. Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ. . Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования
Скачать 116.33 Kb.
|
1.2 Психолого-педагогические особенности процесса формирования художественно-эстетического развития младших школьниковДля развития всесторонней личности и формировании духовности лучшим средством считается художественно – эстетическое развитие. Подрастающее поколение просто необходимо приобщать к высоко – духовным ценностям. Лучшим время для таково воспитания является младший школьный возраст. Ведь именно в этот период ребёнок активно развивается. Он учится общаться со сверстниками, находит общий язык с коллективом, так же, именно в этот период он активно проявляет свою любознательность. Как писал в своих трудах Л.С. Выготский, в младшем школьном возрасте происходит формирование всех нравственных качеств в человеке. Поэтому так важно в этот период взросления формировать в ребёнке художественно-эстетическое развитие. Все эти задачи решаются в начальной общеобразовательной школе. Все предметы в школе имеют познавательную и воспитательную направленность. Уроки музыки также имеют огромное значение в развитии духовной личности. Они формируют эстетическую культуру у учащихся, формируют чувство вкуса, прививают любовь к искусству, развивают положительные душевные качества в характере ребёнка. Путём целенаправленного и систематического воздействия на ученика посредством музыки, ребёнок становится добрым, чутким, отзывчивым, добрым. Музыка, конечно же, облагораживает человека, делает его чутким и духовным. Всем известно, что чем раньше начинать заниматься с ребёнком музыкой, тем лучше будут развиваться его музыкальные способности. Младшие школьники очень любознательны, в них живёт большая потребность в создании прекрасного. Музыкальные занятия пробуждают в них желание творить, учиться и развиваться. В этот период очень легко развить в ребёнке необходимые умения и навыки. В этом возрасте, благодаря урокам музыки, максимально можно развить в ребёнке высокие духовные качества и художественно-эстетический интерес. Это и является основной задачей каждого учителя музыки. Также, решением данного вопроса занимались известные педагоги, психологи, писатели, философы, эстетики, искусствоведы, социологи и композиторы. Развить в ребёнке чувство прекрасного, видеть красоту вокруг, хотеть творить, развиваться в творчестве, быть добрым человеком, все эти качества можно и необходимо развивать посредством музыки и музыкальных занятий. Развить положительные качества в характере ребёнка является главной задачей любого педагога, учителя музыки. Также, основная и главная задача учителя музыки в начальных классах является развитие интереса и любви к музыке, чтобы дети научились наслаждаться музыкой, развивали в себе чувство эстетизма. Конечно же, детям в младшем школьном возрасте ещё сложно воспринимать уроки музыки полноценно. Но всё же они проявляют большой интерес к каждому услышанному звуку, сказанному учителем слову. Они учатся определять настроение услышанной композиции, учатся высказывать свои суждения о музыке, легко могут определить средства музыкальной выразительности. Всё это является благородной почвой для художественно-эстетического развития. Воспитание, образование и развитие учеников на уроках музыки осуществляется в полной взаимосвязи учителя и ученика. Это является главным принципом в музыкальной педагогике. Для осуществления художественно-эстетического развития на проводимых уроках по музыке, нужно создать необходимые условия, при которых данная задача будет успешно решена. На основе изучения музыкальной литературы и опыта профессиональных учителей по музыке можно выделить ряд основных педагогических условий, при которых будет успешно формироваться художественно-эстетическое развитие младших школьников: - сделать урок целенаправленным , целью которого является формирование эстетического развития. - выделить чёткую структуру урока в соответствии с изучаемым материалом; - при подготовки к уроку нужно правильно выбрать художественный материал, и соответствующие ему методы и приёмы обучения; - учитель должен знать и понимать специфику каждого класса и особенности каждого ученика, понимать певческие и музыкальные способности каждого ребёнка и коллектива в целом; - работа учителя на уроке музыке может быть специально направлена на развитие художественно-эстетического воспитания; - учителем должна вестись целенаправленная и систематическая работа для достижения поставленной цели; -на уроке должна быть создана специальная психологическая ситуация, когда дети знакомятся с новым произведением; - учитель должен и сам обладать эстетической образованностью, обладать чувствительностью эстетического характера; - также и сами родители должны влиять на эстетические интересы детей; - радио и различные телевизионные передачи также могут влиять на формирование и развитие эстетических чувств у учеников; Два последних условия, конечно же, не имеют прямого отношения к урокам музыки, но всё - таки сильно влияют на отношение ребёнка к музыке, музыкальным произведениям и отношение к композиторам. Ведь всё, что окружает ребёнка косвенно влияет на его развитие. Одним самых важных педагогическим условием развития музыкально – эстетической культуры у ребёнка является то, насколько творчески организован музыкальный урок, на котором происходит изложение художественного материала. На уроке должна, несомненно, присутствовать идейная направленность, а также особое внимание должно уделяться нравственному воспитанию ребёнка. Ведь жизнь и искусство имеет прямую взаимосвязь. Чем больше ребёнок будет заинтересован искусством и творчеством, тем насыщенней и радостней будет его жизнь. Каждый школьник сумеет видеть прекрасный мир вокруг себя. На уроке должны присутствовать и теоретические, и практические занятия. Каждый учитель музыки должен обладать необходимыми навыками и умениями, уметь на уроках использовать свои знания для решения поставленных задач. Также каждый учитель должен быть профессионалом в своём деле, уверенно владеть музыкальным инструментом, он должен уметь и петь, и играть, и уметь поражать своим творчеством детей. Детям должно быть на уроке интересно. У учителя музыки должен быть певческий голос, он должен уметь захватывающе и интересно рассказывать о мире музыки. Уметь вводить детей в мир большого искусства. Конечно же, для развития художественного - эстетического воспитания у младшего школьника, работы одного учителя совсем недостаточно. Кабинет, где проходят музыкальные занятия, также должен быть оборудован по всем требованиям. В музыкальном классе должны присутствовать картины известных композиторов, должно быть множество музыкальных инструментов, музыкальной литературы, комплекты нот, книги и журналы по музыке, нотные сборники, а также звукозаписывающая аппаратура и многое другое. Только тогда каждый ребёнок сможет по настоящему проникнуть в мир искусства и начать проявлять собственный интерес к музыке. Технические средства обучения на уроке музыки дают детям возможность услышать подлинное звучание разных инструментов, голосов, ансамблей, оркестров, помогают понять всю великую силу и красоту музыкального искусства. Учитель музыки должен знать, что занятия по музыкально – эстетическому воспитанию должно проходить в приятной атмосфере. Обстановка на занятиях должна быть спокойной, творческой и непринуждённой. А взаимодействие учителя и учеников должно быть продуктивным. Осуществляя художественно-эстетическое развитие на уроках музыки, учитель должен уметь создать на уроке правильный психологический настрой. Так, например, в состоянии эмоционального подъёма дети могут испытывать радостное ощущение. Так, например, эмоциональный рассказ учителя, который производит на детей большое впечатление, способен значительно повысить настроение детей. А печальная музыка погрузит детей в состояние задумчивости и уныния. Любой предмет в школе, и тем более урок по музыке, должен соответствовать специальным дидактическим требованиям. Исходя из особенностей, из которых состоит музыкальный урок, можно выделить следующие дидактические требования: 1. Содержательность музыкального материала, его эмоциональность, разнообразие, гибкость приемов и методов музыкальной работы, живой темп урока, опора на связь музыки с жизнью. 2. Четкость основной учебной цели, целенаправленность песенного и слушательного репертуара, подчиненность всех методов музыкальной работы единой теме урока. 3. Целенаправленный подбор музыкального материала для каждого урока в зависимости от целей музыкально-эстетического воспитания. 4. Продуманный отбор наиболее эффективных приемов и методов музыкальной работы для каждого вида музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений и т.д.). 5. Организация учащихся на уроках (разделение на голоса, выявление групп по музыкальным интересам, склонностям и др.). 6. Работа учителя с отстающими в певческом отношении учащимися, пропустившими ряд уроков музыки. 7. Сочетание коллективной и индивидуальной формы работы как в певческой деятельности, так и в деятельности по слушанию музыки и другим разделам. 8. Организационная четкость работы, единство построения уроков музыки, единство музыкальных требований к учащимся, единство певческой установки и т.д. 9. Неразрывность образовательных и воспитательных задач, выражающихся в подборе соответствующего музыкального репертуара, направленного на формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников. Проводимые уроки музыки в школе являются важной частью в системе воспитания младших школьников. Посредством данных уроков у детей развиваются и обогащаются их творческие способности, происходит формирование эстетических чувств. Дети учатся понимать музыку, воспринимать её. У детей открываются музыкальные способности, происходит раскрытие их талантов. Младшие школьники начинают интересоваться музыкальным искусством, они учатся видеть в жизни красивые вещи, любуются природой. А также у младшие школьники становятся добрее, заботливее, и более чувствительны. Такие уроки могут проводиться как на уроке, так и во время внеурочной и внеучебной деятельности. Для достижения стойкого результата такие уроки должны быть систематическими и последовательными. Хороший результат в развитии у детей художественно-эстетического воспитания достигается только тогда, когда этому уделяется достаточное время не только со стороны учителя, ну и со стороны родителей и педагогического коллектива, и в системе всего образования. Занятия по музыке должны быть доступные для каждого ребёнка, для того, чтобы эти уроки смогли обогатить душу каждого ребёнка, наполнить её радостью и чувством прекрасного, и чувством наслаждения. Мир музыки и звуков является важнейшим средством в формировании и развитии духовной культуры каждого ребёнка в начальной школе. Выводы по I главе |