Выпускная квалификационная работа Традиционные и инновационные методы обучения на уроках музыки
Скачать 280 Kb.
|
1.2 Специфические методы музыкального обучения в процессе музыкального образования Урок музыки – творческий процесс. Многие говорили об этом. Хотелось бы поделиться высказыванием Б. С. Рачиной: «Урок музыки … Вечный дуализм ремесла и творчества, технологии и художественного процесса, форм классно-урочной системы и системы обучения и элементов игры, сказки. Театра! Все это необходимо органично сочетать, синтезировать в одно явление – действо, длящееся 45 минут, придать этому действу форму, определить логику развития. Выстроить драматургию, не теряя непосредственной эмоциональности, вызываемой воздействием музыкального искусства, процессом музицирования» [27, с.11]. Современная социокультурная ситуация выдвигает ряд важнейших проблем, определяющих цели и содержание уроков музыки в общеобразовательной школе, как основной формы массового музыкального образования. Качество современного урока музыки определяется прежде всего оптимальностью решения проблемы рассмотрения каждого урока с точки зрения вхождения в иерархически выстроенную систему музыкального образования. Системный подход к построению целостного содержания предмета «Музыка» строится, прежде всего, на «интонационном подходе» к музыкально-педагогическому процессу, к моделированию музыкально-педагогической деятельности в соответствии со специфическими особенностями музыкального искусства, закономерностями музыкальной драматургии и предполагает выстроенность всей музыкально-педагогической системы по принципу обучающего воспитания. Комплексный подход к содержанию каждого урока музыки позволяет органично сочетать различные виды музыкальной деятельности учащихся. Центром любого урока является личность ребенка, высшей целью, сверхзадачей − развитие личности. [27, с.12]. Урок музыки в силу сочетания разных форм общения с музыкой и взаимодействия внутри неё целям почти всегда является комбинированным. [27, с.13]. Центром любого урока является личность ребенка, высшей целью, сверхзадачей – развитие Личности. Диалог с ребенком, диалогичность и полилогичность всего музыкально-педагогического процесса являются необходимым условием эффективности музыкальной педагогики. Планирование и подготовка урока определяются поиском форм и видов деятельности детей на уроке. Вопрос: «Что, как и когда будут делать дети?» определяет содержание урока, выбор учителем методов работы. Современный урок музыки во главу угла ставит качество воплощения художественно-педагогической идеи.Если учитель воплощает разнообразные идеи, то возникает большое разнообразие типов урока. Урок музыки почти всегда комбинированный, так как на уроках в процессе работы с музыкальным материалом присутствует и освоение нового, и продолжение освоения начатого, и закрепление, и повторение. Основным критерием качества урока является целостность. Она в первую очередь обусловлена интонационной атмосферой урока, выстроенной либо по принципу подобия, либо по принципу контраста. Эффективность музыкально-педагогического процесса обеспечивается алгоритмизацией способов музыкальной учебной деятельности и формирования системы музыкальных ключевых знаний, умений и навыков. Ребенок должен всегда понимать, чему был посвящен урок. И чему он научился сегодня на уроке. Большое значение имеет творческая деятельность детей в области изобразительного искусства, результатом которой является создание иллюстраций к музыкальным произведениям. Литературная творческая деятельность позволяет вербализовать художественные переживания, рождаемые во время общения с музыкальными произведениями, облечь их в форму эссе, сочинения, стихотворения. Содержание урока музыки обогащается при использовании межпредметных связей, интеграции с другими видами искусств при сохранении ведущей роли музыкального искусства. Важное значение имеет насыщение урока высокохудожественным музыкальным материалом, который воспитывает определенное отношение к музыкальному искусству. Наряду с общедидактическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. К специфическим методам музыкального образования относятся: -метод наблюдения за музыкой; метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б. В. Асафьев); -метод сопереживания (Н. А. Ветлугина); -методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский и Э. Б. Абдуллин); -метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев); -метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова); -метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е. Д. Критская и Л. В. Школяр). Ниже мы рассмотрим методы, предложенные Д. Б. Кабалевским в его музыкальной концепции. Авторы современных музыкальных программ, используют эти методы и сегодня. Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее можно лишь методом обобщения. Данный метод направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления. Метод сравнения отвечает важнейшему принципу художественной дидактики, обоснованному Д. Б. Кабалевским принципу «сходства и различия». Использование метода сравнения в музыкальной педагогике позволяет уточнить представление ребенка о характере развития музыкального образа в произведении. Создание проблемных ситуаций в процессе использования метода сравнения, позволяет развивать фантазию ребенка, его образное мышление, что оказывает влияние на процесс формирования его музыкальной культуры. Метод размышления о музыке направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления. Использование данного метода опирается не на усвоение готового знания, а на формирование у ребенка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки, в процессе которых ребенок, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт, воображение, фантазию, интуицию приходит к открытию новых истин. Реализуя данный метод педагог должен побуждать ребенка к осмыслению не только музыки, но и собственного «Я» и окружающего мира. Д. Б. Кабалевский писал: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися». Например можно предложить школьникам подобрать репродукции и стихотворные строки к прослушанному произведению и выстроить беседу- размышление о музыке, на основании подобранного материала. При реализации данного метода должны наглядно ощущаться следующие моменты: во-первых, четко сформулированная учителем задача; во-вторых, постепенное решение этой задачи, совместно с учащимися; в-третьих, выводы, сделанные самими учащимися. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы в процессе обучения (Э. Б. Абдуллин). Этот метод способствует формированию в сознании школьников целостного представления о музыке, содержащегося в самой программе. В содержание музыкального обучения заложены связи ключевых знаний по разным направлениям. Учителю дается возможность не просто закреплять пройденный с учащимися материал, а установить в сознании школьников внутренние логические связи между темами. Основой "забеганий" и "возвращений" служит музыкальный материал. Появляясь в разных темах, одни и те же произведения позволяют, с одной стороны, быстрее усвоить новую тему, а с другой стороны, повторить и закрепить пройденный материал ("Во поле береза стояла", Ария Сусанина, 40-я Симфония Моцарта, Вальс из балета "Золушка" и др.). Но не только музыкальный материал может служить основой "забеганий" и "возвращений". Могут и должны быть использованы внутренние связи между темами. Например: "Три кита" в музыке – песня, танец, марш" – "Куда ведут нас "три кита" – "Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость"; "О чем говорит музыка" – "Что такое музыкальная речь" – "Интонация"–"Развитие музыки" – "Построение (формы) музыки" и т. д. Метод перспективы и ретроспективы очень эффективен для накопления и усвоения частных знаний, когда основой для перспективной линии становитсятворчество какого-либо композитора, музыкальные жанры и формы (колыбельная, вальс, марш, трехчастная форма и т. д. ). Метод создания композиций (Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова) направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения. Используя данный метод, у учащихся возникает большой интерес к музыке, обогащается музыкально-исполнительский опыт. Занятие приобретает игровой элемент. Урок музыки должен быть целостным, обязательно эмоционально окрашенным, восприниматься легко, как бы без усилий. Урок творчества – он сам должен "твориться", быть в чем-то импровизационным, со сквозным развитием, своей завязкой, развитием, кульминацией. Осуществить все это, призван метод эмоциональной драматургии.(Д. Б. Кабалевский, Л. М. Пред-теченская, Э. Б. Абдуллин), который направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса. Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания. (Например, проанализировать содержание балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, сказки И. Ф. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», мультипликационного фильма «Щелкунчик»). Метод «интонационно-стилевого постижения музыки» (Е. Д. Критская), «сочинение сочиненного» (В. О. Усачева), «переинтонирования» (М. С. Красильникова). Данный метод обеспечивает представленность в содержании музыкальных занятий различных пластов музыкальной культуры в интонационно- образных сопоставлениях эпохальных, национальных, индивидуальных стилей. Метод направлен на целенаправленное становление музыкально-слухового опыта школьников на интонационной основе. Развитие интонационно-слухового опыта учащихся лежит в углубленном проникновении каждого произведения. Методы обучения, используемые на уроке музыки, характеризуются на основе трех признаков: направленности (для решения какой задачи они используются), системности (каждый метод есть совокупность элементов, входящих в его структуру), характера взаимодействия субъектов обучения (учителя и учащихся). Характерным и адекватным методом развития эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания. А. А. Мелик-Пашаев отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик воспринимает, сопереживая, находя им аналогии. Таким образом, анализ перечисленных выше методов показывает, что все они имеют четкую ориентацию, многофункциональный характер. Но в то же время разрешение противоречий, существующих в современной практике, требует дальнейшего развития группы методов, направленных на формирование музыкального мышления, музыкального восприятия школьников на интонационной основе, позволяющих ребенку глубже проникнуть в музыку, активнее проявлять себя в музыкальной деятельности [3, с.129]. 1.3 Характеристика инновационных методов обучения Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового. [25, с. 678]. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика − наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация − нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается ни одна наука, в том числе и музыкальное образование. К инновационным методам музыкального обучения можно отнести здоровьесберегающие технологии, проектную деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки, интеграцию в процессе обучения, игровой метод обучения, методы художественно-практической интерпретации. Сегодня перед школой стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный процесс. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья. К направлениям здоровьесберегающих возможностей музыки относятся: музыкотерапия, вокалотерпия, логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арттерапия, музыкально-рациональная психотерапия, терапия творчеством, улыбкотерапия, шумовой оркестр. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности. Поэтому в современной образовательной ситуации остается актуальным вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в эмоциональном развитии учащегося. Метод проектов – педагогическая технология, ориентирована не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования [21, с.89].. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые формы человеческой деятельности в социокультурной среде. Исследовательские проекты, выполненные учащимися в рамках предмета «Музыка», являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируется тематика нескольких предметов – собственно музыки, истории, литературы, иностранного языка, географии, изобразительного искусства, МХК. В проекте взаимодействуют такие формы внеурочной деятельности учащихся, как экскурсии, посещение музеев, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, творческие работы, съемка видеофильмов, литературное творчество. Главные задачи исследовательской проектной деятельности учащихся– развитие интереса к получению музыкально-эстетических и гуманитарных знаний, активизации позитивной мотивации к учению и к исследовательской деятельности, усилению творческой активности учащихся. Использование современных ИКТ-технологий на уроках музыки делает обучение ярким, интересным, запоминающимся для учащихся любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету. С развитие прогресса в мире и в образовании, в школах стали появляться компьютер, мультимедийное оборудование, проектор, экран. Все это дает возможность учителям демонстрировать презентации, разработанные к изучаемым темам, видеофрагменты опер и балетных спектаклей, рок-опер, использовать СD/DVD диски с лучшими образцами классической музыки. Ученикам предоставляется уникальная возможность совершить виртуальные экскурсии по музеям мира, совершить путешествие по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, встретится с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это позволяет реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Формами овладения информационными технологиями на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией. Использование ИКТ-технологий способствует расширению кругозора учащихся, развитию исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, музыкальных способностей детей. ИКТ-технологии на уроках музыки должны применятся таким образом, чтобы не только учитель давал готовый материал, а чтобы и сами дети сами находили информацию о композиторах, музыкальных инструментах, содержании музыкальных терминов, искали портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Все это можно оформить в виде реферата, презентации, доклада. Инновационным методом работы является использование сотовой связи. У многих школьников на сотовых телефонах запрограммированы самые разнообразные фрагменты классической музыки. Получив домашнее задание, определить название фрагмента или композитора, учащиеся с удовольствием выполняют его. Например, задать тему в нотном варианте, которую дети внесут в сотовый телефон и сочинив, таким образом, собственную музыку. К методам и приемам художественно-изобразительной интерпретации отнесены: рисование, абстрактное рисование, составление цветовой гаммы, цветовое моделирование развития музыки, метод создания художественно-смыслового символа музыки, метод создания художественно-музыкальной коллекции. Метод рисования заключается в «перенесении» конкретных зрительных образов, вызванных музыкой, на бумагу. В качестве средств выразительности используются разнообразные краски, фломастеры, цветные карандаши. В результате многократного прослушивания музыки, ребенок постигает ее интонационную сущность. Метод абстрактного рисования. Этот метод имеет много общего с предыдущим, но в отличие от него отражает только общие эмоциональные представления. То есть, абстрактный рисунок выполняется при помощи определенного сочетания цветов, соответствующих интонационному строю, фактуре, тембрам произведения, и линий, отражающих, главным образом, особенности его звуковедения и общий характер. Данный метод доступен любому слушателю. Метод составления цветовой гаммы. Метод может осуществляться как посредством рисования, так и при помощи выбора из имеющихся карточек. Само составление цветовой гаммы можно выполнить мысленно или посредством записи словесных характеристик, что позволяет использовать в работе максимальное количество оттенков. Метод цветового моделирования развития музыки направлен на изображение музыкального образа в развитии. Точнее говоря, на бумаге возникает зрительная модель драматургии произведения, отражающая изменения интонаций, фактуры, звуковедения, динамики, темпа, кульминаций, смену частей и т.д. Для постижения формы произведения, его характера и образа используется метод цветовое моделирование. С помощью цвета можно нарисовать форму произведения. Например, слушая трехчастное произведение, дети определили, что 1 и 3 части одинаковые (быстрые), а средняя протяжная, распевная. Можно предложить им фигурки из цветного картона, и они посторят трехчастную форму. Согласно методу создания художественно-смыслового символа музыки, восприятие музыки должно быть направлено на то, чтобы постичь ее глубинный смысл, то есть – ведущую художественную идею, замысел автора. Использовать данный метод более целесообразно при работе с программными произведениями. Метод создания художественно-музыкальной коллекции. Данный метод отличается от предыдущих тем, что реципиент создает художественно-изобразительную интерпретацию музыкального образа не собственными силами, а использует для этого готовые произведения профессиональных художников, близкие музыкальным по теме, интонационному строю, стилю и т.д. К одному музыкальному произведению может быть подобрано несколько репродукций картин или качественных иллюстраций. В результате создается целая коллекция, которая позволяет реципиенту лучше прочувствовать музыкальный образ. Инновационным методом обучения является игровой метод. Рассмотрим этот метод подробнее. Как метод обучения игру использовали с древности. В современной школе игровая деятельность выступает в качестве самостоятельных технологий. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения [4, с.56]. Способы использования игры на уроках, игровые формы и методики предлагают Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Н. Л. Грозденская, В. И. Петрушин. В настоящее время в практике общеобразовательной школы на уроках музыки стала чаще появляться деятельность, основанная на игровой ситуации. Если учителя будут играть с учениками в игры (скандировать, сочинять, петь, хлопать, топать, играть на муз. инструментах), то даже не заметят, как при этом учащиеся овладеют многими музыкальными навыками. Музыкальная игра реализует следующие задачи: - развивает слуховое, зрительное, тактильное восприятие; - развивает моторику; -обучает речевым, певческим навыкам; -формирует умственные умения и действия; -воспитывает общую музыкальную культуру; -развивает внимание, память, мышление. Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, творческое мышление, воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармонической личности. Существует большое количество игровых методов обучения. Перечислим те, которые наиболее часто используют на уроках: вокальная импровизация, ритмодекламация, музыкально-дидактические игры, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия. Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные методы обучения в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.
|