. Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ. . Диплом.ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования
Скачать 116.33 Kb.
|
2 балла – средний уровень. Воспроизведение метра с одним-двумя нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом). 1 балл – низкий уровень. Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов. 2. Диагностика звуковысотного чувства При определении звуковысотного чувства мы исходили из того, что сформированность звуковысотного чувства – это адекватное ощущение соотношения высоты звуков. Игра-тест «Кот и котенок» Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства. Описание игры-теста. Учитель.Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется, например, звук «до первой октавы), а так – котенок (исполняется более высокий звук, например «ля» первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок? Критерии оценки. 3 балла – высокий уровень. 2 балла – средний уровень. 1 балл – низкий уровень. 3. Диагностика чувства тембра Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука. Дидактическая игра-тест «Тембровые прятки» Цель: выявить уровень развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии. Стимулирующий материал: музыкальные инструменты – фортепиано, ксилофон, металлофон, треугольник, бубен. Описание игры-теста. Учитель. Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос исполнял мелодию в первый раз, во второй, третий и так далее. Критерии оценки. 3 балла – высокий уровень. Адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8-10 предъявленных фрагментов. 2 балла – средний уровень. Адекватное определение тембра первых семи исполняемых фрагментов. 1 балл – слабый уровень. Адекватное определение тембров первых трех фрагментов. 4. Диагностика динамического слуха При определении уровня развития динамического слуха у школьников мы исходили из того, что чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания. 5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку Игра-тест «Музыкальная палитра» Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку. Описание игры-теста Учитель. Давай поиграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, что ты представляешь во время ее звучания? 1-й вариант задания: подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки. 2-й вариант задания: какие образы-картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? 3-й вариант задания: двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось увидеть себя во время звучания музыки. Для тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Сладкая греза» - нежно, ласково, мягко, чутко; «Баба Яга» - тревожно, сердито, враждебно; «Болезнь куклы» - жалобно, огорченно, скорбно; Критерии оценки. 3 балла (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок самостоятельно может выразить словами свои переживания. 2 балла (за каждый музыкальный фрагмент) - если у ребенка есть не большие затруднения, но все же выражает свои переживания. 1 балл (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента. Приложение 3 Результат тестирования (диагностики)
Рисунок 1. Приложение 4 Результат программы «Семь веселые нот»
Рисунок 2. 79% средний 21% высокий Список использованной литературы (Программа «Семь веселых нот») 1. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе// Семья и школа, 1991. № 1. 2. Гладунцова М. А., Замятина И. А., Школяр В. А., Школяр Л. В-Музыкальное искусство. 1 класс. Программа и методика. М., 1994. 3. Горюнова Л. Музыка — дети — учитель//Музыка в школе, 1987. № 1. 4. Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе (1-4 классы). М., 1962. 5. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. 6. Кабалевский Д. Б. Воспитание сердца и ума. М., 1981. 7. Кадобнова И. В., Усачева В. О. и др. Искусство слышать: Учебно-методический комплект. М., 1994. 8. Корнеева О. В. Музыкальное эсперанто для 1-3 класса ДМШ. Петрозаводск, 2001. (Дипломная работа) 9. Кругликова Е. Г. Методические рекомендации по предмету «Слушание музыки» для средних специальных музыкальных школ. М., 1988. 10. Лисянская Е.Б. Методические рекомендации по предмету «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ. М., 1990. 11. Радынова О. Слушание музыки//Дошкольное воспитание, 1987. №3, 5; 1988. № 7, 10. 12. Царева Н. А. Слушание музыки: Методическое пособие. М., 2002. 13. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2002. 14. Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии, 2004 и 2005 г. 15. Сайт Всероссийского Интернет-фестиваля педагогических идей «Открытый урок», издательский дом «Первое сентября», г. Москва |