Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение

  • Заключение

  • Объект

  • Глава 1 §1. Становление жанра реквиема

  • §2. Особенности французского реквиема

  • Форе Реквием. Диплом Березиной Даши Документ Microsoft Offic. Реквием г. Форе к проблеме трактовки жанра


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеРеквием г. Форе к проблеме трактовки жанра
    АнкорФоре Реквием
    Дата12.05.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДиплом Березиной Даши Документ Microsoft Offic.doc
    ТипДиплом
    #525642
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»
    Факультет искусств

    Кафедра хорового дирижирования

    РЕКВИЕМ Г. ФОРЕ: К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА

    Дипломная работа

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
    ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»
    Факультет искусств

    Кафедра хорового дирижирования
    РЕКВИЕМ Г. ФОРЕ: К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА

    Дипломная работа

    по специальности 070105 «Дирижирование»

    специализации «Дирижирование академическим хором»


    Исполнитель: студентка гр. АХ-53

    Березина Дарья Евгеньевна

    Научный руководитель:

    преподаватель Макина А. В.

    Допущена к защите

    «___» _____________2011 г.

    Зав. кафедрой __________

    Пермь 2011

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………..4
    Глава 1…………………………………………………………………………….6

    §1. Становление жанра реквиема ………………………………………………..6

    §2. Особенности французского реквиема……………………………………...13
    Глава 2…………………………………………………………………………...17

    §1. Обзор хорового творчества Г. Форе………………………………………..17

    §2. Реквием Г. Форе: особенности трактовки жанра………………………….20
    Заключение……………………………………………………………………...26

    Список использованных источников………………………………………..28

    Приложение «Список реквиемов от XV в. до XX в.»……………………...31

    Перевод текста реквиема Г. Форе…………………………………………....44

    Введение

    Габриель Форе (1845-1924) является связующим звеном между композиторами XIX и XX веков, тончайший и поэтичнейший французский композитор, воспитавший целое поколение выдающихся музыкантов (М. Равель, Ф. Шмит, Дж. Энеску, Л. Обер и др.). Творчество Форе внесло значительный вклад во французскую музыку второй половины XIX и начала XX века. Оно связывает эпоху Сен-Санса и Франка с эпохой Дебюсси и Равеля. Вполне традиционное отношение к форме, фактуре, музыкальному театру сочеталось у Форе с индивидуальными приёмами ладогармонического мышления. Его гармонический язык, обогащённый старинными ладами и многочисленными модуляциями, а также тонкими оттенками лирических настроений подготавливали открытие музыкального стиля импрессионизма. Французские критики высоко оценивают благородство мелодического стиля Форе, содержательность, чистоту его музыки.

    К сожалению, творчество Форе мало известно за пределами его страны. Долгое время Габриель Форе даже на родине считался всего лишь приятным и изысканным «салонным музыкантом». Благодаря Обществу друзей Габриеля Форе, основанному в 1935 г., его творчество стало доступным широкой аудитории.

    Несмотря на все усилия многочисленных исследований, количество музыковедческих работ, посвящённых хоровому творчеству Габриеля Форе, ограничено. Даже специализированные учебные пособия содержат минимум информации. Поэтому обращение в нашей работы к творчеству Габриеля Форе весьма актуально. Также остаётся открытым вопрос об определении композитора к плеяде мастеров XIX или XX веков.

    Габриеля Форе нельзя назвать хоровым композитором: произведения для хора в творчестве композитора занимают отнюдь не первое место. Поэтому весьма интересно обращение композитора к жанру реквиема, интересна сама трактовка Габриелем Форе этого жанра.

    Объект – хоровая музыка Г. Форе. Предмет работыжанр реквиема в творчестве Г. Форе. Цель – рассмотреть некоторые стилистические особенности хорового письма Форе в жанре реквием.

    Задачи работы:

    1. Изучить жанр реквиема (понятие, история становления, структура и т.д.).

    2. Совершить обзор хорового творчества Габриеля Форе.

    3. Изучить хоровые жанры в творчестве Форе.

    4. Рассмотреть особенности хорового стиля Форе.

    5. Раскрыть проблему трактовки жанра реквиема в творчестве Габриеля Форе.

    В ходе работы были использованы следующие методы:

    1. Изучение хороведческой, музыковедческой, справочной литературы и интернет-источников.

    2. Прослушивание хоровых произведений Форе.

    3. Хоровой и музыкально-теоретический анализ сочинений Форе (работа с нотным текстом).


    Глава 1

    §1. Становление жанра реквиема

    …Но думаю, что перед лицом смерти (неизбежной),

    о которой думает каждый в той или иной мере

    и с той или иной степенью притворного бодрячества

    или страха, у человека бурлят чувства

    в самой наивысшей степени. И, следовательно,

    реквиемы - наивысшее достижение

    в деятельности композиторов

    Реквием (от начальных слов латинского текста Requiem aeternam) представляет собой траурную заупокойную мессу. Имеет второе название Missa pro difunctis – месса о мёртвых. Месса – это вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма (и жанр) на канонический текст, посвящённый основным догматам западно-христианской церкви. Текст мессы – на латинском языке. Месса состоит из двух частей: подвижная часть (проприй), в которую включены песнопения, изменяемые в зависимости от праздника и времени церковного года, и неподвижная часть (ординарий). Части проприя и ординария следуют в определённом порядке. Также в мессу входят молитвы и отрывки из Священного писания, читаемые и речитируемые. Структура мессы изложена в работах Т. С. Зиновьевой, История хорового творчества зарубежных композиторов.

    Наиболее полная схема мессы представлена в учебном пособии Т. Кюрегян «Музыкальная форма XVII-XIX вв.» [см. об этом: 9. С. 1-6]:

    Таблица 1. Структура мессы

    Ординарий (лат. ordinarius – обычный)

    Проприй (лат. proprius – собственный, отличительный)

    Пение

    Речитация

    Пение

    Речитация



    Kyrie eleison (Господи, помилуй)

    Gloria (слава)

    Credo (верую)

    Sanctus (Свят)

    Agnus Dei (Агнец Божий)

    Ite missa est (или Benedictus – благословен)


    Praefatio (приготовление)
    Pater noster (Отче наш)

    Introitus (вход, вступление)

    Gradual (graduale, от gradus – ступень)

    Alleluia (греч. «Хвалите Господа») или Tractus (по скорбным дням), иногда Sequentia

    Offertorium (приношение)

    Communio (общность, единение, причастие)



    Collecta (общая молитва)

    Epistola (чтение из апостольского послания)

    Evangelium (чтение из Евангелия)


    Secreta (молитва о дарах)


    Oratio (молитва дня)

    Postcommunio



    Строение реквиема (таблица 2) несколько отличается от обычной мессы: отсутствуют части Gloria, Credo, на месте Alleluia находится тракт с секвенцией Dies irae (День гнева) на текст средневековой секвенции о Страшном суде. Структура реквиема была канонизирована в 1570 г. (Тридентский собор).


    Таблица 2. Структура реквиема


    Пение

    Речитация

    Интроит «Requiem aeternam done eis, Domine» (Вечный покой даруй им, Господи)

    Kyrie eleison


    Градуал «Requiem aeternem»

    Тракт «Absolve Domine» (Освободи, Господи)

    Секвенция «Dies irae» (День гнева)
    Офферторий «Domine Jesu Christe» (Господи Иисусе Христе)
    Sanctus

    Коммунио «Lux aeterna» (Вечный свет)

    Посткоммунио

    Collecta (общая молитва)

    Epistola (чтение из апостольского послания)

    Evangelium (чтение из Евангелия)

    Secreta (молитва о дарах)


    В реквиеме также допустимо более мелкое членение частей и перестановка последовательности основных частей. Изначально реквием, как и месса, сформировался из мелодий григорианского хорала, исполняющихся в унисон. С XV века появились первые многоголосные обработки канонизированных мелодий реквиема [см. об этом: 5. С. 33-42]. Реквием Дюфаи (текст которого не сохранился) является первым реквиемом такого типа, созданным профессиональным композитором. Дошедший до наших дней самый ранний реквием, принадлежит Окегему (см. Приложение).

    Вплоть до XVI века реквием исполняли хором без сопровождения (реквиемы Орландо Лассо, Палестрины). Дж. Габриели впервые ввёл струнный оркестр в фактуру реквиема. В XVII-XVIII веках реквием оформился как крупное циклическое произведение на подобии кантаты или оратории для хора, солистов и оркестра, сочинявшееся независимо от хоральных мелодий. Составляющие содержание реквиема размышления о жизни и смерти, величественная фантастика картин Страшного суда привлекали внимание многих композиторов, создавших замечательные образцы этого жанра (реквиемы Моцарта, Керубини, Берлиоза, Шумана, Брамса, Верди и др.).

    Величайшим образцом жанра является реквием Моцарта (d-moll). В своём сочинении Моцарт соединил черты, идущие от Баха (двойная фуга, изобразительность в передаче текста и т.д.), Генделя (яркая декоративность Dies irae, лаконичность тематизма в фугах), и черты будущей эпохи романтизма («блуждающие» гармонии в Confutatis; тема фугато с ниспадающими септимами в Domine Jesu, присущими Р. Шуману). Реквием раскрыл богатейшую гамму чувств, глубокие размышления о вечных вопросах, всегда волнующих человека. Моцарт расширяет структуру реквиема до двенадцати частей, которые объединяются тематически и интонационно (поступенное движение начальной темы, мелодические ходы по ступеням трезвучия и др.).

    Жанр реквиема всё больше приобретает некультовое, светское значение и исполняется в концертных залах. В XIX в. реквиемы создавали следующие композиторы: Ф. Шуберт (1818), Г. Берлиоз (1837), Р. Шуман (1849, 1852), А. Брукнер (1849), Ф. Лист (1868), И. Брамс (1868), Дж. Верди (1874), К. Сен-Санс (1878), Г. Форе (1888), А. Дворжак (1890), Ш. Гуно (1893). Реквием каждого из этих великих композиторов индивидуален, неповторим и по-новому раскрывает сам жанр цикла.

    Р. Шуман первым создал реквием не по каноническому латинскому тексту. В 1849 году он написал «Реквием Миньоне» для солистов, хора и оркестра на стихи из «Вильгельма Мейстера» В. Гёте. В 1952 году Шуман создал традиционный канонический реквием.

    Ф. Лист сочинил реквием для мужских голосов с органом, в котором он «пытался придать смерти подлинно христианский, вселяющий надежду, характер» [цит. по: 5. С. 37]. Чтобы воплотить задуманное, композитор изменил структуру произведения: он заканчивает реквием не традиционной последней частью «Agnus Dei», а картиной Страшного суда с просветлением по окончании части.

    И. Брамс в том же 1868 году продолжает нововведения Р. Шумана и создаёт «Немецкий Реквием» не на канонический латинский текст, а на тексты из Библии в переводе Лютера на немецком языке. Тексты из Библии, книги пророков, Евангелия композитор выбрал свободно, раскрывая идею любви, сочувствия к тем, кто потерял своих близких.

    Не уступающий по значению сочинению Моцарта, реквием Верди впервые прозвучал в 1874 году. Реквием был посвящён памяти друга – поэта и романиста Алессандро Мандзони. В произведении чувствуется театральность, присущая всему творчеству оперного композитора. Главный образ реквиема – образ человека, стоящего на пороге смерти, мужественно переносящего неизбежный страх и скорбь.

    Многочисленное обращение композиторов к жанру реквиема на рубеже веков было не удивительно, так как на стыке столетий люди серьёзней задумываются о будущем и настоящем, анализируют прошлое и ожидают перемен, не всегда в хорошую сторону (философский труд О. Шпенглера «Закат Европы»).

    XX столетие было неспокойным: войны, революции, природные катаклизмы. Философская проблематика жизни и смерти, скорбь, смирение и в то же время протест против насилия, заложенные в тексте и музыке жанра реквиема, привлекают многих композиторов XX столетия. Появляются иные разновидности реквиема. Каждый композитор как творец нового мира создаёт свой вариант реквиема, всё больше уходящий от традиций.

    В XX веке в жанре реквиема работали: М. Регер (1915), К. Вейля (1928), П. Хиндемит (1946), Б. Бриттен (1962), Д. Мийо (1963), П. Дессау (1964), Д. Лигетти (1965), Б. Циммерман (1969), А. Иосифов (1973), К. Пендерецкий (1984), Э. Уэббер (1985), М. Теодоракис (1999).

    «Военный Реквием» Бриттена посвящён четырём его друзьям, погибшим на войне. По сути, это сочинение посвящено памяти жертв всех войн. В этом произведении канонический латинский текст чередуется с антивоенными стихами Уилфрида Оуэна (английского поэта, участника и жертвы первой мировой войны). Реквием Бриттена имеет черты театральности, мистерии: солисты-мужчины (тенор и бас) поют от лица двух убитых на войне солдат. В их репликах заключена основная идея произведения: недопустимость войны. Таким образом, переплетение канонического текста и человеческих живых стихотворений Оуена создают не объективный абстрактный внеличный образ скорби, а вносит в произведение особую остроту, трагедийность, придаёт современный смысл реквиему. Сам композитор писал: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах. В нём много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому реквием обращён к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны» [цит. по: 5. С. 40].

    Современные композиторы не остановились только на уходе от традиционного текста, но и применяют новейшие музыкально-выразительные средства: додекафонная техника, сонористические эффекты, пуантилизм, мощные электронные звучания, импульсивные метро-ритмические формулы, отличающие образный строй джазовой и рок-музыки. [см. об этом: 5. С. 40-42].

    Отечественные композиторы не остались в стороне, своеобразными «русскими Реквиемами» являются кантата С. Танеева «Иоанн Дамаскин», где в качестве основной темы взят православный похоронный напев «Со святыми упокой», и «Братское поминовение» А. Кастальского (памяти погибших в первой мировой войне), с использованием православных, католических и других культовых напевов. Монументальные траурные произведения создали советские композиторы: Д. Кабалевский («Симфония-Реквием памяти В. И. Ленина», «Реквием памяти героев Отечественной войны»), М. Юдин («Реквием памяти С. М. Кирова»), Ю. Левитин («Реквием памяти павших героев»), Г. Свиридов («Концерт памяти Юрлова») и др. На канонический латинский текст написаны реквиемы И. Стравинского, И. Пицетти (для хора a' cappella), А. Шнитке. Авторами реквиемов являются и ныне здравствующие композиторы: Владимир Дашкевич (р. 1934), написавший музыку на слова одноименного стихотворного цикла Анны Ахматовой, Вячеслав Артёмов (р. 1940), С. Слонимский (р. 1932).

    Жанр реквиема прошёл большой путь и в идейно смысловом, и в музыкальном отношении, преобразовался от простой монодии до монументального вокально-циклического произведения, стал не только объективным выражением общечеловеческих мыслей о смерти и жизни, но и своеобразным завещанием композиторов своим слушателям.

    §2. Особенности французского реквиема
    Музыкальное оформление заупокойной мессы складывалось веками и проделало огромный путь развития: от одноголосия к многоголосию, от мужских голосов к смешанному составу с участием солистов, от пения a’ cappella к пению с инструментальным сопровождением. Органное по преимуществу инструментальное сопровождение с течением времени сменилось оркестровым и стало более значительным. Церковный стиль XVII-XVIII вв. всё более изменялся под влиянием светской инструментальной и оперной музыки. Переломным в этом отношении стал XIX век. Творческая индивидуальность композиторов XIX века деформирует музыкальные формы и жанры. Жанр реквиема, развиваясь в лоне церковной заупокойной мессы, постепенно приобретает облик концертного музыкального жанра.

    XIX век в музыкальной жизни Франции богат важными достижениями: формирование направления романтизма во французской культуре; в 30-е – 40-е годы XIX века появление жанра большой оперы; основание в 1828 г. «Общества концертов Парижской консерватории»; пропаганда современного симфонического творчества; во второй половине века – развитие и преобладание в музыкальной культуре легких жанров; развитие парижской оперетты в творчестве Ж. Оффенбаха; становление жанра лирической оперы в творчестве Ш. Гуно; развитие жанра балета (Л. Делиб) [см. об этом: 6. С. 35-36].

    В XIX веке возрождается интерес к старинным жанрам французской хоровой и камерной музыки. С целью пропаганды лучших творений старинных французских мастеров, в 1892 г. была организована «Певческая ассоциация», через два года состоялось открытие нового учебного заведения «Schola cantorum» («Певческая школа») с целью возрождения старинной церковной музыки и создания национального репертуара. В этот период жанр реквиема стал популярнее всех других разновидностей мессы (Керубини, Берлиоз, Гуно, Сен-Санс, Форе) [см. об этом: 6. С. 35-36].

    Луиджи Керубини (1760-1842) – итальянский и французский композитор, большую часть жизни прожил в Париже (с 1788 г.). Композитор создал 2 реквиема (для смешанного и для мужского хора с оркестром). В реквиеме №1 (до минор) для хора и оркестра (1815-1816) отсутствуют сольные партии, это характерная особенность данного реквиема – отказ от концертных элементов. Он исполнялся на похоронах Бетховена, который видел в этом сочинении единственно возможный образец для подражания.

    Гектор Берлиоз (1803-1869) в 1837 году создал монументальный реквием в духе французской революционно-героической музыки, посвящённой памяти жертв революции 1830 года. Композитор задумал свой реквием как торжественно-траурную церемонию, прославляющую погибших героев, их гражданскую и воинскую доблесть [см. об этом: 5. С. 36-37]. Он считал реквием вершиной своего творчества: «Если бы мне угрожала гибель всех моих произведений, я просил бы пощады для Реквиема». Стиль реквиема Берлиоза глубоко своеобразен, в нём «объединяются все особенности композитора» [цит. по: 23. С. 240]. Общий стиль реквиема эмоциональный, романтический и более драматический, чем религиозный. Берлиоз истолковал текст реквиема как текст драматического произведения, стремясь выразить его поэтический характер, а не литургический смысл [см. об этом: 23. С. 242]. Поэтому его реквием театрален, полон острых и причудливых контрастов. С одной стороны – это громовые возгласы четырёх оркестров меди в Tuba mirum, с другой – проникновенное, скорбящее соло тенора в Sanctus. При этом композитор добивается единства целого, используя родственные мелодии и гармонии, повторяющиеся формы.

    Реквием Берлиоза написан для огромного исполнительского состава: 50 скрипок, 20 альтов, 20 виолончелей, 18 контрабасов, 4 флейты, 4 гобоя, 4 кларнета, 8 фаготов, 12 валторн, хор не менее 200 человек. Для исполнения Tuba mirum композитор увеличил духовую группу до 38 труб и тромбонов, разделённых на четыре оркестра и расположенных в четырёх точках, усилил группу ударных до восьми пар литавр, четырёх тамтамов и десяти тарелок [см. об этом: 23. С. 117]. Монументальный характер реквиема Берлиоз также подчёркнут отсутствием партии солистов, даже партию тенора соло в Sanctus он предлагал исполнять десятью голосами.

    Шарль Гуно (1818-1893) занимал одно из самых почетных мест среди композиторов XIX века. Композитор был верующим человеком и часто обращался в своём творчестве к церковной музыке: мессы, духовные оратории, кантаты и, наконец, реквиемы. Он создал три реквиема, ораторию-трилогию «Смерть и жизнь» (1886), в композицию которой, как составная часть, также вошел реквием. Реквием 1893 года стал последним произведением композитора. Он был посвящен памяти внука и закончен за три дня до смерти композитора. Ave Maria – вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно – вдохновлено прелюдией до мажор И. С. Баха. Изучение музыки Палестрины и других композиторов, а также работа с большим хором, известным под названием «Орфеон» (1852-1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом. Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало его техническому мастерству. Его хоровые сочинения отличаются использованием удобной тесситуры, divisi в мужских партиях, преобладанием гармонической фактуры, также применением унисонов. В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли [см. об этом: 7].

    Камиль Сен-Санс (1835-1921) – французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель. К числу больших хоровых произведений Сен-Санса принадлежат 2 мессы, реквием, духовная опера «Потоп», Рождественская оратория [см. об этом: 20. С. 108]. В 1878 году композитор создал реквием для солистов, хора и оркестра (соч. 54) памяти ушедшего из жизни мецената Альбера Либона, поддержавшего его в трудный период жизни. Сен-Санс, будучи атеистом, обращался к жанрам духовной музыки лишь по служебной обязанности. Реквием стал исключением: лаконичный, строгий, по своей структуре соответствующий традиционной заупокойной мессе в церкви. Он совсем не похож на монументальные реквиемы Берлиоза и Верди, более светские и экспрессивные концертные сочинения. Реквием Сен-Санса прозрачней и легче по письму, отличается сдержанностью и небанальной простотой, в нём много тихих эпизодов.

    Завершает плеяду самых ярких реквиемов французских композиторов XIX века реквием Габриеля Форе. Более подробно мы рассмотрим его в следующей главе.

    В целом, можно выделить основные черты французского реквиема: удобство использования голосов, преобладание гармонической фактуры и мелодического развития, изысканность в выборе музыкальных средств, прозрачность хоровой фактуры, преобладание чистых тембров, выразительность интонации, изящество, изысканный вкус. Французские композиторы XIX века создавали реквиемы в основном в традициях канонической заупокойной мессы


      1   2   3


    написать администратору сайта