Эстетика речи. Республики молдова академия музыки, театра и изобразительных искусств
Скачать 29.13 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ИССЛЕДОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ Факультет: Музыкальное искусство Кафедра Музыкальной педагогики Специальность: 0114.12 — Музыка Чобан Анастасия ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ Реферат Научный руководитель: Евгения Богату Доктор, Преподаватель университета Кишинёв, 2022 Оглавление Введение……………………………………………………………..3 Глава 1. Стилевая манера и выразительность речи……………….4 Глава 2. Эстетические качества речи………………………………6 Заключение…………………………………………………………..9 Список используемой литературы…………………………………11 Введение Рано или поздно, а я думаю, что очень скоро, эстетика языка будет признана наукой. . . Я. А. Ларин (1922) Для всех очевидно и неоспоримо, что человеческая речь возникла н существует для целей общения людей. Но в обыденной жизни трудно представить себе передачу мыслей (как устную, так н письменную) в чистом виде, то есть лишенную отношения говорящего или пишущего к своему высказыванию. Сообщая ту или иную информацию, мы чаще всего стремимся внушить слушателям или читателям свою оценку ее, свое восприятие, чтобы вызвать сопереживание. Напрашивается вывод: для того чтобы приобщить собеседника к своей оценке того или иного явления, говорящий не может быть безразличным к форме высказывания, то есть к языку. Напротив, он более или менее сознательно подбирает соответствующие слова, их порядок, интонации. Если же речь будет состоять из стершихся, невыразительных словосочетаний, однообразных по интонации, она не достигнет цели, то есть не затронет слушателя. Речь, как мы знаем, может быть бедной, невыразительной и даже уродливой, но может быть богатой, проникновенной и прекрасной. Смысловое богатство, заключенное в лексике, ее эстетические качества раскрываются лишь в связной речи – в соединении слов и устойчивых сочетаний с другими словами и словосочетаниями внутри предложения, в соединении предложений между собой. Язык же, как замечал А. С. Пушкин, «неистощим в соединении слов». Целью данной работы является определение эстетических качеств речи. В связи с поставленной целью, возникает необходимость в решении ряда задач: - рассмотреть общее понятие эстетических функций и качеств в лингвистике; - определить сущность воздействия эстетических качеств на человека. Объект исследования – эстетические качества речи. Предметом исследования в данной работе выдвигается вопрос о рассмотрения языка в его эстетической функции. Глава 1. Стилевая манера и выразительность речи Прежде чем раскрыть эстетические качества речи следует отметить, что речь выполняет две важнейшие функции: первое - служит средством общения между людьми; второе – речь является средством мышления, развивает внутреннюю речь человека, тем самым, происходит внутренний беззвучный речевой процесс. С его помощью человек мыслит про себя. В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (процесс говорения и слушания) и письменную (письмо и чтение). А слово «эстетика» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Другими словами, эстетика означает прекрасное в природе, прекрасное в общественной жизни. Под эстетическими качествами речи имеется в виду богатство, выразительность, точность и другие её качества. Речи воспитанной личности присущи именно эти качества. Речь человека можно подразделить на следующие «виды»: разговорная (обыкновенная беседа между людьми), деловая (например, общение по работе), публичная (выступление с трибуны), художественная (речь на сцене) или приветственная речь, речь прокурора и т.д. При этом каждый из этих «видов» речи должен обладать совокупностью эстетических качеств. Под эстетическими качествами речи понимают стилевую манеру и выразительность речи. Стилевая манера, в свою очередь, имеет ряд элементов разнообразия: это – увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Перед выступлением, например, на заседании, написанный текст лучше следует обязательно прочитать вслух или проговаривать «про себя». Таким образом, интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т.д. Хорошо подготовленное выступление будет цельным, выразительным и будет положительно воспринят аудиторией. Неподготовленное выступление носит монотонный, однообразный ритм и в результате тяжело воспринимается слушателями. Или, например, слишком быстрая манера разговора тоже не способствует лучшему пониманию речи. Поэтому родители, учителя должны понимать серьезность воспитания у детей такого качества, как манера речи. Выразительность речи, как эстетическое качество речи, состоит из разнообразных изобразительно-выразительных средств. К ним относятся метафора, эпитет, гипербола (преувеличение), сравнение, антитеза (противопоставление), градация, повтор и т.д. Из них, метафора представляет собой перенос свойств одного предмета (явления или события) на другой на основании признака, общего для обоих. Олицетворение – это вид метафоры, означающий перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Эпитет – это образное определение (метафорическое прилагательное), который подчеркивает в данный момент признак предмета, тем самым, придает речи особую выразительность. Гипербола (преувеличение) – это образное выражение, которое придает чрезмерное преувеличение предмету, событию, явлению или действию. Существует также противоположное значение гиперболы – это литота (словесное преуменьшение или умаление). Следующие средство разнообразия речи – сравнение. В данном случае один предмет, событие, лицо сравнивается с другим предметом, событием или лицом; выявляется у них общий признак. К эстетическим качествам речи относится также антитеза, означающая противопоставление. Это особенно важно, если человек выступает как оратор. Игра в значении слов тоже относится к эстетическому качеству речи. Такое средство называется каламбуром. Следующим выразительным средством речи является риторический вопрос (или риторическая фигура). Он представляет собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. По сути, на риторический вопрос ответ не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В целом, можно еще продолжить подобные выразительные средства, украшающие нашу речь (повтор, градация, синтаксический параллелизм и т.д.). Глава 2. Эстетические качества речи К другой «группе» эстетических качеств речи относятся её содержательность, точность, понятность, чистота и некоторые другие качества. Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». В данном случае пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор. Отсюда следуют предупреждения, определяющие отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь – думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах выражаются озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления, а точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы, например, русского языка, его правила. Таким образом, точность речи определяется рядом положений: знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи. Среди требований, предъявляемых к языку, к речи говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Чистота речи означает отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь такие слова, как: «так сказать», «значит», «вот», «собственно говоря», «видите ли», «понятно», «да», «так», «понимаете» и другие. На самом деле это производит не очень приятное впечатление. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, такие лишние слова психологически действуют на слушателей. Основной причиной появления в речи слов-сорняков являются волнение во время беседы, выступления, лекции, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, безусловно, бедность словарного запаса говорящего. Эстетические качества речи подчеркивают также её структура, свойства и особенности. В совокупности они могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Такие особенности речевой структуры называются выразительными. В формировании выразительности речи важную роль играют самостоятельность мышления, деятельность сознания автора речи. Если думать, например, только о шпаргалке и чувствовать по шаблону и стандарту, то такое шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют в формировании речи человека выразительности. Второе условие – это неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет. Третье условие – хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Четвертое условие – хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей, так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Пятое условие – систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь. Из совокупности эстетических качеств речи выделяют богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего. Это во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Каким может быть словарный запас человека? Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. Если взять словарный состав гениального поэта А.С. Пушкина, в своих произведениях и письмах он употреблял более 21 тыс. слов, причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Данный факт свидетельствует об исключительном богатстве словаря великого поэта. У некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Таким образом, современный человек должен иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Заключение Красота речи – понятие многоплановое; это совокупность особенностей речи, где особую роль играют её эстетические качества: стилевая манера, выражающаяся в различных интонационных контурах; это и выразительность речи, которая состоит из разнообразных изобразительно-выразительных средств: метафор, эпитетов, гиперболы, сравнений, антитез, градаций, повторов и т.д.; они придают речи эффективность, яркость, красоту. Содержательность, точность, понятность, чистота и некоторые другие качества речи способствуют поддержанию её богатства, чистоты, лаконичности, избежанию обыденности. В целом, богатая эстетическими качествами речь будет только положительно воздействовать не только на разум, но и на чувства, на воображение слушателей; образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Советский лингвист и литературовед, доктор филологических наук Г.О.Винокур говорил: «Наряду с задачей писать и говорить грамотно, правильно, так, как велит, как требует данная культурная среда, существует и другая задача: писать и говорить умело, мастерски, как пишут и говорят мастера, художники речи. Первое отличие такой мастерской речи от речи просто правильной заключается в ее активности, в ее творческом характере». Конечно, сегодня еще рано предъявлять требования к каждому говорящему, чтобы он стал художником слова. Это можно рассматривать лишь как идеал. Но активно, творчески относиться ко всякому делу, в том числе и к речи, – настоятельная необходимость. Следовательно, каждому человеку надо постоянно расширять языковой диапазон, выбирать лингвистические средства, наиболее точно и ясно отражающие мысли и чувства человека в данной ситуации, повседневно пополнять свои знания в области языка, и в частности – в области стилистики, а также развивать свой вкус, то есть способность чувствовать красоту словесной формы. Список используемой литературы НИКОЛАЕВА В. В. Эстетика языка и речи. Ленинград: Издательство Знание, 1979. 40 с. ВАСИЛЬЕВА, А. Н. Основы культуры речи. М., 2001. 248 с. https://www.skachatreferat.ru/referaty/Эстетические-Качества-Речи/84529283.html https://knowledge.allbest.ru/languages/2c0b65635a2ad69a5d53b88521216d37_0.html |