родителями. При организации работы с семьями первоклассников учитывалось, что, прежде всего, родители должны обеспечивать поддержку эмоционально-положительного отношения ребёнка к восприятию музыкальных произведений: - разделять желание ребёнка посещать концертные представления, музыкальную школу; - поощрять позитивные переживания в процессе музыкально - эстетической деятельности, уверенность в успехе, получении положительных эмоций от слушания музыкальных произведений; - одобрять адекватную эмоциональную реакцию ребёнка на ошибки и неуспех в процессе музыкально-эстетической деятельности своей (товарища); - поддерживать желание ребёнка предлагать другим свою помощь в процессе музыкально-эстетической деятельности и принимать помощь от других. Работу с учителем вели в следующих направлениях: - повышение эффективности использования ИКТ на уроках музыки; - применение интегрированного подхода в рамках инновационной образовательной деятельности; - оптимизация взаимодействия с родителями и создания благоприятных условий для организации музыкально-эстетического образования в школе. Именно от учителя зависело, как будет младший школьник воспринимать музыкальное искусство, знать и понимать его виды и жанры, овладевать навыками восприятия музыки и развивать музыкально-эстетический вкус. В блоке работы с первоклассниками экспериментальной группы были выделены следующие принципы реализации программы формирующего этапа исследования: доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – музыкально-игровую; принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (один раз в неделю); единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны исправляют неравномерность в музыкально-эстетическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить появление искажений в восприятии музыкальных произведений; единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики уровня музыкально-эстетического развития обучающихся формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными протекания периода формирования эстетической культуры младших школьников; учёта возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. На всех занятиях ориентировались на ребёнка: его эстетические способности, тип темперамента, особенности в сфере навыков слушания музыкальных произведений и другие индивидуальные особенности; комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную); принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторялся и обобщался пройденный материал через вопросы: «Что мы делали на прошлом занятии? В какие музыкальные игры играли? Какие музыкальные произведения слушали?». При затруднениях детям предлагался использованный на предыдущем занятии стимульный материал (аудиозаписи музыкальных произведений). Предполагалось также повторение музыкально-игровых упражнений. Планируемый результат предполагал повышение уровня музыкально-эстетической культуры младших школьников. Основными показателями повышения уровня сформированности эстетической культуры младших школьников были: - благоприятное эмоциональное состояние (эмоции удовольствия, релаксация во время слушания музыки); - активизация музыкально-эстетического восприятия действительности; - высокий уровень учебной мотивации на уроках музыкального искусства; - поддержание контакта с одноклассниками, родителями и учителем; - адекватное поведение на уроках музыки; - овладение навыками слушания и исполнения музыки. Индикатором трудности процесса сформированности эстетической культуры младших школьников является негативные проявления в поведении ребёнка: - чрезмерное возбуждение, проявления агрессивности или, наоборот, заторможенности, депрессивности во время слушания музыки; - неадекватные выборы объектов прекрасного в музыкальных произведениях; - низкий уровень мотивации при организации слушания музыки [3]. Программа рассчитана на учащихся первого класса и включает в себя 10 уроков музыки. Целью итогового этапа эксперимента стало изучение эффективности реализованной нами программы по повышению уровня сформированности эстетической культуры младших школьников. Для реализации данной цели мы применили те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, и в тех же опытно-экспериментальных условиях. После вторичного (итогового) среза были получены следующие результаты: по данным проведения всех трёх методик мы зафиксировали изменения, доказывающие, что уровень формирования эстетической культуры младших школьников экспериментальной группы повысился, чему способствовала работа по реализации концепций развивающего обучения в начальной школе. Таким образом, предложенная нами и реализованная на формирующем этапе исследования программа повышения уровня формирования эстетической культуры младших школьников «Семь прекрасных нот» оказалась эффективной. Результаты опытно-экспериментального исследования доказали: 1.На констатирующем этапе исследования у большинства испытуемых был выявлен недостаточный уровень сформированности эстетической культуры младших школьников. 2. Экспериментальной группе было предложено посещение занятий по программе повышения уровня формирования эстетической культуры с целью создать условия, обеспечивающие повышение уровня сформированности эстетической культуры младших школьников посредством реализации современных концепций развивающего обучения на уроках музыки и в тех случаях, когда: - повышение уровня формирования эстетической культуры младших школьников осуществляется с учётом целей эстетического воспитания; - созданы условия для формирования эстетической культуры младших школьников средствами музыкального образования; - проводятся мониторинг и корректировка процесса формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки. 3. После вторичного (итогового) среза были получены следующие результаты: по данным проведения всех трёх методик наблюдаются изменения, доказывающие, что уровень формирования эстетической культуры младших школьников экспериментальной группы повысился, чему способствовала работа по реализации концепций развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе. 4. Таким образом, предложенная нами и реализованная на формирующем этапе исследования программа повышения уровня формирования эстетической культуры младших школьников «Семь прекрасных нот» оказалась эффективной. На основе результатов теоретического анализа проблемы и выводов по итогам эксперимента были сформулированы рекомендации для учителей музыки в начальной школе: - учитывать, что уроки музыки не только формируют эстетический уровень познания, но и психический мир личности, помогая включить чувство прекрасного и другие субъективные эстетические ценности в формирующиеся социально-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения; - оптимизировать организацию уроков музыки посредством введения ИКТ в качестве условия повышения уровня взаимодействия учителя и учащихся; - при выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приёмов обучения, нет сверх эффективного способа, которым можно заменить все остальные; - обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель - отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ»; - помнить, что эмоциональное отношение обучащихся к музыке - значимый фактор, на который должен опираться преподаватель в обучении этому предмету. Мы полагаем, что наша работа даёт новые ориентиры для формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки. Программа музыкальных занятий «Семь веселых нот» Пояснительная записка Программа разработана и реализована для 1 «В» класса ТОСШ Работа ведется в трёх направлениях: с учителем, младшими школьниками и родителями. Программа рассчитана на учащихся первого класса и включает в себя 10 уроков музыки. Направленность программы — художественно-эстетическое развитие. Актуальность программы – восприятие музыки – сложный процесс, требующий от детей внимания, памяти, развитого мышления, знаний. Поэтому не обходимо научить детей разбираться в особенностях музыки. Сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика), различать музыкальные жанры (песня, танец, марш), различать по характеру (грустно, весело, спокойно итд) Цель программы— создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня художественно - эстетической культуры младших школьников посредством реализации современных концепций развивающего обучения на уроках музыки. Задачи программы: - расширять познавательный музыкальный горизонт учащихся - знакомить с разножанровыми произведениями в оригинальном исполнении; - развивать и обогащать чувственную сферу (богатство чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения музыкального мира; - расширять музыкальную палитру восприятия ребёнка и обогащать его представления об эстетическом в музыке; - включать в обучение на уроках музыки творческие задания, позволяющие расширять спектр собственно музыкально-эстетических задач, помогающих знакомить младших школьников с творчеством композиторов разных стран, работающих в разных жанрах музыкальной деятельности, в том числе с классической и компьютерной музыкой; - способствовать быстрому нахождению музыкального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона музыкально-культурологических данных; - развивать интерес к исполнительским формам работы по музыке. Сроки и реализации образовательной программы 1 год. Ожидаемые результаты: повышение уровня музыкально-эстетической культуры младших школьников. Основными показателями повышения уровня сформированности эстетической культуры младших школьников: - благоприятное эмоциональное состояние (эмоции удовольствия, релаксация во время слушания музыки); - активизация музыкально-эстетического восприятия действительности; - высокий уровень учебной мотивации на уроках музыкального искусства; - поддержание контакта с одноклассниками, родителями и учителем; - адекватное поведение на уроках музыки; - овладение навыками слушания и исполнения музыки. Работа с родителями, задачи: - разделять желание ребёнка посещать концертные представления, музыкальную школу; - поощрять позитивные переживания в процессе музыкально - эстетической деятельности, уверенность в успехе, получении положительных эмоций от слушания музыкальных произведений; - одобрять адекватную эмоциональную реакцию ребёнка на ошибки и неуспех в процессе музыкально-эстетической деятельности своей (товарища); - поддерживать желание ребёнка предлагать другим свою помощь в процессе музыкально-эстетической деятельности и принимать помощь от других. Работу с учителем вели в следующих направлениях: - повышение эффективности использования ИКТ на уроках музыки; - применение интегрированного подхода в рамках инновационной образовательной деятельности; - оптимизация взаимодействия с родителями и создания благоприятных условий для организации музыкально-эстетического образования в школе. Работа с учителем: - повышение эффективности использования ИКТ на уроках музыки; - применение интегрированного подхода в рамках инновационной образовательной деятельности; - оптимизация взаимодействия с родителями и создания благоприятных условий для организации музыкально-эстетического образования в школе. Методы работы: Словесный; Наглядный; Практический; Метод активизации зрительного и слухового восприятия; Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий); Программа занятий и методические рекомендации (на одну тему, идут два занятия) Тема 1. Что такое музыка? Окружающий мир и музыка. План беседы: 1. Что такое музыка? 2. Когда она появилась? 3.Когда и где человек знакомится с музыкой? Музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатое. «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев.«Музыка». Тема 2. Времена года в музыке План беседы: Что мы знаем о временах года. Композиторы, отразившие времена года в музыке. Музыкальный материал: П. Чайковский «Времена года»; А.Вивальди. «Времена года»; Тема 3. Музыка для детей 1. П. Чайковский «Детский альбом» Краткие сведения о композиторе. История создания «Детского альбома». Обсуждение. Сравниваем произведения. Анализируем средства музыкальной выразительности Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом» «Полька», «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», Тема 4. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. Изучая эту тему, вспоминаем известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются. Любителей фантастики просим рассказать о фантастических существах, появившихся в новейших литературных произведениях. Слушая музыку, обращаем внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный), интервалы, регистры, тембры. Музыкальный материал: П. Чайковский. «Баба-Яга»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» Тема 5. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные) Рассматриваем первичные бытовые жанры и их проявления в музыке. Внимание детей фиксируется на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши, танцы. При выборе музыкальных произведений педагог должен показать детям разные виды маршей — детский, игрушечный, военный, пионерский, спортивный, сказочный. Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, 18 трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских(лезгинка), польских (мазурка и полонез). При изучении танцев педагог должен показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. При прослушивании танцев и маршей обратите внимание детей на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм). Музыкальный материал: П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; П. Чайковский «Полька» (из цикла «Детский альбом»); С. В. А. Моцарт. Менуэт, Р.Н.М. Камаринская. |