Главная страница
Навигация по странице:

  • B7:D9

  • Рынок икт. Рынок ИКТ лабы. Решение систем линейных уравнений с помощью теоремы Крамера и с помощью обратной матрицы. Решение систем линейных уравнений методом ЖорданаГаусса. Построение экономикоматематической модели межотраслевого баланса модель затратывыпуск


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеРешение систем линейных уравнений с помощью теоремы Крамера и с помощью обратной матрицы. Решение систем линейных уравнений методом ЖорданаГаусса. Построение экономикоматематической модели межотраслевого баланса модель затратывыпуск
    АнкорРынок икт
    Дата20.12.2021
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРынок ИКТ лабы.pdf
    ТипЛабораторная работа
    #311067
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    3. Решение систем линейных уравнений методом Жордана-Гаусса. Рассмотрим систему m линейных уравнений с n неизвестными
    a
    11
    x
    1
    + a
    12
    x
    2
    + ... + a
    1n
    x
    n
    = b
    1
    ,
    a
    21
    x
    1
    + a
    22
    x
    2
    + ... + a
    2n
    x
    n
    = b
    2
    ,
    a
    m1
    x
    1
    + a
    m2
    x
    2
    + ... + a
    m1n
    x
    n
    = b
    m
    (1) Решением системы линейных уравнений называется совокупность n чисел α
    1
    ,
    α
    2
    ,…,α
    n
    , таких, что при подстановке их вместо неизвестных каждое уравнение обращается в тождество. Система линейных уравнений называется совместной, если существует хотя бы одно ее решение. Система, не имеющая ни одного решения, называется несовместной. Совместные системы подразделяются на определенные, имеющие единственное решение, и неопределенные, имеющие бесконечное множество решений. Каждой системе линейных уравнений поставим в соответствие матрицу А из коэффициентов и расширенную матрицу


    , полученную присоединением к матрице А столбца свободных членов

    20




    A
    A
    A
    A
    n
    a
    11
    A =
    a
    21
    a
    12
    a
    22
    a
    1n

    a
    2n

    a
    11
    a
    21
    a
    12
    a
    22
    a
    1n
    a
    2n
    b
    1

    b
    2


    ... ;    A = 
    .


    a
    a
    ... a


    a
    a

    ... a b

    m1
    m2
    mn


    m1
    m2
    mn
    m
     Вопрос о совместности системы линейных уравнений решается теоремой
    Кронекера-Капелли: система линейных уравнений совместна тогда и только тогда, когда ранг расширенной матрицы
    равен рангу матрицы А, те. когда r(

    ) = А.
    A
    A На основании теоремы Кронекера-Капелли имеем
    1. Если r(

    ) ≠ А, то система несовместна.
    2. Если r(

    ) = А, то система совместна. В этом случае r уравнений системы линейно независимы, остальные m-r уравнений являются их линейной комбинацией. Поэтому в системе оставляем лишь r уравнений, коэффициенты при неизвестных которых составляют базисный минор. В результате получим r линейных уравнений с r неизвестными. Если r = n, то система имеет единственное решение. Если r < n, то система имеет бесконечное множество решений, те. является неопределенной. Число свободных переменных равно n - r. Метод Жордана-Гаусса применяется для решения системы m линейных уравнений с n неизвестными вида

    a
    ij
    x
    j
    = b
    i
    ,i = 1,..., m.
    j =1 Над строками расширенной матрицы преобразования
    • перестановка любых двух уравнений
    осуществляем следующие
    • умножение обеих частей одного из уравнений на любое отличное от нуля число
    • прибавление к обеим частям одного уравнения соответствующих частей другого, умноженных на любое число, отличное от нуля
    • вычеркивание нулевой строки (уравнения с нулевыми коэффициентами и свободным членом, равным 0). Можно показать, что элементарные преобразования переводят данную систему уравнений в эквивалентную систему. Две системы линейных уравнений называются эквивалентными, или равносильными, если каждое решение первой системы (если они существуют) является решением второй, и наоборот. Соответствующие расширенные матрицы также называются эквивалентными. При практическом решении системы линейных уравнений методом Жордана- Гаусса последовательно над строками матрицы А выполняют элементарные преобразования, так что некоторое неизвестное исключается из всех уравнений, кроме одного, те. в составе расширенной матрицы формируется единичная матрица. В процессе решения могут встретиться следующие случаи.
    1. Будет получена матрица

    , эквивалентная матрице А, в левой части некоторой строки ее стоят нули, а в правой - число, отличное от нуля, что соответствует уравнению
    0 * X
    1
    + 0 * X
    2
    + … + 0 * X
    n
    = b i
    (b i
    ≠ 0).

    21



    r



    0

    n
    0
     Это признак несовместности системы (1), те. система не имеет решений.
    2. В результате преобразований получилась матрица вида
     1 0


    0 1 0 b
    1
     
    0 b
    A =




    0 2

    .
    1 b  В этом случае система (1) - совместная, определенная и имеет единственное решение Х = b
    1
    , Х = b
    2
    , Х = b n
    3. На некотором этапе получилась расширенная матрица вида



    0 1
    ... 0
    ... 0
    a
    1

    r +1
    a
    a
    1

    n
    a
    b
    1
     
    b
    A =


    2r +1 2n
    2

    .


    ... 1 a
    r

    r+1
    ... a
    r

    n
    b
    r
      Система совместна и имеет бесчисленное множество решений. Общее решение системы можно записать в виде
    x
    1
    = b
    1
     − a
    1

    r +1
    x
    r +1
    − ... − a
    1

    n
    x
    n
    x
    2
    = b
    2
     − a
    2

    r +1
    x
    r +1
    − ... − a
    2

    n
    x
    n
    x
    r
    = b
    r
     − a
    r

    r+1
    x
    r +1
    − ... − a
    r

    n
    x
    n Придавая каждой из стоящих в правых частях равенств переменных Х, Х,
    ..., X
    n произвольные значения, будем получать частные решения системы. Неизвестные Х, Х, ..., Х называются базисными, или основными, они соответствуют линейно-независимым векторам A
    1
    , ...,А
    r
    Таким образом, любые r переменных называются базисными основными, если определитель матрицы коэффициентов при них отличен от нуля, а остальные
    (n-r) переменных называются свободными, или неосновными. Базисным решением системы уравнений называется частное решение, в котором неосновные переменные имеют нулевые значения. Каждому разбиению на основные и неосновные переменные соответствует одно базисное решение, а количество способов разбиения не превышает величины С
    n!
    m!(n m)! Если все компоненты базисного решения неотрицательны, то такое решение называется опорным. Пример 9. Решить методом Жордана-Гаусса систему линейных уравнений
    X
    1
    + X
    2
    + 2X
    3
    = -1,
    2X
    1
    - X
    2
    + 2X
    3
    = -4,
    4X
    1
    + X
    2
    + 4X
    3
    = -2. Решение. Составим расширенную матрицу
    0 1 0

    22
    A

    11 0
    22 22 0
    A
    0

    A

    2


    0


    0


    (0)
     1

    =  2


    1 2 −1 

    −1 2 − 4.
    1 4 − 2

    1 Итерация. В качестве направляющего элемента выбираем элемент
    a
    (0)
    = 1
    . Преобразуем первый столбец в единичный. Для этого ко второй и третьей строкам прибавляем первую строку, соответственно умноженную на - 2 и - 4. Получим матрицу
     1 1

    (1)

    2 −1

    A =
     0 − 3 − 2 − 2.

    − 3 − 4 2 
    2 Итерация. Выбираем направляющий элемент
    a
    (1)
    = −3
    . Так как
    a
    (1)
     1
    , то делим вторую строку на -3. Затем умножаем вторую строку на 1 и 3 и складываем соответственно с первой и третьей строками. Получим матрицу

    (2)
     1 0

    4 3 − 5 3

    A
    =  0 1 2 3 2 3 

    − 2 4 
    3 Итерация. Выбираем направляющий элемент
    a
    (2)
    = −2
    . Так как
    a
    (2)
     1
    , то делим третью
    33 33 строку на -2. Преобразуем третий столбец в единичный. Для этого умножаем третью строку на - 4/3 и -2/3 и складываем соответственно с первой и второй строками. Получим матрицу

    (3)
    1 0

    =  0 1 0 1 

    0 2


    1 − 2
     откуда X
    1
    = 1, X
    2
    = 2, X
    3
    = -2. Пример 10. Решить методом Жордана-Гаусса систему линейных уравнений
    X
    1
    - X
    2
    + X
    3
    - X
    4
    = 4,
    X
    1
    + X
    2
    + 2X
    3
    + 3X
    4
    = 8,
    2X
    1
    + 4X
    2
    + 5X
    3
    + 10X
    4
    = 20,
    2X
    1
    - 4X
    2
    + X
    3
    - 6X
    4
    = 4. Решение. Расширенная матрица имеет вид
     1


    (0)
    =
     1


     Применяя элементарные преобразования, получим
    4 2
    −1 1 −1 4  
    1 2
    3 8

    4 5 10 20
    ,

    − 4 1 − 6 4  

    23

    A

    0 0

    A

    1 6
    11
    A







    (1)
     1 −1 1

     0 2 1
    −1 4 

    4 4

    A =


    6 3
    12 12
    ,

    (2)

    − 2
    1

    =
     0



    −1 − 4 − 4 Исходная система эквивалентна следующей системе уравнений
    X
    1
    - 3X
    2
    X
    4
    = 0,
    2X
    2
    + X
    3
    + 4X
    4
    = 4. Общее решение имеет вид
    X
    1
    = 3X
    2
    + 5X
    4
    ,
    X
    3
    = 4 – 2X
    2
    – Найдем базисные решения. Для этого полагаем Х = 0, Х = 0, тогда X
    1
    = 0, Х 4. Базисное решение имеет вид (0, 0, 4, 0). Получим другое базисное решение. Для этого в качестве свободных неизвестных примем Хи Х. Выразим неизвестные Хи Х через неизвестные Хи Х
    X
    1
    = 6 – 1.5X
    2
    – X
    4
    X
    2
    = 2 – 0.5X
    3
    – Тогда базисное решение примет вид (6, 2, 0, 0). Пример 11. Решить методом Жордана-Гаусса систему линейных уравнений
    X
    1
    + 2X
    2
    + 2X
    3
    + 22X
    4
    – 4X
    5
    = 11,
    X
    1
    + 2X
    2
    + X
    3
    + 16X
    4
    – 4X
    5
    = 9,
    X
    1
    + X
    2
    + X
    3
    + 12X
    4
    – 2X
    5
    = 6. Решение. Составим расширенную матрицу
    1 Итерация.

    (0)
    1 2
    =

    1 2
     1 2 22 1 16 1 12
    − 4 11

    − 4 9 
    − 2
     В качестве направляющего элемента выбираем элемент
    a
    (0)
    = 1
    . Преобразуем первый столбец в единичный. Для этого ко второй и третьей строкам прибавляем первую строку, умноженную на -1. Получим матрицу

    (1)
    1
    =

    0


    2 2
    0
    −1
    −1 −1 22
    − 6
    −10
    − 4 11 
    0
    − 2

    2
    − 5
    0 0
    0
    − 3 2
    0 1
    − 5 4
    0

    4

    0 0
    0 0

    0 0
    0 0


    24 32
    A

    0 22 22
    A

    0 3
    5



    2 Итерация. Выбираем направляющий элемент
    a
    (1)
    = −1
    . Умножаем третью строку на -1. Преобразуем второй столбец в единичный. Для этого к первой строке прибавляем третью строку, умноженную на -2. Получим матрицу

    (2)
    1

    =

    0





    3 Итерация. Выбираем направляющий элемент
    a
    (2)
    = −1
    . Так как
    a
    (2)
     1
    , то умножаем вторую строку на -1. Преобразуем третий столбец в единичный. Для этого вторую строку складываем с третьей. Получим матрицу

    (3)
    1 0 0 2
    =

    0 0 1 6

    1 0 4 0
    1


    0 2

    − 2
     Исходная система эквивалентна следующей системе уравнений
    X
    1
    + 2X
    4
    = 1,
    X
    3
    + 6X
    4
    = 2,
    X
    2
    + 4X
    4
    - 2X
    5
    = 3. Общее решение имеет вид
    X
    1
    = 1 – 2X
    4
    ,
    X
    2
    = 3 – 4X
    4
    + 2X
    5
    ,
    X
    1
    = 2 – Переменные Х, Х, X
    3
    , являются основными или базисными. Любое частное решение получается из общего путем придания конкретных значений свободным переменным. Если свободные переменные Хи Х положить равными нулю, то получим первое базисное решение Х = 1, X
    2
    = 3,X
    3
    = 2, X
    4
    = 0, X
    5
    = 0. чем Первое базисное решение имеет вид (1, 3, 2, 0, 0). Общее число групп основных переменных, те. базисных решений, не более
    C
    3
    =
    n!
    =
    m!(n m)!
    5!
    3!(5 − 3)!
    = 1* 2 * 3* 4 * 5 = 10 1* 2 * 3*1* 2 Решение примера 11 в EXCEL В среде EXCEL общее число групп можно определить с помощью функции
    ЧИСЛКОМБ.
    ЧИСЛКОМБ - возвращает количество комбинаций для заданного числа объектов. Функция ЧИСЛКОМБ используется для определения числа всех возможных сочетаний объектов в группы. Синтаксис

    ЧИСЛКОМБ (число число_выбранных)
    0 0
    2 0
    1 0
    −1 − 6 0 − 2 1 −1 −10 2 5

    25 Число - это число объектов.
    Число_выбранных - это число объектов в каждой комбинации.
    • Числовые аргументы усекаются до целых.
    • Если любой из аргументов не число, то ЧИСЛКОМБ возвращает значение ошибки ИМЯ.
    • Если число < 0 или число_выбранных < 0, или число < число_выбранных, то функция ЧИСЛКОМБ возвращает значение ошибки ЧИСЛО.
    • Комбинацией считается любое множество или подмножество объектов, безотносительно к их порядку. Комбинации отличаются от перестановок, для которых порядок существенен.
    • Число комбинаций определяется следующим образом, где число равно n и число_выбранных равно k:
    n
      =
    k
    P
    k ,n
    k! =
    n!
    k!(n k)! где
     
    P
    k ,n
    = n!
    (n k)! На рисунке 15 показано, как использовать функцию ЧИСЛКОМБ. Рисунок 15 - Число сочетаний из 5 по 3 равно 10. В нашем примере число базисных решений равно 7, так как три группы переменных третья, седьмая и девятая - не могут быть базисными, потому что определитель матрицы коэффициентов при них равен нулю (см. таблицу 1). Рассмотрим по шагам получение всех базисных решений с помощью EXCEL, начиная с первого Х, Х, X
    3 1. Матрица коэффициентов при Х, Х, X
    3
    ,

    26 1
    1 0
    1

    1 2 2


    1 2 1 



     находится в ячейках B7:D9, выделен диапазон для размещения обратной матрицы
    B11:D13, введена формула для вычислений (рисунок 16). Рисунок 16 - Выделен диапазон для размещения обратной матрицы в ячейках
    B11:D13, введена формула для вычислений.
    2. Затем следует нажать клавиши CTRL+SHIFT+ENTER. В диапазоне B11:D13 размещена обратная матрица (рисунок 17):
    − 1

     0


    0 2


    1 1

    − 1  Рисунок 17 - В диапазоне B11:D13 размещена обратная матрица.
    1

    27 3. Для получения решения системы уравнений необходимо умножить
    11 полученную обратную матрицу на вектор-столбец свободных членов
     
    9
    . На
     

    6 
      рисунке 18 показан выделенный диапазон для результата умножения и введена функция. Затем следует нажать клавиши CTRL+SHIFT+ENTER. Рисунок 18 - Умножение обратной матрицы на вектор-столбец свободных членов. В диапазоне F11:F13 получено первое базисное решение системы уравнений Х = 1, Х = 2, X
    3
    = 2, Х = 0, Х = 0 (рисунок 19). Рисунок - В диапазоне F11:F13 получено решение. Для получения второго базисного решения для переменных Х, Х, выполняем указанную последовательность действий (рисунок 20).

    28 Второе базисное решение имеет вид (0.333; 1.667; 0; 0.333; 0). Рисунок 20 - Получено второе базисное решение. Для третьей группы переменных Х, Х, X
    5
    нельзя найти базисное решение, потому что определитель равен нулю (рисунок 21). Рисунок 21 - В ячейке В результат выполнения функции МОПРЕД - определитель равен нулю. В таблице 1 содержатся результаты вычислений по всем 10 группам переменных, те. результат решения примера 11. Шестой столбец таблицы содержит базисные решения. Таблица 1 - Результаты вычислений по 10 группам переменных
    1 2
    3 4
    5 6
    X1
    X2
    X3
    X4
    X5 1
    2 2
    22
    -4 11 1
    2 1
    16
    -4 9
    1 1
    1 12
    -2 6
    1)
    X1
    X2
    X3 1
    2 2
    1 2
    1 1
    1 1
    -1 0
    2 1
    0 1
    -1 3
    1
    -1 0
    2

    29 Продолжение таблицы 1 1
    2 3
    4 5
    6 2)
    X1
    X2
    X4 1
    2 22 1
    2 16 1
    1 12
    -1.33333 0.333333 2
    0.3333
    -0.66667 1.666667
    -1 1.6667 0.166667
    -0.16667 0
    0.3333 3)
    X1
    X2
    X5 1
    2
    -4 1
    2
    -4 1
    1
    -2 ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО определитель 4)
    X1
    X3
    X4 1
    2 22 1
    1 16 1
    1 12
    -1
    -0.5 2.5
    -0.5 1
    -2.5 1.5
    -2.5 0
    0.25
    -0.25 0.75 5)
    X1
    X4
    X5 1
    22
    -4 1
    16
    -4 1
    12
    -2
    -1.33333 0.333333 2
    0.333333 0.166667
    -0.16667 0
    0.333333 0.333333
    -0.83333 0.5
    -0.8333 6)
    X2
    X3
    X4 2
    2 22 2
    1 16 1
    1 12 2
    1
    -5 1
    4
    -1
    -6
    -1
    -0.5 0
    1 0.5

    30 Продолжение таблицы 1 1
    2 3
    4 5
    6 7)
    X2
    X3
    X5 2
    2
    -4 2
    1
    -4 1
    1
    -2 ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО определитель 8)
    X3
    X4
    X5 2
    22
    -4 1
    16
    -4 1
    12
    -2 4
    -1
    -6
    -1
    -0.5 0
    1 0.5
    -1
    -0.5 2.5
    -0.5 9)
    X2
    X4
    X5 2
    22
    -4 2
    16
    -4 1
    12
    -2 ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО ЧИСЛО определитель 10)
    X1
    X3
    X5 1
    2
    -4 1
    1
    -4 1
    1
    -2
    -1 0
    2 1
    1
    -1 0
    2 0
    -0.5 0.5
    -1.5
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта