Главная страница
Навигация по странице:

  • Выпускная квалификационная работа Традиционные и инновационные методы обучения на уроках музыки

  • Содержание Введение…………………………………………………………………

  • 1. Методы обучения как основная категория дидактики

  • 2. Из опыта учителей музыки по применению традиционных и инновационных методов обучения на уроках музыки

  • Заключение 49 Библиографический список

  • 1 Методы обучения как основная категория дидактики 1.1 Классификация традиционных методов обучения в современном образовании

  • Выпускная квалификационная работа Традиционные и инновационные методы обучения на уроках музыки


    Скачать 280 Kb.
    НазваниеВыпускная квалификационная работа Традиционные и инновационные методы обучения на уроках музыки
    Дата06.12.2021
    Размер280 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаanzhelika_diplom.doc
    ТипУрок
    #293531
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Чувашский государственный педагогический
    университет им. И. Я. Яковлева»

    Кафедра теории, истории, методики музыки

    Выпускная квалификационная работа

    Традиционные и инновационные методы обучения
    на уроках музыки


    Работа выполнена
    студенткой V курса
    заочной формы обучения
    специальности 050601
    Музыкальное образование
    факультета художественного
    и музыкального образования
    Ильмендеевой Анжеликой Ивановной

    Научный руководитель –
    канд. пед. наук., доцент
    Галкина В. Л.
    Чебоксары 2015

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………

    3

    1. Методы обучения как основная категория дидактики



    1.1 Классификация традиционных методов обучения
    в современном образовании

    6

    1.2 Специфические методы музыкального обучения
    в процессе музыкального образования

    16

    1.3 Характеристика инновационных методов обучения

    23

    2. Из опыта учителей музыки по применению традиционных
    и инновационных методов обучения на уроках музыки




    2.1 Обобщение опыта учителей по применению традиционных и инновационных методов обучения на уроках музыки

    30



    2.2 Игра на уроке музыки как инновационный метод обучения

    34



    Заключение

    49

    Библиографический список

    51

    Введение

    Образование в настоящее время представляет собой сложный процесс, который создает условия для развития и всестороннего становления личности. Задачи гуманизации педагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного обучения, воспитания и развития. Важная роль отводится музыкальному искусству, и исследования многих ученых и педагогов-практиков показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.

    Перед современным художественным, в том числе и музыкальным, образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления. В процессе музыкального образования осуществляется гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

    Музыка −это уникальный путь познания разнообразных эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств и отношений.

    В школе закладывается фундамент музыкальной культуры ребенка, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, вооружение их системой опорных ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающей школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

    Для того, чтобы процесс музыкального образования был результативным, исследователи и педагоги-практики находятся в постоянном поиске эффективных методов, форм и средств обучения и воспитания школьников. Педагогическая наука и практика накопила достаточно форм, методов и средств обучения, традиционные пути могут быть весьма эффективны. Однако требования времени, научно-технический прогресс, социокультурная ситуация побуждают педагогов к творческому поиску в этом направлении. Появляются новые программы и методики, школы стремятся работать в режиме инновационных идей, проектируются новые методы музыкально-эстетического воспитания, создается разветвленная система дополнительного музыкально-эстетического образования. В уроки включаются произведения самых разных направлений и жанров: образцы музыкальной классики, фольклора, авторской песни, джаза, рок-музыки, что помогает установить арки между музыкально-историческими эпохами, стилями, направлениями, жанрами и формами и что особенно важно – острее понять и почувствовать жизненный смысл музыкального искусства. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни также заставляет педагогов использовать их в работе.

    Вероятно, наибольшего эффекта в профессиональной педагогической деятельности достигает тот учитель, который органично сочетает традиционные методы, формы и средства с инновационными.

    Цель исследования: определение содержания традиционных и инновационных методов музыкального образования.

    Объект исследования: процесс музыкального обучения и воспитания школьников на уроке музыки.

    Предмет исследования: применениетрадиционных и инновационных методов музыкального образования на уроках музыки.

    Гипотеза исследования: эффективность уроков будет наиболее высокой, если педагог систематически и целенаправленно применяет традиционные и инновационные методы обучения, учитывает особенности каждого метода, материала урока, применяет их в комплексе, во взаимосвязи.

    Для достижения цели определены следующие задачи:

    - раскрыть содержание традиционных методов обучения в современном образовании;

    - изучить характерные черты специфических методов музыкального обучения;

    - охарактеризовать инновационные методы обучения;

    - обобщить опыт учителей музыки по применению методов музыкального образования.

    Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что материал работы может быть использован студентами во время прохождения педагогической практики, учителями музыки.

    Методы исследования:

    • анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

    • наблюдение;

    • беседа;

    • анализ и обобщение педагогического опыта.


    1 Методы обучения как основная категория дидактики

    1.1 Классификация традиционных методов обучения в современном образовании

    Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос − как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запланированной целью и конечным результатом.

    Метод обучения (от греч. Metodos – буквально "путь к чему-либо") – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Метод обучения является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям [26, с.78].

    О важности методов обучения писал А. В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов».

    В педагогике под понятием «метод» понимается упорядоченный способ деятельности учителя и учащихся для достижения учебно-воспитательных целей. При этом способы учебной деятельности учителя и учащихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. В отдельные периоды развития музыкальной педагогики на первом плане оказывалось обоснование метода как последовательности действий учителя по овладению учащимися учебным материалом. Методы обучения − это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания [26, с. 98 ].

    Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:

    - некие формы движения познавательной деятельности;

    - какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;

    - стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;

    - контроль за процессом обучения;

    - управление познавательной деятельностью учеников;

    - раскрытие содержания знания в учебном заведении.

    Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей педагог хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

    Необходимо отметить, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства можно привести слова Ю. К. Бабанского, который писал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор системы методов обучения (в перцептивном, гносеологическом, логическом, мотивационном, контрольно-регулировочном и др.), тем более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то же время, отведенное на изучение соответствующей темы» [9, с. 125].

    Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

    И. П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые мы рассмотрим подробнее [26, с. 225].

    1. Традиционная классификация методов обучения берет начало в древних философских и педагогических системах и постоянно нуждается в уточнении для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

    2. Классификация методов по назначению (М. А. Данилов,

    Б. П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.

    3. Классификация методов по типу познавательной деятельности

    (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

    4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

    1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

    2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г. И. Щукина, И. Т. Огородникова и др.)

    К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

    Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

    5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М. И. Махмутова построена на сочетании: 1) методов преподавания; 2) методов учения. Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В. Ф. Паламарчук и В. И. Паламарчук.

    6. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком

    Ю. К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

    1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

    2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

    3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

    Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

    - словесные методы, когда источником знаний является устное или печатное слово;

    - наглядные методы, когда источник знаний – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

    - практические методы, когда учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. Остановимся более подробно на особенностях применения каждой из этих групп методов на уроке музыки как уроке искусства.

    Все методы могут применяться на определённом уроке и принимать специфические черты, в том числе и на уроках музыки.

    Ведущее место в системе методов обучения занимают словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой). Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся[26, с. 235]. .

    «Слово учителя, – писал В. А. Сухомлинский, – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу... Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души. Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [29, с. 89].

    Рассказ является монологическим методом изложения учебного материала. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний в логически выстроенной последовательности. Данный метод применяется на всех этапах школьного обучения. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, воображение и мышление. В соответствии с целевыми установками выделяют рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Эффективность данного метода обеспечивается педагогическим мастерством учителя: продуманностью плана и последовательностью изложения материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, приемами сравнения и сопоставления, наличием выводов, доступностью для понимания, продолжительностью работы.

    Объяснение метод словесного изложения понятий и положений, научных доказательств. Применяется при раскрытии слов и понятий, при введении в тему нового материала, изложении теоретических положений. Эффективность метода зависит от глубокого знания научного содержания учебных дисциплин, четкой постановки задач, определения сути проблемы, аргументации и доказательств конкретных данных. Метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами. Более эффективен в средних и старших классах.

    Диалогическим методом изложения материала является метод беседы. Его можно применять на разных этапах урока, в сочетании с другими методами обучения. В древности «мастером» беседы считался древнегреческий ученый Сократ. Данный метод является прекрасным средством для закрепления и проверки изученного материала, а так же для его повторения. Можно выделить следующие виды беседы: вводная беседа; беседа, служащая ознакомлению учащихся с новым материалом; синтезирующая и закрепляющая беседа; контрольная беседа.

    Эффективность метода беседы достигается при выполнении следующих правил: во-первых, задавать вопрос или выдвигать проблему нужно таким образом, чтобы это заинтересовало ученика. Вопросы должны задаваться всему классу. При этом важно удерживать внимание тех ребят, кто не задействован в этом процессе. Чтобы беседа была проведена успешно, учителю необходимо владеть методикой постановки вопроса. Вопросы должны быть простыми и конкретными, их задача — будить мысль учащихся. Если учитель достаточно квалифицирован, то беседа оживит процесс обучения; есть и возможность осуществлять контроль за уровнем знаний. Этот метод способствует развитию правильной, грамотной речи у учеников.

    Лекция применяется для изложения объемного материала в старших классах, может занимать почти все время урока. Исходя из целевых установок, лекция может применяться как для сообщения нового материала, так и для повторения изученного, такой вид называют обзорной лекцией.

    Эффективное восприятие учащимися лекции зависит от высокой концентрации внимания учащихся, умственной зрелости. Учителю же для результативности лекции необходимо учитывать несколько правил:

    -подготовить слушателей к восприятию сообщаемой информации;

    - указать на особенности и последовательность изложения; соблюдать логические связи; формулировать выводы и обобщения; владеть вниманием аудитории; подбирать скорость излагаемого материала.

    Под нагляднымиметодами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении. [26, с. 125].

    Данные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

    метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

    метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

    В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

    Метод иллюстрации характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт.

    Метод демонстраций − включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов и т.д.

    Один из важных видов наглядного метода на уроке музыки является сама музыка, ее звучание, которое предполагает демонстрацию музыкальных произведений. Особенно важно, если музыку исполняют сами дети, например, в процессе хорового пения, вокализации, элементарном музицировании, игре на воображаемых инструментах, пластическом интонировании.

    Активно на уроках музыки применяется наглядно-зрительный метод или метод зрительной наглядности, который заключается в использовании наглядных дидактических пособий, схем, нотных таблиц. Для подготовки детей к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции. Схожие функции на уроках музыки выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку. [4, с.56].

    Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности:

    -прежде всего, надо брать во внимание возраст школьников;

    -во всем должна быть мера, в том числе и при использовании наглядных пособий, т.е. демонстрировать их следует постепенно, в соответствии с моментом урока;

    -наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся;

    -при показе наглядных пособий следует четко выделять основные моменты (главные мысли);

    -прежде чем давать пояснения, их заранее тщательно продумывают;

    -используя наглядные пособия, помните, что они в точности должны соответствовать излагаемому материалу;

    -наглядные пособия призваны побуждать школьников самим искать в них необходимую информацию.

    К практическим методам в общей педагогике относятся методы, направленные на получение информации в процессе действий, формирующих практические умения и навыки. Существует несколько видов практических методов:

    -упражнения;

    -лабораторные работы;

    -практические работы.

    Упражнения - многократные выполнения действий, как устных, так и практических, направленных на повышение их качества и овладение ими. Бывают следующих видов: устные, письменные, графические, учебно-трудовые.

    Еще один вид практических методов − лабораторные работы, т.е. проведение школьниками опытов по заданию и под руководством учителя. При этом используются различные приборы, инструменты и технические средства, с помощью которых ребята изучают какое-то явление.

    Проведение практических работ связано с завершением изучения крупных разделов. Они, обобщая полученные школьниками в процессе обучения знания, одновременно проверяют уровень усвоенности пройденного материала[26, с.167].

    Практические методы активно применяются в сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе должно предшествовать словесное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций сопровождают и сам процесс выполнения работы.

    Активное взаимодействие с музыкой, ее сочинение, воспроизведение в разных формах исполнительской деятельности, моделирование интонационно-звукового процесса – все это по своей сути можно рассматривать как группу практических методов, составляющую диалектическое единство с методом слуховой наглядности. Та же закономерность действует и при восприятии инструментальной музыки детьми. Наиболее эффективно восприятие в том случае, если включается активность не только слуховая, но и зрительная, и моторно-двигательная.

    «Активный и очень важный метод для развития восприятия музыки», по мысли Н. Л. Гродзенской, – это пение. В связи с этим, среди действий, с помощью которых ребенок может отразить воспринимаемую музыку, особое место занимает вокализация, а также пластическое интонирование, нотная, графическая запись. Все это помогает пережить музыку, точнее понять замысел композитора, тверже и быстрее ее запомнить».

    В то же время долгие годы восприятие музыки отождествлялось со слушанием музыки. К активным и приоритетным видам музыкальной деятельности относились хоровое пение, игра на музыкальных инструментах и др. Главным становилось формирование умений и навыков по осуществлению этих видов деятельности [7, с. 59].

    Если говорить о музыкальном образовании, то наиболее рациональным и правильным способом оказывается совместная музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся, направленная на присвоение духовных ценностей музыкальной культуры в единстве деятельности композитора – исполнителя – слушателя. В узком смысле форма здесь выступает как характеристика одной из сторон музыкальной деятельности, связанной с развитием отдельных музыкальных способностей (ритмического слуха, гармонического, полифонического, тембрового слуха и др.), с пением (методы вокально-хоровой работы, например, упражнения-распевания) с освоением музыкальной грамоты, импровизацией, слушанием музыки. Могут быть формы, связанные с тем или иным видом работы (вокализация, метод игры на музыкальных инструментах, упражнения), видом музыкальной деятельности [1, с.102].

    Таким образом, деление методов по источникам знания (словесные, наглядные и практические) вне опоры на природу музыки, приводило к тому, что целостный урок музыки распадался на разделы с соответствующими каждому из них методами. И тогда активной формой становилось лишь практическое действие ученика, связанное либо с пением, либо с игрой на музыкальных инструментах. Интеллектуальная деятельность подменялась пассивным восприятием музыки и словами учителя. Вместо диалога нередко возникал монолог учителя.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта